Практическое занятие по теме: «Анализ фенотипической изменчивости»
Цель работы: изучить развитие фенотипа, определяющееся взаимодействием его наследственной основы – генотипа с условиями окружающей среды.
Оборудование: засушенные лавровые листья линейка, лист бумаги в «клеточку».
Ход работы
Краткие теоретические сведения
Генотип – совокупность наследственной информации, закодированной в генах.
Фенотип – конечный результат проявления генотипа, т.е. совокупность всех признаков организма, сформировавшихся в процессе индивидуального развития в данных условиях среды.
Изменчивость – способность организма изменять свои признаки и свойства. Различают изменчивость фенотипическую (модификационную) и генотипическую, к которой относятся мутационная и комбинативная ( в результате гибридизации).
Норма реакции – пределы модификационной изменчивости данного признака.
Мутации – это изменения генотипа, вызванные структурными изменениями генов или хромосом.
Для возделывания того или иного сорта растений или разведения породы важно знать, как они реагируют на изменение состава и режима питания, на температурный, световой режимы и другие факторы.
Выявление генотипа через фенотип при этом носит случайный характер и зависит от конкретных условий среды. Но даже в этих случайных явлениях человек установил определённые закономерности, изучаемые статистикой. По данным статистического метода можно построить вариационный ряд – это ряд изменчивости данного признака, слагающегося из отдельных вариант (варианта – единичное выражение развития признака), вариационную кривую, т.е. графическое выражение изменчивости признака, отражающего размах вариации и частоту встречаемости отдельных вариант.
Для объективности характеристики изменчивости признака пользуются средней величиной, которую можно рассчитать по формуле:
∑ ( v р )
M = , где
n
M – средняя величина;
∑ - знак суммирования;
v – варианта;
р – частота встречаемости вариант;
n – общее число вариант вариационного ряда.
Этот метод (статистический) даёт возможность точно охарактеризовать изменчивость того или иного признака и широко используется для выяснения достоверности результатов наблюдений в самых различных исследованиях.
Выполнение работы
1. Измерьте линейкой длину листовой пластинки у лавровых листьев .
2. Разложите их в порядке возрастания признака.
3. На основе полученных данных постройте на клетчатой бумаге вариационную кривую изменчивости признака (длину листовой пластины). Для этого по оси абсцисс отложите значение изменчивости признака, а по оси ординат – частоту встречаемости признака.
4. Соединив точки пересечения оси абсцисс и оси ординат получите вариационную кривую.
Таблица 1
№ экземпляра (по порядку) | Длина листа, мм | № экземпляра (по порядку) | Длина листа, мм |
1 | | 16 | |
2 | | 17 | |
3 | | 18 | |
4 | | 19 | |
5 | | 20 | |
6 | | 21 | |
7 | | 22 | |
8 | | 23 | |
9 | | 24 | |
10 | | 25 | |
11 | | 26 | |
12 | | 27 | |
13 | | 28 | |
14 | | 29 | |
15 | | 30 | |
Таблица 2
Длина листа, мм | Количество листьев с данной длиной | Длина листа, мм | Количество листьев с данной длиной |
| | | |
В ариационная кривая длины листьев.
М=_______ мм
Контрольные вопросы
1. Дать определение модификации, изменчивости, наследственности, гену, мутации, норме реакции, вариационному ряду.
2. Перечислить виды изменчивости, мутаций. Привести примеры.
Вывод:
Список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов
Константинов В.М. и др. Биология для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10-11 класс. – М., 2014.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017.
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).
4