СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "Анализ основных направлений работы при ринолалии"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Закрепить знания студентов  об основных принципах и методах коррекции различных видов ринолалии, познакомить с основными направлениями логопедической работы.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Анализ основных направлений работы при ринолалии"»

Практическое занятие № 3

Тема: Анализ основных направлений работы при ринолалии.

Исторический аспект и современное состояние проблемы.

Продолжительность: 1 час

Цель: Закрепить знания студентов об основных принципах и методах коррекции различных видов ринолалии, познакомить с основными направлениями логопедической работы.

План:

  1. Комплексное воздействие на дефект медицинскими и психолого-педагогическими средствами.

Ринолалия бывает разных видов: открытая или закрытая, органическая или функциональная. Но все эти виды обусловлены различными видами расщелин или деформаций верхнего неба и губы, возникающими по разным причинам. Неправильное строение речевого аппарата, в последствии провоцирует множество дефектов речи. Для исправления этого дефекта речи необходим комплексный подход специалистов разных отраслей. Очень важную роль играет хирургическое вмешательство, так как при расщелинах твердого и мягкого неба наблюдается це­лый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, изменение твердого неба, деформация верхних резцов зубов, изменение наклона нижних резцов, изменение отношения базиса челюстей.

Одна из основных ролей достается учителю-логопеду, так как даже в послеоперационном периоде речь самостоятельно не восстанавливается. Основная цель оперативного вмешательства: восстановление анатомической структуры, а через неё - и функции нёба. Однако даже самая удачная операция сама по себе не приводит к нормализации речи, поскольку у ребёнка уже успели сформироваться достаточно прочные навыки неправильного речеобразования, требующие перевоспитания и "приспособления" к новым, более благоприятным анатомическим условиям. Учитель логопед должен работать как в дооперационном периоде, так и после него. Немаловажную роль играет помощь детского психолога, так как у детей с такими дефектами часто развивается множество различных комплексов. А так же не обходимо участие таких специалистов как ортодонт, стоматолог, терапевт, отоларинголог, пластических хирург.

  1. Дискуссионные вопросы о сроках хирургического лечения. Необходимость проведения ранней лечебной и речевой реабилитации. Ортодонтическое лечение.

Хирургическое лечение врождённых нёбных расщелин должно проводиться в оптимальные сроки. Мнение разных специалистов по этому вопросу различны, но общее направление научного поиска заключается в изыскании путей и средств  возможно более ранней оперативной помощи ребёнку при исключении в то же время некоторых нежелательных последствий ранней операции (в частности, возможного суждения верхней челюсти, деформации зубных рядов и пр.).

Конкретные сроки определяются после комплексного обследования, включающего осмотр хирурга, педиатра, невролога, ортодонта.

Идеальные сроки хирургического вмешательства:

- пластика губы (хейлопластика) - от 10 дней до года, то есть в первые месяцы жизни ребенка;

- пластика твердого неба (уранопластика) и мягкого неба (велопластика) - не позже 6 лет. Цель - устранение расщелины неба, удлинение мягкого неба, сужение среднего отдела глоточного кольца, то есть восстановление анатомической структуры и как следствие - функции неба. Проводятся в разные сроки с учетом общего физического состояния ребенка;

- устранение нарушений зубо-чеюстного отдела - от 7 до 14 лет.

Безусловно, при этом обязательно учитывается и общее состояние здоровья ребёнка. В некоторых случаях у физически ослабленных детей операции приходится откладывать на более поздние сроки. Нередко такие операции осуществляются в несколько этапов.

Логопедическая работа с детьми, страдающими ринолалией, начинается с 2-3 летнего возраста и проводится как в дооперационной, так и в послеоперационный периоды. Если иметь в виду только ринолалию (без учёта возможного сопутствующего ей общего недоразвития речи), то конечная цель логопедической работы - это снятие носового оттенка голоса и воспитание правильного звукопроизношения, что в итоге и обеспечит нормализацию речевой функции ребёнка.

 Ортодонтическое лечение — закрытие дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Мягкий резиновый обтуратор требуется уже при кормлении ребёнка. Жесткий обтуратор изготавливается индивидуально и носится вплоть до хирургического закрытия дефекта дна носовой полости и нёбной занавески. Из обтураторов наиболее удобным считается так называемый плавающий обтуратор, так как он не сковывает подвижности мягкого неба. Если обтуратор начинают применять до появления первых слов (в 1—2 года), то развитие активной речи протекает в более благоприятных условиях, но полностью не гарантирует предупреждение назальности. 

  1. Организация работы с родителями и ее содержание. Психотерапевтическое воздействие в комплексе мер по устранению ринолалии.

Реакция семьи на  появление на свет  ребенка с таким  заметным  пороком развития всегда трагична и неоднозначна. Родители часто  безосновательно обвиняют себя  в случившемся, ищут  причины  в  состоянии своего здоровья, недостаточном внимании к периоду беременности, расспрашивают родственников  о подобных случаях. В семье возникает длительная травмирующая ситуация, преодолеть которую необходимо для того, чтобы сосредоточить усилия на  активном участии в  комплексном  медико-логопедическом процессе нормализации   физического и речевого развития ребенка.

Родители должны знать, что в подавляющем большинстве случаев  при своевременной  медико-логопедической помощи удается  создать все необходимые условия для полноценного  физического и психического развития ребенка. При этом  многими  отечественными и зарубежными специалистами  отмечается  в качестве одного из важнейших факторов, определяющих   конечный позитивный эффект коррекции, участие родителей и их стиль поведения в  далеко не простой  жизненной ситуации. Необходимо  научиться  находить определенный баланс между родительской любовью и теплотой, столь необходимой  ребенку с  особенностями развития, и  твердостью и тактичным, но постоянным, контролем за систематическим выполнением специальных логопедических упражнений для  усвоения  навыков правильной речи. Очень важна также и  эмоциональная поддержка детей, так как   данное нарушение  значительно ограничивает  возможности  общения с  окружающими, особенно на ранних этапах коррекции.

Родители  должны  получить развернутую консультацию логопеда и понять, в чем состоят основные  препятствия для  овладения  нормальным произношением. В этой связи  роль родителей особенно велика - они должны стать постоянными помощниками логопеда  и  поддерживать достигнутый  уровень речи в домашней обстановке, отмечая и поощряя  достижения.

Учитель-логопед должен тесно взаимодействовать с родителями ребенка с ринолалией. Это способствует качественной и достаточно быстрой работе с дефектами речи. Логопеду необходимо подробно рассказать родителям о дефектах речи ребенка, о способах и целях коррекции этих дефектов, о возможных трудностях и препятствиях. Для этого логопеды проводят с родителями различные индивидуальные консультации, мастер-классы, тренинги, родительские собрания, анкетирование и т. д.

Далее родителям даются рекомендации по совместной коррекции речи:

- ежедневные тренировки, непрерывность занятий,

- применение массажа в положении лежа и сидя,

- правильное положение во время сна (лежа на животе или на боку, для того чтобы кончик языка находился ближе к зубам),

- формирование фонематического слуха,

- совместная работа родителей и логопеда после хейлопластики.


  1. Основные направления логотерапевтической работы при ринолалии: немецкая и французская школы логопедического опыта. Педагогические системы устранения ринолалии З. Г. Нелюбовой, Т. Н. Воронцовой, А. Г. Ипполитовой, Л. Н. Вансовской, И. И. Ермаковой, С. Л. Таптаповой.

В ходе постепенного медицинского и педагогического изучения сущности дефекта и возможностей его преодоления выработались два направления в педагогических методах устранения нарушений речи при открытой гнусавости.

Одно из них — немецкое, — принятое в Германии и в ряде других стран (Г. Гуцман, 1924; Г. Арнольд, 1959; М. М. Ванкевич, 1926; В. А. Каретникова, 1927; М. Е. Хватцев, 1931, 1959). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения, вызываемой сильными раздражителями, благодаря которой в комплексную деятельность нормальных речедвигательных органов вовлекаются дефектные органы (мягкое небо и др.). Применяемые упражнения частично носят напряженный, силовой характер.

В немецкой школе логотерапевтические мероприятия предполагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыхательному тренингу. Первые 2—3 месяца больные должны были использовать фальцетный голос, далее они переходили к овладению грудным голосом.

Второе направление, условно называемое французским, базируется на постановке правильного дыхания и голоса. (С. Борель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929). Это направление основывается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхательных.

Представители обоих направлений исходили из необходимости достижения произвольного замыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Пассавана с небной занавеской (мягким небом).

Французское направление с некоторой модификацией разви­валось в ряде работ советских авторов (Ф. A. Pay, E. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова).

В этих работах указывалось на необходимость логопедиче­ской помощи при ринолалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеопера­ционной работе и лишь очень осторожно говорилось о возмож­ности дооперационных занятий.

С.Л. Таптапова разработала коррекционную методику для взрослых ринолаликов. Она предложила своеобразный режим молчания (произношение гласных про себя), что способствует устранению назализации, снимает гримасы, характерные для данной патологии.

И.И. Ермакова, установила возрастные особенности функциональных расстройств голосообразования у детей с врожденными расщелинами и применительно к ним модифицировала ортофонические упражнения.

Она разработала поэтапную методику звукопроизношения и голоса:

1. Подготовка артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора к операции уранопластики.

2. Активация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезия.

3. Устранение назализации, коррекция звукопроизношения.

4. Полная автоматизация новых навыков.

И.И. Ермакова считает, что рано начатое логопедическое воздействие снижает процент дегенеративных изменений в мышцах глотки.

Л.И. Вансовская предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука, а с передних гласных «и, э», т.к. именно они позволяют фокусировать выдыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливается четкость кинестезии при соприкосновении звука и стенки глотки, и мягкое небо участвует более активно.

От ребенка произнесение звуков негромким голосом с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого неба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводиться работа над сонорами «л, р», затем щелевыми и смычными согласными.

В комплексном воздействии на ребенка с ринолалией необходимо чрезвычайно активно участие родителей. Для этого создают специальные руководства (Яковенко В.Н., 1962г. Екатеринбургский центр «Бонум», 1990, Вансовская Л.И., 1994г.), задачи которых определены в следующих основных рекомендациях:

- требование правильного примера для подражания – медленное, отчетливое произношение взрослыми слов и простых предложений;

- важность непринужденного общения в коллективе детей с нормальной речью;

- посещение массового детского сада, участие в играх, развивающих слуховое, зрительное, кинестическое восприятие, пребывание на занятиях музыкой и пением;

- развитие внимания и усидчивости в специально созданных игровых ситуациях, постепенный переход к играм-занятиям, создающим условия для будущего обучения:

- развитие речевого праксиса, воспитание дыхания, мелкой моторики в игровой форме;

- расширение лексики и развитие способности к общению и образованию понятий.


  1. Общие подходы к коррекции ринолалии на современном этапе развития логопедии. Основные принципы коррекции ринолалии.

Коррекция при обучении тех детей с ринолалией, которые имеют только фонетические нарушения, проводится следующим образом.
1. Активация работы артикуляционного аппарата. При этом используются различные приемы, обусловленные состоянием периферического артикуляционного аппарата и врожденной патологией.
2. Образование артикуляционных звуков.
3. Дифференциация звуков для предотвращения в дальнейшем нарушения звукового анализа.
4. Уменьшение назального звучания голоса.
5. Устранение нарушений просодической стороны речи.
6. Доведение до автоматизма усвоенных навыков при свободной речи.

Все вышеперечисленное учитывается при работе с детьми с нарушенным фонетико фонематическим развитием, а также проводятся систематические занятия по нормализации фонематического восприятия, созданию морфологических обобщений и устранению дисграфии.

Логопедическая помощь детям, имеющим общее недоразвитие речи, заключается в развитии у пациентов полноценной фонетики, фонематических представлений, формировании морфологических и синтаксических ассоциаций и обобщений, связной разговорной речи.

Отечественными логопедами разработан ряд приемов для устранения ринолалии. Это методики А. Г. Ипполитовой, З. А. Репина, И. И. Ермакова, Г. В. Чиркина, Т. В. Волосовец.

Система А. Г. Ипполитовой. Использование ее имеет высокую результативность при работе с детьми, у которых отсутствуют отклонения в фонематическом развитии. При использовании этой системы впервые было предложено проводить занятия до оперативной хирургической коррекции дефекта. Основным в этой методике является совокупность дыхательных и речевых упражнений, последовательность отработки звуков, взаимосвязанных артикуляционно. Этапность в отработке звуков определяется степенью готовности артикуляционной базы языка. Если имеются полноценные одногруппные звуки, то это считается произвольной основой для работы над следующими. Применяются так называемые «опорные» звуки. Подготовка артикуляционной базы ведется с помощью специальной разработанной артикуляционной гимнастики. Она сопутствует развитию речевого дыхания. Неординарность этого метода заключается в том, что при образовании звука начальная сосредоточенность ребенка концентрируется только на артикулемах. 

Принципы логопедической работы при ринолалии:

- Принцип опоры на сохранные звенья.

- Онтогенетический принцип предусматривает учет общих закономерностей речевого развития ребенка.

- Принцип деятельности. Фонетически правильную речь необходимо формировать в системе разных форм деятельности и прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста.

- Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.

- Принцип связи с микросоциальным окружением предполагает учет особеностей окружения ребенка.




Практическое задание:

Подготовьте реферативное сообщение на тему:

«История изучения ринолалии, обусловленной расщелинами неба».




















Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»



Факультет специальной психологии и педагогики






Реферат

по «Ринолалии»


Тема: «История изучения ринолалии, обусловленной расщелинами неба».


Выполнила: студентка 3 курса ФСПП

группа ДФ - 12

Кожухова Наталья Викторовна

Проверил: Матвеева Светлана Сергеевна












Хабаровск

2015













Содержание:

Введение

  1. Первые упоминания.

  2. Основные направления в изучении ринолалии.

  3. Методики М. Е. Хватцева, 3. Г. Нелюбовой и других ученых-специалистов.

Заключение

Список литературы



































Введение

Термин «ринолалия» в переводе с греческого означает «речь с носовым оттенком». Является чаще следствием врожденных аномалий: расщелины верхней губы и неба. Их наличие тяжело отражается на здоровье, общем развитии и особенно на формировании речи ребенка. Такой ребенок с самого рождения овладевает речью в патологических условиях, и у него оказываются дефектными практически все звуки: согласные и гласные. Всегда имеются нарушения голоса: тембра, силы и высоты, а также грубые расстройства функции дыхания, звукообразования. Постепенно формируется своеобразное гортанно-глоточное артикулирование звуков.

При расщелине неба повреждается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха, провоцирующий заболевания верхних дыхательных путей и среднего уха. Даже небольшое понижение слуха в этих условиях значительно отражается на речи.

Слаборазборчивая речь сопровождается сокращением мимических мышц, чаще крыльев носа, лба и щек. Такой сложный симптомокомплекс нарушения речи, называемыйоткрытой ринолалией, создаст большие трудности в общении и обучении.

Среди всех пороков развития человеческого организма на первом месте по частоте стоят аномалии конечностей, а на втором – аномалии зубов, челюстей и лица. По имеющимся данным, случаи несращения губы составляют от 20 до 33,3, а несращения неба – соответственно от 66,7 до 80% всех врожденных дефектов челюстно-лицевой области. Принято считать, что на 500–10ОО рождений приходится один случай сочетанного несращения губы и неба либо только губы или неба, однако в некоторых районах нашей страны зарегистрирован более высокий показатель – 1:300.

Считается, что каждый 600-й ребенок рождается с повреждением лицевого скелета. Обычно такие пороки развития неблагоприятно действуют не только на детей, но и на родителей. Они страдают как в психологическом, так и в социальном плане. Их пугает состояние здоровья, дальнейшее развитие ребенка и отношение к нему окружающих.

В отечественной логопедии ринолалия квалифицируется как нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

А.Г. Ипполитова дает следующее определение, ринолалия речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи.

В классификациях речевых расстройств ринолалия рассматривается либо как самостоятельное нарушение (М.Е. Хватцев), либо как форма органической дислалии (О.В. Правдива, В. Олтушевский). Иногда ринолалия описывается под названием ринофония (Зееман).

Ринолалия самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным сочетанием расстройств голоса и неправильной артикуляции звуков. В отличие от органической дислалии при ринолалии страдает произношение не только согласных, но и гласных звуков. В отличие от нарушений голоса при ринолалии страдает произношение и звонких и глухих согласных звуков.

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится - будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это - люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. К ним относятся и больные ринолалией.

В древние времена рождение людей с отклонениями считалось знаком гнева божьего, предвещающего страшные катаклизмы и эпидемии. Слово "монстр" происходит от латинского глагола monere, означающего "предостерегать".

Как правило, во всех древних цивилизациях детей уродцев выставляли за ворота города, чтобы они там погибали. Ромул, основатель Рима, повелел, чтобы сохраняли первородных сыновей, но уже в период заката монархии в Риме (около VI века до н.э.) всех ненормальных детей при рождении умерщвляли. Тит Ливий, Цицерон и Тибулл описывают ритуальные утопления и сжигания таких детей, чтобы их смерть могла предотвратить напророченные катастрофы. Тацит и Тертулиан писали, что "Тибр унес в море много детей и уродцев". Часто их убивали уже после катастрофы для того, чтобы задобрить разгневанное божество.

В Древней Греции Аристотель советовал установить закон, запрещающий жизнь детей-уродов. Платон имел в отношении этих детей свое мнение. Он писал: "Изуродованные и недоразвитые дети должны содержаться в соответствующем месте". Греки таким образом пытались сохранить физическую красоту своей расы. Во многих городах на Пелопоннесе детей слабых, деформированных и уродцев истребляли. В Спарте, например, слабых, недоразвитых новорожденных старцы специально осматривали и решали, кого из них нужно сбросить со скалы.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными возможностями, прежде всего здоровья, становится все более актуальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изменить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с ограниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требующий не отдельных, частных, а планомерных социальных решений.







  1. Первые упоминания.


Первые сведения о ринолалии появились в медицинской литературе в глубокой древности (Гиппократ, Гален и др.). Ринолалия (от греч. rhinos - нос, lalia - речь) - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Во времена античности очень важную общественную роль играло публичное слово, а обучение изящно говорить входило в круг предметов общего образования. Древнегреческий ученый Гиппократ упоминал практически обо всех известных формах речевых нарушений: заикание, потеря голоса и речи, невнятная речь, косноязычие.

Авл Корнелий Цельс указывал на способы лечения, предлагая оперативное устранение речевых нарушений - подрезание языка, сращение которого вызывает причину болезни. Клавдий Гален установил терминологию речевых заболеваний, отделил болезни речи и голоса, определил причины их вызывающие: поражение языка, твердого и мягкого неба, губ, уздечки языка. В арабской медицине упоминалось о речевых патологиях и способах их устранения. Авиценна, опираясь на учения Галена, говорил о центральных поражениях речи и голоса, предлагал отвлекающие способы лечения: мушки, банки.

В папирусах Эдвина Смита имеется планомерное описание различных болезней, в том числе, автор упоминал о головном мозге, обращая внимание на локализацию мозговых функций. Он указывал, что мозговая деятельность находится в близкой связи с управлением конечностями. У индусов медицина является отделом религии. Все операции имели характер священнодействия. Больной и врач до начала операции обязаны были приготовить себя перед операцией: очиститься телесно и духовно.



  1. Основные направления в изучении ринолалии.

История изучения ринолалии претерпела длинный и тернис­тый путь развития, в который включались врачи, психологи, дефектологи. Первые работы по ринолалии написаны врачами. Их усилия были направлены на полное оперативное восстановление неб­ного свода, чтобы вновь образованная небная занавеска (мяг­кое небо) была достаточно длинной и подвижной и могла бы соприкасаться с задней стенкой глотки, изолируя полость рта от полости носа. Считалось, что достижение этого эффекта обеспечит возможность произвольного замыкания прохода между носоглоткой и носом и создаст предпосылки для устра­нения носового оттенка в речи или устранит его полностью.

Н. И. Пирогов (1844), Н. В. Воронцовский (1875), П. Суб­ботин (1894), М. И. Пайкин (1936) в своих работах обсуждали вопрос о том, в какой степени размеры неба способны видо­изменяться под влиянием оперативных мероприятий; какие по­казатели размеров неба благоприятствуют наиболее успешной логотерапии при гнусавости.

Ученик Н. И. Пирогова Н. В. Воронцовский в 1870 г. сооб­щал, что периостальная уранопластика сделала самый замеча­тельный шаг вперед на пути к восстановлению нормальной речи. Он считал причиной сохранения гнусавости после урано­пластики вторичное укорочение мягкого неба, напряжение его по ширине и недостаточность подвижности. Однако, по его мнению, при ежедневном правильном упраж­нении в произношении, в чтении еще лучше, если возможно, под наблюдением опытных руководителей в училищах глухо­немых, речь мало-помалу становится внятнее.

Несмотря на достигнутые хирургами успехи в коррекции анатомического дефекта ротовой полости, никому из них не удалось получить положительных результатов фонетического оформления речи только с помощью оперативного вмешатель­ства. Становится общепризнанным, что уранопластика сама по себе не ликвидирует назального звучания в речи ринолаликов.

А. А. Лимберг отмечал, что хирург должен реально пред­ставлять ту роль, которая выпадает на его долю в деле лечения щелинной деформации и преодоления дефекта. Задача хирур­гического лечения — возможно полное восстановление формы и величины деформированных органов без нарушения возможности нормального развития их функции. Исправление извра­щенной и недостаточной функции органа (особенности функ­ции речи) лишь редко и случайно дается само собой. Хирургическое лечение только строит стенки и клапаны как бы музыкального инструмента речи. Окончательная отделка и настройка этого инструмента и обучение игре на нем лежит на ряде других дополнительных методов лечения, как то: ортопе­дическом лечении, ортодонтии и логопедии.

Большой вклад в изучение ринолалий и стимуляцию разви­тия логотерапии внесли зарубежные специалисты. Так, Лемонье, Б. Лангбек, Макуэн, Кез и др. (начало XX в.) усовершенствовали хирургическое лечение расщепления неба и постоянно подчёркивали, что обучение дает подросткам и взрос­лым для внятности речи больше, чем хирургическое вмеша­тельство. В ходе постепенного медицинского и педагогического изуче­ния сущности дефекта и возможностей его преодоления выра­ботались два направления в педагогических методах устране­ния нарушений речи при открытой гнусавости.

Одно из них — немецкое, — принятое в Германии и в ряде других стран (Г. Гуцман, 1924; Г. Арнольд, 1959; М. М. Ванкевич, 1926; В. А. Каретникова, 1927; М. Е. Хватцев, 1931, 1959). Оно исходит из принципа первоначальной иррадиации возбуждения, вызываемой сильными раздражителями, благо­даря которой в комплексную деятельность нормальных речедвигательных органов вовлекаются дефектные органы (мягкое небо и др.). Применяемые упражнения частично носят напря­женный, силовой характер. В немецкой школе логотерапевтические мероприятия пред­полагалось сочетать с применением электро- и вибромассажа, после чего вводились занятия по артикуляционному и дыха­тельному тренингу. Первые 2—3 месяца больные должны были использовать фальцетный голос, далее они переходили к овла­дению грудным голосом.

Второе направление, условно называемое французским, ба­зируется на постановке правильного дыхания и голоса. (С. Борель-Мезони, 1929; В. Ведю, 1929). Это направление основы­вается на физиологически естественных, ненапряженных дифференцировках речевых движений, преимущественно дыхатель­ных.

Представители обоих направлений исходили из необходи­мости достижения произвольного замыкания небно-глоточного затвора, что возможно при обеспечении подвижности небной занавески, смыкании валика Пассавана с небной занавеской (мягким небом).

Наиболее ярким выразителем немецкого направления явля­ется проф. Г. Гуцман. В разработанной им методике предла­гается конкретная система упражнений для улучшения небно-глоточного затвора. Он рекомендует проводить речевую трени­ровку с применением обтуратора или носового зажима.

Смыкание небной занавески с валиком Пассавана и вслед­ствие этого улучшение небно-глоточного затвора достигается при накладывании обтуратора или зажимании крыльев носа, так как в это время образуется сильное давление во рту, которое способствует подъему небной занавески кверху. В основе речевых упражнений — использование голоса повышенной громкости. Продуктивность громкого произношения обусловливается тем, что при громкой речи имеет место сильная иннервация всех внутренних частей ротовой полости; при этом повышается активность небной занавески.

Речевые упражнения рекомендуется начинать с тренировки в произнесении сочетания ana, в котором первый звук а произ­носится голосом обычной высоты и силы, а сочетание па силь­нее, причем второй звук а «выталкивается» с особой силой и более высоким голосом. Аналогично отрабатывается произно­шение других гласных звуков. Постепенно переходят к произно­шению отработанных сочетаний звуков без обтуратора или носового зажима. Определенный минимум упражнений, по сло­вам Г. Гуцмана, пациент должен проделывать ежедневно в течение всей своей жизни.

Принцип первоначальной иррадиации возбуждения отражен в ряде других работ. Так, Бейсс предлагает в работе с ринолаликами использовать акцентуированный шепот, так как такой шепот требует точного функционирования затвора небной зана­вески и, следовательно, улучшает его.

Фрешельсом предложен толчкообразный метод устранения дефекта речи. При таком методе работы одновременно с энер­гичной фонацией или произнесением коротких звуковых сочета­ний производятся резкие толчкообразные направления движе­ния крепко сжатых кулаков, поднятых до уровня груди. Пред­полагается, что развиваемая при этом энергия иррадирует на все работающие в этот момент мускулы и заставляет их произ­водить добавочную работу, ведущую к развитию и укреплению небного затвора.







  1. Методики М. Е. Хватцева, 3. Г. Нелюбовой и других ученых-специалистов.

Принципы немецкой школы на основании личного опыта были модифицированы М. Е. Хватцевым.

Изложенная им методика, обобщающая практику многих специалистов, как отечественных, так и зарубежных, даже в самых трудных случаях дает положительные результаты, но требует от логопеда высокого мастерства и тонкого знания ана­томии и физиологии речевого аппарата, а от больных — напря­жения и прилежания. Он рекомендует сложный комплекс упражнений для развития речевого аппарата больного, большое количество механических приемов работы.

Трудность этой методики и недостаточная эффективность неоднократно подчеркивались самим автором.

«Пройденный в,3—4 месяца курс в особо тяжелых случаях не дает еще вполне чистой (негнусавой) и отчетливой внятной речи: на первых порах, несмотря на проделанную звукосочетательную работу и закрепление отдельных звуков в речи, вновь усвоенные звуки живой речи тормозят и извращают друг друга, часто совсем выпадают и заменяются старыми установками и т. п.» i.

Французское направление с некоторой модификацией разви­валось в ряде работ советских авторов (Ф. A. Pay, E. Ф. Pay, 3. Г. Нелюбова, Т. Н. Воронцова, А. Г. Ипполитова).

В этих работах указывалось на необходимость логопедиче­ской помощи при ринолалии как до, так и после операции. Однако в большинстве случаев делался акцент на послеопера­ционной работе и лишь очень осторожно говорилось о возмож­ности дооперационных занятий.

В 1931 году был опубликован реферат Ф. A. Pay «Дооперационные логотерапевтические упражнения при врожденных небных щелях».

В этой работе рекомендовалось вести занятия по воспита­нию правильного произношения в дооперационном периоде по общепринятой методике постановки звуков. Ф. A. Pay высказы­вал мнение, что воспитание правильных артикуляций до опера­ции труднее, а неправильно воспитанные движения могут осложнить логопедическую работу после операции. В связи с этим он рекомендовал очень осторожный подход к формирова­нию произношения при дооперационных занятиях.

В 1933 г. выходит в свет «Практическое руководство по исправлению речи при различных видах гнусавости» Е. Ф. Pay, в котором излагается методика работы в одиннадцати заня­тиях. Здесь делалась первая попытка дать краткую последова­тельную методику логопедических занятий с применением прин­ципа воспитания правильного произношения звуков при зажа­тых крыльях носа.

В 1938 году была выпущена «Книга по исправлению недо­статков произношения» 3. Г. Нелюбовой с краткой методиче­ской запиской, в которой было приведено восемь разделов работы с больными и излагались приемы воспитания речи при врожденных расщелинах.

По сравнению с предыдущими работами, 3. Г. Нелюбова вводила много новых приемов: массаж небной занавески, спе­циальные упражнения для небной занавески (позевывание, глотание по нескольку капель воды при запрокинутой голове, покашливание при высунутом языке). Она уделяла много вни­мания формированию голосовыдыхательной струи и постановке диафрагмального дыхания. Предлагалось также широко ис­пользовать очень громкий голос, твердую атаку при произноше­нии звуков речи. Здесь впервые отмечалась необходимость развития слухового внимания ринолалика к своей речи и указывались возможности предотвращения возникновения тикообразных и хореических движений мышц лица.

Таким образом 3. Г. Нелюбовой была представлена система речевых упражнений при ринолалии.

Трудности логопедической работы при ринолалии заставля­ли искать новые пути воздействия на дефект. В 1952—1955 гг. нами был обобщен опыт работы с такими больными в статьях «Логопедические приемы работы при открытой гнусавости и псевдобульбарном параличе» (1952) и «Приемы логопедиче­ской работы при открытой гнусавости» (1955).

Несмотря на успехи преодоления дефекта, достигнутые мно­гими логопедами, методика логопедического воздействия при ринолалии оставалась несовершенной. Результаты работы час­то не были достаточно эффективными. В таких случаях боль­ных направляли на повторную операцию для удлинения небной занавески.

Иногда они оперировались по 3—4 раза, но речь их так и оставалась дефектной.

В работах Т. Н. Воронцовой (1966) была проведена диффе­ренциация логопедического воздействия после уранопластики у взрослых больных. В зависимости от длины, подвижности мяг­кого неба и развития глоточной мускулатуры ею были выделе­ны 3 группы больных и показана специфика работы с ними. Прослеживалась также последовательность и сочетание приме­нения лого- и физиотерапии, были определены этапы воздей­ствия и их содержание.

Изыскивая наиболее эффективные пути преодоления дефек­та, специалисты-логопеды совместно с врачами обращались к новым способам анализа дефекта. Так, логопедом Н. И. Серебровой совместно с врачом Л. В. Дмитриевым (1969) был при­менен метод рентгенографии, позволяющий видеть динамику коррекционной работы с детьми с ринолалией и прогнозировать возможность полного восстановления функции речи одними логопедическими приемами.

Применение этого метода показало, что эффективность лого­педической работы зависит от ряда факторов: от подвижности мягкого неба и задней стенки глотки, от расстояния между задней стенкой глотки и мягким небом, от ширины средней части глотки.

Был предложен один из вариантов логопедической работы при данном речевом нарушении: на логопедических занятиях больные обучались основным правилам речевого выдоха. Он должен производиться при напряжении небной занавески, опу­щенном корне языка, возможно большем опускании нижней челюсти. Одновременно с отработкой правильного речевого дыхания методика предусматривала коррекцию голоса и арти­куляции звуков.

Наблюдения Н. И. Серебровой подтвердили предположения о том, что для нормального звучания голоса не обязательно полное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки. Если расстояние между мягким небом и задней стенкой глотки мень­ше, чем расстояние между мягким небом и спинкой языка, то в процессе обучения можно получить речь без носового оттенка.

Таким образом, применение метода рентгенографии в прак­тике коррекции дефектов произношения при ринолалии позво­лило до начала занятий предвидеть результаты коррекции речи и наметить план работы. Учитывалось, что в процессе занятий улучшается подвижность мягкого неба, задней стенки глотки и незначительно сокращается расстояние между ними.









Заключение:

 При ринолалии ведущим расстройством является нарушение артикуляции и фонации звуков. Формы ринолалии выделяются по характеристике направленности выдыхаемой воздушной струи во время речи и по характеру анатомического дефекта. Наиболее распространенным речевым нарушением является открытая ринолалия, возникающая при врожденном дефекте неба– расщелине.

История развития учения о ринолалии показывает, что специалисты-логопеды и врачи, предлагая определенные методики устранения дефекта речи при открытой ринолалии, стремились к образованию и укреплению небно-глоточного за­твора. Для этого необходимо наличие небной занавески доста­точной длины и подвижности и возможность смыкания с ней валика Пассавана. Существенное значение имеет также соот­ношение расстояний между мягким небом и задней стенкой глотки и между мягким небом и спинкой языка.

В связи с этим в процессе логопедических занятий необхо­димо работать не только над созданием условий для укрепле­ния небно-глоточного затвора, но и учитывать всю симптома­тику ринолалий, в частности дефектное положение языка в полости рта, нарушение взаимодействия всех мышечных групп периферического конца речедвнгателыюго анализатора и нарушение деятельности мышц мягкого неба.









Список литературы:

  1. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов де-фектол. фак. пед. ин-тов/Под ред. О Н. Усановой.— М.: Просвещение, 1983.— 95 с, ил.

  2. Нелюбова З. Г. Книга по исправлению недостатков произношения с краткой методической запиской. М., 1938

  3. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. -- В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.

  4. cito-web.yspu.org






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя