СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические аспекты применения базальной стимуляции как метода реабилитации детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические аспекты применения базальной стимуляции как метода реабилитации детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»  Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Свердловской области

«Екатеринбургская школа № 3, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»

Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области

Практические аспекты применения базальной стимуляции как метода реабилитации детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития Закеряева Лариса Николаевна, методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей  с интеллектуальными нарушениями, с тяжёлыми множественными  нарушениями развития на территории Свердловской области, учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Практические аспекты применения базальной стимуляции как метода реабилитации детей с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями развития

Закеряева Лариса Николаевна,

методист регионального ресурсного центра по развитию системы сопровождения детей с интеллектуальными нарушениями,

с тяжёлыми множественными нарушениями развития

на территории Свердловской области,

учитель ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 3»

Тяжёлые и множественные нарушения развития (Царёв А.М.) совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС; высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта); существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом; потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности; необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека

Тяжёлые и множественные нарушения развития (Царёв А.М.)

  • совокупность различных психофизических нарушений вследствие органического поражения ЦНС;
  • высокая степень выраженности нарушений (в первую очередь интеллекта);
  • существенное влияние совокупности нарушений на развитие личности в целом;
  • потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определённом нарушении, в силу её недостаточности;
  • необходимость создания среды, адаптированной особым потребностям человека
 Обучающиеся отделения «Милосердие»

Обучающиеся отделения «Милосердие»

Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся отделения «Милосердие»   наличие и характер реакции на обращенную речь; наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым; наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности); наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами; наличие и характер реакции на вибрационное воздействие; наличие и характер реакции на давление на поверхность тела; наличие и характер реакции на изменения положения тела; фиксация и удержание взгляда на лице; фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете; прослеживание взглядом движущегося предмета; наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).

Углублённое психолого-педагогическое обследование обучающихся отделения «Милосердие»

 

  • наличие и характер реакции на обращенную речь;
  • наличие и характер реакции на зрительный контакт со взрослым;
  • наличие и характер реакции на прикосновения руками к разным частям тела ребёнка (фиксируется реакция на прикосновение, отмечаются зоны гипер- и гипочувствительности);
  • наличие и характер реакции на прикосновения разными по фактуре и температуре материалами;
  • наличие и характер реакции на вибрационное воздействие;
  • наличие и характер реакции на давление на поверхность тела;
  • наличие и характер реакции на изменения положения тела;
  • фиксация и удержание взгляда на лице;
  • фиксация и удержание взгляда на неподвижном светящемся объекте, на неподвижном предмете;
  • прослеживание взглядом движущегося предмета;
  • наличие и характер реакции на звук (локализация источника звука в непосредственной близости, на уровне плеча ребёнка).
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР наблюдение за проявляемыми реакциями на различные раздражители; анализ поведения (реакций, действий) ребёнка в процессе обследования

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, ТМНР

  • наблюдение за проявляемыми реакциями на различные раздражители;
  • анализ поведения (реакций, действий) ребёнка в процессе обследования

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу  «Альтернативная коммуникация»  (по УМК СИПР.РФ)   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на обращенную речь педагога положительная реакция Результат Реакция на обращенную речь и интонацию педагога нейтральная реакция положительная реакция наблюдения Комментарии нейтральная реакция нейтральная реакция негативная реакция Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом нейтральная негативная реакция реакция Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (по УМК СИПР.РФ)

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на обращенную речь педагога

положительная реакция

Результат

Реакция на обращенную речь и интонацию педагога

нейтральная реакция

положительная реакция

наблюдения

Комментарии

нейтральная реакция

нейтральная реакция

негативная реакция

Девочка бодрствует, спокойна, педагог называет девочку по имени, разговаривает с ней спокойным, ровным голосом

нейтральная

негативная реакция

реакция

Педагог, продолжая разговаривать с ребенком, несколько увеличивает громкость голоса

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу  «Альтернативная коммуникация»  (по УМК СИПР.РФ)   Параметры оценивания Критерии оценивания Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями положительная реакция Результат нейтральная реакция наблюдения Комментарии положительная негативная реакция реакция Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером). Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

Диагностическая карта к пробам по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» (по УМК СИПР.РФ)

Параметры оценивания

Критерии оценивания

Реакция на речь, сопровождающуюся прикосновениями

положительная реакция

Результат

нейтральная реакция

наблюдения

Комментарии

положительная

негативная реакция

реакция

Спокойная, негромкая речь учителя, сопровождающаяся прикосновениями к различным частям тела ребёнка (поглаживания, легкие надавливания руками, мягкой игрушкой, массажным мячом, вибрирующим массажером).

Внешних видимых реакций ребёнок не проявляет, но врач отмечает учащение частоты сердечного ритма, гиперемию лица). Эти проявления врач относит к положительной реакции ребёнка на предъявляемые раздражители.

 Виды стимуляции  соматическая  вибрационная  вестибулярная

Виды стимуляции

  • соматическая
  • вибрационная
  • вестибулярная
 Соматическая стимуляция лёгкий стимулирующий массаж руками с использованием массажных движений: поглаживание, разминание, надавливание, растирание, пощипывание рук, ног, спины ребёнка; лёгкий стимулирующий массаж с использованием мягких предметов и тканей (мягкие игрушки, фланелевые пеленки, поролоновые губки для купания); «очерчивание» тела ребёнка массажными мячами, мягкими игрушками; воздействие воздушной струей, создаваемой веером, легким размахиванием шелкового платка; прикосновения к разнофактурным материалам, вкладываемым педагогом в руку ребёнка: кожа, мех, бумага, резиновые игрушки, пластмассовые погремушки, мякиши и др.; разнотемпературные воздействия ; тактильные игры «Ладушки», «Идёт коза рогатая»; прикосновения к телу ребёнка разнофактурными материалами:  вата, мех, поролоновые губки, шелковые платки, массажные мячики;

Соматическая стимуляция

  • лёгкий стимулирующий массаж руками с использованием массажных движений: поглаживание, разминание, надавливание, растирание, пощипывание рук, ног, спины ребёнка;
  • лёгкий стимулирующий массаж с использованием мягких предметов и тканей (мягкие игрушки, фланелевые пеленки, поролоновые губки для купания);
  • «очерчивание» тела ребёнка массажными мячами, мягкими игрушками;
  • воздействие воздушной струей, создаваемой веером, легким размахиванием шелкового платка;
  • прикосновения к разнофактурным материалам, вкладываемым педагогом в руку ребёнка: кожа, мех, бумага, резиновые игрушки, пластмассовые погремушки, мякиши и др.;
  • разнотемпературные воздействия ;
  • тактильные игры «Ладушки», «Идёт коза рогатая»;
  • прикосновения к телу ребёнка разнофактурными материалами:

вата, мех, поролоновые губки, шелковые платки, массажные мячики;

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися отделения «Милосердие» РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители  Виды реакции   - Голосовая  - Двигательная  - Физиологическая  - Эмоциональная

Средства мониторинга и отслеживания результативности коррекционно-педагогической деятельности с обучающимися отделения «Милосердие»

  • РН –нейтральная реакция на предъявляемые раздражители
  • РП - положительная реакция на предъявляемые раздражители
  • РНГ - негативная реакция на предъявляемые раздражители

Виды реакции

- Голосовая

- Двигательная

- Физиологическая

- Эмоциональная

Устойчивость формируемых положительных реакций  РС - реакция стабильная (устойчивая)  РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)

Устойчивость формируемых положительных реакций

РС - реакция стабильная (устойчивая)

РНС - реакция нестабильная (неустойчивая)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!