СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие № 22 Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие № 22   Становление конституционной монархии  и элементов гражданского общества (+ ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ)

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие № 22 Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества»

Практическое занятие № 22

Становление конституционной монархии

и элементов гражданского общества


Цель: расширить представления об истоках парламентаризма в России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: текст «Из программы партии», текст «Из исторического источника».

Понятия для актуализации: парламентаризм, гражданское общество, кадеты, эсеры, октябристы, большевики, меньшевики, черносотенцы.

Персоналии: Гучков А.И., Милюков П.Н., Мартов Ю.О., Ленин В.И., Чернов В.М.

Важнейшие даты: 17 октября 1905 г.; 1906 г.; 1907 г.


Задания по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из программы партии

«...Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою...»

1. Какой партии принадлежит эта программа? Почему вы так решили?

2. Какие цели (отдалённые и ближайшие) поставлены в ней? Назовите не менее двух положений.

3. К какой части политического спектра принадлежала эта партия?


Задания по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из исторического источника

«Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным

от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

1. Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ?

2. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

3. Какими были последствия принятия данного документа? Укажите не менее трёх последствий.

































ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Практическое занятие № 22

Становление конституционной монархии

и элементов гражданского общества


Понятия для актуализации:

Парламентаризм - система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной. ри парламентаризме правительство формируется парламентариями из числа членов партии, получившей большинство в парламенте, и ответственно перед ним.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество — это один из гарантов соблюдения прав человека, совокупность общественных отношений вне рамок властно-государственных и коммерческих структур, но не вне рамок государства как такового. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнёром.

Кадеты - члены Партии конституционных демократов (лидер - П.Н. Милюков); либеральная; выступала за конституционную монархию; центристы.

Эсеры - члены Партии социалистов-революционеров; представляли интересы крестьянства; использовали террор (лидер - Чернов В.М.); левые.

Октябристы - члены Партии "Союз 17 октября" (лидер - Гучков А.И.); партия крупных землевладельцев, предпринимателей и чиновников (крупной буржуазии); умеренно правые либералы.

Большевики - члены радикальной фракции Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП); «большевиками» стали называть после II съезда РСДРП группу, получившую большинство на выборах в ЦК партии; большевики стремились создать партию профессиональных революционеров; выступали за ликвидацию самодержация, установление демократической республики; конечная цель - победа социалистической революции; крайне левые (лидер - В.И. Ленин).

Меньшевики - умеренное крыло Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), противники большевиков внутри партии; выступали за легальные формы борьбы и против жесткого централизма внутри партии; умеренно левые (лидер - Ю.О. Мартов).

Черносотенцы - собирательное название представителей крайне правых организаций в России в 1905—1917 годах, выступавших под лозунгами монархизма, великодержавного шовинизма и антисемитизма; черносотенное движение не представляло собой единого целого и было представлено различными объединениями, такими, в частности, как «Русская монархическая партия», «Союз Михаила Архангела», "Союз русского народа".

Персоналии:

Гучков А.И. - лидер партии «Союз 17 октября» 

Милюков П.Н. - лидер партии кадетов

Мартов Ю.О. - лидер меньшевиков

Ленин В.И. - лидер большевиков

Чернов В.М. - лидер партии эсеров

Важнейшие даты:

17 октября 1905 г. - Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»

1906 г. - I Государственная Дума

1907 г. - II Государственная Дума

Задания по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    1. Какой партии принадлежит эта программа? Почему вы так решили?

Может быть указано:

1) название — Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП);

2) в документе есть прямое указание на характерные идеи, принадлежащие РСДРП (положение о необходимости социальной революции пролетариата, которая уничтожит деление общества на классы и освободит всё человечество от угнетения).

    1. Какие цели (отдалённые и ближайшие) поставлены в ней? Назовите не менее двух положений.

Может быть указано, что:

1) к ближайшим целям, поставленным в программе, можно отнести социальную революцию, в результате которой произойдёт замена частной собственности на средства производства общественной и введение планомерной организации производства;

2) конечная цель — уничтожение классового общества, освобождение всего угнетённого человечества, т.е. установление социализма.

    1. К какой части политического спектра принадлежала эта партия?

Может быть указано, что определение конечных программных целей партии позволяет отнести РСДРП к левой части политического спектра.

Задания по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

      1. Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ?

Может быть указано, что:

1) документ принят императором Николаем II в ходе революции 1905—1907 гг. (Первая русская революция);

2) название документа — Манифест 17 октября.

      1. Используя текст, укажите основные принципы политической реформы, утверждаемой данным документом.

Могут быть указаны следующие принципы:

1) дарование гражданских свобод;

2) создание высшего органа народного представительства;

3) наделение Думы законодательными полномочиями.

3. Какими были последствия принятия данного документа? Укажите не менее трёх последствий.

Могут быть указаны следующие последствия:

1) введение гражданских свобод;

2) формирование политических партий и общественных движений;

3) фактическое ограничение самодержавной власти царя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!