Практическое занятие Тема: «Моя семья»
Цель: определение понятия «семья», формирование правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, простой карандаш, лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы, планшет для Sand Art и цветотерапии, анкета обратной связи.
1.Приветствие.
Упражнение «Фото настроения».
Цель: определение настроения в начале занятия.
Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.
Инструкция: посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Возьми ножницы и вырежи его, а затем вклей в фоторамку с левой стороны.
Анализ:
Понравилось упражнение?
Какие интересные моменты были в работе?
Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?
2. Упражнение «Незаконченные предложения».
Цель: активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закончить предложения.
Инструкция: подумай и закончи предложения.
«В моей семье принято...»
«Мои родители часто... »
«Моя мама обычно...»
«Мой папа обычно...»
«Я с родителями часто...»
Анализ:
С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
Что давалось тяжело, а что легко?
3. Мини-лекция «Моя семья и мое место в ней».
Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.
Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?
Правильно, это слово «СЕМЬЯ».
Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушай стихотворение.
Что такое семья?
Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.
Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.
Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).
Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.
В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.
Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.
Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.
Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?
Анализ:
Как, по-твоему, что такое семья?
Как тебя ласково называют дома?
Как ты думаешь, тебя любят родители?
4. Упражнение «Семья».
Цель: выявление представлений о семейных взаимоотношениях и их коррекция.
Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши.
Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать всех членов семьи сказочными героями и впоследствии составить сказку про них.
Инструкция: я предлагаю взять лист бумаги, цветные карандаши и представить, что в ваш дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Нарисуй. А теперь сочини сказку про сказочных героев.
Анализ:
Легко ли ты справился(ась) с заданием?
Какие чувства ты испытывал(а)?
5. Упражнение «Рисование на песке».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы и оборудование: планшет для Sand Art и цветотерапии.
Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на песке дом. Затем обучающийся завершает картину с помощью наводящих вопросов педагога-психолога.
Инструкция: посмотри, перед нами песок. Я предлагаю нарисовать на нем дом – свой дом.
Анализ:
Твое впечатление от рисования на песке?
Какие сложности возникли и с чем это связано?
Что полезного извлек (ла) для себя?
6. Обратная связь.
Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.
Материалы и оборудование: анкета обратной связи.
Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.
Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.
Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?
Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?
Что понравилось больше всего остального? ______________________
Что не понравилось?__________________________________________
7. Упражнение «Ромашка с пожеланиями».
Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.
Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.
Техника проведения: обучающемуся предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.
Инструкция: я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напиши пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.