СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические аспекты организации групповой работы учащихся на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В стастье представлены примеры занятий групповой работы на уроках окружающего мира; рассматриваются возможности использования альтернативных программ и учебников в школе по групповой работе по окружающему миру.

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты организации групповой работы учащихся на уроках окружающего мира»

Практические аспекты организации групповой работы учащихся на уроках окружающего мира

1. Примеры занятий групповой работы на уроках окружающего мира


1.1 Урок окружающего мира во 2 классе «Определение свойств воды»

Тип урока: урок-исследование.

Форма проведения: групповая деятельность учащихся.

Оборудование: набор лабораторного оборудования: стакан, блюдце, ложка, вещества для проведения опытов: вода, молоко.

Цель урока: познакомить с некоторыми свойствами воды и их использованием человеком.

Фрагмент урока. Практическая работа.

Учитель: Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача? Ответ учащихся: узнать неизвестное.

Учитель: А где учёные проводят опыты? Ответ учащихся: в лаборатории.

Учитель: Верно и изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях. В каждой лаборатории своё задание. Но прежде, чем приступить к работе, о чём необходимо помнить? Давайте вспомним. Учащиеся повторяют инструкцию: Находясь в лаборатории, будьте осторожны с оборудованием. Посуду берите осторожно, иначе можно разбить стекло и пораниться. После проведенного исследования подготовьте вывод.

Учитель: Как вы думаете, вы готовы к работе? Ответы учащихся.

Учитель: Скажите, вы знаете как доказать данное свойство. А что же нам поможет? Учащиеся определяют способ доказательства опыта и доказывают данное свойство.

Учитель: В помощь вам будет материал в учебнике. Каждая группа должна выбирать для исследования свойство воды и провести опыт, доказывающий данное свойство. Дети открывают учебник и выбирают, что необходимо для проведения опытов:

- Имеет ли вода цвет и запах (гр. 1). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод.

- Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она? (гр. 2). Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Делают вывод.

- Имеет ли вода форму? (гр. 3). Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод.

- Что означает свойство Текучесть? (гр. 4). Капают воду на любую поверхность. Добавляют ещё 3-4 капли. Делают вывод.

Учитель: Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты, и мы будем фиксировать в таблице “да” – вода обладает данным свойством, “нет”– вода не обладает данным свойством. Откройте тетради. Все ответы будем фиксировать в таблице.

Учащиеся самостоятельно делают выводы (на доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу). Каждая лаборатория отвечает и делает выводы.










1.2 Урок окружающего мира в 3 классе «Из чего складывается погода?»

Тип урока: урок-исследование.

Цель урока: с помощью экспериментальной деятельности систематизировать имеющиеся знания, относящиеся к понятию «погода»; описывать погодные условия на обиходном языке, изучить четыре составляющие погоды: температуру, облачность, осадки, силу ветра, освоить навыки чтения показаний измерительных приборов.

Ресурсы: Оборудование комплект лабораторного оборудования «Наблюдение за погодой» Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

Раздаточный материал: измерительные приборы, карточки, карты наблюдений.

Методы исследования:

- беседа

- изучение лабораторных приборов

- работа с картой наблюдения

- проведение опытов.

Основные понятия: температура, облачность, осадки, ветер. Подведение итога этого урока-исследования: самооценка работы после каждого проведения наблюдения с помощью измерительного прибора.

Фрагмент урока. Опытно-исследовательская работа.

Опыт 1. (работа в группах) Измерение температуры

Для этого нам нужен максимально-минимальный термометр, застёжка велькро (Инструктаж детей, как обращаться с термометром и как избежать ошибок измерения). Прибор нужно прикрепить к окну так, чтобы шкала была обращена к стеклу. Следует заметить, что устанавливать прибор надо в месте, которое всегда остаётся в тени. Затем, не снимая термометр с окна прочесть температуру и записать

Почему нам важны эти измерения? В период летней погоды максимальная температура более показательна для описания погода, а весной запись минимальной температуры помогает определить: был ли заморозок ночью или нет.

Опыт 2. Оценка количества облаков (работа в группах) Нужно вообразить, что облака собраны вместе на небе, и оценить, какая часть неба (в процентах) окажется закрытой (оценки учащихся могут не совпадать, поэтому после повторного наблюдения, надо прийти к общему мнению).

Опыт 3. Измерение ветра. Измерение ветра (работа в группах) Без ветра холод переносится легче, а когда летом жара, без ветра труднее дышать.

Для измерения нам понадобятся: картушка компаса со стрелкой, зеркало для наблюдения облаков, флюгер, тренога, компас и анемометр

1. Определить направление ветра по делению компаса, соответствующему стороне, откуда он дует. Для этого надо определить направление на север с помощью компаса и положить карту.

2. Потом зеркало помещаем в центр карты. Красная стрелка выступает из-под зеркала и острие этой стрелки показывает, куда перемещаются облака.

Лабораторные исследования.

Опыт 4. Измерение силы ветра Исследование проводится с помощью флюгера и картушки компаса. Для этого флюгер прикрепляется к карте и устанавливается на треноге.

Проволочная дуга флюгера показывает направление, откуда дует ветер.

Вывод: в результате исследования силы ветра флюгером оказались довольно грубыми, потому что лопасть флюгера перемещается то вверх, то вниз, поэтому без анемометра обойтись было нельзя.



2. Использование альтернативных программ и учебников в школе по групповой работе по окружающему миру


Использование альтернативных программ и учебников в школе, в том числе и начальной – это достижение нынешнего времени. Хочу предложить рассмотреть разработки к некоторым урокам по учебникам А.А. Плешакова.

Известно, что наиболее распространенные формы учебной работы учащихся на уроке – индивидуальная и фронтальная.

Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет задания самостоятельно. Фронтальная работа предусматривает участие всего класса. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Реальным поэтому является наличие определенного процента учащихся, не принимающих активного участия в работе.

Мы считаем, что в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой нужно шире использовать групповую, которая гораздо реже используется на уроках окружающего мира. Класс, в зависимости от темы урока, делится на четыре-пять групп. В каждой команде учитель может выделить для себя «лидеров»-Л, «сильных учеников» – С, «средних учеников» СР, «слабых» СЛ. Это условное деление основано не только на общих показателях успеваемости, но прежде всего учитывает психологические особенности детей.

Считаем важным напомнить о некоторых достоинствах групповой работы. Эта форма организации деятельности детей:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь другим, к партнерству;

  • способствует реализации познавательных целей, повышает производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и самостоятельность;

  • расширяет границы межличностных отношений и повышает объективность в оценке других.

Задача учителя - создать такую атмосферу, чтобы каждый ученик активно работал, приобретая знания и умения; более «сильные» учащиеся, увидят проблему, предлагали решения, «слабые» получая «подсказку», считали себя полноправными «решателями проблем».

Приведу несколько фрагментов уроков, демонстрирующих на конкретном учебном материале возможности организации групповой работы детей.

Основные вопросы, изучаемые на уроке: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Приспособленность организмов к условиям жизни.

Уроку предшествовало занятие по внеклассному чтению, где обсуждали книги И. Акимушкина «Природа чудесница», «Жил-был Бобр»; В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки»; М. Пришвина «Этажи леса» и др. Это помогло детям накопить фактический материал, который пригодился на уроке окружающего мира.

Информационный и наглядный материал к групповым заданиям на уроке был изъят из наборов открыток «Юному энтомологу», «Амфибии и рептилии», «У моря», «У водоема», «Птицы русского леса» и др.

Учащиеся рассаживаются по командам:

  1. «Кто чем питается». Рассказ сопровождается построением на доске следующей схемы опоры:

- Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называется насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Есть, наконец, и всеядные животные.


Растительноядные Насекомоядные


Белка – желуди, орехи, ягоды. Летучая мышь – насекомые.

Заяц-кора и ветки деревьев,

ветки кустарников

Мышь – зерно, травянистые растения

Бобр – деревья, кустарник.


Хищники Всеядные

Волк – заяц, бобр Медведь – ягоды, мед, лось

Лиса – заяц, мышь Ёж – фрукты, грибы, мышь, уж

Примечание: К группе всеядных животных можно отнести также кабана, в пищевой рацион которого входят, кроме растительной пищи, и мелкие млекопитающие.

Групповая работа. Учитель предлагает каждой группе конверт, в который вложены изображения различных животных.

Задание. К каким группам их можно отнести по особенностям питания?

На работу отводится 1-2 мин, затем ученик от каждой группы (не обязательно капитан) выходит к доске докладывает результаты общей работы, располагая открытки с рисунками или фотографиями животных на доске по следующей схеме:


Саранча

Толстолобик

Степная

черепаха

Воробей

Белка


Растительноядные


Насекомоядные



Хищные


Всеядные


Ящерица

Большая синица

Летучая мышь

Божья

коровка

Щука

Крокодил

Орел

Волк


Ворона

Медведь



Задания достаточно сложны, поэтому обязательно включают животное, знакомое по схеме.

На обратной стороне открыток может быть помещена информация об особенностях питания животного, которой дети могут воспользоваться при выполнении задания или для самопроверки.

Примечание. Насекомых, которые поедают других насекомых принято относить не к насекомоядным, а к хищным животным (божья коровка, стрекоза, жужелица и др.)

«Цепи питания».

Рассказ учителя (на основе учебника).

- Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в «цепи питания». Зайца может поймать и съесть лиса. Получается «цепь питания»:

Осины – зайцы - лисы

Еще пример. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь питания получается такая:

Дубы - лесные мыши - совы

Цепи питания начинаются с растений. Это первое «звено». Второе звено цепей – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

Этот рассказ сопровождается построением на доске соответствующих моделей. Последний абзац иллюстрируется так:


Растения Растительноядные Насекомоядные, Хищные животные

Групповая работа. Вновь каждая команда получает конверт с упражнениями рубрики учебника «Выполни задание». Задания каждой группе:

Первая группа. Расскажи, как связаны между собой орешник, полевки, ласки.

Вторая группа. Расскажи, как связаны между собой капуста, слизни, жабы.

Третья группа. Расскажи, как связаны между собой рожь, мыши, змеи, орел.

Четвертая группа. Составь цепь питания: сосны, дятлы, жуки-короеды.

Через 1-2 мин один ученик из каждой группы выходит к доске, рассказывает о связях организмов и строит пищевую цепь. После того на специальном планшете расположат все четыре цепи питания, учитель моделирует ситуации по схеме: «Что случилась бы, если бы мы уничтожили … в цепи 2 жаб? («Слизни съедят всю капусту» выход на значимость каждого компонента пищевой цепи), … в цепи № 4-дятлов? (лес опылили химикатами – погибли дятлы - размножились жуки короеды, которые могут живой лес превратить в свалку бревен).

Учитель возвращает тот или иной специально убранный на время этого задания компонент цепи, подчеркивая важность сохранения природных цепей питания.

«Кто как приспособлен».

- Как вы думаете: могут ли жить в наших лесах белые медведи? Почему? (Не могут, так как питаются рыбой и тюленями, а не ягодами, орехами и кореньями, да жарко им будет после льдов).

- А почему слоны у нас не живут в лесах? (Летом хватило бы им и веток, и травы, а вот зимой в наших краях им есть нечего. Да и мороза не выдержат).

Учитель подводит учеников к выводу: Животные должны быть приспособлены к тем местам, где они обитают.

Групповая работа. Каждая группа получает большой конверт, в котором находятся красочные рисунки птиц (размеры с альбомный лист), вопросы и задание:

Чем питается эта птица, в чем выражена ее приспособление к тому, чтобы добывать себе корм? Обратите внимание на клюв и ноги птицы (сколько пальцев и как они расположены).

Еще пример. Урок «Лес». Основные вопросы, изучаемые на уроке: лес – природное сообщество. Разнообразие организмов, составляющих сообщество. Взаимосвязи в сообществе леса.

При подготовке к уроку и на самом уроке мы используем дополнительную литературу: В.В Петров «Растительный мир нашей родины» (М.: Просвещение, 1991), С.А. Хлатин «Я иду по лесу» (М.: Лесная промышленность, 1973) , различные наборы открыток.

«Лесные этажи».

Вступительное слово учителя (на основе учебника).

Замечали вы в лесу «этажи»? Ученые их называют ярусами. Обычно лес состоит из таких ярусов: самый верхний – деревья; ниже расположен ярус кустарников; еще ниже – маленькие кустарнички (например, брусника) и травы. Самый нижний ярус мхи и лишайники.

На доске вычерчивается меловая схема ярусов леса.

Групповая работа. На столах каждой из четырех команд раскладываются в больших конвертах гербарии и открытки (картинки) с изображением растений и грибов.

Первая группа: Вторая группа:

Береза Лиственница

Рябина Осина

Ландыш Орешник

Мох Подосиновик

Третья группа: Четвертая группа:

Сосна Дуб

Липа Дикая яблоня

Крушина Малина

Брусника Лютик

Задание. Расположить все имеющиеся организмы по «по лесным этажам».

К доске могут выйти по одному два человека от группы; в их задачу входит не только «составить лес», но и рассказать о нем, так как на обратной стороне открыток дается дополнительный материал.

Приводим примеры подобных дополнений.

Дуб. Одно из самих долговечных деревьев, живет до 500-1000 лет. Дубравы всегда светлы, полны жизни, гомона птиц. Дуб дает крепкую древесину, которая не поддается гниению. Кора молодого дуба применяется в медицине.

Лиственница. Хвойное дерево, но отличие от сосны ежегодно сбрасывает свой наряд. Живет 300-500 лет. Лиственница дает рекордный из всех наших пород ежегодный прирост древесины, в постройках столетиями сохраняет свою прочность.

Сосна. Живет сосна до 400 лет, встречается на равнинах и в высоких горах, на скалах. Выносит 40 градусные морозы и такую же жару. Древесина идет на изготовление искусственного шелка, пластмассы, из прямых стволов сосен строят дома. Хвоя идет на приготовление витаминных напитков и ранозаживляющих паст. Воздух сосновых боров исцеляет больных и ослабленных людей.

Береза – одно из самых красивых растений русского леса. Живут березы до 150 лет. Из бересты народные умельцы изготавливают красивые и полезные вещи для домашнего хозяйства. Есть старинная русская загадка про березу: «С одного дерева по четыре угодья : первое -от темной ночи свет (лучина), второе – некопаный колодец (березовый сок), третьему – старому здоровье(банный веник), четвертое – разбитому связь (береста)» .

Липа. Живет 300-400 лет. Древесина мягкая, почти белая, легкая, не трескается и не коробится, используется для изготовления мебели. Из коры липы вырабатывают мочало, из него старину делали рогожу, плели лапти. Издавна липовый цвет заваривают и пьют как чай – это старинное средство лечения от простуды.

Вяз. Живет до 300 лет, не страдает от заморозков. Древесина очень крепка, тверда, упруга, трудно колется и очень долговечна.

Мы познакомились с фрагментами двух уроков, которые неразрывно связаны друг с другом, хотя и разделены почти годом. Высокая активность учащихся на уроке, а также четырехвариантная контрольная работа, проведенная через месяц после урока, показали хорошее усвоение учебного материала.

Так же приведем пример работы с «картой исследователя» на уроках окружающего мира как элемента групповой работы учащихся на уроке.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, открытие детьми новых для них знаний.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для организации исследований по различным темам в начальной школе. Курс «Окружающий мир» (автор Н.Я. Дмитриева) в рамках системы Л.В. Занкова нацелен на решение этих задач.

Авторы учебника по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности.

При организации исследований можно использовать Карты исследователя.

Этапы работы с «Картой исследователя»

1. Группы получают «Карты исследователя» и знакомятся с планом изучения нового.

2. Распределение обязанностей.

3. Работа с источниками информации.

4. Сведение отдельных изысканий в целостное выступление группы и заполнение своей части «Карты исследователя».

5. Выступление.

6. Прослушивание изысканий других групп и дальнейшее заполнение «Карты…».

7. Коррекция и дополнение исследований.

Планировать работу с «Картой юного исследователя» можно на таких этапах урока, как:

– изучения нового материала;

– закрепление изученного материала;

– домашнее задание.

На этапе изучения нового материала дети по определенной теме ищут информацию и заносят ее в индивидуальную карту исследователя. Карты могут составляться по различным темам.

Преимущества таких карт заключаются в том, что с их помощью дети могут сравнивать, обобщать знания, карты помогают при отчете детей о проведенном исследовании. У первоклассника способность концентрировать внимание невысока. Поэтому работу по сбору информации надо проводить быстро.

В первом полугодии дети ещѐ не умеют читать или читают медленно, по слогам, поэтому сначала они заполняют «Карты юного исследователя» рисунками, готовыми картинками, возможно, главными словами.

Эта работа выполняется коллективно под непосредственным контролем учителя. С помощью учителя первоклассники учатся анализировать, рассуждать, выделять главное и заносить рисунки, картинки, слова, схемы в «Карту…».



Таблица 2

1 класс. Тема «Живая и неживая природа»


Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки исследовательской работы и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.

На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников и учебника, но и пользоваться дополнительной научной литературой. В первом полугодии второклассникам предлагается план работы по изучению новой темы, составленный учителем, и заполнение «Карты юного исследователя» тоже ещѐ происходит под руководством учителя.

Во втором полугодии можно начинать переход от коллективной работы к групповой. Многие дети уже уверенно работают по предложенному плану и под руководством сильных учащихся заполняют «Карту…» не только отдельными словами, но и словосочетаниями, высказываниями, схемами, предложениями. Помощь учителя всѐ равно присутствует.


Таблица 2

2 класс. Тема «Органы чувств»


В третьем классе исследовательская работа более расширена. Дети уже могут работать с учебником, научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники), устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации. Работая в группах, третьеклассники активно обсуждают изученное, формулируют сначала устно, а потом записывают кратко итоги исследования в «Карту…».

В четвѐртом классе работа с «Картой юного исследователя» выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (из собственного опыта, материала учебника, энциклопедий, другой литературы, из средств массовой информации и из других источников) и заполнить «Карту…» в группах без помощи учителя.

Учитель предлагает учащимся дополнить бланк «Карты исследователя» и большинство четвероклассников с удовольствием включаются в эту работу. На этапе закрепления творческая группа выступает перед классом, делится своими находками, знакомит с новыми понятиями, терминами.

Все остальные дети во время выступления групп фиксируют результаты исследовательской деятельности в своих «Картах…».

К концу урока у всех учащихся «Карта юного исследователя» заполнена. Поэтому с начальной школы дети должны владеть навыками, как краткой речи, так и грамотной, монологической, доказательной. Поэтому заполнение «Карты исследователя» сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно, учит детей отбрасывать лишнее и кратко, понятно рассказать о своѐм небольшом открытии. Дети должны научиться вычленять главное из потока информации.

А вот доказательная база потребует для вдумчивых доказательных высказываний, где надо быть очень убедительным, чтобы отстоять свою точку зрения. На этапе закрепления изученного материала проводится либо выборочная проверка, либо взаимопроверка (1-2 класс).

На доске представляются самые интересные и полные работы. В третьем и четвѐртом классе можно провести короткую тестовую работу, причѐм при выборе ответа на вопрос разрешается пользоваться «Картами юного исследователя».

На этапе подведения итогов урока и постановки домашнего задания, учащиеся рассказывают, что им удалось или не удалось зафиксировать в «Карте…». Учитель предлагает дома дополнить свою «Карту юного исследователя», возможно, и внести коррективы в предложенную учителем. Работа с «Картой юного исследователя» на уроках «Окружающего мира», подразумевает учет индивидуальных особенностей, личных целей и уровня развития ученика в ходе его образования.

Такой подход позволяет снять трудности у слабых и создать благоприятные условия для развития сильных учеников. Каждый обучающийся получает на уроке только положительные эмоции, ощущает комфорт, испытывает интерес к учебе.



Список источников и литературы


  1. Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции).

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253).

  4. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы http://nsc.1september.ru/article.php.

  5. Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир. Программа для 1–4 классов // В сб.: «Программы для четырехлетней начальной школы». – М.: Вентана-Граф, 2015.

  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967 – 93 с.

  7. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения: актуальные проблемы теории и практики обучения / В. К. Дьяченко. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. - 185 с.

  8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / В.К. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

  9. Завьялова Т. П., Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, – 2008. – 56 с.

  10. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск: Прогресс, 1993. – 100 с.

  11. Зиновкина М. М. Дополнительные рекомендации по выполнению итоговой работы. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016.

  12. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении. Начальная школа плюс до и после / А.А. Дьяченко. – 2012. – №11. – С. 4–6.

  13. Лийметс Х. И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лийметс. - Москва: Наука, 1987. - 144 с.

  14. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Х.Й. Лийметс. – М.: Просвещение, 1975.

  15. Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» / Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов Е.В.Саплина, А.И.Саплин – М., 2015.

  16. Носова И.В. Особенности работы в малых группах / И.В. Носова // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №6. – С. 69.

  17. Обучение и развитие (Эксперим.-пед. исследование) / Л.В. Занков, З.М. Романовская, М.В. Зверева; ред. Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1975. – 440 с.

  18. Окружающий мир. 3 класс. 1 часть: учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.

  19. Окружающий мир: учебник для 3 класса: в 2 ч./ Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: Астрель, 2013год.

  20. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 647 с. – С. 231.

  21. Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: АСТ: Астрель, Владимир: ВКТ 2010.

  22. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2016. – 192 с.

  23. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. Пос. для студентов сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2010.

  24. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения детей: учеб. пособие. – / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

  25. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников во внеклассной работе: Учеб. пос. – Борисоглебск, 2012.

  26. Уроки развития воображения. – М., 2010 – 44–73 с.

  27. Утёмов В. В. Интеллектуальные инструменты ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся. Курсы повышения квалификации «Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся". АНО ДПО «МЦИТО», г. Киров, 2016.

  28. Щуркова Н. Е. Программа воспитания / Н. Е. Щуркова. - Москва: Педагогический поиск, 2015. - 80 с.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!