П/з: «Номенклатура и строение органических веществ».
Учебная цель: рассмотреть основные типы номенклатуры органических соединений, научиться составлять названия предельных углеводородов по правилам номенклатуры ИЮПАК.
Учебные задачи:
1.Научиться составлять полные и сокращенные структурные формулы органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин).
2.Научиться проводить расчеты простейшей формулы органической молекулы, исходя из элементного состава (в %).
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен:
иметь практический опыт: составлять полные и сокращенные структурные формулы органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин).
знать: номенклатуру органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.);
уметь: составлять полные и сокращенные структурные формулы органических веществ отдельных классов, используя их названия по систематической и тривиальной номенклатуре (этилен, ацетилен, глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин).
Задачи практического занятия:
-
Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
-
Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
-
Выполнить задания по теме.
-
Оформить отчет.
Обеспеченность занятия (средства обучения):
-
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
-
Тетрадь для практических занятий в клетку.
-
Карточки – задания.
-
Калькулятор.
-
Ручка.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию
-
Дайте определение «алканы». Какова их общая формула?
-
Что такое гомологический ряд и гомологи?
-
Дайте определение «радикал».
-
Что такое изомеры?
-
Перечислите типы изомерии.
-
Какой тип гибридизации в молекулах алканов? Охарактеризуйте одинарную, двойную и тройную связи (вид связи, угол, длину).
Задания для практического занятия:
Ответьте на задания, выбрав вещества из вашего варианта под номерами… и решите задачи из карточки (по указанию учителя).
ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
варианты |
| 1 | 2 | 3 |
1 | 2-метилпропен | толуол | Этилен |
2 | 5-метил-4-этилгексин-2 | метанол | Дибромэтен |
3 | Гексен-1-ин-5 | Нитробензол | Формальдегид |
4 | Диметилкетон | 2-метилпропанол-1 | Метиламин |
5 | 1,2-диметилбензол | Этанол | Циклопентан |
6 | Бутадиен-1,3 | Триметилуксусная кислота | Глицин |
7 | Пентанол-2 | 2-метилбутен-1 | Бутаналь |
8 | 2-метилбутанол-3 | Пентин-2 | Уксусно-этиловый эфир |
9 | Пентановая кислота | Бутадиен-1,2 | Пропан |
10 | Фенол | Ацетилен | Этиленгликоль |
11 | 2-хлорэтаналь | Циклогексан | 3-метилпентанол |
12 | Глицерин | Диэтиловый эфир | Ацетальдегид |
13 | Анилин | Бутен-1-ин-3 | Пропанол |
14 | Пентанол-1 | метаналь | Диметиловый эфир |
15 | Циклогексанол | Гептан | 3-метилбутин-1 |
16 | 2,3-дихлорнонан | Пентен-2 | Октин-4 |
ЗАДАНИЯ:
-
Напишите структурные формулы веществ из вашего варианта под номерами….
-
Укажите класс органических соединений, к которому принадлежат вещества из вашего варианта под номерами….
-
Приведите примеры двух изомеров для вещества из вашего варианта под номерами….
-
Приведите примеры двух гомологов для веществ из вашего варианта под номерами….
Карточка № 1.
1. Плотность углеводорода при нормальных условиях равна 1,964 г/л. Массовая доля углерода в нем равна 81,82%. Выведите молекулярную формулу этого углеводорода.
2. Относительная плотность паров органического соединения по сернистому газу равна 2. При сжигании 19,2 г этого вещества образуется 52,8 г углекислого газа (н.у.) и 21,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
3. Определить формулу алкена, если известно, что он 5,6 г его при присоединении воды образуют 7,4 г спирта.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 2.
1. Массовая доля углерода в диамине равна 48,65%, массовая доля азота равна 37,84%. Выведите молекулярную формулу диамина.
2. При сжигании органического вещества массой 1,78 г в избытке кислорода получили 0,28 г азота, 1,344 л (н.у.) СО2 и 1,26 г воды. Определите молекулярную формулу вещества, зная, что в указанной навеске вещества содержится 1,204•1022 молекул.
3. Для окисления 2,9 г предельного альдегида до кислоты потребовалось 9,8 г гидроксида меди (II). Определить формулу альдегида.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 3.
1. Относительная плотность паров предельной двухосновной карбоновой кислоты по воздуху равна 4,07. Выведите молекулярную формулу карбоновой кислоты.
2. Углекислый газ, полученный при сгорании 3,4 г углеводорода, пропустили через избыток раствора гидроксида кальция и получили 25 г осадка. Выведите простейшую формулу углеводорода.
3. Одноосновная моноаминокислота массой 3 г с избытком бромоводорода образует 6,24 г соли. Определить формулу аминокислоты.
_____________________________________________________________________________
Карточка № 4.
1. 2 л алкадиена при н.у. имеет массу, равную 4,82 г. Выведите молекулярную формулу алкадиена.
2. При сгорании органического вещества, содержащего С, Н и хлор, выделилось 6,72 л (н.у.) углекислого газа, 5,4 г воды, 3,65 г хлороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего вещества.
3. При взаимодействии предельного двухатомного спирта массой 2,7 г с избытком калия выделилось 0,672 л водорода. Определить формулу спирта.
Карточка № 5.
1. Установите формулу предельной одноосновной карбоновой кислоты, кальциевая соль которой содержит 30,77 % кальция.
2. При сгорании амина выделилось 0,448 л (н.у.) углекислого газа, 0,495 г воды и 0,056 л азота. Определить молекулярную формулу этого амина.
3. При окислении предельного одноатомного спирта оксидом меди (II) получили 9,73 г альдегида, 8,65 г меди и воду. Определить молекулярную формулу этого спирта.
Инструкция по выполнению практического занятия
-
Уточните у преподавателя вариант и номер карточки, необходимые для выполнения заданий.
-
Номер варианта, указанный преподавателем, Вы используете для выполнения заданий по блоку «Органические соединения»:
3.Номер карточки, указанный преподавателем, Вы используете для решения задач. Примеры решения приведены ниже.
Пример 1. Определить формулу вещества, если оно содержит 84,21% С и 15,79% Н и имеет относительную плотность по воздуху, равную 3,93.
Решение примера 1.
Пусть масса вещества равна 100 г. Тогда масса С будет равна 84,21 г, а масса Н — 15,79 г.
Найдём количество вещества каждого атома:
ν(C) = m / M = 84,21 / 12 = 7,0175 моль,
ν(H) = 15,79 / 1 = 15,79 моль.
Определяем мольное соотношение атомов С и Н:
С : Н = 7,0175 : 15,79 (сократим оба числа на меньшее) = 1 : 2,25 (домножим на 4) = 4 : 9.
Таким образом, простейшая формула — С4Н9.
По относительной плотности рассчитаем молярную массу:
М = D(возд.) • 29 = 114 г/моль.
Молярная масса, соответствующая простейшей формуле С4Н9 — 57 г/моль, это в 2 раза меньше истинно молярной массы.
Значит, истинная формула — С8Н18.
Пример 2. Относительная плотность паров органического соединения по азоту равна 2. При сжигании 9,8 г этого соединения образуется 15,68 л углекислого газа (н. у) и 12,6 г воды. Выведите молекулярную формулу органического соединения.
Решение примера 2.
Так как вещество при сгорании превращается в углекислый газ и воду, значит, оно состоит из атомов С, Н и, возможно, О. Поэтому его общую формулу можно записать как СхНуОz.
Схему реакции сгорания мы можем записать (без расстановки коэффициентов):
СхНуОz + О2 → CO2 + H2O
Весь углерод из исходного вещества переходит в углекислый газ, а весь водород — в воду.
Находим количества веществ CO2 и H2O, и определяем, сколько моль атомов С и Н в них содержится:
ν(CO2) = V / Vm = 15,68 / 22,4 = 0,7 моль.
На одну молекулу CO2 приходится один атом С, значит, углерода столько же моль, сколько CO2.
ν(C) = 0,7 моль
ν(Н2О) = m / M = 12,6 / 18 = 0,7 моль.
В одной молекуле воды содержатся два атома Н, значит количество водорода в два раза больше, чем воды.
ν(H) = 0,7 • 2 = 1,4 моль.
Проверяем наличие в веществе кислорода. Для этого из массы всего исходного вещества надо вычесть массы С и Н.
m(C) = 0,7 • 12 = 8,4 г, m(H) = 1,4 • 1 = 1,4 г
Масса всего вещества 9,8 г.
m(O) = 9,8 − 8,4 − 1,4 = 0, т.е. в данном веществе нет атомов кислорода.
Если бы кислород в данном веществе присутствовал, то по его массе можно было бы найти количество вещества и рассчитывать простейшую формулу, исходя из наличия трёх разных атомов.
Дальнейшие действия вам уже знакомы: поиск простейшей и истинной формул.
С : Н = 0,7 : 1,4 = 1 : 2
Простейшая формула СН2.
Истинную молярную массу ищем по относительной плотности газа по азоту (не забудьте, что азот состоит из двухатомных молекул N2 и его молярная масса 28 г/моль):
Mист. = Dпо N2 • M(N2) = 2 • 28 = 56 г/моль.
Истиная формула СН2, её молярная масса 14.
56 / 14 = 4.
Истинная формула С4Н8.
Ответ: С4Н8.
Пример 3. 448 мл (н. у.) газообразного предельного нециклического углеводорода сожгли, и продукты реакции пропустили через избыток известковой воды, при этом образовалось 8 г осадка. Какой углеводород был взят?
Решение примера 3.
Общая формула газообразного предельного нециклического углеводорода (алкана) — CnH2n+2
Тогда схема реакции сгорания выглядит так:
CnH2n+2 + О2 → CO2 + H2O
Нетрудно заметить, что при сгорании 1 моль алкана выделится n моль углекислого газа.
Количество вещества алкана находим по его объёму (не забудьте перевести миллилитры в литры!):
ν(CnH2n+2) = 0,488 / 22,4 = 0,02 моль.
При пропускании углекислого газа через известковую воду Са(ОН)2 выпадает осадок карбоната кальция:
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О
Масса осадка карбоната кальция — 8 г, молярная масса карбоната кальция 100 г/моль.
Значит, его количество вещества
ν(СаСО3) = 8 / 100 = 0,08 моль.
Количество вещества углекислого газа тоже 0,08 моль.
Количество углекислого газа в 4 раза больше чем алкана, значит формула алкана С4Н10.
Ответ: С4Н10.
Порядок выполнения отчёта по практическому занятию
1.В тетради для практических занятий напишите номер, название и
учебную цель занятия.
2.Ответьте устно на вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию.
3.Выполните задания своего варианта к блоку «Органические соединения» и решите задачи из карточки, указанной учителем.
4.Запишите вывод о проделанной работе, отразите, на сколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия и реализованы ли образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения.
Список литературы
Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов профессиональных учебных заведений –М.,2017.