Слайд 1
Здравствуйте! Я Юшкова Елена Александровна
Хочу представить вам свой практический опыт по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста посредством использования простых и нетрадиционных дидактических игр и игрушек»
Слайд 2
Еще Василий Александрович Сухомлинский говорил ««Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Слайд 3
Так что же такое Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Слайд 4
Проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Слайд 5
Свою работу по развитию мелкой моторики провожу с детьми младшей группы. В группу приходят дети «домашние», у них не сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
(В начале своей работы я провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:
1. упражнение «Фонарики»,
2. сжимание и разжимание кулачков,
3. потирание кулачков,
4. сминание бумаги в кулаке.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная диагностика развития мелкой моторики показала, что 60% вновь пришедших детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а 40% - средний.)
Слайд 6
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Цель деятельности:
Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста
Слайд 7
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
• Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры ,практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал
• Разучить с детьми пальчиковые игры
• Знакомить родителей с работой, которая проводится в группе поданной теме и её значении, привлекать их к совместной деятельности
• Приобретение детьми практических умений и навыков
Слайд 8
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Я стараюсь создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленные мною задачи.
В группе приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики. Но большинство из них были сделаны самостоятельно и с помощью родителей и носят характер нетрадиционных. Что способствует разнообразию и насыщенности развивающей среды.
Слайд 9
Я предполагаю добиться следующих результатов:
Усовершенствование предметно – развивающей среды;
Выявление положительной динамики развития мелкой моторики у каждого ребенка.
Использование наиболее эффективных и нетрадиционных форм, методов и приемов для развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.
Слайд 10
Принципы
1. Принципы доступности и индивидуальности. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2.Принципы последовательности и систематичности. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
3. Принцип связи с жизненным опытом. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.
4. Принцип наглядности. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.
Слайд 11
Методы и приемы.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр с игрушками использую следующие методы:
1.Словесный метод. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
2. Наглядно-действенный метод обучения. В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними.
3. Практический метод. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
4. Игровой метод. Игры поднимают у детей интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал
Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Слайд 12
Работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. В начале года провела с родителями родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила осуществлять данную работу вместе
Слайд 13
Создание предметно – развивающей среды.
Сенсорный дидактический стеллаж является центром развивающих игр. На стеллаже сосредоточены множество простых и нетрадиционных дидактических игр и игрушек. Работа с дидактическими играми осуществляется с небольшой группой детей и индивидуально.
Слайд 14
Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.
Слайд 15
Возникает вопрос - Чем же интересным можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
А я отвечаю – играть и использовать нестандартное оборудование имеющиеся на нашем стеллаже.
Слайд 16
Пальчиковые игры с мелкими предметами - они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Слайд 17
Простые бельевые прищепки, которые есть в каждом доме, пригодны не только в хозяйстве, они также приносят неоценимый вклад в развитие дошкольников.
О пользе игр с прищепками говорила еще Мария Монтессори. Игры с прищепками прекрасно стимулируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности..
Слайд18
Игры с крашками позволяют развивать мелкую моторику рук, сонсерное воспиятие. Игра «Лыжи»
Слайд 19
Игры с резинками для волос вызвали большой интерес у детей можно
- выбрать по цвету;
- спрятать в ладошке; показать, в какой ладошке;- выложить узор;
- надеть на каждый палец руки по 1,2 резинки;
- кто быстрее соберёт пирамидку из 5 резинок на указательный пальчик;
- надеть резинку на трубочку подбирая цвет
Слайд 20
Манипуляция с платочками, нанизование бус требует индивидуальной работы с ребенком. Эти игры помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками ы, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В этой детской игре формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина)
Слайд21
Игры-моталочки
Полезные соревновательные игры для детей дошкольного возраста.
Они используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук.
В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
.Слайд 22
Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, пробками , горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшённая), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн происходит развитие тактильной чувствительности; развитие воображения, организация массажа рук, совместное проведении времени, установление дружеских, доверительных отношений в системе ребёнок-взрослый, ребёнок-сверстник
Слайд 23
Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, действует успокаивающим образом.
Чтобы массаж проходил интереснее можно использовать в качестве ручных тренажеров природный материал - грецкие орехи, косточки от персиков, шишки, каштаны, зубные щетки, бигуди, камешки.
Слайд 24
Пальчиковый театр - шагающие пальчиковые куклы . Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Очень важно, играя, обращаться к ребенку, включая его в игру . Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Слайд 25
А название этой игры я еще не придумала, так как играют тут пальчики . а не ножки
Слайд 26
Мистер твистер - Кто не знает прекрасную напольную забаву "Твистер", правила игры которой могут довести до полного изнеможения. Однако немногие знают о том, что существует настольный вариант. Он доступен не только для взрослых, но и для малышей от трех лет. Правила игры "Твистер" для пальцев очень похожи на полноразмерный аналог, но тем не менее делают игру совершенно другой по напряжению и стилю
Слайд 27
Достоинством приведённых выше игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Слайд 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада помогают мне добиваться поставленной цели. Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка
Литература :
1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
4. Васильева Н. Н., Новотворцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 208 с.
5. Давайте поиграем / Под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.
6. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. –286 с.
7. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л. А. Венгер, О. М.Дьяченко. – М.: Просвещение, 2010. –127 с.
8. Масару Ибука. После трёх уже поздно. – М.: Знание, 2002. – 64 с.
9. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
10. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – М.:Феникс, 2007. – 219 с.
11. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. – М.: Дошкольное воспитание, 2005. – 188 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2015. – 174 с.
13. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: Нева, 2013. – 92 с.
14. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2015. - №6. С. 34-36.
15. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Педагогика, 2014.-20с.
16. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – М.: Педагогика, 2012. – 87 с.
Перспективный план по развитию мелкой моторики с помощью дидактических игр.
Октябрь
Д/игра «Стержни и кольца»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей нанизывать кольца на стержни. Развивать глазомер. Знакомить с цветом.
Д/игра «Цветные вкладыши».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета. Развивать сообразительность. Знакомить с цветом, величиной предмета.
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте!»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
Ноябрь
Д/игра «Чудесный мешочек».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.
Пальчиковая гимнастика «Овощи»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей делать руками «корзиночку» и сгибать пальчики, начиная с большого.
Декабрь
Перекладывание из одной емкости в другую.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.
Д/игра «Сухой бассейн».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать мелкую моторику рук.
Пальчиковая гимнастика «Фрукты».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей делать «корзиночку» ладошками и сгибать пальчики, начиная с мизинца.
Январь
Д/игра «Мозаика».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Упражнение «Елочка».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.
Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Февраль
Разбор красной и белой фасоли.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей раскладывать фасоль разного цвета и размера по разным емкостям.
Пальчиковая гимнастика «Помощник».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей выполнять имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца.
Март
Выкладывание «8 Марта».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым материалом (пшено), развивать исследовательские умения, мелкую моторику. Формировать умение действовать по показу взрослого.
Пальчиковая гимнастика «Наши мамы»
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в «замочек».
Апрель
Выкладывание из палочек геометрических фигур.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение.
Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого.
Май
Д/игра «Чудесный мешочек».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей на ощупь выбирать нужную игрушку-погремушку. Развивать тактильные ощущения.
Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. Учить детей чередовать красную и белую фасоль.
Пальчиковая гимнастика «Наша армия».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ: Учить детей поочередно «шагать» указательным и средним пальчиками правой и левой руки.
Игры с прищепками
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
Игра №1 «Найди прищепку»
Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
Игра №2 «Солнышко»
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
Игра №3 «Елочка»
Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
Игра №4 «Травушка-муравушка»
Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
Игра №5 «Цветочки»
Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
По этому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое.
И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.
В помощь родителям
1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук
5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
10.Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.