Практическое занятие № 12
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 12. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»
Практическое занятие № 12
Тема: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.
Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Ход работы.
1. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
2. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
3. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около 10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
Вывод:
Вопросы контроля
1) Что такое пищевая цепь (цепь питания) и что лежит в её основе?
2) Чем определяется устойчивость экосистемы?
3) Объясните, что такое экологическая пирамида.
4) Что отражают правила экологических пирамид?
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. – М., 2014.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.