СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста»

Учебная дисциплина «Анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста »

Практическое занятие Изучение качественных и количественных показателей роста и развития детей дошкольного возраста

цель: изучить качественные и количественные показатели роста и развития детей дошкольного возраста, сформировать представление о методах оценки физического развития     

Теоретическая часть.

Таблица 1.Возрастная периодизация развития ребенка.

период

мальчики

девочки


1

Эмбриональный период

1-8 недель


ПРЕНАТАЛЬНЫЙ

ПЕРИОД

2

Плодный период 

1-8 недель


3

Новорожденный

0-10 дней

0-10 дней

ПОСТАНАТАЛЬНЫЙ

ПЕРИОД

4

Грудной

11 дней – 1 год

11 дней – 1 год

5

Раннее детство

1 –3 года

1 –3 года

6

Первое детство

4 – 7 лет

4 – 7 лет

7

Второе детство

8 – 12 лет

8 – 11 лет


ЗАДАНИЕ 1.

Изучить таблицу1 и дать определения понятиям «Пренатальный и постнатальный период».


ЗАДАНИЕ 2. Изучить текст и ответить на вопрос. Наблюдения осуществляются тем чаще, чем младше ребенок. Обычно периодичность:

в период новорожденности с интервалом 1 день;

в грудном возрасте с интервалом 1 мес. в преддошкольном возрасте с интервалом 3 мес.;

в дошкольном возрасте с интервалом 6 мес.;

в школьном возрасте с интервалом 1 год.

Антропометрические исследования детей с момента рождения и в период роста и развития включают данные о росте, массе, окружности груди, мышечной силе, жизненной емкости легких, пропорциях тела, осмотра положения осей ног, осмотра и измерения свода стопы учета двигательных функций. Для характеристики динамики развития детей раннего возраста наряду с физическим изучается и нейропсихическое развитие, в частности, развитие речевой функции.


ВОПРОС. Какую обобщенную информацию получает педиатр при антропометрических исследованиях? (ответить письменно).

ЗАДАНИЕ 3.

Оцените собственное здоровье по индексу резистентности — З. С. Макарова и сделайте вывод.

Теоретическая часть.

При комплексной оценке состояния здоровья ребенка следует пользоваться следующей классификацией, согласно которой выделяют пять групп:

1 группа — здоровые дети, гармонически развиты, наклонности к заболеваниям, морфологические и функциональные отклонения в организме отсутствуют;

2 группа — дети практически здоровые, но имеющие те или иные морфологические или функциональные отклонения, не сказывающиеся на самочувствии и работоспособности учащихся. К группе относятся дети, часто болеющие острыми заболеваниями, с функциональными отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы, в частности, с наклонностями к повышению или понижению артериального давления, с аденоидами I и II степени, с гипертрофией миндалин, дальнозоркостью средней степени, косоглазием, с наличием невротических и астенических реакций, нарушениями осанки, незначительным снижением показателей гемоглобина;

3 группа — дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии, не затрудняющими приспособление школьников к учебной нагрузке (хронический тонзиллит, холецистит, гастрит, рахит и т. д.);

4 группа — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, затрудняющими учебную и трудовую деятельность;

5 группа — дети-инвалиды с тяжелыми органическими и функциональными отклонениями (как правило, в массовой школе не встречаются).

Важным критерием здоровья является степень резистентности (инфекционной устойчивости) организма по кратности острой заболеваемости. Если ребенок болеет не более трех раз в год, то его резистентность нормальная. Как определить резистентность?

Необходимо подсчитать, сколько раз ребенок болел за год, предшествующий осмотру его резистентность можно оценить по индексу частоты респираторных инфекций (индекс резистентности — З. С. Макарова): Ir = частота респираторных заболеваний / 12


При нормальной резистентности Ir не превышает 0,32. «Условно» часто болеющие дети болеют обычно в течение года 4—5 раз (индекс 0,33—0,49)

Для «истинно» часто болеющих детей характерны: высокая частота (6—7 раз и более в течение года, индекс резистентности — 0,5 и выше) Эти дети нуждаются в диспансерном наблюдении, комплексном оздоровлении и специальной иммунной реабилитации.

Преступно рекомендовать «здоровый образ жизни» и любые физкультурно-оздоровительные мероприятия, не выяснив причины частой заболеваемости.

.

ЗАДАНИЕ 4. Изучить приложение 1. Поясните устно, по каким вопросам и почему родители должны периодически общаться с воспитателем.

Приложение 1.

 Показатели психического здоровья детей раннего и дошкольного возраста
      1. Эмоциональный статус.
   1.1. Преобладающее эмоциональное состояние (для первого года жизни): положительное, отрицательное, неустойчивое, малоэмоциональное.
   1.2. Настроение (для второго — шестого годов жизни):
а) бодрое, жизнерадостное (положительно относится к окружающим, с интересом, активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими, нет страхов); б) спокойное (положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, менее контактирует с окружающими по своей инициативе);
в) раздражительное, возбужденное (плаксивость, раздражительность, неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность, крик, резкое покраснение или побледнение в острые эмоциональные моменты); г) подавленное (вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может тихо долго плакать); д) неустойчивое (может быть весел, может засмеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому); е) страхи (боится темноты, животных, неизвестности и пр.).
 2. Вегетативный статус.
      2.1. Сон:
      а) засыпание медленное, быстрое, спокойное, неспокойное;
      б) характер сна глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный;
      в) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).
      2.2. Аппетит: хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательный, отказ от пищи, много нелюбимых блюд, продуктов, отказ от еды в дошкольном учреждении, не умеет жевать, ест очень медленно, сосет пищу.
      2.3. Характер бодрствования: активный, пассивный.
      2.4.  Потливость (повышенная): общая или рук, ног; постоянная или в минуты волнения.
      3. Психомоторная стабильность.
      3.1. Энурез, энкопрез (есть, нет): ночной, дневной, постоянно или в связи с ситуацией.
      4. Особенности личности, индивидуальные особенности.
      4.1. Взаимоотношения со взрослыми, детьми (положительные, отрицательные, отсутствие отношений, инициативные, ответные): контактен, доброжелателен, агрессивен, груб, не понимает дистанции в общении со взрослыми, жесток в обращении с другими детьми, животными; неэмоционален, некритичен к своим поступкам; ласков, навязчив, любознателен, интересуется окружающим, инициативен в деятельности, стремится к получению результата, легко обучаем; нелюбознателен, безынициативен, деятельность неустойчивая.
      4.2. Моторика, эмоции: подвижен, уравновешен, вынослив; неуравновешен, вял, легко утомляется, возбудим; двигательная расторможенность (прыгает на месте без цели, если волнуется, не может усидеть на месте, делает много лишних движений); шумный, очень много говорит, возбужденный; медлителен, заторможен, долго убирает игрушки, одевается и пр.
      4.3. Отрицательные привычки: раскачивается, злостно сосет пустышку, теребит одежду, волосы, выдергивает их, облизывает губы, грызет ногти, сосет палец, морщит нос или лоб, имеет нервные тики, мигает часто. Для того чтобы родители могли оказывать помощь своим детям, им необходимо взаимодействовать с педагогами и медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения.

В индивидуальной беседе с педагогом родители могут узнать многое о своем ребенке:

• какие звуки родного языка ваш ребенок произносит неправильно;

• как развит его речевой слух;

• насколько разнообразен его словарный запас;

• как у него обстоит дело с грамматическим составом речи;

•умеет ли ребенок связно излагать свои мысли и вступать в диалогическое общение.


ЗАДАНИЕ 5. Рассмотрите приложения 2, 3, выберите один из критериев линии развития и запишите, как он изменяется 1г3м до 3 лет.


ЗАДАНИЕ 6. Изучите приложение 4, перечислите письменно психические функции и социальное поведение, что позволяют эти функции и критерии определять? Привести 2-3 примера отклонений от нормы.

Приложение 2. Показатели развития детей второго года жизни
      (К. Л. Печора)

Линия развития

Показатели

1 год 3 месяца

Сенсорное развитие (С)

Играя, различает два разных по величине предмета (например, два куба)

Общие движения (О)

Ходит длительно, меняет положения (приседает, наклоняется)

Игра (И)

Умеет воспроизводить в игре разученные действия (кормит куклу, собирает пирамидку и др.)

Речь активная (РА)

Пользуется лепетом и облегченными словами (машина — би-би, собака — ав-ав)

Речь понимаемая (РП)

Значительно увеличивается запас понимаемых слов

Навыки (Н)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

2 года

Сенсорное развитие (С)

По предлагаемому образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета

Общие движения (О)

Перешагивает препятствия, чередуя шаг

Игра (И)

В игре воспроизводит ряд логически связанных действий (например, куклу купает и вытирает)

Речь активная (РА)

Пользуется двух-трехсловными предложениями при общении со взрослыми

Речь понимаемая (РП)

Понимает короткий рассказ о событиях, знакомых ребенку по опыту (данный показатель проверяется в семье)

Навыки (Н)

Умеет частично надевать одежду с небольшой помощью взрослого

Приложение 3. Показатели развития детей третьего года жизни
      (Г. В. Пантюхина)

Линия развития

Показатели

2 года 6 месяцев

Сенсорное развитие (С)

Подбирает по образцу разнообразные предметы четырех цветов (красного, синего, желтого, зеленого)

Общие движения (О)

Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубики) на расстоянии 20 см

Игра (И)

В игре действует взаимосвязано, последовательно (кормит куклу, укладывает спать, гуляет) выполняет 2—3 действия

Речь активная (РА)

Строит предложение из трех и более слов

Навыки (Н)

Самостоятельно одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки

3 года

Сенсорное развитие (С)

Называет четыре основных цвета

Общие движения (О)

Переступает через препятствия высотой 10—15 см чередующимся шагом

Игра (И)

В игре исполняет роль (например, играя куклой, говорит «мама», «доктор»)

Речь активная (РА)

Употребляет сложные предложения

Навыки (Н)

Одевается самостоятельно с небольшой помощью взрослого, застегивает пуговицы, завязывает шнурки

  



Приложение 4. Диагностика и оценка нервно-психического развития детей 4—6 лет 

Психические функции и социальное поведение

Показатели развития

соответствуют норме

с отклонениями

4 года

1. Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птицы и т. п.

Группирует предметы по несущественному признаку, например по цвету

2. Моторика

Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах (на месте и продвигаясь вперед). Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

5 лет

1. Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета

2. Моторика

Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера

6 лет

1. Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы

При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

2. Моторика

Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 с

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 с

3. Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно

Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи

4. Социальные контакты

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе

5. Психическое здоровье

Без отклонений

Наличие отклонений соматовегетативного, психомоторного характера






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!