Практические рекомендации родителям. «Сенсорное воспитание детей с ОВЗ посредством игры»
Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Проблема формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Одним из условий развития восприятия окружающего мира - это занятия их организация и проведение. Занятие по сенсорному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья включено в педагогическую коррекционно-развивающую деятельность. Однако и сами родители могут продолжить знакомство с окружающим миром уже непосредственно дома и в этом им может помочь игра, которая является инструментом формирования сенсорных эталонов.
Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.
Рассмотрим несколько дидактических игр с которыми легко справится любой родитель.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ И ВКУСОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ
«Чудесный мешочек».
Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.
Необходимые материалы: любой красочный мешочек, наборы: фруктов, овощей, геометрических форм и т.д. в зависимости от поставленных перед собой задач.
Ход игры:Существует два вида игр с «чудесным мешочком»:
для малыша можно предложить назвать предмет, сначала вытащив его из мешочка;
для ребенка более старшего дошкольного возраста необходимо, опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно; чтобы ребенок не путался, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда он поймет, как играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
- описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет);
- рассказать, из какой сказки этот предмет или герой;
- описать предмет так, чтобы другие отгадали его.
Для совсем маленьких деток можно предложить таким образом выбрать игрушку, с которой он потом будет играть. Для этого им сначала показывают предметы, которые кладутся в мешочек, а потом каждый по очереди достает свой.
«Съедобное-несъедобное?»
Цель: развитие обоняния, вкуса.
Необходимые материалы: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.
Ход игры: предложить ребенку вместе с куклой (любимой игрушкой), определить по запаху и на вкус съедобные продукты и несъедобные.
Аналогично можно проводить игру на узнавание уже приготовленной родителями пищи. (Например, блинчики, гречневая каша, борщ, компот и т.д.)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ФОРМЫ, ЦВЕТА
«Собери пары»
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте несколько пар геометрических фигур – в каждой паре фигурки одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите ребенку, что это братики, которые вышли погулять и потерялись. «Помоги им найти друг друга». Задача ребенка – собрать фигуры парами, опираясь на их цвет и форму. На первых занятиях фигуры должны различаться только по цвету (пара кругов красного цвета, другая пара кругов – желтого цвета и т. п.), затем – по цвету и форме – пара кругов синего цвета, пара квадратов желтого цвета. Далее в одну пару можно включить фигуры разной формы, но одного цвета (зеленые круг и квадрат, оранжевые треугольник и прямоугольник). При этом называйте цвет и форму предметов.
«Собери по цвету»
Цели игры: изучение цвета и формы предметов.
Необходимые материалы: цветная бумага, ножницы.
Ход игры: вырежьте из цветной бумаги 5 групп геометрических фигур – в каждую группу входят фигуры разной формы, но одного цвета. Смешайте все фигуры.
Расскажите ребенку сказку о том, как жители пяти цветных королевств вышли погулять, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои королевства (лист цветной бумаги соответствующего цвета).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ
«Посади свою аллею»
Цель: учить детей последовательному расположениюв ряду элементов разной величины.
Необходимые материалы: деревья (береза, липа, клен,дуб, тополь), сделанные из картона разной высоты от 4 до20 см. Каждое дерево отличается от растущего рядом на 2 см.
Ход игры: нужно посадить деревья в ряд так, чтобы они уменьшались по высоте.
«Угости мышек чаем»
Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предметапо величине, активизировать в речи детей слова «большой,маленький».
Необходимые материалы: детская посуда, мышки, сладости для угощения разной величины
Ход игры: обратить внимание ребенка, что в гости пришли серые мышки и принеслис собой угощение. И далее разыграть с ребенком разные ситуации сравнения и подбора величин: маленькой мышке-маленькая чашка, большой мышке-большая. Сначала берутся чашки и сравнивается величина, затем блюдца и т.д. (конфеты, печенье, яблоки и груши). В процессе сравнения угощаем мышек чаем и сладостями.
0