СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса.

Просмотр содержимого документа
«ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА 9 класс»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №119 с углублённым изучением английского языка

Калининского района Санкт-Петербурга


РАЗРАБОТАНА и ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ №119Калининского района Санкт-Петербурга

«08» июня 2018 г.



УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 119

_________ Г.А.Грицова

Приказ № _172_

от «01»сентября 2018 г.




Дополнительная образовательная программа

«ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА»

для учащихся 9-х классов

Возраст детей: 14-15 лет

Срок обучения 1 год



Составитель: ПАТРУШЕВА Фларида Сагадатовна







Санкт-Петербург

2018










Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» для 9 класса составлена на основе следующих документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФКГОС)

3. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.М.Разумовская, В.И.Капинос, С.И.Львова, Г.А.Богданова, В.В.Львов/ М.: Дрофа, 2018.

4. Учебный план ГБОУ СОШ №119 Калининского района Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», «Программы для общеобразовательных учреждений: русский язык. «Методических рекомендаций к учебнику «Русский язык» под ред. М.М.Разумовской», учебника «Русский язык. 9 класс» под редакцией М.М.Разумовской. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Содержание курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» представлена в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Цели обучения

Курс «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

-коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

-интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

-организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты изучения курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате изучения курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» ученик должен знать:

-изученные разделы науки о языке; смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы; основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

- уметь объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста; опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: адекватно понимать информацию устного сообщения; читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план); осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений); свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета); соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

Формы обучения: фронтальная, групповая (в том числе и работа в парах), индивидуальная.

Традиционные методы обучения: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, комплексная работа с текстами разных стилей), наглядные методы (наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями), практические методы. Рабочая программа курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» предполагает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий с целью формирования и развития навыков самостоятельной работы школьников.

Формы уроков по курсу «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА».

В 9 классе проводятся уроки основных типов в рамках традиционного обучения: урок усвоения  новых знаний; урок повторения и закрепления изученного; урок повторительно-обобщающий; урок развития речи; урок – практикум; комбинированный урок; урок контроля.

Формы внеурочной деятельности по предмету:

Проектная деятельность (с элементами исследования),  конкурсы и олимпиады.

Технологии: информационно-коммуникативная, проблемно-деятельностная, игровые, интегрированного обучения. Виды и формы промежуточного, итогового контроля (Согласно Уставу, локальному акту «Положение о системе оценивания учащихся, форме, порядке и периодичности текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся». Формы проведения аттестации: зачет, собеседование, защита реферата, защита творческой работы, тестирование, итоговая контрольная работа. Промежуточный контроль освоения программы осуществляется в форме: контрольные и срезовые работ рейтинговые проверочные работы. Диагностика творческих достижений учащихся осуществляется в форме: олимпиады (школьные, районные и т.д.); презентации. Итоговый контроль освоения программы осуществляется через контрольные и срезовые работы, тестирование.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности.

ИТАК, содержание дополнительного курса соответствует требованиям ФГОС, целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения. Согласно учебному плану ГБОУ СОШ №119 на изучение курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА» в 9 классе отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.

ЛИТЕРАТУРА

Для учащихся:

  1. Русский язык. 9 кл.::учебник/ М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов; под ред.М.М. Разумовской, П.А.Леканта. – 5-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2018.

  2. Дейнека А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. М., Дрофа, 2007.

  3. Угловатова Т.Е., Русский язык. 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. М., Просвещение, 2012.

  4. Егораева Г.Т., Русский язык. ГИА 9 класс. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2012.

  5. И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева, Г.Т. Егораева. Русский язык. ГИА 9. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2013.

  6. Русский язык Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку 9 класс Дрофа Москва 2016. Автор-составитель: Пахнова Т.М.

Для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 кл.»* М.М.Разумовская. С.И.Львова, В.И.Капинос; Под ред. М.М.Разумовской.- 2-е изд.,М,: Дрофа, 2015

  2. Программы элективных курсов. русский язык. литература.9-11 классы.- М.: Айрис-прессс,2007- Профильное обучение

  3. Соловьёва Н.Н. полный справочник по русскому языку/ Н.Н. Соловьёва.-М.: ООО «Издательство Оникс»: 2010

 Словари и справочники:

  1.  Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб., отд. изд-ва «Просвещение», 1994, 271с

  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др., М., Рус.яз., 1994, с. 586.

  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика (для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.

  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.

  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов

  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.

  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  9. Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

  10. Мультимедийные пособия.

  11. Электронный репетитор-тренажер «Наставник».

  12. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 9 класс.  Посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся.  Кирилл и Мефодий.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

  1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал : «Русский язык»

  2. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  3. WWW.scool.edu.ru

  4. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  5. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  6. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

  7. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

  8.  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

  9.  http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      

  10.  http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 

  11. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

  12. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  13. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  14.  http://www.openclass.ru/ 

Календарно – тематическое планирование курса «ПРАКТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА»


№ п/п

Тема занятия

Форма занятий

Виды деятельности

Дата/план

Дата/факт


1.

Понятие о стилистике и функциональных стилях речи

Мини-лекция, практикум

Работа с текстами разных стилей

3.10



2-3.

Особенности работы с текстами разговорного стиля. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ сочинений.

10.10

17.10



4-5

Особенности работы с текстами научного стиля; создание сочинения научного стиля

Анализ текстов

Комплексный анализ текстов научного стиля

24.10-31.10



6-7

Особенности работы с текстами официально-делового стиля

Мини- лекция, практикум

Работа с текстом, создание текстов официально-делового стиля

7.11

14.11



8-9

Особенности работы с текстами публицистического стиля. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёмов ИСКЛЮЧЕНИЯ и ОБОБЩЕНИЯ.

Практикум. Сжатое изложение текста

Работа с текстом, создание текста; устное высказывание на нравственно-этическую тему (монолог)

21.11

28.11



10-11

Особенности работы с текстами художественного стиля. Приемы сжатия текста. Отработка приёма УПРОЩЕНИЯ

Мини-лекция, практикум

Комплексная работа с текстом, создание текста сочинения

5.12

12.12



12-13

Понятие о типах речи. Структура сочинения на морально – эстетическую тему.

Мини-лекция, практикум

Работа с текстом, создание текста – сочинение на морально – эстетическую тему.

19.12

26.12



14-15

Компоненты текста. Сочинение – рассуждение на морально – эстетическую тему.

Практикум

Создание текста: учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения; учимся аргументировать.

9.01

16.01



16

Стилистическое использование лексических единиц. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения на морально – эстетическую тему.

Практикум

Анализ текстов: значение слова, его многозначность, стилистическая окраска. Фразеологизмы и их роль в тексте

23.01



17

Стилистическое использование словообразования. Критерии оценивания и структура сочинения. Тезис и аргументы.

Мини-лекция, практикум

Стилистическое использование частей речи Элементы сочинения.

30.01



18-19

Средства речевой выразительности. Сочинение – рассуждение. Учимся писать вывод.

Практикум

Анализ средств выразительности.

Комплексный анализ текста: метафора, эпитет, сравнение. Пробуем написать сочинение – рассуждение.

6.02

13.02



20-21

Стилистический анализ прозаического текста. Сочинение на лингвистическую тему.

Практикум

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему.

20.02

27.02



22-23

Стилистический анализ поэтического текста. Анализ стихотворения.

Практикум

Анализ поэтического текста: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов; А.А. Фет, Ф.И. Тютчев

6.03

13.03



24-25

Обучение редактированию текста. Учимся формулировать тезис и аргументировать его.

Практикум

Деловая игра «Речевые формулы в различных речевых ситуациях»

20.03

27.03



26-27

Сжатое изложение со стилистическим заданием.

Практикум

Самостоятельная работа. Критерии оценивания сжатого изложения.

3.04

10.04



28-29

Написание сочинения –рассуждения на одну из предложенных тем

Практикум

Самостоятельная работа

17.04

24.04



30-31

Обучение написанию стилистических этюдов

Практикум

Работа с материалами сборника текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы

1.05

8.05



32-33

Комплексный анализ текста

Практикум

Работа с материалом сборника

15.05

22.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!