СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические упражнения "Правописание наречий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренировочные упражнения и задания для отработки навыков слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Предназначены для учителей русского языка, работающих в 7 классе

Просмотр содержимого документа
«Практические упражнения "Правописание наречий"»

Буквы н и нн в наречиях.

Упражнение 1

Вставьте одну или две буквы Н? Объясните правило выбора.

Собрание прошло организова_о, кричал отчая_о, беше_о мчался, глядел испуга_о, толкнул нечая_о, слушал рассея_о, рассказывал взволнова_о, объяснял пута_о, угасал медле_о, выглядел безукоризне_о, провозглашал пламе_о, улыбался стра_о, щурился болезне_о, говорил убежде_о, исступле_о кричал, шептал таинстве_о. Пуститься вскач_, ударить наотмаш_, открыть настеж_, терпеть невмоч_, ждать невтерпеж_, выйти замуж_, упасть навзнич_. Уйти засветл_, задолг_ до отпуска, вернуться затемн_, вытереть досух_, глядеть искос_, перекусить наскор_, уйти надолг_, начать сначал_, прийти снов_.


Слитное, раздельное и дефисное написание наречий

Упражнение 1

Раскройте скобки.

Примите лекарство (на)тощак, поцелуй меня (на)последок, сказал (на)обум, разлетелось (в)дребезги, ответил (не)(в)попад, ушел (во)свояси, собрался (на)спех, разглядывал (ис)(под)лобья, не понял (с)просонок, сдвинул (на)бекрень, возьмите что-нибудь (в)замен, бродили (в)потьмах, не видно (в)потемках, не (в)праве рассказать, все (в)пустую, раскалить (до)бела, вредил (ис)(под)тишка, состоялся (на)кануне, выучил (на)зубок, (на)отрез отказался, ушли (по)одиночке, играть (в)открытую, сражался (в)одиночку, диктовал (по)памяти, проходите (по)одному, соскочил (на)ходу, прыгнул (с)разбега, (с)ходу разобрался, (с)налету понял, (на)редкость некрасивый, (от)силы два дня, (в)силу сложившихся обстоятельств, это ему (не)(под)силу, остаться (на)едине.


Упражнение 2

Раскройте скобки.

(На)силу догнал – понадеялся (на)силу; все дела (на)оборот – приклеил (на)оборот открытки; сделал (на)половину – перешел на половину поля соперника; сварить (в)крутую – (в)крутую гору; вильнул (в)бок – кольнуло (в)бок; (с)начала подумай – (с)начала месяца; собрался (в)миг – (на)миг задержался; посмотрел (в)глубь – нырнул (в)глубь реки; подошел (в)плотную – завернул (в)плотную бумагу; смотреть (в)даль – унестись (в)даль поднебесную; поглядели (на)верх – забрались (на)верх горы; (в)век не забыть – (в)век современной техники; носить пальто (в)накидку – закуталась (в)накидку из меха; приходил (во)время – (во)время каникул; обиделся (в)конец – (в)конец улицы; говорил (в)растяжку – сдать туфли (в)растяжку, (на)утро выздоровеешь – перенести встречу (на)утро.


Упражнение 3

Раскройте скобки.

Жить (по)прежнему, работать (по)новому, будь (по)вашему, прекрасно говорить (по)японски (по)немецки, (по)китайскому пути развития, (по)прежнему нежно привязан, делиться (по)братски, (по)лисьи хитер, (где)нибудь валяется, (кое)как добрался, ползти (еле)еле, (по)новому шоссе, (в)(конце)концов додумался, (давным)давно устарело, делать все (шиворот)(на)выворот, поговорить (с)глазу(на)глаз, уйти (по)добру (по)здорову, съесть (по)больше, купить (по)дешевле, духи пахнут (по)разному, расположились (по)походному, попал точка(в)точку, точь(в)точь, как другие, ворочался (с)боку(на)бок.


Упражнение 4

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Говорил (без)умолк_, заметил (не)взначай, (чере_)чур громко, разбил (в)дребезги, застал (в)расплох, сделать (в)ручную, сражался (в)одиночку, брали (на)расхват, знал (по)(на)слышке, бросился (на)перерез, шли (по)одиночке, не разговаривали (друг)(с)другом, говорили (с)глазу (на)глаз, стоял (по)одаль, свистел (по)привычке, пусть будет (по)вашему, два часа (по)полудни, любил (по)настоящему, рано (по)утру, хлопнул дверью (на)последок, двигался (на)ощупь, вывернул (на)изнанку, грезил (на)яву, делал (на)зло, прыгнул (на)ходу, ел (в)сухомятку, купили (в)складчину.


Упражнение 5

Раскройте скобки

1. Под колпачком лампочки густо слоился дым, его всасывало в колпа-чок, и потом он уходил куда(то) ввысь. 2. Романус говорил, что Стриж за-толкал музыкантов в карман сцены, где играть нет никакой возможности по следующим причинам: (во)первых, тесно, (во)вторых, темно, а (в)трет ьих, в зале не слышно ни одного звука, (в)четвертых, ему стоять негде. 3. Этот че-ловек опасен, опасен (по)серьезному. 4.Строев стал искусно делать вид, что присутствует он здесь уже давным (давно). 4. (По)французски говорил иде-ально, лучше французов. 5. Аристарх Платонович был одет (по)осеннему. 6. Дама пожала мне крепко, (по)мужски, руку. 7. Приходилось ли вам когда(либо) читать пьесу один на один кому-нибудь? 8. В полутьме пахло чуть(чуть) серой. (М.Булгаков.) 9. Все, что ни задавали мне, делал я(кое)как (из песни).


Упражнение 6

Диктант "Проверяю себя": слитно (1) или раздельно (2)?

I. 1. Имя Ильчина я видел (в)первые. 2. Он в пальто и блестящих глубоких калошах, а (под)мышкою держит портфель. 3. Тот(час) за дверью послышался звук снимаемой цепи. 4. Я купил журнал "Лик Мельпомены" с нарисованным мужчиной в трико (в)обтяжку. 5. И, как (на)зло, Аристарх Платонович в Индии. 6. Хотели портрет Герасима Николаевича поместить в медицинских журналах, но он (на)отрез отказался. 7. "О душе, о душе подумайте, Клюквин!" – (в)догонку ему крикнул Гавриил Степанович. 8. Сидя у себя в комнатушке, я держал перед собою старенькие серебряные часы и (в)слух сам себе читал пьесу. 9. Филя, не удивляясь, не оборачиваясь, протягивая руку назад, открывал настенный шкафик, (на)ощупь брал коробочку. 10. Коротков (на)ходу вырвался из трамвая. 11. (На)удачу Коротков устремился вэти двери. 12. Боязливо озираясь на лестнице, он взобрался на восьмой этаж, повернул (на)обум направо и радостно вздрогнул. (М.Булгаков)


II. 1. Мыло не мылилось и (в)добавок стоило (в)трое дороже. 2."Мат! – пролепетал (на)смерть перепуганный брюнет. – Вам мат, товарищ гроссмейстер". 3. Нарзаном торговали в киосках и (в)разнос. 4. (С)позаранку концессионеры перешли мостик через Терек. 5. Крик его, бешеный, страстный и дикий, – крик простреленной (на)вылет волчицы, – вылетел на середину площади. 6. Секретарь побежал ругаться. За ним, интригуя (на)ходу, следовал Персицкий. 7. Брильянтовые капли холодели (на)лету и плюхались оземь. 8. (В)рассыпную, с лотками на головах, как гуси, бежали беспатентные лоточники. 9."Наших в городе много?" – спросил Остап (на)прямик. 10. Ждать было очень трудно: все стулья (на)лицо; цель была близка. (И.Ильф и Е.Петров.) 11. Дубков врал (без)умолку (Л. Толстой). 12. Старик допивает последнюю чашку и начинает чувствовать, что глаза у него тяжелеют. Пора и (на)боковую (М.Салтыков-Щедрин).


Упражнение 7

С данными словами составьте предложения.

Впервые – впéрвые; тотчас – тот час; вплотную – в плóтную; вóвремя – во врéмя; вмиг – в миг.


Упражнение 8

Объясните правописание выделенных слов.

I. 1. В печали, возмущении я ворочался с боку на бок. 2. Золотой конь стоял сбоку сцены. 3. Тогда почти бесшумно все на сцене начинало уезжать вбок. 4. Вначале больному стало хуже. 5. Дважды я принимался читать роман, два раза дочитывал до сорок пятой страницы и начинал читать с начала, потому что забывал, что было в начале романа. (М.Булгаков)


II. 1. В пылу спора его инженерная фуражка покосилась набок. 2. Через два часа машина со свежим темно-зеленым пятном на боку медленно вывалилась из гаража. 3. В начале второго акта все четыре стула были вынесены на сцену неграми в цилиндрах. 4. Сначала ему показалось, что в квартире кто-то ходит. 5. Шедшие по городу слухи испугали его вконец. (И.Ильф и Е.Петров.) 6. Из конца в конец колоны прозвучала команда остановиться.


Существительное с предлогом (есть зависимое слово) или наречие (нет зависимого слова)?

1. А в высоте луна, а (в)дали цепочкой грустные, красноватые огоньки в селении (М. Булгаков). 2. Кот долез (до)верху занавески и оттуда оглянулся с остервенелым видом (М.Булгаков). 3. Мы шли (на)верх (М.Булгаков). 4. В разговорах они прошли далеко (в)глубь леса, забыв о грибах (Ю. Трифонов). 5. Дверь растворилась на две половины, и веселые святые в своих дубовых квадратиках медленно отъехали (в)глубь (И.Ильф и Е.Петров). 6. Поезд тронулся, увозя с собой отца Федора (в)даль неизвестную по делу загадочному, но сулящему, как видно, большие выгоды (И.Ильф и Е.Петров). 7. Морщины на висках, у повеселевших дедушкиных глаз сошлись в частую сетку, а на лбу, напротив, разошлись (в)верх и (в)низ (М.Алексеев). 8. Отчего же (в)век умного металла оказалось невозможным поставить небольшую плотинешку у Вишневого омута? (М. Алексеев.) 9.(С)низу кто-то поднимался (И.Ильф и Е.Петров). 10. Сцена была открыта и слабо освещена (с)верху из выносного софита (М. Булгаков

Упражнение 10

Диктант.

У самого в шкафу все носоч_ки перештопа_ы брюки отутюже_ы, рубашки наглаже_ы», – (не)ожида_о рас_троилась она. Леночка вдруг вспомнила что пр_везла с собой бл_кнот для запис_ знам_нитых р_цептов Ирины Родионовны, а Прелюбодеев смуще_о замолчал и подошел к лежащ_му на домотка_ом коврик_ Дику занявш_му чуть не (пол)кухни. «Дай Дик на счастье лапу мне!» – почти точно проц_тировал Прелюбодеев.

Дик вск_чил, выт_нулся во весь свой огромный рост, (по)братски пол_жил т_желые лапы на плечи Прелюбодееву и _бив с него очки обл_зал всю физиономию. Леночка и Прелюбодеев засмеялись а няня горес_о вздохнув пров_дила взглядом любимого воспита_ика который бродил как (не)пр_кая_ый пока не взял с застекле_ой полк_ какую(то) книгу и устро_вшись в пл_тен_ом кресле ободран_ом кошкой Марусей частой гостьей Ирины Родионовны не забыл обо всем на свете. Леночка же узнала, что тесто бывает и рубле_ое и слое_ое и ра_ыпч_тое и блинч_тое, а п_рожки жаре_ые во фритюре разит_льно отл_чаются от пече_ых в духовой печи.

 

Упражнение 11

НЕ С НАРЕЧИЯМИ

Комментированное письмо.

I. 1. Стосвечовая лампочка резала глаза (не)стерпимо. 2. Я, видите ли, (не)давно в Москве. 3. Я уже (не)шумно возражал Бомбардову, а больше задавал вопросы. 4. А я остался стоять и долго стоял (не)подвижно. 5. Чрезвычайно (не)хорошо на улицах Москвы в ноябре. 6.Человек маленького роста с бороденкой (не)медленно преградил мне дорогу. 7. Эта сцена не только не главная, но ее вовсе (не)нужно. (М.Булгаков)


II. 1. (Не)по-детски вздыхая, мальчик вычерпывал ведром жидкость из нижней бочки. 2. Вы умеете рисовать? Очень жаль. Совсем (не)хорошо. 3. Тень Лермонтова (не)зримо витала над гражданами, вкушавшими мацони на веранде буфета. 4. И походка у Ипполита Матвеевича была уже не та, и отросший ус торчал уже (не)параллельно земной поверхности, а почти перпендикулярно, как у пожилого кота. 5. Гражданин в фуражке с белым верхом (не)сомненно принадлежал к большей и лучшей части человечества. 6. Извозчик (не)терпеливо повез Остапа к закрытому ресторану. 7. У нас в кассе только 21 рубль 16 копеек. Этого, конечно, мы понимаем, далеко (не)достаточно. (И.Ильф и Е.Петров)


Упражнение 12

Составьте с наречиями словосочетания или предложения. В каких примерах возможны случаи двоякого написания не с наречиями?

I.(Не)брежно, (не)выносимо, (не)связно, (не)взначай, (не)одолимо, (не)аккуратно, (не)выгодно, (не)ловко, (не)сравненно, (не)по-товарищески.

II. (Не)вдомек, (не)лепо, (не)аккуратно, (не)избежно, (не)ожиданно, (не)внимательно, (не)внятно, (не)прод уманно, (не)подалеку, (не)по-нашему.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!