СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие №5

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие №5»

Практическое занятие № 5

Тема: Среда программирования. Тестирование программы. Программная реализация несложного алгоритма.

Цель работы: изучить среду программирования и структуру программы  PascalABC, научиться составлять несложные программы в этой среде программирования, производить тестирование программы.

 Оборудование: персональный компьютер, среда программирования PascalABC.

 Время работы 2 часа



Краткие теоретические сведения.

Паскаль - язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623-1662) и разработан в 1968-1971 гг. Никлаусом Виртом. Первоначально был разработан для обучения, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Паскаль популярен среди программистов по следующим причинам:

  • Прост для обучения.

  • Отражает фундаментальные идеи алгоритмов в легко воспринимаемой форме, что предоставляет программисту средства, помогающие проектировать программы.

  • Позволяет четко реализовать идеи структурного программирования и структурной организации данных.

  • Использование простых и гибких структур управления: ветвлений, циклов.

  • Надежность разрабатываемых программ.

 

  • Save as - сохранить с новым именем,

  • Save all - сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

  • Change dir - смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

  • Print - печать файла,

  • Get info - выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

  • DOS Shell - выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

  • Exit - выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

  1. Блок типа PROGRAM - имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

  2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

  3. раздел описания модулей (uses);

    • раздел описания меток (label);

    • раздел описания констант (const);

    • раздел описания типов данных (type);

    • раздел описания переменных (var);

    • раздел описания процедур и функций;

    • раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}
Uses ...; {раздел описания модулей}
Var ..; {раздел объявления переменных}
...
Begin {

ачало исполнительной части программы}
... {последовательность
... операторов}
End. {конец программы}Пример программы, которая осуществляет сложение двух чисел и выводит сумму на экран:

Program Summa;
Uses
Crt;{Подключаем модуль Crt}
Var
   number1, {переменная, в которой будет содержаться первое число}
   number2, {переменная, в которой будет содержаться второе число}
   rezult {переменная, в которой будет содержаться результат}
     :integer; {указывает тип целых чисел}
Begin
   ClrScr;{Используем процедуру очистки экрана из модуля Crt}
   Write ('Введите первое число ');
   {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
   Readln (number1);
   {Введенное пользователем число считываем в переменную number1}
   Write ('Введите второе число ');
   {Выводим на экран символы, записанные между апострофами}
   Readln (number2);
   {Введенное пользователем число считываем в переменную number2}
   rezult := number1 + number2;
   {Находим сумму введенных чисел и присваиваем переменной rezult}
   Write ('Сумма чисел ', number1, ' и ', number2, ' равно ', rezult);
   {Выводим на экран строчку, содержащую ответ задачи}
   Readln;{Процедура задержки экрана}
End.





Ход работы 

  1. Задача

Составить таблицу значений функции y = 5 - x2/2 на отрезке [-5; 5] с шагом 0.5.


Решение

Алгоритм решения задачи: 

  1. Присвоить переменной x значение начала отрезка.

  2. Пока x не достигнет конца отрезка

  3. вычислять значение y по формуле,

  4. вывести на экран значение x и y,

  5. увеличить x на заданный шаг.

Программа на языке Паскаль:

var

x, y: real;

begin

x := -5;

writeln(' x y ');

while x do begin

y := 5 - x*x/2;

writeln(x:4:1,' | ',y:5:2);

x := x + 0.5

end;

end.

Выполнение программы:

x y

-5.0 | -7.50

-4.5 | -5.13

-4.0 | -3.00

-3.5 | -1.13

-3.0 | 0.50

-2.5 | 1.88

-2.0 | 3.00

-1.5 | 3.88

-1.0 | 4.50

-0.5 | 4.88

0.0 | 5.00

0.5 | 4.88

1.0 | 4.50

1.5 | 3.88

2.0 | 3.00

2.5 | 1.88

3.0 | 0.50

3.5 | -1.13

4.0 | -3.00

4.5 | -5.13

5.0 | -7.50

2. Найти периметр пятиугольника, если длины его сторон a,b,c,d,f - вводятся с клавиатуры.

РЕШЕНИЕ:

program Prim_2_1;
var a,b,c,d,f,p:integer;
begin
writeln('Введите 5 численных значений:');
readln(a,b,c,d,f );
p:=a+b+c+d+f;
writeln('p=',p);
readln
end.

3. Вычислить значение выражения: у=5х3+16х2+18х-29.

РЕШЕНИЕ:

program Prim_2_2;
var y,x:integer;
begin
writeln('Введите x:');
readln(x);
y:=5*x*x*x+16*x*x+18*x-29;
writeln('y=',y);
readln
end.

4. Сумма вводимых целых чисел

begin

var n := ReadInteger('Введите число слагаемых:');

 

var s := 0.0;

for var i:=1 to n do

begin

var x := ReadReal($'Введите слагаемое №{i}:');

s += x;

end;

 

Println($'Сумма равна {s}');

end.



  

 Контрольные вопросы

    1. Что такое среда программирования?

    2. Опишите среду программирования Тurbo Pascal.

    3. Как сохранить текст программы в Тurbo Pascal?

    4. Какова структура программы на языке Pascal?

    5. Как осуществить запуск программы?











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!