СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое пособие для уставшего от обыденности ума, или как развивать креативное мышление.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю вашему вниманию подборку упражнения для развития творческого мышления. Данные упражнения подойдут для людей любого возраста, не требуют материальных затрат и времени на подготовку.

Просмотр содержимого документа
«Практическое пособие для уставшего от обыденности ума, или как развивать креативное мышление.»

Практическое пособие

для уставшего от обыденности ума,

или

как развивать креативное мышление.


Автор –составитель:

Пронина Елена Евгеньевна,

педагог-психолог

МБОУ СШ №18 г.Волгодонска



«Креативность – это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики».

Абрахам Маслоу,

американский психолог


Предлагаю Вашему вниманию практические упражнения, которые помогут сделать ваш ум более гибким и острым, развить креативные способности и поспособствуют совершенствованию творческого мышления.


Упражнение 1. «Два случайных слова»


Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберите 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.


«Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют»

Стив Джобс, со-основатель компаний Apple, NeXT и Pixar.


Упражнение 2. «Перевертыши»


Когда Вы идете по улице, или едете в транспорте, то попробуйте прочитать объявление, вывески, названия магазинов задам наперед. К примеру, пиццерия «Неаполь», а вы читайте «Лопаен». Сначала будет тяжело, но мозг тоже нужно тренировать. Несколько дней и вы уже без особых усилий сможете читать короткие слова, потом более длинные, затем фразы, а со временем и длинные предложения.

Для чего это нужно? Прежде всего, вы тренируете мозг, даете ему понять, что существует не один способ видения ситуации, есть альтернативы, и эти альтернативы нужно замечать. Когда возникнет какая-то проблема, и нужно будет найти из нее выход, ваше мышление не будет уже противится нестандартным, непонятным ему решениям.


Упражнение 3. «Каракули»


Для выполнения упражнения вам потребуется: удобное место, приятная музыка, чистый лист бумаги, цветные карандаши или восковые мелки.

Основное содержание этого упражнения - свободное движение карандаша или мелка по листу бумаги без какой-либо цели или замысла, в результате чего получается целый "клубок" линий.

В этом "клубке" попытайтесь увидеть какой-либо образ и развить его; поверните лист, попробуйте посмотреть на каракули под разными углами. Если у вас не получилось ничего увидеть, то всегда можно взять чистый лист и начать все сначала.

Если образ так и не выявился или вам сегодня просто не хочется его искать, то можно закрасить окошки каракулей цветами, соответствующими вашему настроению.

В качестве основы для создания образа можно использовать также отпечатки краски, сделанные на бумаге при помощи кисти или руки.


Упражнение 4. «Да, нет, наверное»


Суть следующего упражнения заключается в том, чтоб придумывать словосочетания со словами которые имеют противоположное значение. Например, твердый пух, высокий карлик, квадратный мяч, холодный кипяток и тому подобное.

Для чего это нужно? Таким образом, Вы учитесь воспринимать реальность не стандартно, выходить за рамки обычного. Мы все понимаем, что карлик не может быть высоким, но креативное мышление и заключается в том, чтоб придумывать что-то необычное, нестандартное, то, что будет интересно многим.

Это упражнение полезно выполнять вдвоем или в компании. Один участник игры называет слово, другой называет словосочетание.


Упражнение 5. «Слова не такие как кажуться»


Возьмите любое слово, и представьте, что это аббревиатура. А теперь постарайтесь расшифровать каждую букву, да еще так, чтоб все логично сложилось в предложение. Например, слово «лето». Расшифровываем: Легкий Енот Топчет Опилки. Суть понятна. Сначала будет тяжеловато, но со временем мозг привыкнет к подобным играм и будет все делать на автомате.


Упражнение 6. «Обычное необычное»


Ежедневно мы используем десятки предметов, и уже привыкли к тому, что они исполняют определенную функцию. Но этого мало, нужно думать креативно, развивать в себе необычные способности. Представьте что-то обыденное, например стул, а потом придумайте 10 способов его использования. Но сразу откиньте стандартные типа сидеть, стоять, кидать. Думайте шире, не останавливайтесь на чем-то одном. Ход мыслей может быть таким: стул сделан из деталей, а значит можно его разобрать, из получившегося можно сделать что-то новое, что? Например, подставку, а если убрать спинку, то будет небольшой стол. А также он деревянный, то можно развести костер.

В общем, идея понятна, дальше креативте. Таким образом, вы научитесь видеть необычное в обычных вещах, сможете найти нестандартное применение тому, что используете ежедневно.


Упражнение 7. «Инструкция»


Инструкция – это очень полезная вещь, которая отправляется в мусорную корзину сразу после полиэтиленовой упаковки от купленной вещи. Составление инструкций очень помогает формированию умения составлять алгоритмы, что так же необходимо для развития креативного мышления.

Вам нужно придумать четкую инструкцию к любой из предложенных ситуаций.

  1. Как научить блоху танцевать канкан

  2. Как избавиться от стресса, убегая от стаи собак.

  3. Как покорить мир, используя зубочистку.

Справились с этими неординарными ситуациями? Придумайте свои или попросите кого-нибудь придумать их для Вас.


Упражнение 8. «Применение предмета»


Часто мы не догадываемся, что можно использовать привычные вещи как-то иначе. В этой игре Вам предстоит придумать необычное применение обычным предметам.

Например, вилку можно использовать как гребень, как крючок-вешалку, как инструмент для создания узоров на глиняном горшке, как катушку для ниток…

Возьмите любой предмет, рассмотрите его и придумайте 50 способов его необычного применения.


Упражнение 9. «Тимбилдинг»


Чтобы успешно работать над реализацией новых проектов, люди объединяются в команды, где каждый занимается тем, что у него хорошо получается. Но что будет, если объединить людей из, казалось бы, абсолютно разных сфер?

Для начала составьте список профессий от А до Я (для этого можно воспользоваться словарем или поиском в Интернете).

Теперь можно приступить к выполнению упражнения.

Представьте, чем может заниматься команда, состоящая из профессий О, Д и К? Чем может заниматься команда, состоящая из профессий Л, И и П?

Вы можете выбирать «команду» методом слепого выбора, выполнять упражнение в группе, возвращаться к нему со временем.


Упражнение 10. «Причина и следствие»


У любой истории есть причина и следствие. Давайте представим, как разные события могут быть связаны друг с другом.

Выберите из следующего списка два предложения. Найдите, какое послужило причиной, а какое следствием. Придумайте и запишите, что случилось между ними.

Например, в предложении «кошка сидит на дереве» содержится следствие. А в «баба Тоня смотрит сериал» - причина. Начнем…

Баба Тоня поставила молоко на плиту и пошла смотреть телевизор. А там начался сериал, она и засмотрелась. Ее кошка пробралась на кухню и успела ополовинить кастрюлю, прежде чем баба Тоня прервалась на рекламу. Переваривать добычу кошке пришлось уже на безопасно расстоянии – сидя на дереве.

Список предложений:

  1. Мальчик стоит у озера.

  2. Наша Таня громко плачет.

  3. С дерева упало яблоко.

  4. Сегодня ракета отправляется в космос.

  5. Крокодил прячется в зарослях.

  6. Надо сходить в кафе.

  7. В лесу растут грибы.

  8. Женя ушла купаться.

  9. Мама мыла раму.

  10. Собака громко лает.


Упражнение 11. «Тест на креативность»


Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:



Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:




Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:



Или вот так:



P.S.


Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.


Будьте креативны!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!