СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Обособленные обстоятельства"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемые задания можно использовать для индивидуальной проверки знаний учащихся в различных формах: на карточках, у доски, в качестве дополнительного домашнего задания, при проведении устного зачета и т.д. Задания позволяют не только определять уровень теоретической подготовки, но и расширять словарный запас учащихся, работать над речевой культурой.

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Обособленные обстоятельства"»

Практикум по теме «Обособленные обстоятельства». 8 класс


Теория. Обособленные обстоятельства

Главным для обособления обстоятельств является их частеречная характеристика, т.е. то, какой частью речи — деепричастием, существительным с предлогом, наречием и проч. — они выражены.

Обстоятельства относятся к сказуемому, и поэтому их роль может значительно меняться в зависимости от контекста, морфологической выраженности, места расположения, субъективного желания автора акцентировать ту или иную характеристику действия, а также от других факторов.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, на письме всегда выделяются запятой, независимо от места положения в предложении.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на: Несмотря на позднее время, никто в доме ещё не спал. Невзирая на жару, он упорно ходил в шапке-ушанке.

Могут обособляться:

- обстоятельства причины с предлогами благодаря, согласно, ввиду, вследствие или с предложными сочетаниями по причине, по случаю, за неимением, в силу, в соответствии с и другими;

- обстоятельства условия с предложными сочетаниями при наличии, при отсутствии, при условии, в случае и другими;

- обстоятельства уступки с предлогом вопреки;

- обстоятельства цели с предложными сочетаниями во избежание, в целях и другими.

Внимание! 

Следует заметить, что обособление обстоятельств с предлогами зависит и от степени распространённости оборота, и от его близости к основной части предложения, а также наличия добавочных оттенков значения. Обычно обстоятельственные обороты с производными предлогами обособляются, если сильно распространены и расположены перед сказуемым. Во всяком случае, обособление здесь факультативно.

Могут обособляться обстоятельства с уточняющим, пояснительным или присоединительным значением.

Наиболее часто уточняются обстоятельства места, времени и образа действия: Плаха установлена в розовой гостиной, возле статуи купидона, и замаскирована незабудками (Шварц). Как-то в конце декабря, ночью, я вышел на улицу (Коваль). Неожиданно, с разбегу, мальчик наскочил на своего дядю, выходящего из ворот.

Выделение запятыми второго обстоятельства часто факультативно. Решение придать уточняющее значение слову или группе слов остаётся за автором. Сравните: Завтра, в семь часов вечера, мы увидим замечательный спектакль. Спектакль состоится завтра в семь часов вечера.

Внимание!

Обратите внимание на то, что обособляются уточняющие обстоятельства, относящиеся к одному разряду: Вечером, ближе к ночи, в лесу раздаётся уханье совы («Вечером» и «ближе к ночи» — обстоятельства времени, второе обстоятельство уточняет первое). В Москве, на Тверской, открылся новый бутик («В Москве» и «на Тверской» — обстоятельства места, второе обстоятельство уточняет первое). 

Нельзя, например, уточнять обстоятельство времени обстоятельством места и наоборот: В полдень неподалёку от реки мы решили сделать привал («В полдень» — обстоятельство времени, «неподалёку от реки» — обстоятельство места). Под старой яблоней вчера мы нашли ежа («Под старой яблоней» — обстоятельство места, «вчера» — обстоятельство времени).


Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми. Это фразеологизмы.


Упражнение 1

Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. (Знаки препинания не расставлены.)


1) Оторвавшийся от ветки листок медленно кружил в воздухе.

2) Оторвавшись от ветки листок упал на землю.

3) Распластавшись в воздухе ястреб парил над степью.

4) Распластавшийся в воздухе ястреб камнем упал вниз.

5) Ночь подобралась незаметно окутавши землю вуалью.

6) Сумрак окутавший землю скрыл разрушения.

7) Тяжело дыша отец подошёл к дивану и прилег.

8) Отец тяжело дышавший подошел к дивану и прилег.


Упражнение 2

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, подчеркните обособленные обстоятельства.


1) Наш учитель обладая даром рассказчика объяснял материал так, что мы слушали затаив дыхание.

2) Играя Городничего актер каждый раз выходил на сцену насупив брови для большей выразительности.

3) Разинув рот гуляли ребята по городу рассматривая местные достопримечательности.

4) Не взвесив всех возможных трудностей я сломя голову пустился в рискованное предприятие.


Упражнение 3

Расставьте знаки препинания и объясните, в каких случаях не будут обособляться одиночные деепричастия.


1) Мой новый друг не спеша рассказывал о своих приключениях.

2) Пуля свистя пролетела над его головой.

3) Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой.

4) Пятак звеня упал на пол.

5) Прогулка по городу так нас утомила, что в автобусе мы спали стоя.

6) Блестя на солнце, снег лежит.

7) Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.

8) Я крадучись подобрался к двери.

9) Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа.

10) Ученик нехотя отвечал на вопросы.

11) Девочка, умывшись, легла спать.

12) Закрыв книгу я еще долго представлял себя на месте героев.


Упражнение 4

Выпишите предложения в таком порядке:

1) с обособленными обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями;

2) с обособленными деепричастными оборотами;

3) с обособленными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами.

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Объясните расстановку знаков препинания.


1) Вот север тучи наг_няя дохнул завыл и вот сама идёт волшебница(зима).

2) Др_бясь о мрачные скалы шумят и пе-ня(тся, ться) влы.

3) Вствая с первыми лучами теперь она в поля сп_шит и ум_лё(н, нн)ыми очами их оз_рая говорит Простите мирные длины.

4) Наез_ники ра(с, сс)еясь тот(час) уск_кали из виду и степь опустела.

5) Меж тем по-меркнув степь уснула.

6) Савелич согласно с мнени_м ямщ_ка советовал воротиться.

7) Орёл с отд_лё(н, нн)ой поднявшись в_ршины парит (не, ни)подвижно со мной нар_вне.

8) Дождь лил ровно и одно_бразно шумя по траве и деревьям.

9) И (не, ни)пуская тьму ноч(?)ную на золотые небеса одна з_ря см нить другую сп шит дав ночи (пол)часа.

10) Добрый ком_ндант с согласия своей супруги решил осв_бодить Швабрина.

11) Возвртясь со псарного двора Кирила Петрович сел уж_нать.

12) Савелич дремля к_чался на облучке. (А.Пушкин)



Упражнение 5

Спишите и выразительно прочитайте предложения. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.

Укажите признаки (смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные) обособленных членов предложения.


1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя.

2) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал.

3) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

4) Измучив доброго коня, на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый.

5) Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. (М. Лермонтов)


Упражнение 6

Преобразуйте предложения, заменяя одно из однородных сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Образец: Котёнок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стайкой воробьев. — Спрятавшись за кустом,  котёнок начал внимательно следить за стайкой воробьев.


1) Елизавета неожиданно покраснела и замолчала.

2) Леонид удобно устроился на диване и стал смотреть интересную телепередачу.

3) Ученики сидели за партами и терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель.

4) Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке.



Упражнение 7

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.


1) Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу.

2) Работая он старался заглушить свою тоску.

3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки.

4) Не испортив дела мастером не станешь.

5) Уходя гасите свет.

6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.


Упражнение 8


Составьте и запишите предложения, употребляя в них следующие фразеологизмы: высунув язык, затаив дыхание, не переводя духа, уставясь в потолок, не помня себя, не смыкая глаз, сломя голову.

Графически покажите, какими членами предложения являются фразеологические обороты.


Упражнение 9

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки. Объясните расстановку знаков препинания. Выполните синтаксический разбор 1,12.


1.Обсудив все вопросы он поднялся ст..раясь (не)потр..вожить нежные огуреч..ные плети и заторопился к к..литке.

2) Здесь положив на деревя(н,нн)ые рейки лапч..тые узловатые локти и л..снясь на солнце узорч..тым листом рос виноград.

3) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился проч.. ломая кусты.

4) Они шли (не)торопясь (не)смея оглянут..ся.

5) Он ..помнился взял шляпу и не огляд..ваясь выбежал из комнаты.

6) Посовет..вавшись разведчики решили рискнуть.

7) Поуж..нав все укладывались спать а он вытаск..вал путевой журнал и присев (по)ближе к костру запис..вал впеч..тления дня.

8) Улыбаясь и показывая осл..пительные зубы парень (не)терпеливым движением разорвал беч..вку и п..ревернув мешок пр..поднял его за углы.

9) Спустившись к болоту где туман был еще гуще путники пошли на в..сток то и дело сп..тыкаясь о кочки и наталк..ваясь на пр..земистые березки и корявый сосняч..к.

10) Точно не смея поднять голову деревья болезне(н,нн)о согнувшись льнули к влажной земле суд..рожно ц..пляясь за нее обн..ж..нными корнями.

11) Когда солнце пр..вратившись в огромный б..гровый круг медле(н,нн)о опустил..сь за гор..зонт они вышли из леса.

12) Он устало пер..двигая ноги пош..л между рядами землянок и пр..дварительно одёрнув куртку и обт..рев сапоги пучком травы скрылся в одной из них. 



Упражнение 10

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корнях.


1) Так медле(н, нн)о по скату гор на солнце искрами бл_стая сп_дает глыба снеговая. (А. Пушкин) 2) Весна в заз_леневш_й роще ждёт з_ри дыханье зат_я чутко внемлет ш_роху деревьев зорко смотр_т в тёмные поля. (И. Бунин) 3) Жур_вли друг друга окл_кая ост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой. (И. Бунин) 4) Отгорела наша р_бина осыпаясь над белым окном... (С. Есенин) 5) Плач_т где(то) иволга сх_ронясь в дупло только мне (не)плаче(тся, ться) — на душе светло. (С. Есенин) 6) И л_гчайший туман поб_жал от реки оп_раясь на зыбкие, белые ноги. (В. Луговской) 7) Сто обл_ков в подн_бёсь_ пылая красными рыбами к югу плывут. (В. Луговской) 8) И над всем бл_стающим Париж_м дождь м_тался гриву р_спустив. (В. Луговской) 9) Изумлё(н, нн)о листья выпуская почки разж_мают кулачки. (К. Ваншенкин)


Упражнение 11

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами
Всегда обособляются обстоятельства уступки, выраженные существительными с предлогами несмотря на, невзирая на


1) Только Григорий Александрович, несмотря на зной и усталость, не хотел воротиться без добычи (М. Лермонтов).

2) Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (М. Горький).

3) Опять, невзирая на ночной час, освещены окошки, в доме не спят (В. Панова).

4) Петухи,  невзирая   на   дождь,   кричали врастяжку и по очереди (М. Шолохов).

5) Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку.

6) Хотя на море поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.

7) Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.

8) Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.

9) Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.

10) Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.

11) Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.

12) Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.


Упражнение 12

Докажите, что в данных предложениях не обособляются одиночные деепричастия. Какими близкими по значению наречиями образа действия их можно заменить?


1) Кучер мой слез молча и не торопясь. (А. Пушкин)

2) Языков закрыл ладонью лицо и сидел не двигаясь. (А. Н. Толстой)

3) Не смолкая бушует метель за окном. (И. Бунин)

4) Костин не колеблясь отправился к двери. (П. Проскурин)


Упражнение 13

Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с обособленными одиночными деепричастиями, затем предложения с необособленными одиночными деепричастиями. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.

Назовите предложения с обособленными определениями. Объясните условия обособления. Составьте интонационные схемы этих предложений.


1) Кот сидел насупившись во время опыта со стрельбой. (М. Булгаков)

2) Однако улыбнувшись Галя сразу похорошела. (М. Булгаков)

3) Благоухая сохли травы дымясь курились облака. (И. Бунин)

4) Часы шипя двенадцать раз пробили в соседней зале тёмной и пустой. (И. Бунин)

5) Сергей отстранил Веру кивнул ей и ушёл посвистывая. (А. Н. Толстой)

6) Там в темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. (А. Н. Толстой)

7) Постояв Соломин и Вера ушли. (А. Н. Толстой)

8) Лиля сидела не двигаясь. (А. Н. Толстой)

9) Довольные пассажиры примолкнув любовались солнечным днём. (К. Федин)

10) Листва берёз висит не шелохнувшись роса стекает по белым стволам. (К. Паустовский)

11) Отвернувшись он стал смотреть на строившуюся колонну. (К. Симонов)

12) Служанка смеясь согласилась и они пошли. (М. Волконский)

13) Но всех милей мне девушка-берёза пришедшая из сказок и былин Снегурочка любимица мороза Алёнушка пригорков и равнин. (В. Рождественский)


Упражнение 14

Спишите предложения, выделяя обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Отметьте случаи, когда обстоятельства не обособляются.


1) Выйдя за ворота мы повернули вправо и побрели не спеша (Чехов).

2) Он говорил тихо глядя на нас узкими презрительными глазами (Паустовский).

3) По ту сторону шоссе местами близко подступая к дороге широко разбрелись перелески и кустарники (Быков).

4) Возвратясь он велел подавать карету и несмотря на усиленные просьбы остаться уехал после чаю (Пушкин).

5) Видно было, что он примчался сюда не переводя духа (Федин).

6) Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места пошел себе прямо по звездам наудалую (Тургенев).

7) И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Грибоедов).


Упражнение 15

Найдите в предложениях обстоятельства и объясните пунктуацию при них. Выделите грамматические основы предложений, составьте схемы предложений


1) Один из монахов оставил мальчика в монастыре и, вылечив, стал готовить к принятию монашества.
Комментарий: одиночное деепричастие обособляется, т.к. имеет значение дополнительного действия и стоит впереди глагола.

2) Он начал приносить книги и старался читать их незаметно, а прочитав, куда-то прятал.
Комментарий: деепричастную конструкцию невозможно оторвать от союза, изъять из предложения или переставить с другое место без разрушения структуры предложения.

3) Возникает впечатление, что, описывая в статье жанр малой эпопеи, Гоголь во многом анализировал главное произведение своей жизни.
Комментарий: деепричастный оборот, стоящий после подчинительного союза отделяется от него запятой.

4) Герой не задумываясь принимает решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров.
Комментарий: одиночное деепричастие тесно сливается по смыслу с глаголом, можем заменить наречием “быстро”

5) Солдаты слушали Василия Теркина затаив дыхание.
Комментарий: деепричастный оборот превратился в устойчивое словосочетание.

6) Обломов, по причине воспитания с мамушками и нянюшками, превратился в безвольного, неспособного к труду человека.
Комментарий: обстоятельство выражено именем существительным с предложным сочетанием по причине, которые чаще обособляются.

7) Себе и Ленскому не беду Онегин снова посетил Лариных по случаю бала в день именин Татьяны.
Комментарий: в конце предложения слова логически больше выделяются, и это затрудняет их отрыв от остальной части предложения.

8) Направо была дверь, пройдя которую можно было попасть в коридор, ведущий на сцену.

Комментарий: Если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово который в составе придаточного определительного предложения, то не обособляется

9) Понтий Пилат, несмотря на все свои старания, не может сохранить душевное равновесие в словесной дуэли с Иешуа.
Комментарий: обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на, обособляются.

10) Можно прожить и не хвастая умом, без этих разговоров.
Комментарий: одиночное деепричастие не отделяется запятой от и, так как это усилительная частица.

11) Мальчик отвечал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.

Комментарий: Группы однородных членов, состоящие из наречия и деепричастия не обособляются.



Упражнение 16

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты. Замените, где возможно, деепричастия глаголами, а деепричастные обороты — придаточными предложениями.

Определите смысловые и стилистические различия между синтаксическими синонимами. Какие из них более лаконично передают мысль? В каких обстоятельственное значение передано более отчётливо?


Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькавшее между деревьями сада. В это время Антон ударил по лошади и повинуясь честолюбию общему и деревенским кучерам как и извозчикам пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни поднялись они на гору и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею; сердце в нём забилось; перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор... Собаки было залаяли но узнав Антона умолкли и замахали косматыми хвостами. (А. Пушкин)


Упражнение 17

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте обособленные обстоятельства.


1)    Отг_рела наша р_бина
Осыпаясь над белым окном.
(С. Есенин)
2)    Плач_т где(то) иволга
Сх_ронясь в дупло
Только мне (не, ни)плаче(тся, ться)
На душе светло.
(С. Есенин)
3)    Такмедле(н, нн)о по скату гор
На солнце искрами бл_стая
Сп_дает глыба снеговая.
(А. Пушкин)
4)    Весна в заз_леневш_й роще
Ждёт з_ри дыхан(?)е зат_я
Чутко внемл_т ш_роху дерев(?)ев
Зорко смотр_т в тёмные поля.
(И. Бунин)
5)    Жур_вли друг друга окл_кая
Ост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой.
(И. Бунин)
6)    Руч(?)и журча и изв_ваясь
И меж собой перекл_каясь
В д_лину гулкую сп_шат
И раз_гравшиеся воды
Под (бело)мраморные своды
С весёлым грохотом летят.
(А. Фет)


Упражнение 18.

Замените, где можно, придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами.


1) Ученики хорошо усвоили материал по данному разделу истории литературы, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей.

2) Шофер остановил машину, когда заметил впереди разрушенный мост.

3) Каждый раз, когда я работаю без перерыва до позднего вечера, я испытываю сильное утомление.

4) Когда я вспоминаю об этом неприятном происшествии, мне становится грустно.

5) Ты не сможешь успешно заниматься спортом, если не бросишь курить.




Упражнение 19

Перепишите, расставляя знаки препинания. Обособленные члены предложения подчеркните. Составьте схемы предложения, дайте им характеристику.


1) Возвратившись со смотра, Кутузов, сопутствуемый австрийским генералом, прошел в свой кабинет и, кликнув адъютанта, приказал подать себе некоторые бумаги, относившиеся до состояния приходивших войск, и письма, полученные от эрцгерцога Фердинанда, начальствовавшего передовою армией.

2) На второй день буря усилилась. Клубясь, ниже опускались рваные тучи, громоздились неуклюжими пластами, вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт темные, как соломенный дым; вскипая, пенясь громадными буграми, катились волны по необъятному простору, со свистом и воем проносились вихрем, поднимая каскады перламутровых брызг.

3) По ночам, несмотря на звездное небо, сырая тьма ложилась на заштилевшее море, иногда возникали туманы.


Упражнение 20

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте все обособленные члены и объясните постановку знаков препинания в соответствующих предложениях.


Ш_гах в шести от него пр_слонясь сп_ной к тумбочке с_дел м_лодой парень в синей пестрядинной рубахе в таких же шт_нах в л_птях и в оборва(н, нн)ом рыжем к_ртузе. Около него лежала маленькая к_томка и коса без черенка обёрнутая в жгут из соломы а(к, кк)уратно перекруче(н, нн)ый верёвочкой. Пар_нь был (широко)плеч кор_наст с заг_релым и обветре(н, нн)ым лиц м и с большими г_лубыми глазами см_тревшими на Челкаша доверч_во и добр_душно.

Челкаш оскал_л зубы высунул язык и сделав страшную рожу устав_лся на него вытараще(н, нн)ыми глазами.

Парень сн_чала (не, ни)доумевая смигнул но (по)том вдруг ра(с,сс)хохотался крикнул скво_ь смех: «Ах, чудак!» Почти (не, ни)вст_вая с земли (не, ни)уклюже пе-рев_лился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою к_томку по пыли и постук_вая пяткой косы о камни.

(М. Горький)


Упражнение 21

Спишите тексты, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Обозначьте грамматические основы, прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами.


1)    В реку гл_делся лениво щурясь сп_койный лес и вместе с бабами смялся берег заро ший белым лопушником смялся игриво заразительно как бойкий (бело)бры(с _ сс)ый м_льчуган с т_рчащими во всю силу в_храми.

Его точно д_ржал кто(то) снизу а он (по)прежнему х_тел подня(тся, ться) и посм_треть вдаль но (не, ни)мог и смеясь боролся с кем(то) у_кими как руки песча(н, нн)ыми косами. И задыхающийся от смеха и борьбы берег вырывался и к_тился дальше пока (не, ни)пропадал за пов_ротом.

(За)тем пок_зался на дороге медле(н, нн)ый воз и он тоже смялся. Вспых_вающие улыбки ползали по рубахам шагавших мужиков по жёлтой соломе по чалой гриве лошади и бл_стевшим ободьям. (С.Сергеев-Ценский)


2) Стояла ранняя весна. Пр_мчавшись откуда(то) с (не, ни)ведомых морей и гор в пр_зрачном воздухе к_лыхалась она л_кующая радос_ная. И та_л на улицах снег. Он оседал рыхлел и бежали (из)под него весёлые гов_рливы _  руч(?)и св_бодные св_ркающие, как оплотневшие на земле лучи солнца. Стали в_здушней огромные дома улицы властно вросшие в небо и землю и в мон_стырском саду нач нали просыхать а(л, лл)еи и набухать почки на дерев(?)ях.

(С.Сергеев-Ценский)


Упражнение 22

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Графически выделите обособленные члены предложения. Определите, какие виды обособленных членов предложения представлены в тексте.


«Морем тинным» называли в ст_рину широкое но (не, ни)глубокое озеро Неро. Стоит на его берегах древний город Ростов жемчуж_на России. Был он когда(то) ст_лицей княжества и в_личали его Ростовом Великим. Город словно пришёл из чудес(?)ной сказки уд_вляя нас пр_красными (бело)каме(н, нн)ыми храмами золотыми куполами ц_рквей ст_рожевыми башнями и крепос(?)ными стенами Архиерейского дома извес(?)ного как Ростовский кремль.

Издавн_ славился Ростов финифтью. И(с, сс)ку(с, сс)тво финифти (живо)писной эмали росписи (огне)упорными красками по эмал_вой поверхн_сти мета(л, лл)ических предметов было хорошо извес(?)но ещё в Древней Руси. Разв_вая древние тр_диц_и мастера укр_шали финифтью оклады икон рис_вали на медных пл_стинках и сами иконы. Были укр_шения из финифти и на одеждах св_щенников и на церковной утвари и на обложках тяж_лых (руко)писных книг. Финифть об_г_щаясь золотом (с_мо)цветными к_мнями и(с, сс)ку(с, сс)ным шитьём пр_вращается в ажурные узоры скани кружево из тоненьких гладких или витых пров_лочек чаще всего золотых и серебря(н, нн)ых.

Позже по_вились и изящные женские укр_шения ларцы шк_тулки сув_ниры дек_ративные па(н, нн)o. Их орнам_нты р_ждающие ощущение чуда волшебной сказки пор_жают лёгкостью и простотой.
Но скоро лишь сказка сказывается... (Не, ни)сколько раз покроет мастер медную пл_стинку эмалью прок_лит её в печи. Уд_вительно но до обжига все краски поч(?)ти одинакового серого цвета! Но жар печи и талант мастера р_ждают чудо — живописную финифть. (По М. Балашову)


Упражнение 23.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Объясните свой ответ.


Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины.

  1. требуется немалая выносливость.

3) вы получаете большое удовольствие.

4) у меня сломалась фара.


Выбрав пьесу,

1) началась распределение ролей.

  1. оказалось, что там слишком много ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.


Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набрать номер.

  1. наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента.

4) значит, линия свободна.



Упражнение 24

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Графически выделите обособленные члены предложения.


1) Обсудив все вопросы он поднялся стараясь не потревожить нежные огуречные плети и заторопился к калитке.

2) Здесь положив на деревянные рейки лапчатые узловатые локти и лоснясь на солнце узорчатым листом рос виноград.

3) Прогрессируя наша историческая наука дала множество новых разветвлений.

4) Он обернулся и не поднимая головы и не показывая ей лица ушёл.

5) Он вспомнил что уходя не запер дверь.

6) Заметив людей конь сердито фыркнул и пустился прочь ломая кусты.

7) Они шли не торопясь не смея оглянуться.

8) Мастер стоял задумавшись.

9) Он опомнился взял шляпу и не оглядываясь выбежал из комнаты.

10) Посоветовавшись разведчики решили рискнуть.

11) Поужинав все укладывались спать а он вытаскивал путевой журнал и присев поближе к костру записывал впечатления дня.

12) Вокруг стола ходила бумага прочитав которую все подписывали.

13) Улыбаясь и показывая ослепительные зубы парень нетерпеливым движением разорвал бечёвку и перевернув мешок приподнял его за углы.

14) Спустившись к болоту, где туман был еще гуще, путники пошли на восток то и дело спотыкаясь о кочки и наталкиваясь на приземистые березки и корявый соснячок.

15) Точно не смея поднять голову деревья болезненно согнувшись льнули к влажной земле судорожно цепляясь за нее обнажёнными корнями.

16) Когда солнце превратившись в огромный багровый круг медленно опустилось за горизонт они вышли из леса.

17) Он устало передвигая ноги пошёл между рядами землянок и предварительно одернув куртку и обтерев сапоги пучком травы скрылся в одной из них.

18) В течение всего октября несмотря на предсказания синоптиков стояла хорошая погода.


Упражнение 25

Запишите предложения под диктовку в тетрадях. Расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.


Обреченный судьбой на постоянную праздность, я не делал решительно ничего. По целым часам я смотрел в свои окна не небо, на птиц, на аллеи, читал все, что привозили мне с почты, спал. Иногда я уходил из дому и до позднего вечера бродил где-нибудь.
Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошел по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю.

(А. П. Чехов)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя