СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические занятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы практических работ

Просмотр содержимого документа
«Практические занятия»

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Кабардино - Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»

Колледж информационных технологий и экономики






УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР


_________________/Л.Х. Назарова

«_____» ________________ 2023 г.












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по планированию, организации и проведении практических работ


по дисциплине: ОП.01 Операционные системы и среды

для студентов специальности: 09.02.07 Информационные системы и программирование

















Нальчик, 2023

Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий по дисциплине ОП.01 Операционные системы и среды для студентов специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование.


Составитель: Изумская О.Н., преподаватель.


Рассмотрены и одобрены на заседании ЦК Программирования и информационной безопасности


Протокол № ____ «___ » _________ 2023г.


Председатель ЦК ___________________ Жулабова Ф.Т.




Пояснительная записка


Данные методические рекомендации предназначены для изучения студентами практических основ настройки файлов и папок Windows и региональных параметров, управлением электропитанием, работы: с интерпретатором командной строки, диспетчером задач, монитором производительности, служебными программами, файловым менеджером, с Проводником, с командами для создания командного файла, с файловыми системами, командами Dos; создание копий файлов, проводить архивацию файлов, восстановление данных.

Каждая практическая работа содержит: цель, методические указания к выполнению и задание. Задания носят творческий характер и необходимы для развития интеллекта студента, его умения оригинально мыслить и реализовывать теоретические знания на практике.

При подготовке методических указаний был использован отечественный и зарубежный материал по операционным системам. Кроме методического материала представлена рекомендуемая литература по всему курсу.

С целью овладения указанным видом деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения дисциплины должен:

Уметь:

  • управлять параметрами загрузки операционной системы;

  • выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

  • управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;

  • управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Знать:

  • основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

  • архитектуры современных операционных систем;

  • особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows";

  • принципы управления ресурсами в операционной системе;

  • основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализ и интерпретацию информации, и информационные технологии в профессиональной деятельности для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 4.1. Осуществлять инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем

ПК 4.4. Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем программными средствами.

Общие требования к оформлению практических работ

Отчет о выполнении практических работ оформляется в соответствии с ГОСТ ЕСКД 2.105-95 "Общие требования к текстовым документам" и должен содержать:

1. Титульный лист с указанием названия и номера практической работы, номеров учебной группы, Ф.И.О. студента и преподавателя.

2. Формулировку цели работы.

3. Задание на выполнение работы.

4. Порядок выполнения работы.

5. Результаты выполнения работы с комментариями и иллюстрациями в виде распечаток документов (если это предусмотрено заданием).

Текстовая часть работы должна быть исполнена в компьютерном варианте на бумаге формата А4. Шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, полуторный интервал, абзацный отступ первой строки – 1,25, выравнивание по ширине. Страницы должны иметь поля: нижнее – 2,5; верхнее – 2; левое – 3; правое – 1,5. Все страницы работы должны быть пронумерованы: нумерация автоматическая, сквозная, в нижнем колонтитуле, по центру, арабскими цифрами, размер шрифта – 12 пт.


Количество часов по учебному плану на освоение дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 98 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

практические работы обучающегося 22 часов.


Тематическое планирование практических занятий

п/п

Тема занятия

Вид задания

Объем часов

Форма контроля

Требования к ОК и ПК

(знаниям, умениям)

1

Тема 3.3. Общие сведения о процессах и потоках

Практическая работа № 1. FAR - управления файлами и каталогами средствами операционной оболочки.

2

Проверка практических работ

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • управлять параметрами загрузки операционной системы;

  • выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

  • управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователей;

  • управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

  • архитектуры современных операционных систем;

  • особенности построения и функционирования семейств операционных систем "Unix" и "Windows";

  • принципы управления ресурсами в операционной системе;

  • основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционные системах.



ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 09, ПК 4.1., ПК 4.4

2

Тема 3.4. Взаимодействие и планирование процессов

Практическое занятие № 2 Резервное хранение.

2

Проверка практических работ

3

Тема 3.4. Взаимодействие и планирование процессов

Практическое занятие № 3 Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.

2

Проверка практических работ

4

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 4. Установка и настройка системы.

2

Проверка практических работ

5

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 5 Установка параметров автоматического обновления системы.

2

Проверка практических работ

6

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическая работа № 6 Выполнение действий с файлами, каталогами средствами MS-DOS.

2

Проверка практических работ

7

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 7 Управление дисковыми ресурсами.

2

Проверка практических работ

8

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 8. Мониторинг за использованием памяти.

2

Проверка практических работ

9

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 9 Контроль доступа к операционной системе.

2

Проверка практических работ

10

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическое занятие № 10 Изучение эмуляторов операционных систем.

2

Проверка практических работ

11

Тема 3.5. Работа в операционных системах и средах

Практическая работа № 11. Зачетная работа по командам MS-DOS

2

Проверка практических работ


Всего


22





Практическая работа № 1. FAR - управления файлами и каталогами средствами операционной оболочки.

Цель работы: изучение файлового менеджера с сетевыми функциями.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Краткие теоретические сведения:

Far Manager – это программа операционной системы Windows, облегчающая выполнение операций с файлами и папками, управлению их характеристиками. Запуск Far Manager выполняется командой Пуск – Программы - FAR Manager - FAR Manager. Интерфейс FAR Manager имеет вид двухпанельного диалогового окна. Каждая из панелей (левая 1 и правая 2) связана с внешним носителем (логические имена A:, B:, C:, … ) и отображает перечень файлов и подкаталогов текущего каталога этого накопителя. Командная строка служит для ввода команд DOS. Строка подсказок содержит пояснения относительно назначения функциональных клавиш F1, F2, …, F10. Например, клавиша F1 вызывает справочную информацию о FAR Manager.

Над одиночными файлами можно выполнять следующие операции:

  • Просмотр – F3;

  • Копирование – F5;

  • Перемещение или переименование – F6;

  • Поиск файла – ALT+F7.

Порядок выполнения работы:

Задание 1. С помощью файлового менеджера в корневом каталоге диска D: создайте каталог GRUPPA, в который входят подкаталоги IVA и RIN, содержащие соответственно файлы text1.txt text2.txt.

  • Запустите файловый менеджер;

  • Установите диск D на левой панели, для этого нажмите клавиши Alt+F1. На экране будет выведен список доступных дисков. Клавишами управления курсора выберите диск D и нажмите Enter. В результате текущим станет диск D на левой панели.

  • Для создания каталога нажмите клавишу F7, выйдет окно с запросом об имени каталога. Введите имя GRUPPA и нажмите Enter.

  • Прежде чем приступить к созданию подкаталогов, нужно сделать каталог GRUPPA текущим (установите на него курсор и нажмите клавишу Enter), т.е. в верхней части программы файлового менеджера в левой панели будет отображаться D:\GRUPPA.

  • Для создания подкаталога нажмите клавишу F7, введите имя IVA и нажмите Enter. Аналогичные действия повторите при создании подкаталога RIN.

  • Для создания текстового файла в подкаталоге IVA вначале следует сделать данный подкаталог текущим (проверка D:\GRUPPA\IVA). Нажмите клавиши Shift+F4, в активное окно введите имя файла text1.txt и нажмите Enter. Наберите ваши данные: ФИО, группа, дата занятия. Нажмите клавишу Esc, в появившемся окне выделите команду Save (Сохранить) и нажмите Enter. Повторите аналогичные действия с подкаталогом RIN и файлом text2.txt. Данные файла – набрать два слова: WinCOM, TotalCom.

  • Просмотрите полученные файлы сделав их активными, переместив курсор на них, клавишами перемещения курсора и нажмите клавишу F3, а затем F10.

  • Установив курсор на значке (..) и нажимая Enter, перейдите на диск D, а потом найдите подкаталог IVA, а затем файл text1.txt.

Задание 2. Скопируйте файл text2.txt в подкаталог RIN с указанием маршрута и переименовав файл на text3.txt, и без указания маршрута копирования.

С указанием маршрута и переименование файла

  • На левой панели выделите в подкаталоге IVA курсором файл text2.txt, нажмите клавишу F5, в активном окне введите маршрут копирования D:\GRUPPA\RIN\text3.txt и нажмите клавишу Enter.

Без указания маршрута

  • Установите на левой панели текущим подкаталог RIN, т.е. D:\GRUPPA\RIN, а на правой панели – подкаталог IVA, т.е. надпись D:\GRUPPA\IVA, используя клавиши управления курсором, Enter, Tab – для перехода между левой и правой панелью.

  • Нажмите клавишу Tab и переведите курсор с правой панели на левую панель. На левой панели выделите файл text2.txt, нажмите клавишу F5, а затем клавишу Enter. Файл скопирован.

Задание 3. Отредактируйте файл text2.txt в подкаталоге RIN.

  • Сначала выделите его курсором, затем, нажав клавишу F4, введите следующие дополнения в текст, после последнего слова введите FAR Manager.

  • Нажмите клавиши Shift+F10 для сохранения и выхода из режима редактирования файла.

Задание 4. Просмотрите меню программы файловый менеджер.

  • Нажмите клавишу F9 для вызова меню файлового редактора.

Задание 5. Работа с панелями:

А) уберите/выведите обе панели с/на экрана – для этого нажмите клавиши CTRL+O .

В) поменяйте панели местами – для этого нажмите клавиши CTRL+U.

С) уберите/выведите не текущую панель с экрана – для этого нажмите клавиши CRTL+P.

Задание 6. Найдите файл text3.txt.

  • Поиск ведется на текущем диске.

  • Нажмите клавиши ALT+F7

  • Наберите справа от надписи File name имя файла, который хотите найти.

  • Нажмите OK

Задание 7. Некоторые приемы работы в файловом менеджере.

  • Переключения режимов с 25 строк на 43(50), нажав клавиши ALT+F9.

  • Отсортировать файлы в текущей панели, по имени, нажав клавиши CRTL+F3.

Для отображения полной информации о файлах (выводится имя, размер, дата создания или модификация) надо – нажать клавишу F9, попадем в меню файлового менеджера и для левой или правой панели, выбор меню соответственно Left || Right, открыв данные пункты меню и выбрав строку Full.

Вопросы для контроля:

1. Основные операции с файлами и каталогами в FAR Manager.

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.




Практическое занятие №2 Резервное хранение.

Цель: изучить резервное копирование данных

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Требования к знаниям: особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows».

Краткие теоретические сведения:

Резервные копии файлов необходимы в ситуациях типа, сбой в системе и потеря важной информации. Сохраняя копии данных в архиве, можно быть уверенным, что восстановите их даже после краха операционной системы. Опции архивации и восстановления данных просты в использовании.

Порядок выполнения работы:

Содержание заданий:

1. Исследуйте общие свойства жесткого диска персонального компьютера, оптических дисков CD-RW, DVD-RW, флоппи-диска, флэш-накопителя.

2. Сравните объем памяти, занимаемый одним и тем же файлом на жестком диске, оптических дисках CD-RW, DVD-RW, флоппи-диске, флэш-накопителе.

3. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

1. Создайте в личной папке на жестком диске файл MS Word под именем «Pr12».

2. Сделайте заголовок «Отчет о выполнении практической работы № 12», в верхнем колонтитуле созданного документа укажите свою фамилию и имя, в нижнем – «Практическая работа №12».

4. Вставьте в дисководы флоппи-диск и оптические диски.

5. Подключите флэш-накопитель к свободному порту USB. На панели задач появится значок флэш-накопителя: .

Если флэш-накопитель подключается к ПЭВМ впервые, то системе Windows XP потребуется некоторое время для того, чтобы определить его тип и правильно настроить драйвер USB-накопителей (будут появляться окна с информационными сообщениями об обнаружении нового устройства и определения его типа).

Свойства накопителей ПЭВМ

Устройство памяти

Обозначение в Windows

Модель

Файловая система

Емкость

Занятый объем

Свободный объем

Жесткий диск













Диск CD-RW







Диск DVD-RW







Флоппи-диск







Флэш-накопитель








6. Откройте Мой компьютер, проверьте наличие флэш-накопителя в списке накопителей.

7. Откройте контекстное меню к диску С, откройте пункт Свойства и вкладку Общие. Информацию, представленную в открывшемся окне, внесите в первую строку.

8. Аналогично получите информацию для заполнения второй строки табл. 12.1. для жесткого диска, если ваш диск разбит на два логических диска или подключены два жестких диска.

9. Вызовите контекстное меню к флоппи-диску. Откройте окно Свойства: Диск 3,5 (А:), вкладку Общие. Внесите сведения о диске. Выполните форматирование дискеты.

10. Откройте поочередно окно Свойства, вкладку Общие для оптических дисков CD-RW, DVD-RW. Внесите сведения о диске.

11. Откройте окно Свойства, вкладку Общие для флэш-накопителя, дайте флэш-накопителю имя на свое усмотрение. Внесите сведения о накопителе.

12. Запустите стандартную программу Блокнот, введите текст: «Размер файла». Сохраните файл под именем «r12» в личной папке на жестком диске.

13. Скопируйте файл «r12» на оптические диски, флоппи-диск и флэш-накопитель.

14. Файл «Pr12» дополните список.

15. Откройте контекстное меню к файлу «r12» на жестком диске, откройте пункт Свойства. Информацию, представленную в открывшемся окне, внесите в первую строку табл.12.2.

16. Аналогично с помощью контекстного меню к файлу «r12» на других накопителях получите информацию для заполнения последующих строк (смотри сведения о файле «r12»).

Сведения о файле «r12».

Устройства памяти

Размер файла

Объем, занимаемый файлом на диске

Комментарий

Жесткий диск

?

?

?

Диск CD-RW

?

?

?

Диск DVD-RW

?

?

?

Флоппи-диск

?

?

?

Флэш-накопитель

?

?

?


17. В столбце «Комментарий» объясните отличие размера файла и объема, занимаемого файлом на том или ином диске.

18. Скопируйте файл «Pr12» нам флэш-накопитель.

19. Выньте из дисковода оптические диски CD-RW, DVD-RW и флоппи-диск.

20. Перед тем как вынуть флэш-накопитель из разъема USB, его необходимо остановить, т.е. отключить программно. Если этого не сделать, то могут возникнуть ошибки и проблемы с записанной информацией. Завершите работу с флэш-диском следующим образом:

  • Щелкните левой кнопкой мыши на значке флэш-накопителя на панели задач, появится сообщение Безопасное извлечение устройства. Щелкните по этому сообщению. Появится сообщение о том, что теперь устройство можно извлечь из ПЭВМ;

  • Если щелкнуть правой кнопкой мыши на значке флэш-накопителя на панели задач, а зачем на появившемся сообщении Безопасное извлечение устройства, то возникнет следующее окно.

Для проверки состояния устройства нажмите кнопку Остановить. Откроется окно, в котором нажмите кнопку ОК и отсоедините флэш-накопитель от разъема ПЭВМ.

21. Сохраните файл «Pr12» и выведите его на печать.

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Контрольный вопрос: Что такое резервный диск?

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Практическое занятие №3 Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами.

Цель: изучите работу процессов в операционной системе

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Требования к знаниям: особенности построения и функционирования семейств операционных систем «Unix» и «Windows».

Краткие теоретические сведения:

Диспетчер задач – системная утилита, входящая в состав всех версий Windows, которая в режиме реального времени предоставляет информацию о процессах, выполняемых на компьютере, а также используемых ими ресурсов (оперативной памяти, процессора и другие).

Открыть диспетчер задач очень просто. Существует несколько способов открытия диспетчера задач.

Способ 1. На клавиатуре нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Esc.

Способ 2. На клавиатуре нажать комбинацию клавиш Ctrl+Shift+Del и в появившемся списке выбрать вариант Запустить диспетчер задач.

Способ 3. На клавиатуре нажать комбинацию клавиш Win+R, в появившемся окне напечатать команду taskmgr (или taskmgr.exe), нажать клавишу Enter.

Способ 4. Щелкните правой кнопкой мыши по пустому пространству в панели задач и в появившемся списке левой кнопкой мыши щелкнуть по пункту «Диспетчер задач»

Порядок выполнения работы:

Содержание заданий:

1. Откройте диспетчер задач.

2. Просмотреть процессы и собрать о них данные..

3. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

Процессы мы можем увидеть в диспетчере задач. Откройте диспетчер задач.

Нажмите вкладку процессы и изучите содержимое таблицы CSRSS.EXE. Процесс отвечает за окна консоли, за создание и удаление потоков, а также частично за работу 16-битной среды MS-DOS. Он относиться к подсистеме Win32 пользовательского режима (WIN32.SYS же относиться к ядру Kernel) и должен всегда выполняться.

EXPLORER.EXE Пользовательская среда, содержащая такие компоненты, как Панель задач, Рабочий стол и тому подобное. Его практически всегда можно закрывать и снова открывать без каких-либо последствий.

INTERNAT.EXE Загружает различные выбранные пользователем языки ввода, показывает на панели задач значок , который позволяет переключать языки ввода. С помощью панели управления возможно без использования данного процесса безо всяких проблем переключать раскладку клавиатуры.

LSASS.EXE Этот локальный сервер авторизации отвечает за IP-директивы безопасности (интернет- протоколы) и загружает драйвер безопасности. Он запускает процесс, отвечающий за авторизацию пользователей. При успешной авторизации пользователя приложение создаёт и присваивает ему специальный протокол. Все запущенные далее процессы используют этот протокол.

MSTASK.EXE Отвечает за службу планирования Schedule, которая предназначена для запуска различных приложений в определённое пользователем время.

SMSS.EXE Диспетчер сеансов запускает высокоуровневые подсистемы и сервисы. Процесс отвечает за различные действия, например запуск Winlogon и Win32 процессов, а также за операции с системными переменными. Когда Smss определяет, что Winlogon или Csrss закрыты, он автоматически выключает систему.

SPOOLSV.EXE Обеспечивает создание очереди на печать, временно сохраняя документы и факсы в памяти.

SVCHOST.EXE Этот всеобъемлющий процесс служит хостингом для других процессов, запускаемых с помощью DLL. Поэтому иногда работают одновременно несколько Svhost. С помощью команды можно вывести на экран все процессы, использующие Svchost.

SERVICES.EXE Процесс управления системными службами. Запуск, окончание, а также все остальные действия со службами происходят через него.

SYSTEM Выполняет все потоки ядра Kernel.

SYSTEM IDLE PROCESS Этот процесс выполняется на любом компьютере. Нужен он, правда, всего лишь для мониторинга процессорных ресурсов, не используемых другими программами.

TASKMGR.EXE Процесс диспетчера задач, закрывать который крайне не рекомендуется.

WINLOGON.EXE Отвечает за управление процессами авторизации пользователей.

WINMGTM.EXE Основной компонент клиентской службы Windows. Процесс запускается одновременно с первыми клиентскими приложениями и выполняется при любом запросе служб. В Windows XP процесс запускается как клиент процесса Svchost.

Попробуйте завершать некоторые процессы. Что при этом происходит?

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Контрольный вопрос:

1. Что такое диспетчер задач?

2. Сколько способов открытия Диспетчера задач существует?

3. Как открыть Диспетчер задач?

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.



Практическое занятие № 4. Установка и настройка системы.

Цель: изучение процесса установки.

Основные теоретические сведения

Подготовка дискового пространства

Реальными параметрами, является процессор с частотой не менее 300 Мгц и объем оперативной памяти не менее 128 мегабайт.

Немаловажным этапом окажется и предварительная подготовка жесткого диска перед установкой Windows XP. Если имеется операционная система линейки Win9x/ME, оптимальным вариантом будет создание дополнительного раздела для ХР, которая, как и Windows 2000, "умеет" загружаться с логического диска. При отсутствии необходимого программного инструментария для работы с дисковыми разделами (Paragon Partition Manager, Acronis Partiton Expert): в процессе установки Windows XP предложит услуги по созданию нового раздела . Необходимо учесть, что для нужд этой системы придется выделить 1,5 гигабайта на жестком диске.

Выбор файловой системы NTFS или FAT32

Кроме этого, ХР позволяет осуществлять форматирование созданного или имеющегося разделов в файловые системы FAT32 или NTFS. Впрочем, конвертация FAT32 в NTFS осуществляется без потери информации посредством встроенной утилиты convert, достаточно открыть меню Выполнить кнопки Пуск, где ввести команду CONVERT Х: /FS:NTFS (в данном случае Х: является разделом с установленной Windows XP).

Безусловным преимуществом FAT32 является тот факт, что эта файловая система быстрее и требует меньше памяти для работы. Если система работает только с FAT32, то в память не грузятся драйверы и сервисы, необходимые для NTFS. Еще одно преимущество FAT32 - доступ к диску посредством загрузочной дискеты, созданной средствами Windows 9x/ME. Проблема доступа к NTFS-разделу также решается при помощи соответствующих приложений (пример - российская разработка "NTFS for Win98" от компании Парагон).Однако, главным доводом в пользу NTFS является устойчивость этой файловой системы: NTFS содержит две копии аналога FAT, именуемые MFT (Master File Table). В отличие от FAT, MFT больше напоминает таблицу базы данных. Если оригинал MFT повреждён в случае аппаратной ошибки (bad-сектор), то система при следующей загрузке использует копию MFT, и автоматически создаёт новый оригинал, но уже с учётом повреждений. Помимо этого, NTFS обладает встроенными средствами шифрования файлов, что обеспечивает определённую уверенность в сохранности данных (если система не будет переустанавливаться). Кроме того: в NTFS возможно сжатие отдельных каталогов и файлов, в отличие от DriveSpace, который позволял сжимать только диски целиком. Очень удобная возможность: компрессия "на лету", например, больших графических BMP-файлов, с целью экономии дискового пространства, причём для пользователя этот процесс будет абсолютно "прозрачным".

Задания к практической части

Установка Windows XP

Не стоит бояться установки Windows XP: на самом деле все гораздо проще, чем думают некоторые пользователи.

Ниже приведены несколько скриншотов с пояснениями для тех, кто впервые устанавливает Windows XP. Для начала следует задать в BIOS приоритет загрузки с CD-ROM, и поместить диск с дистрибутивом ХР в лоток привода.

На первом этапе программа установки появится сообщение о начальном копировании необходимых файлов, причем, этот процесс может длиться довольно долго - несколько минут. Далее нажимаем ENTER для начала процесса инсталляции системы.

Следующий шаг принятие Лицензионного Соглашения, (нажатие клавиши F8). Далее необходимо выбрать раздел для установки (можно и на ЛОГИЧЕСКИЙ диск, поскольку Windows 2000/XP загружаются из таких разделов) с последующим форматированием в файловые системы FAT32 или NTFS.

Процесс форматирования довольно длителен, после чего наступает шаг для еще одного копирования файлов, но гораздо большего объема.

По окончании копирования файлов программа установки предложит перегрузить машину - не забудьте вновь зайти в настройки BIOS или вынуть CD-диск из CD-привода)).

После перезагрузки ОС начинается следующая фаза – графическая фаза установки Windows XP с рекламой и возможностями.

Процесс установки длится более получаса, после этого выходит окно, приглашающее определиться с региональными и языковыми настройками.

В первой секции этого окна посредством кнопки Настроить выбираются необходимые региональные параметры, и язык для программ, не поддерживающих UNICODE - задав параметр РУССКИЙ, обеспечивается работа с русскими программами в англоязычной системе. Вторая секция (Языки ввода) позволяет выбрать необходимые языки для раскладки клавиатуры.

Далее задается имя для компьютера (по умолчанию программа установки предлагает свое сгенерированное имя) и, при желании, задать пароль администратора.

Затем следует определиться с сетевыми параметрами: типичные или особые. Для домашних условий не важно, что вы выберите - "Особые" параметры установятся те же самые, что и "Обычные" по умолчанию.

Остается указать имя рабочей группы (или оставить по умолчанию WORKGROUP), после чего система продолжит копирование файлов, а участие пользователя сведется к перезагрузке машины и заполнению полей учетной записи пользователя (или нескольких таких записей, если на компьютере будет работать не один человек).

Содержание заданий:

1. Установка

1.1. Копирование необходимых файлов (сообщение).

1.2. Принятие лицензионного соглашения.

1.3. Выбор раздела для установки с последующим форматированием в файловые системы.

1.4. Копирование файлов и перезагрузка, извлечение CD-диска из привода.

1.5. Графическая установка Windows XP.

1.6. Настройка региональных и языковых параметров.

1.7. Задание имени компьютера.

1.8. Определение сетевых параметров – типичные или особые, копирование файлов и перезагрузка ПК.

1.9. Настройка учетных записей пользователя.

2. Оформите отчет о выполнении работы.

Контрольные вопросы

1. Какие шаги установки операционной системы Windows XP?

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.



Практическое занятие №5 Установка параметров автоматического обновления системы.

Цель: изучите параметры автоматического обновления.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер, Интернет.

Требования к знаниям: основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

Краткие теоретические сведения:

Операционную систему Windows можно настроить на проверку и автоматическую установку новых обновлений. Обновления содержат исправления (часто называемые «заплатками») для обнаруженных проблем и уязвимостей в системе безопасности. Обновления предоставляются бесплатно. Вначале можно установить режим обработки обновлений операционной системой Windows XP/7.

Когда становятся доступными новые обновления, их можно устанавливать. Процедура установки варьируется и зависит от выбранного режима обработки автоматических обновлений операционной системой Windows. Можно также вручную проверять наличие обновлений и устанавливать их. Для получения доступа к сайту обновлений необходимо сначала подключиться к Интернету.

Порядок выполнения работы:

Содержание заданий:

1. Управление обновлениями.

2. Обновление Windows.

3. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

Задание 1. Щелкните мышью на кнопке Пуск и выберите команду меню Все программы – Центр обновления Windows.

Задание 2. Откроется окно Центр обновления Windows и Windows Ultimate Extras. Щелкните на ссылке Просмотр дополнительных параметров. Появится окно Изменить параметры.

Задание 3. Выберите способ обработки обновлений с помощью переключателя, установите периодичность проверок наличия обновлений. Щелкните на кнопке ОК.

Задание 4. Щелкните мышью на кнопке Пуск и выберите команду меню Все программы – Центр обновления Windows. На экране появится окно Центр обновления Windows.

Задание 5. Подключитесь к сети Интернет. Нажмите кнопку Проверка обновлений, в окне Центр обновления Windows будет отображаться процесс поиска обновлений. После того как обновления найдены, в окне будет отображен результат поиска. И появится возможность установить обновления.

Задание 6. Чтобы установить обновления, нажмите кнопку Установить обновления.

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Контрольный вопрос: Что такое обновление?

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Практическая работа №6 Выполнение действий с файлами, каталогами средствами MS-DOS.

Цель работы: выработать умения и навыки работы с командами DOS.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Краткие теоретические сведения:

1. Команда DIR – выводит список подкаталогов и полных имен файлов, их размер, время и дату создания. Формат команды:

DIR [дисковод:][путь\][имя-файла][/P][/W], где

/ P – постраничный вывод оглавления;

/W – вывод только имен файлов.

Команда DIR без параметров выводит на экран содержимое текущего каталога.

Примеры:

1) C:\dir student\basic – выдает содержимое подкаталога BASIC, входящего в каталог STUDENTS;

2) C:\dir bp\unit\*.tpu – выдает список всех файлов с расширением .tpu подкаталогa UNIT каталога BP;

3) C:\dir /p – выводит содержимое текущего каталога на экран постранично. После заполнения экрана информацией выдача приостанавливается, нажатие любой клавиши приводит к выдаче следующей порции;

4) C:\dir student\basic /p – выводит постранично информацию каталога STUDENT\BASIC;

5) C:\dir /w – выводит на экран имена файлов текущего каталога (в ширину).

2. Команда MD (MKDIR) - создает новый каталог. Формат команды:

MD [дисковод:] путь

Примеры:

1) C:\md student - создает подкаталог STUDENT в корневом каталоге диска С:;

2) C:\md student\basic или C:\STUDENTmd basic - создает подкаталог BASIC в подкаталоге STUDENT.

3. Команда RD (RMDIR) - удаляет пустые каталоги и подкаталог. Формат команды:

RD [дисковод:] путь

Примеры:

1) C:\STUDENT\BASIC rd texno2 - удаляет подкаталог третьего уровня TECNO2, находящегося внутри подкаталога второго уровня BASIC вкаталоге STUDENT;

2) C:\rd student\basic\tecno2 - удаляет тот же подкаталог, когда текущим является корневой каталог.

4. Команда CD (CHDIR) - меняет текущий каталог, т.е. переходит из одного каталога в другой. Возврат на предыдущие уровни каталогов осуществляется с помощью параметров команды .. и \. Формат команды:

CD [дисковод:] путь

Примеры:

1) С:\cd student\basic - переходит в подкаталог BASIC каталога STUDENT;

2) C:\STUDENT\BASICcd .. - возвращается из подкаталога BASIC в каталог STUDENT;

3) C:\STUDENT\BASIC\TPOP2cd \ - возвращается в корневой каталог;

4) C:\STUDENT\BASICcd ..\lex - возвращается из BASIC в каталог STUDENT и входит в подкаталог LEX;

5) C:\STUDENT\BASIC\EKONOM2cd ..\.. - возвращается на два уровня выше в каталог STUDENT.

Порядок выполнения работы:

(просмотр, создание каталога, переход в другой каталог, удаление каталога)

1. Просмотр каталогов:

просмотреть содержимое корневого каталога диска С: постранично и в ширину.

просмотреть на диске С: содержимое каталога DOS постранично и в ширину.

2. Создание каталогов:

создать на диске каталог MENEGER;

создать в каталоге MENEGER подкаталог MNG;

создать в подкаталоге MNG подкаталог GR;

создать в подкаталоге GR подкаталоги ST1,ST2,ST3.

3. Переход в другой каталог:

войти в каталог GR;

перейти к подкаталогам ST1, затем ST2 и ST3.

4. Удаление каталогов:

удалить подкаталоги ST1, ST2, ST3. Ход выполнения задания записать в тетрадь.

Вопросы для контроля:

1. Какая команда создает каталог?

2.Какой командой или набором команд совершить переход в другой каталог?

3. Как просмотреть содержимое каталога?

4. Как удалить каталог?

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.



Практическое занятие №7 Управление дисковыми ресурсами.

Цель: изучите управление дисковыми ресурсами.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Требования к знаниям: основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

Краткие теоретические сведения:

Служебные программы предназначены для обслуживания компьютера и операционной системы. Они позволяют находить и устранять дефекты файловой системы, проверку как жестких, так и гибких дисков на наличие физических дефектов и правильность логической структуры, оптимизировать настройки аппаратного и программного обеспечения и т.д.

Доступ к служебным программам выполняется через команду Пуск – Программы - Стандартные - Служебные.

Дефрагментация диска

Программа, предназначенная для повышения эффективности работы диска путем устранения фрагментированности файловой структуры. При длительном редактировании файлов или при заполненности диска система начинает заполнять не все кластеры подряд, а только свободные. Поэтому файл оказывается "размазан" по диску и время доступа к нему увеличивается. При дефрагментации файлы переписываются так, чтобы каждый из них содержался в группе подряд расположенных кластеров.

Порядок выполнения работы:

Содержание заданий:

1. Откройте программу MS Word.

2. Откройте диалоговое окно Дефрагментация диска.

3. Заполните таблицу сведения о жестком диске ПК.

4. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

1. Создайте в личной папке на жестком диске файл MS Word под именем «Pr».

2. Сделайте заголовок «Отчет о выполнении практической работы №», в верхнем колонтитуле созданного документа укажите свою фамилию и имя, в нижнем – «Практическая работа №».

3. Откройте «Мой компьютер», определите количество логических дисков (томов) жесткого диска, внесите данные в список «Сведения о жестком диске ПК» их имена (имя).

4. Откройте контекстное меню к одному из логических дисков жесткого диска, откройте пункт Свойства и вкладку Оборудование. Внесите в первую строку табл. наименование модели жесткого диска.

5. Откройте программу «Дефрагментация диска». Для этого выполните: Пуск /Программы /Стандартные /Служебные/ Дефрагментация диска.

6. В отрывшемся диалоговом окне выберите информацию для заполнения строк таблицы с 3-й по 7-ю (в 5, 6, 7-й строка заполните позиции «до очистки диска»).

7. Получите информацию о фрагментации логических дисков (томов) жесткого диска. Для этого в диалоговом окне Дефрагментация диска для каждого тома выполните следующее:

  1. Выделите том и активизируйте кнопку Анализ; начнется процесс анализа фрагментированного диска;

  2. По окончании анализа активизируйте кнопку Вывести отчет;

  3. По отчету об анализе заполните оставшиеся строки списка (в строках с 11-й по 14-ю заполните позиции «до дефрагментации»).

8. Закройте программу дефрагментация диска.

9. Проведите поочередно очистку логических дисков (томов) жесткого диска; для этого выполните: Пуск/Программы/ Стандартные / Служебные / Очистка диска. Вам предстоит выбирать диск и запускать программу очистки диска.

10. Откройте программу «Дефрагментация диска».

11. В открывшемся диалоговом окне выберите информацию для заполнения позиций «после очистки диска» в 5,6,7-й строках списка.

12. Проведите поочередно дефрагментацию логических дисков жесткого диска.

13. Выведите отчет о дефрагментации и скопируйте его в файл «Pr».

14. По отчету о дефрагментации заполните позиции «после дефрагментации» в строках с 11-й по 14-ю списка.

16. Сохраните файл «Pr» и выведите его на печать.

Сведения о жестком диске ПК

1

Модель жесткого диска

?

2

Имена логических дисков (томов)

?

?

3

Файловая система

?

?

4

Емкость

?

?

5

Объем занятого места

До очистки диска

?

?

После очистки диска

?

?

6

Объем свободного места

До очистка диска

?

?

После очистки диска

?

?

7

Процент свободного места

До очистки диска

?

?

После очистки диска

?

?

8

Размер кластера

?

?

9

Всего файлов

?

?

10

Средний размер файла

?

?

11

Количество фрагментированных файлов

До дефрагментации

?

?

После дефрагментации

?

?

12

Количество лишних фрагментов

До дефрагментации

?

?

После дефрагментации

?

?

13

Всего фрагментировано, %

До дефрагментации

?

?

После дефрагментации

?

?

14

Фрагментация файлов, %

До дефрагментации

?

?

После дефрагментации

?

?

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Контрольный вопрос: Что такое дефрагментация?

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Практическое занятие № 8. Мониторинг за использованием памяти

Цель: изучите процессы, происходящие в оперативной памяти, во время использования прикладной программы.

Основные теоретические сведения

В состав операционной системы Windows XP входит программа Системный монитор, с помощью которой можно наблюдать за изменением различных показателей во время работы компьютера. Запустите эту программу из меню программ: Пуск – Программы – Стандартные – Служебные программы – Системный монитор.

Настроить программу так, чтобы видеть нужные нам характеристики. В меню Вид выберите Линейные диаграммы. Нам нужны две диаграммы, показывающие, как загружен работой процессор и насколько занята оперативная память.

С помощью пункта меню Правка добавьте показатели:

Ядро: Использование памяти (%);

Диспетчер памяти: Выделено памяти.

Остальные показатели удалите.

Вы увидите две диаграммы. Диаграммы «двигаются» влево, самая правая часть диаграммы – это то, что происходит в текущий момент.

Первая диаграмма показывает, на сколько процентов загружен работой процессор, вторая памяти занято для работы всех программ.

Чтобы запустить процесс построения диаграмм заново, нужно выбрать команду Правка/Очистить окно.

Операционная система Windows многозадачная, т.е. мы можем запускать несколько программ, переходить из окна одной программы в окно другой.

Не закрывая Системный монитор, откройте графический редактор Paint, подождите немного, затем закройте.

На нижней диаграмме вы увидите (по колебаниям графика), как операционная система загрузила Paint в оперативную память, а затем выгрузила. На верхней диаграмме видна работа процессора по запуску редактора и затем по закрытию.

Возможность, вам придется отрегулировать скорость построения диаграмм (Параметры/Диаграмма) и масштаб диаграммы загрузки памяти (Правка/Изменить представление).

Ваша задача: с помощью Системного монитора выяснить, как изменяется загрузка процессора и объем занятой оперативной памяти в ходе обычной работы с прикладной программой. Результаты практической работы оформить в виде отчета. Получившаяся в окне Системного монитора диаграмма должна быть «сфотографирована» и помещена в отчет с помощью, например, клавиши PrintScreen.

Задания к практической части

1. Загрузите MS Word, откройте новый лист для отчета. Наберите заголовок, сохраните файл.

2. Запустите Системный монитор.

3. Раскройте на весь экран окно программы Системный монитор и выберите команду Правка/ Очистить окно (графики начнут вычерчиваться заново).

4. После каждого из следующих действий переходите к окну с диаграммами, замечайте, что изменилось (между действиями выдерживайте небольшую паузу, чтобы отделить на диаграмме одно действие от другого):

5. Завершите работу программы MS Word;

6. Запустите Paint;

7. Перейдите к окну Системного монитора и нажмите клавишу Print Screen, чтобы поместить картинку с экрана в буфер обмена;

8. Вставьте картинку из буфера обмена в документ программы Paint;

9. Сохраните файл с картинкой;

10. Завершите работу программы Paint.

11. Сделайте еще один «снимок» диаграмм и поместите именно его в ваш отчет.

Подпишите на диаграммах (на тех участках, где происходят изменения), какие действия вы выполняли.

12. Отметьте на картинке, какой объем памяти занимают операционная система, MS Word, Paint.

13. Создайте на листе вашего отчета таблицу и заполните ее: поставьте плюс, если устройство участвует в операции.

14. Поместите в отчет ответ на следующий вопрос: почему изменения на диаграмме памяти выглядят такими незначительными по сравнению с изменениями на диаграмме процессора?

Действия

Оперативная память

Внешняя память

Запуск программы



Открытие документа



Редактирование документа



Сохранение документа



Завершение работы программы




Контрольные вопросы

1. Какие показатели можно проанализировать с помощью программы «Системный монитор»?

2. В каком виде, возможно, отобразить параметры?

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Практическое занятие №9 Контроль доступа к операционной системе.

Цель: Управление учетными записями пользователями в папке Учетные записи пользователей на панели управления.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер

Требования к знаниям: основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

Краткие теоретические сведения:

В среде Windows XP существуют три типа учетных записей. Первая, администраторская, она дает самые широкие полномочия. Второй тип – это стандартная учетная запись пользователя. Ее обладатель вправе устанавливать программное обеспечение и оборудование, изменять свой пароль при входе в систему и т.п. Наконец, учетная запись пользователя с весьма ограниченными возможностями отличается от стандартной тем, что инсталляция аппаратуры и программ запрещена. Подходит для детей.

Порядок выполнения работы:

Содержание заданий:

1. Создание учетной записи.

2. Изменение существующей учетной записи.

3. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

Задание № 1. Чтобы разрешить доступ к компьютеру другому пользователю, в любое время можете создать его учетную запись:

  1. Щелкните по ссылке Создание учетной записи в окне Учетные записи пользователей.

  2. Введите название новой учетной записи и нажмите кнопку Далее.

  3. В следующем окне следует выбрать тип учетной записи. Возможны варианты: Администратор компьютера или Ограниченная запись. Для получения подробной информации отметьте поочередно оба пункта и изучите список действий, которые может выполнять пользователь того или иного типа. Приняв окончательное решение, щелкните по кнопке Создать ученую запись. Теперь в окне учетные записи пользователей появится новый объект.

Задание № 2. Чтобы изменить существующую учетную запись пользователя, выполните следующие действия:

  1. Щелкните по ссылке Изменение учетной записи в окне Учетные записи пользователей.

  2. Выберите учетную запись, подлежащую редактированию.

  3. В следующем окне можете название учетной записи, ее тип и связанный с нею рисунок, а также создать пароль или удалить запись. Достаточно отменить нужную опцию и выполнить инструкции, отображаемые на экране. Каждой учетной записи сопоставлена определенная иконка. При нажатии кнопки Изменить рисунок появиться окно, где предстоит выбрать новый рисунок из ряда предложенных или провести его поиск по каталогом компьютера.

  4. Если вы решили использовать другой пароль, включите опцию Изменить пароль и введите новую комбинацию символов в соответствии с указаниями программы. При желании задайте подсказку.

  5. Чтобы вновь вывести на экран список изменений, воспользуйтесь кнопки Назад и в случае необходимости произвести дополнительные настройки.

Задание № 3. Чтобы изменить параметры входа в систему и завершения работы пользователя, выполните следующие действия (рекомендовано производить данное задание под учетной записью администратора и оставить включенными оба флажка):

  1. Панель управления / Администрирование / Управление компьютером, для определения действий локальных пользователей и групп.

  2. Дважды щелкните по иконке Управление компьютером, выберите в разделе Локальные пользователи и группы пункт Пользователи или Группы.

  3. Чтобы вывести на экран свойства любой учетной записи, дважды щелкните по соответствующему названию. Поставив нужные флажки, вы можете произвести ряд настроек, связанных с безопасностью, например, запретить смену пароля.

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Контрольный вопрос: Что такое учетная запись пользователя?

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Практическое занятие №10 Изучение эмуляторов операционных систем.

Цель: установка и настройка платформы виртуализации.

Материальное обеспечение:

Персональный компьютер с предустановленной виртуальной платформой.

Диск с операционной системой ubuntu.

Требования к знаниям: основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах

Краткие теоретические сведения:

VirtualBox – это свободно распространяемый (по лицензии GPL) программный продукт от компании Oracle, обеспечивающий виртуализацию персональных компьютеров x86/x64 – совместимых архитектур с возможностью установки на них различных операционных систем, а также организации их независимого совместного функционирования.

Виртуальная машина позволяет использовать в одном компьютере две операционные системы (ОС) без перезагрузки, в многооконном варианте – переход из основной Ос в гостевую выполняется открытием (выбором) окна гостевой ОС. Если же в одном компьютере создать несколько виртуальных машин, то на нем может работать несколько различных ОС (Windows различных версий, разные варианты Linux, FreeBSD и т.д.) каждая для решения определенных задач.

  1. Создадим виртуальную машину для установки операционной системы Linux версии ubuntu. Для нее выделим половину оперативной памяти (512 Мбайт), половину памяти видеокарты (64Мбайт),задействуем CD ROM и укажем необходимость использования Flash-диска.

  2. Запустите программу VirtualBox.

  3. Создайте новую виртуальную машину (кнопка «Создать»).

  4. Щелкая по кнопке «Вперед» задайте имя виртуальной машины, например ubuntu, тип операционной системы и версию. Далее щелкните кнопку Вперед

  5. Задайте объем памяти для виртуальной машины. Далее щелкните кнопку Вперед.

  6. Установите галочку Создать новый жесткий диск. Установите параметры раздел жесткого диска размером 7 или 10 Гб. Имя файла, который будет использован как виртуальный диск. После завершения всех настроек щелкните по кнопке «Финиш».

  7. Настройте виртуальную машину. Щелкните по кнопке «Свойства». В разделе «Дисплей» задаем требуемый объем видеопамяти (64 Мбайт). Выбираем в меню раздел «Носители» и устанавливаем для него параметры «Подключить CD/DVD» или «Привод хоста E:» с помощью нажатия кнопки «Добавить привод оптических дисков».

  8. При желании можно включить для него аудиоустройство и указать драйвер.

  9. Включить контроллер USB – для этого в меню раздел «Система» выбрать карточку «Материнская плата» и установить порядок обращения к устройствам для загрузки.

  10. В разделе меню «Общие» во вкладке «Дополнительно» включаем/выключаем общий буфер обмена. Щелкаем по кнопке «ОК».

  11. Запустите настроенную виртуальную машину, щелчком мыши по кнопке «Старт».

  12. Установите загрузочный диск в дисковод. Откроется окно виртуальной машины.

  13. Перейдите из гостевой ОС в основную ОС с помощью нажатия клавиши Ctrl.

Задания к практической части

Содержание заданий:

1. Установить или запустить платформу виртуализации.

2. Создать виртуальную машину на базе ОС Linux.

3. Оформите отчет о выполнении работы.

Инструкция по выполнению задания:

1. Установите платформу виртуализации.

2. Создать виртуальную машину в соответствии с индивидуальными параметрами, указанными в таблице 1.

Таблица 1. Параметры для создания виртуальной машины.

№ варианта

Объем ОЗУ

Объем жесткого диска

Объем видеопамяти

1

128

10,1

50

2

129

10,2

50,1

3

130

10,3

50,2

4

140

10,4

50,3

5

141

10,5

50,4

6

127

10,6

50,5

7

126

10,7

50,6

8

125

10,8

50,7

9

124

10,9

50,8

10

123

11

50,9

11

122

11,1

60

3. Установите операционную систему Ubuntu.

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания (скриншоты: процесса создания виртуальной машины, окна настроек виртуальной машины, рабочего стола гостевой ОС);

4. Вывод по работе.

Контрольные вопросы

1. Как настроить параметры виртуальной машины.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.



Практическая работа № 11. Зачетная работа по командам MS-DOS

Цель работы: повторить освоенные команды операционной системы MS-DOS.

01. Создать файлы 1.txt и 2.txt двумя разными способами.

copy con 1.txt

echo2.txt

02. Создать файл sample.txt и написать в нём своё имя. После этого просмотреть его.

echosample.txt NAME

type sample.txt

03. Создать папку TEST, в ней - файл 1.txt и переименовать его в 2.txt.

md TEST

echoTEST\1.txt

rename TEST\1.txt 2.txt

04. Создать файл safe.txt, написать в нём любую фразу и поставить на этот файл атрибут "только чтение".

echosafe.txt FRAZA

attrib safe.txt +R

05. Через .bat файл запустить ещё одну копию командного интерпретатора.

start cmd

06. Создать файл 1.txt и папку FPS. Скопировать файл 1.txt в папку FPS.

echo1.txt

md FPS

copy 1.txt FPS

07. Создать папку с текущей датой в имени и в ней файл 1.txt.

md %DATE%

echo%DATE%\1.txt

08. Создать файл 1.txt и 2.txt. На файл 1.txt поставить атрибут "скрытый", а файл 2.txt удалить.

echo1.txt

echo2.txt

attrib 1.txt +H

del 2.txt

09. Вывести список файлов и подпапок диска D.

dir :D

10. Вывести надпись "Hello, World!" с помощью .bat файла.

echo Hello, World!

11. Вывести на экран цикл с начальным значением 1, с конечным значением 100 и шагом 2.

for /L %%a in (1,2,100) do echo %%a

12. Если существует файл 1.txt - вывести его содержимое на экран, если же его нет - то создать его.

if exist 1.txt type 1.txt

else echo1.txt

13. Если существует файл 1.txt, то скопировать все файлы с расширением .doc в папку DOCUMENTS, если такого нет, то переместить все файлы с расширением .doc в папку DOCUMENTS.

md DOCUMENTS

if exist 1.txt copy *.doc DOCUMENTS

else move *.doc DOCUMENTS

14. Создать папки ONE и TWO двумя различными способами.

MD ONE

MKDIR TWO

15. Создать папку с текущей датой в имени, в ней файл 1.txt и удалить эту папку, предварительно скопировав из неё файл 1.txt в другую папку с именем COPYR.

md %DATE%

copy con %DATE%\1.txt

copy %DATE%\1.txt COPYR

rd %DATE%

16. Создать папку ONE и переименовать её в TWO.

md ONE

rename ONE TWO

17. Если существует файл shut.txt - выключить компьютер.

if exist shut.txt shutdown

18. Создать папку с текущей датой в имени. Если существует файл 1.txt, то поставить на нём атрибут "только чтение", если же его не существует, то создать в папке с текущей датой файл 3.txt.

md %date%

if exist 1.txt attrib 1.txt +R

else echo%DATE%\3.txt

19. Если существует файл 1.txt - удалить из текущего каталога все .doc, иначе скопировать все .xls файлы в папку TEXT.

md TEXT

if exist 1.txt del *.doc else

copy *.xls TEXT

20. С помощью цикла создать 10 папок с именами от 1 до 10.

for /L %%a in (1,1,10) do md %%a

21. Создать дерево из 5 папок. В последней - файл read.txt и написать в нём любой текст.

md 1\2\3\4\5\

echo 1\2\3\4\5\read.txt TEXT

22. Создать файл info.txt, который будет содержать надпись в виде даты и времени его создания и на котором будет стоять атрибут "Только чтение".

echo info.txt %DATE% %TIME%

attrib info.txt +R

23. Если существует файл exp.txt, то поставить на него атрибут "Скрытый", если нет - создать его и поставить на него атрибут "Только чтение".

if exist exp.txt attrib exp.txt +H

else echoexp.txt

attrib exp.txt +R

24. Если существует файл 1.xls - переименовать его в 3.xls, иначе создать файл 2.xls и поставить на него атрибуты "Архивный", "Только чтение" и "Скрытый".

if exist 1.xls rename 1.xls 3.xls

else

echo2.xls

attrib 2.xls +A +R +H

25. Создать папку с датой в имени. Если рядом с этой папкой есть файл 1.txt, то создать в папке с датой ещё две папки Q и W и в каждую скопировать файл 1.txt, иначе создать только файл 1.txt.

md %DATE%

if exist 1.txt md %DATE%\Q & md %DATE%\W

copy 1.txt %DATE%\Q & copy 1.txt %DATE%\W

else echo1.txt

26. Создать с помощью цикла 30 папок для учеников вида "1-i_u4enik", "2-i_u4enik" и т.д.

for /L %%a in (1,1,30) do md %%a-i_u4enik

27. Если существует файл 1.txt - создать 10 папок, иначе одну папку.

if exist 1.txt for /L %%a in (1,1,10) do md %%a

else

md 1

28. Ввести значение строки и прибавить к нему любое положительное число с помощью команды set.

set ARG=17

set /a RESULT=ARG + 56

echo %RESULT%

29. Создать файл и поставить на него атрибут "Только чтение". Попытаться написать в него любой текст, если не получится - переименовать его.

echo1.txt && attrib 1.txt +R

echo1.txt TEXT || rename 1.txt error.txt

30. Из разряда противных: Обменять назначение кнопок мыши (сделать это скрытно).

@echo off

%SystemRoot%/system32/rundll32 user32, SwapMouseButton

Форма представления результата:

Полностью выполненная работа должна быть оформлена в программе Microsoft Word и должна содержать следующие разделы:

1. Название работы;

2. Цель работы;

3. Выполненные задания;

4. Вывод по работе.

Критерии оценки:

  • Оценка 5 выставляется студенту выполнившему работу в полном объеме в соответствии с заданием и выполнившему все задания верно

  • Оценка 4 выставляется студенту, допустившему незначительные ошибки в вычислениях, либо определившему начальные условия не оптимальным способом

  • Оценка 3 выставляется студенту, допустившему грубые ошибки в алгоритме вычисления, которые привели к неточности результата, либо справившемуся с работой на 60% от общего количества заданий.

  • Оценка 2 выставляется студенту, справившемуся с работой на 30% от общего количества заданий, либо не решившему правильно предложенные задания.


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:

  1. Гриценко Ю.Б. Операционные системы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гриценко Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2009.— 187 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13952.html.— ЭБС «IPRbooks»

  2. Гриценко Ю.Б. Операционные системы. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гриценко Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2009.— 230 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13953.html.— ЭБС «IPRbooks»


Дополнительные источники:

  1. Информатики- Козырев А.А., СПБ.: Изд. Махайлова В.А., 2008г.

  2. Информатики для юристов и экономистов- Симонович Н.А., СПб.: Питер, 2010г.

  1. Воронов Г.И. Операционные системы. Назначение и область применения. Конспект лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Воронов Г.И.— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2002.— 37 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15195.html.— ЭБС «IPRbooks»

  2. Кручинин А.Ю. Операционные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кручинин А.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2009.— 132 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30115.html.— ЭБС «IPRbooks»

  3. Сетевые операционные системы- В.Г. Олифер, СПб.: Питер, 2010г.


Интернет-ресурсы:

  1. https://e.lanbook.com - ЭБС «Лань»

  2. https://нэб.рф - Национальная электронная библиотека РГБ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!