Практическое пособие
для уставшего от обыденности ума,
или
как развивать креативное мышление.
Автор –составитель:
Пронина Елена Евгеньевна,
педагог-психолог
МБОУ СШ №18 г.Волгодонска
«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».
Абрахам Маслоу,
американский психолог
Предлагаю Вашему вниманию практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.
Упражнение 1. «Два случайных слова»
Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.
«Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют»
Стив Джобс, со-основатель компаний Apple, NeXT и Pixar.
Упражнение 2. «Перевертыши»
Когда Вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.
Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.
Упражнение 3. «Каракули»
Для выполнения упражнения вам потребуется: удобное место, приятная музыка, чистый лист бумаги, цветные карандаши или восковые мелки.
Основное содержание этого упражнения - свободное движение карандаша или мелка по листу бумаги без какой-либо цели или замысла, в результате чего получается целый "клубок" линий.
В этом "клубке" попытайтесь увидеть какой-либо образ и развить его; поверните лист, попробуйте посмотреть на каракули под разными углами. Если у вас не получилось ничего увидеть, то всегда можно взять чистый лист и начать все сначала.
Если образ так и не выявился или вам сегодня просто не хочется его искать, то можно закрасить окошки каракулей цветами, соответствующими вашему настроению.
В качестве основы для создания образа можно использовать также отпечатки краски, сделанные на бумаге при помощи кисти или руки.
Упражнение 4. «Да, нет, наверное»
Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.
Для чего это нужно? Таким образом, Вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.
Это упражнение полезно выполнять вдвоем или в компании. Один участник игры называет слово, другой называет словосочетание.
Упражнение 5. «Слова не такие как кажуться»
Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.
Упражнение 6. «Обычное необычное»
Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например, подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.
В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.
Упражнение 7. «Инструкция»
Инструкция – это очень полезная вещь, которая отправляется в мусорную корзину сразу после полиэтиленовой упаковки от купленной вещи. Составление инструкций очень помогает формированию умения составлять алгоритмы, что так же необходимо для развития креативного мышления.
Вам нужно придумать четкую инструкцию к любой из предложенных ситуаций.
Как научить блоху танцевать канкан
Как избавиться от стресса, убегая от стаи собак.
Как покорить мир, используя зубочистку.
Справились с этими неординарными ситуациями? Придумайте свои или попросите кого-нибудь придумать их для Вас.
Упражнение 8. «Применение предмета»
Часто мы не догадываемся, что можно использовать привычные вещи как-то иначе. В этой игре Вам предстоит придумать необычное применение обычным предметам.
Например, вилку можно использовать как гребень, как крючок-вешалку, как инструмент для создания узоров на глиняном горшке, как катушку для ниток…
Возьмите любой предмет, рассмотрите его и придумайте 50 способов его необычного применения.
Упражнение 9. «Тимбилдинг»
Чтобы успешно работать над реализацией новых проектов, люди объединяются в команды, где каждый занимается тем, что у него хорошо получается. Но что будет, если объединить людей из, казалось бы, абсолютно разных сфер?
Для начала составьте список профессий от А до Я (для этого можно воспользоваться словарем или поиском в Интернете).
Теперь можно приступить к выполнению упражнения.
Представьте, чем может заниматься команда, состоящая из профессий О, Д и К? Чем может заниматься команда, состоящая из профессий Л, И и П?
Вы можете выбирать «команду» методом слепого выбора, выполнять упражнение в группе, возвращаться к нему со временем.
Упражнение 10. «Причина и следствие»
У любой истории есть причина и следствие. Давайте представим, как разные события могут быть связаны друг с другом.
Выберите из следующего списка два предложения. Найдите, какое послужило причиной, а какое следствием. Придумайте и запишите, что случилось между ними.
Например, в предложении «кошка сидит на дереве» содержится следствие. А в «баба Тоня смотрит сериал» - причина. Начнем…
Баба Тоня поставила молоко на плиту и пошла смотреть телевизор. А там начался сериал, она и засмотрелась. Ее кошка пробралась на кухню и успела ополовинить кастрюлю, прежде чем баба Тоня прервалась на рекламу. Переваривать добычу кошке пришлось уже на безопасно расстоянии – сидя на дереве.
Список предложений:
Мальчик стоит у озера.
Наша Таня громко плачет.
С дерева упало яблоко.
Сегодня ракета отправляется в космос.
Крокодил прячется в зарослях.
Надо сходить в кафе.
В лесу растут грибы.
Женя ушла купаться.
Мама мыла раму.
Собака громко лает.
Упражнение 11. «Тест на креативность»
Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:
Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:
Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:
Или вот так:
P.S.
Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.
Будьте креативны!