СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения для формирования плавной речи.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения для формирования плавной речи.»

Практические упражнения для формирования плавной речи.


1) Игры с пением — хороводы

При сопряженном произношении дети усваивают просодические компоненты речи: темп, ритм, мелодику, интонацию, выразительность, паузацию, логические ударения; а также учатся сливать слоги, слова друг с другом так, чтобы фраза произносилась как одно слово, плавно, с выразительным интонированием. Указанная работа над речью проводится во время игровой деятельности детей (Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников).

«Осень» (4—5 лет)

Цель: отработка темпа, ритма и плавности устной речи; развитие координации движений.

Ход игры: Дети водят хоровод. Прослушав образец речи логопеда, они вместе с ним повторяют текст и выполняют необходимые движения.

Дует, дует ветер, дует, задувает.

(Дети остановились и покачали из стороны в сторону поднятыми вверх руками.)

Желтые листочки с дерева срывает.

И летят листочки, кружат по дорожке.

Падают листочки прямо

Нам под ножки.

(Дети остановились и покружились на месте.)

(Дети на носочках пробежкой проходят круг.)

(Дети, повернувшись вокруг себя на месте, приседают.)


2) Стихи с движением. В начале этапа сопряженной речи с детьми заучиваются считалки на различные темы, которые в последующем они используют при самостоятельном проведении игр (Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников).

«Грибы» (4—5 лет)

Цель: отработка темпа, ритма и плавности устной речи, развитие мелкой моторики.

Ход игры: Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке. Прослушав образец речи логопеда, дети вместе с педагогом повторяют текст и выполняют необходимые движения.

Этот пальчик в лес пошел, (Ребенок показывает палец, а потом загибает его.)

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

3) Пение с движением / ритмизованная речь.

Целью этих упражнений является ритмизация движений от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

«Мышеловка» (4-6 лет)

Цель: развитие слухового восприятия, голосового диапазона, чувства темпа и ритма.

Музыкальный материал: Ч. 1 — попевка на двух нотах, Ч. 2 — «Латвийская полька», музыка А. Жилинского или любая энергичная музыка.

Ход игры: Часть детей составляет круг — мышеловку. Они стоят, держась за руки и высоко подняв их. Остальные дети — мышки. Дети, стоящие в кругу, поют, ладонями отхлопывая ритмический рисунок мелодии по внешней поверхности бедра:

Все спят... Та - та [I I]

Детки спят... Ти-ти - та [II I]

Волк спит... Та-та [I I]

Мишка спит... Ти-ти - та [II I]

Только мышки не спят, Ти-ти-та-ти-ти-та [II I II I]

Они кушать хотят, Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]

В мышеловку глядят. Ти-ти - та - ти-ти - та [II I II I]

После этих слов звучит музыка, и мышки начинают бегать, суетиться, пищать «с-с-с-с», — выбегать из круга. По окончании звучания музыки мышеловка захлопывается — дети опускают руки. Часть мышей остается пойманной. Дети меняются ролями или играют до тех пор, пока все мышки не будут переловлены.


4) Опора на гласные звуки.

«Волшебный клубок» (4-6 лет)

Цель: воспитание равномерного звучания с опорой на зрительные ориентиры, обучение пению на мягкой голосовой атаке, формирование плавности речи.

Игровой материал: мягкие шерстяные клубки.

Ход игры: Дети держат в руках мягкие шерстяные клубки и по очереди начинают пропевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот ребенок, чья ниточка окажется длиннее. Затем из полученных ниток различной длины выкладывается на фланелеграфе партитура, которую дети коллективно озвучивают. Направление мелодии определяет педагог с помощью дирижерских жестов. После того как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, на полу выкладываются различные узоры из ниток, дети их озвучивают.


«Умка и Улька» (4-6 лет)

Цель игры: воспитание мягкой атаки голоса, включение грудного регистра, формирование интонационной выразительности.

Оборудование: Кукла-бибабо (или мягкие игрушки), волк и медведь. Маски волка и медведя. Буква «У».

Ход игры: дети сидят на стульчиках. 

Логопед: «Представьте, что мы пришли в лес. (Жестом предлагает детям встать со стульчиков.) Сильный ветер прилетел в гости к деревьям, раскачивает их. Покажем, как качаются ветки деревьев и в них гудит ветер. (Дети раскачиваются, держа руки над головой, гудят низко, протяжно, приглушенно: у-у-у.) А далеко-далеко едет поезд. (Логопед соответственно выстраивает детей.) Впереди поезда — паровоз. Он тянет за собой все вагончики. Труба паровоза похожа на букву «У». (Показывает карточку с буквой.) И вы все сделайте губы трубочкой и потяните веселую песенку паровоза... А поезд этот везет пассажиров. Привез он в лес лесорубов с топорами. (Жестом останавливает поезд.) Лесорубы сразу взяли в руки топоры и принялись за работу: «У-ух!» (Рубят дрова вместе, потом — по одному.) А в чаще леса гулял маленький неуклюжий медвежонок (надевает на руку куклу), такой увалень. Ходит, переваливается (показывает кукла, а потом все дети). «Умный ребенок — мой медвежонок»,— сказала мама-медведица. И назвала своего малыша именем самого большого белого медведя (если дети не угадают, логопед подсказывает) Умкой. Малыш Умка слышит: ветер воет, паровоз гудит, лесорубы рубят. (Все действия соответственно изображаются детьми.) Очень испугался. Ушки лапами закрыл, бегает, от страха еще больше переваливается, скулит тоненьким голосом: «У-у». (Кукла показывает.) Хочет Умка домой в берлогу, а от страха дорогу домой забыл. Что делать Умке? И вот прибегает на помощь Умке  дружок  волчонок  по   кличке  У...   (если  дети  кличку  не придумают, логопед подсказывает — Улька, надевает куклу-волка на левую руку). Улька подбежал к медвежонку, взял его за правую лапу (показывает на куклах) и они вместе дружно завыли, пугая лесорубов: «У-у-у!» Умка повеселел, старается подвывать громче да пострашнее. Стало зверятам весело. Умкин страх исчез. И они дружно заплясали (куклы вертятся, ритмично подпрыгивая, сходятся, расходятся): «И-их! У-у-ух! Э-э-эх!»


5) Логоритмические упражнения.

Логоритмика - э активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением.

Цель логоритмики - преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

«Огород» (4-6 лет)

Цель: развитие чувства ритма, формирование плавности устной речи.

Педагог: Нас встречает оркестр.

Звучит музыка. Дети вместе с логопедом под музыку речитативом про­говаривают слова, отбивают ритм деревянными ложками:

Ой, ре-бята, та-ра-ра!

В ого-ро-де шум с утра.

Нас встре-ча-ют толс-тя-чок -

Круп-ный глад-кий ка-ба-чок

И кра-са-вец ве-ли-кан -

Тем-но-си-ний бак-ла-жан,

Лук, пет-руш-ка, о-гу-рец,

Важный пе-рец - мо-ло-дец,

Реп-ка, свек-ла и то-мат.

На-ша гряд-ка про-сто клад!

Педагог: Кто стоит там у забора?

Не Маланья, не Федора.

Что-то непонятное,

Не совсем приятное. Выставляется картинка «Пугало».

Упражнение «Музыкальные молоточки» (3-5 лет)

Цель: развиваем слуховое и зрительное внимание, чувство ритма.

Инструкция: При пении слов «тук-тук» ребенок должен повторить ритмический рисунок, исполненный педагогом. Педагог играет на металлофоне, ребенок играет на музыкальном молоточке.

Дятел сядет на сучок:

Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

Дятел смотрит, где жучок: Тук- тук- тук, тук- тук- тук!

6) Упражнения для развития дыхания

«Качели»

Цель: улучшить функцию дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Инструкция: Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох. Вдох и выдох производим через нос. В соответствии с инструкцией педагога ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы. Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом. Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой логопедом:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Или

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!