СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) на основе материалов о русской деревне.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) на основе  материалов о русской деревне. Класс: 10-11 Цель: Ознакомить с алгоритмом разработки структуры индивидуального проекта или учебного исследования в области формулировки темы проекта, задач, и гипотезы исследования при использовании различных информационных источников с единым контекстуальным наполнением, отражающим реалии жизни  современной русской деревни.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) на основе материалов о русской деревне.»

Тема: Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования) на основе материалов о русской деревне.

Класс: 10-11

Цель: Ознакомить с алгоритмом разработки структуры индивидуального проекта или учебного исследования в области формулировки темы проекта, задач, и гипотезы исследования при использовании различных информационных источников с единым контекстуальным наполнением, отражающим реалии жизни современной русской деревни.

Планируемые результаты:

Предметные:

самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения н практических задач, в том числе с использованием справочных мате­риалов различных информационных источников;

  • применять приёмы поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • формулировать цели и задачи учебно- исследовательской деятельности;

  • планировать работу по реализации проектной и исследовательской деятельности;

  • реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;

  • формулировать тему индивидуального проекта;

  • актуализировать знания синонимичного ряда заимствованных слов русского языка, знания литературных жанров русского народного творчества;

  • представлять культурное наследие России посредством создания карточки музейного экспоната на русском и английском языках ;

  • составлять описание исторических объектов и памятников с использованием справочных мате­риалов различных информационных источников;

  • анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории;

  • обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников.

Личностные

  • развивать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • развивать умения выявлять и анализировать жизненные противоречия;

  • развивать умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;

  • развивать умение формулировать проблемы;

  • развивать умение контролировать процесс и результат деятельности.

Метапредметные:

регулятивные

  • формулировать и удерживать социально значимую задачу, имеющую социальный эффект;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

  • составлять план и последовательность действий;

  • осуществлять контроль и вносить не­обходимые коррективы;

  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения поставленных задач, их объективную трудность и собственные возможности их решения;

познавательные

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать общие приёмы решения задач;

  • выдвигать гипотезы при решении задач и понимать необходимость их проверки;

  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

коммуникативные

  • организовывать учебное сотруд­ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни­ками: определять цели, распределять функции и роли участ­ников;

Тип урока: гибридный урок по модели перевернутого обучения

Оборудование: компьютер с доступом к сети Интернет, программа подключения к ВКС, раздаточный и демонстрационный материалы к уроку размещены на диске https://docs.google.com/presentation/d/1ldUrpegxnABu2nHs3stIeu2AJmQGDtiq/edit?usp=sharing&ouid=109145159231929996939&rtpof=true&sd=true

Ход проведения урока:

Действия учителя

Действия обучающихся

Накануне 2 группам (обучающимся очной формы и обучающимся с применением ДОТ был выдан материал для самостоятельного изучения: газетная статья экономиста Козырева И.А., виртуальный музей платформы-навигатора “Хранители Родины”,программа господдержки села.

  1. Орг.момент. Целеполагание. Приветственное слова учителей, демонстрация видеоролика. О какой проблеме идет речь в просмотренном ролике? Какие пути решения проблемы описаны в сюжете? Возможен ли перенос темы проекта “Возрождение русской деревни” на проектную деятельности обучающегося школы? Каких предметные области затрагивает проект.

  2. Актуализация знаний. Учитель предлагает вспомнить структуру проекта. Актуализирует знания обучающихся о тематике,проблематике проектной работы.

  3. Основной этап. Теоретическая часть. Учитель дает определения цели и задачи проекта, продукта проекта,гипотезы.

Физкультурная минутка. Угадай русскую народную песню и покажи элементы русско- народного танца. Попурри на тему русских народных песен. https://youtu.be/iwhH5PPcSa8.

Практическая часть.

Обучающиеся 4 групп ( 2 групп очной формы и 2 групп, находящихся в 2 комнатах сессии ВКС) получают задания основе ранее выданных для домашнего задания материалов. По окончании выполнения заданий 3 блоков обучающиеся называют тему исследования, цель и задачи исследования,продукт исследования,которое обучающиеся могут выполнить основываясь на первоначальный источник информации противоречивого характера. Работа каждой группы завершается публичным выступлением, дискуссией по алгоритму: тема-цель-задачи-гипотеза.

Возвращаясь к ключевой теме нашего занятия, предлагаем рассмотреть этот вопрос с нормативно-правовой точки зрения.

БЛОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Предлагает выполнить задания в соответствии с прочитанным текстом:

пути решения проблем, которые существуют у села в соответствии с теми мерами, которые предлагает и уже реализует государство;

предложить свои решения проблем;

высказать предположения чему могут способствовать меры, предложенные правительством и самими обучающимися

Рассмотрение нормативно-правовой базы требует большой концентрации внимания обучающихся,для снятия напряжения предлагается историческая в картинках.

БЛОК ИСТОРИЯ

Множество загадочных предметов крестьянского быта хранится сейчас в музеях русской культуры. Некоторые из тех предметов, которые можно было обнаружить в каждом срубе, сейчас вызывают недоумение и множество вопросов: "Зачем это в избе?", "Какую функцию это выполняло?" заглянем в этнографический музей. Предлагает выполнить задания этнографической викторины: угадать названия и предназначения представленных предметов обихода русской деревни (соотнесите название предмета с изображением и выскажите предположение, для чего предназначался этот предмет.


- Душа нашей малой родины обитает в местных музеях. Люди, которые в этих музеях работают — подлинные Хранители Родины. Благодаря им сохраняется живая история деревень, сел, городков - воспоминания и материалы об истории и культуре проживающих в этой местности народов, об архитекторах и градоначальниках, о защитниках Родины и героях мирного времени.

Из историй об этих людях, а через них – историй о музеях и экспонатах, достопримечательностях, культурных особенностях деревни - можно создать виртуальный музей достопримечательностей русской деревни на примере платформы-навигатора «Хранители Родины» Предлагает выбрать тематическое направление и подготовить макет экскурсии по экспозиции виртуального музея деревни, с возможностью в дальнейшем опубликовать её сценарий-описание на сайте хранителиродины.рф.(https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/) Каждая группа получает справочный материал с инструкцией (Общие и технические требования к сценарию-описанию), по своему направлению. Приносит на урок артефакты для экспозиции (предметы быта и др.) и справочные материалы для их представления.


БЛОК ФИЛОЛОГИЯ

Для популяризации русской культуры за рубежом английский язык,как язык международного общения, является оправданным средством. Но насколько оправдано употребление английских слов в русском языке. Учитель предлагает на основе статьи И. А. Козырева “Каждый житель деревни должен стать миллионером” выполнить задания: найти заимствованные слова из английского языка,дать толкование этого слова,заменить на слово синонимического ряда, не являющимся заимствованным из английского языка. Искажается ли при этом содержание текста?














  1. Рефлексия Вниммание! Срочные сельские новости из кибер деревни. Возможно ли появление таких деревень в будущем? В какой деревни хотел бы жить ты? Назови по одному эпитету не повторяясь с одноклассниками.



  1. Домашнее задание. Подготовить продукт исследования проектной работы,исследовательской деятельности “Деревня будущего”.

Обучающиеся изучают материал различных информационных источников.



1.Просмотр видеоролика-социальной рекламы о врзрождении русской деревни https://youtu.be/uYFXMvQKQuQ. Ответы ны вопросы о том,что ролик описывает проблемы современной деревни и пути возрождения русской деревни. Обучающиеся называют предметные области.


2. Обучающиеся выстраивают алгоритм написания проекта: выбор темы, цели и задач проекта,обоснование актуальности, формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)

3. Обучающиеся заполняют лист тетради с практическими заданиями-алгоритм проекта.


Обучающиеся демонстрируют элементы русско-народного танца, называют песни.

























Знакомятся с проектами гос.поддержки села,составляют интеллект- карту в микрогруппах, определяют проблему и называют тему проекта, предлагают решение проблем в соответствии программами государства





предлагают свои решения проблем нормативно-правового характера.





























-Соотносят название предмета с его изображением и высказывают предположение, для чего предназначался этот предмет. Оформляют ответы. (ПРИЛОЖЕНИЕ)


группы выбирают одно из тематических направлений. Знакомятся с инструкцией, сайтом https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/

Формулируют тему,

с помощью справочного материала создают макет экскурсии с кратким описанием, соблюдая технические требования https://drive.google.com/drive/folders/1Jv4-67KBggL-lvtIq6fLBlnYofT--rGf

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ссылка на материал “Тайны волченских узоров”: https://gorod48.ru/news/391848/ (Этнографический фестиваль в Липецкой области)

ссылка на презентацию “Виртуальная экскурсия по архитектурно-этнографическому музею Хохловка” (Пермский край) https://cloud.mail.ru/public/tThx/u95pbACVu

12 уникальных деревянных храмов Arzamas

Представляют свою работу

Обучающиеся выполняют задания (например хакатон-Хакатон (англ. hackathon от hacker «хакер» + marathon «марафон») — форум для разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему на время.)

Обучающиеся смотрят фрагмент видеролик

https://youtu.be/0afqmI18AKQ

Опровергают или доказывают гипотезу.

5. Составить виртуальный музей, который можно разместить на платформе с экспонатами карточками в том числе и на английском языке, с целью привлечения туристов и инвесторов в деревню.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВИКТОРИНА

Множество загадочных предметов крестьянского быта хранится сейчас в музеях русской культуры. Некоторые из тех предметов, которые можно было обнаружить в каждом срубе, сейчас вызывают недоумение и множество вопросов: "Зачем это в избе?", "Какую функцию это выполняло?" заглянем в этнографический музей. Проверьте себя, сможете ли вы угадать названия и предназначения представленных предметов обихода русской деревни (соотнесите название предмета с изображением и выскажите предположение, для чего предназначался этот предмет. Ответы оформите в таком виде:

Название с номером картинка с номером предназначение

  1. корыто

  2. валёк

  3. зыбка

  4. чесало

  5. мялка

  6. садник

  7. жернова

  8. дуга

  9. светец

  10. сечка

  11. ухват

  12. туесок

  13. трепало

  14. ступа с пестом

  15. решето

1 2 3

4 5 6

7 8 9

10 11 12

13 14 15



ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Перефразируя одноимённую советскую песню, Большая Родина начинается с окошек родного села, с первой учительницы, с первых друзей, живущих в соседнем дворе, то есть с малой родины.
Душа нашей малой родины обитает в местных музеях. Люди, которые в этих музеях работают — подлинные Хранители Родины. Благодаря им сохраняется живая история деревень, сел, городков - воспоминания и материалы об истории и культуре проживающих в этой местности народов, об архитекторах и градоначальниках, о защитниках Родины и героях мирного времени.
Из историй об этих людях, а через них – историй о музеях и экспонатах, достопримечательностях, культурных особенностях малых городов, можно создать виртуальный музей достопримечательностей русской деревни на  примере платформы-навигатора «Хранители Родины» https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/

Задание:

Выбрать тематическое направление и подготовить экскурсию по экспозиции виртуального музея, с возможностью в дальнейшем опубликовать её сценарий-описание? на сайте хранителиродины.рф.(https://xn--80aiclbbsnghpgw1b5g.xn--p1ai/)

Общие требования к сценарию-описанию:

1) Содержание экскурсии должно быть направлено на развитие интереса молодежи к истории, культуре и традициям своей малой Родины 

2) В ходе подготовки можно обращаться за информацией в архивы, музеи, библиотеки, любым носителям информации, важной для изучения по выбранной теме.

3) При этом содержимое описания экскурсии – должно сопровождаться текстом, фотографиями или изображениями.  Допускается использование архивных источников

4) Качество подачи материала: структурированность, уместность и применимость подзаголовков, привлекательность, художественное качество фотографий или изображений; литературная грамотность

5) Технические требования:

Объем текста не более …. знаков (включая пробелы и знаки препинания). Количество фотографий артефактов или изображений  для экспозиции - не менее 5 штук (учесть соответствие текста и фотографий или изображений выбранному тематическому направлению экскурсии)

Тематические направления.

- История моей земли

Изучить, переосмыслить и рассказать историю своего населенного пункта – когда и почему люди стали жить именно в этом месте; каковы были мотивы предков поселиться именно тут, и потом хранить и защищать свою землю; какие примечательные события истории затронули это поселение, и как это сказалось на жителях; как менялся населенный пункт с течением времени; кого из выдающихся личностей-земляков чтут до сих пор, и в чем состоит их вклад в историческое наследие этого места; чем может быть интересно посещение этого населенного пункта сверстникам из других мест?

- Культура, обычаи и традиции моей земли

Познакомиться, осмыслить и рассказать о культурных особенностях населенного пункта, о традициях и обычаях проживающего в нем народа либо о традициях и обычаях отдельных сообществ, имеющих отношение к населенному пункту (сообществ по любому признаку – от творческих и этнографических (народный хор, свадебный обряд и т.п.) до профессиональных (ткачи, пекари, мастера традиционных промыслов и т.п.) и семейно-родовых («в нашей семье/нашем роду традиция печь хлеб на квасцах идет от пра-пра-пра…»). Как формировались эти обычаи и традиции? Как они изменялись с течением времени? В чём их уникальность по сравнению с похожими обычаями и традициями сообществ из других мест? Как современники (в том числе сверстники автора) относятся культурному наследию своей земли? Есть ли возможность гостям местности познакомиться с культурой, обычаями и традициями этого места (проводятся ли фестивали, праздники или какие-то другие формы представления этих традиций общественности)

- Гордость моей земли

Выбрать личность, персону, связанную с тем местом, которое считаюте своей землей, - и рассказать историю этой личности глазами молодого современника. Это может быть как известная личность –основавшая поселение, герой войны или труда, литератор или художник, музыкант или ученый, – так и человек, который является героем для более узкого круга, но геройство его от этого не становится менее значимым, – например, многодетная мать, которая вырастила прекрасных детей, или Учитель с Большой буквы, который воспитал целые поколения хороших людей, или родная прабабушка автора – труженик тыла, которая в Великую Отечественную войну была подростком (как раз в возрасте участника Олимпиады) и все силы отдавала на то, чтобы наша страна победила фашизм. Как жил этот человек? Как именно он связан с этом местом? Почему он – гордость родной земли? Какие у него были мотивы для геройских поступков? Считал ли он сам эти поступки геройскими? Что думают современные молодые люди сейчас об этих людях и их поступках?

Справочный материал для направлений:

Культура, обычаи и традиции моей земли 

- ссылка на материал “Тайны волченских узоров”: https://gorod48.ru/news/391848/  (Этнографический фестиваль в Липецкой области); 

- ссылка на презентацию “Виртуальная экскурсия по архитектурно-этнографическому музею Хохловка” (Пермский край) https://cloud.mail.ru/public/tThx/u95pbACVu 

Хохловка – уникальное собрание старины. Деревня собрана по брёвнышку со всей Пермской губернии. Деревня-призрак, которая оживает только на Масленицу. Место силы уставших от городской суеты жителей мегаполисов. Портал в прошлое, в поиске своих корней, своей семейной истории. Ещё в 1966 году хлопотал о создании архитектурного музея под открытым небом пермский архитектор, преподаватель кафедры архитектуры строительного факультета Пермского политехнического института Александр Терехин. Идея ценителя деревянного зодчества нашла отклик у областного начальства. И в 1968 году главный архитектор Пермской области Николай Кукин рекомендовал для места дислокации будущего музея живописные места недалеко от села Хохловка.

Создатели составили список памятников деревянного зодчества на территории Прикамья, которые без ущерба для их состояния можно было перевезти и заново установить на полуострове, откуда открывался сказочный вид на Камские разливы. Официальные власти и депутаты облсовета также не стали препятствовать созданию нового музея на карте области. 

Эскизный проект музея разработали архитекторы Генрих Кацко, Гершен Канторович и Александр Терехин. А затем пермскими реставраторами бережно разобрали и перевезли на территорию музея сразу 12 памятников архитектуры. Для посетителей Хохловку впервые открыли в 1980-м году. Сегодня архитектурно-этнографический музей «Хохловка» объединил 21 памятник деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX веков, привезённых с разных уголков Прикамья. Музейная деревня продолжает расширяться за счёт спасённых реставраторами реликвий деревянного зодчества.

А первой в Хохловке появилась сторожевая башня. Её привезли из мест, которые известны своими самоварами – из Суксунского района Пермского края. Когда-то сторожевая башня охраняла покой жителей села Торговище. Башня – часть Торговищенского острога, который местные жители построили после крупного башкирского восстания. В начале 1660-х мятежники сожгли город Кунгур и почти все русские сёла и деревни вдоль реки Сылва. Так башкиры мстили царской власти за лишение их вотчины на землю.   

Бороться за свои права этот народ не перестал. И в 1708 году, во время одного из самых крупных башкирских восстаний Торговищенский острог выдержал многочисленные приступы бунтовщиков и серьёзную осаду. Выстоял острог и во время осады пугачёвцев. За что сторожевая башня получила в народе название Пугачёвской. Острог жители Торговища разобрали к концу девятнадцатого века. Говорят, за ненадобностью и ветхостью. А Пугачевскую башню оставили. То, что не сделали люди, довершил пожар 1899 года. В Хохловку Сторожевая башня вывезена уже восстановленной.

Ещё одна жемчужина, найденная в Суксунском районе, – деревянная Богородицкая церковь. Это самая старая постройка музея. Её срубили еще при царе Петре I, в 1694 году. На месте, куда по реке Сылва приплыла икона Богородицы. К высокому, стремящемуся к небу храму ведут крутые лестницы. Жителям много надо было рассказать Божьей матери о своих печалях и радостях. Поэтому храм получился высоким, с крутыми лестницей, на верхней площадке, с которой вид такой, что дух захватывает. Летом открывается изумительный вид на заливные луга и зеркальную гладь Камских заливов. Зимой полуостров утопает в белой снежной простыне, на которой беспокойно темнеет рисунок окрестных лесов.

Ещё одну церковь, Преображенскую, привезли в Хохловку с севера Пермского края, из села Янидор. Она построена чуть позже Богородицкой, в 1702 году по канонам древнерусской архитектуры. Молиться, да и просто постоять в деревянном храме – это особое удовольствие. Кажется. дерево вместе с тобой рассказывает с высшими силами. Здесь даже воздух пахнет облаками. Экскурсоводы обязательно покажут и единственную сохранившуюся в Пермском крае деревянную шатровую колокольню.

Соль в Прикамье добывали ещё в каменном веке. Достоверно известно как минимум об одном древнем месторождении, которое археологи обнаружили в Соликамском районе.  Солеварение как успешный бизнес в этих местах стало развиваться при купцах Строгановых.

Солеварня, представленная в Хохловке, принадлежит другому промышленнику, купцу первой гильдии Александру Рязанцеву.  Рассолоподъемная башня, соляной ларь, варница и соляной амбар Усть-Боровского солеваренного завода были построены в Соликамске полтора века назад.  Завод добывал соленый раствор и вырабатывал соль-пермянку до 1972 года.

После закрытия предприятия в Хохловку перевезли рассолоподъемную башню, соляной ларь, варницу и соляной амбар. Самой оплачиваемой в этом производстве была специальность трубных мастеров, по-современному бурильщиков и монтажников скважин. Их годовая зарплата, по данным Пермского государственного архива социально-политической истории, равнялась 25 рублям.

Кому доставались сущие гроши, так это мешкодёрам, которые держали мешки при засыпке в них соли. Им платили рубля по три в год. А вот грузчиков ещё и обзывали. Взвалив поклажу на закорки, они обсыпались с ног до голы солью, которая разъедала кожу, и удостаивались обидного прозвища «Пермяк, солёны уши». Вспомнить бы об этих бедолагах, когда рука в очередной раз потянется к солонке. Уши солить – невелика радость.

Стоит хоть раз побывать в Хохловке, и ты пропал. Прощай город, хочу жить в частном доме. Да непременно в деревянном. Чтобы и с мастерскими, где, как пермяк Баталов, красить односельчанам одежду в синильной мастерской, и чтобы без единого гвоздя собранный, как дом крестьянина Кудымова, который даже крышу без гвоздей сложил.

А после яркой свадебной росписи потолка в одной из усадеб Хохловки, так и хочется отодрать дома натяжные потолки и взять в руки кисточку и краски. А потом купить лачугу в заброшенной деревне, чтоб обязательно деревянную. И повесить на дом табличку: «малая Хохловка». С чего-то же надо начинать свою историю.

Купить билет до Перми. Сесть на рейсовый автобус №340, он отходит от автовокзала. Расстояние от Перми до Хохловки: 43 км. Время работы музея: с 10:00 до 18:00, без выходных. Последний понедельник месяца — санитарный день.

- История моей земли

материал можно подобрать здесь:

“12 уникальных деревянных храмов” (Александр Можаев рассказывает о деревянных храмах, которые еще можно застать в живых).

12 уникальных деревянных храмов • Arzamas




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!