Практическое занятие РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: поиски общественного идеала Задания к практической работе
Прочитайте ниже предложенный текст и выполните задания
Задание 1. Окончите фразу:
Русская идея - это
Задание 2. Перечислите отличительные особенности русской философии:
1)
2)
3)
4)
Задание 3. Назовите основные темы русской философии:
Задание 4. Заполнить таблицу «Характеристика этапов развития русской философии
№ п/п | Период | Характеристика этапа | Философы и их труды |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Задание 5. Составьте схему «Характерные черты русской философии».
Сделайте вывод:
Своеобразие русской философии заключается в
Текст для изучения
Общая характеристика русской философии
Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.
Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея – это вопрос о существовании России во всемирной истории.
Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т.д.). Вместе с тем русской философии присущ и ряд характерных особенностей, присущих только ей. Это религиозная философия, где в центре внимания стоят вопросы духовно-ценностной ориентации человека, проблемы философской и религиозной антропологии. К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, идею соборности и т.п. По мнению Н. О. Лосского, характерными чертами русской философии являются: космизм, софиология (учения о Софии), соборность, метафизичность, религиозность, интуитивизм, позитивизм, реалистичность (онтологизм).
Основной вопрос русской философии— это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины.
Формирование русской философской мысли было обусловлено двумя традициями: славянской философско-мифологической традицией и греко-византийской религиозно-философской традицией.
Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:
1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);
2)русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);
3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы и западники, народничество — начало и середина XIX в.);
4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию.
1. Особенности русской философии
С содержательной стороны русская философия также имеет свои особенности. Основной темой, определившей специфику русской философии, стала тема России, постижение смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой стала тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.
2. Этапы развития русской философии, её основные черты.
Русская философия прошла длительный путь формирования и развития. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. Этапы развития русской философии.
1) Философия средневековой Руси (Х – ХVII вв.). Философская мысль в России зарождается в XI в. под влиянием процесса христианизации. Первым философским произведением на Руси принято считать «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Иллариона (ХI в.). Центральная проблема «Слова» – определение места Руси во всемирной истории. Философские идеи в религиозной и литературно-художественной форме.
Дальнейшее развитие русской философии проходило в обосновании особого предназначения православной Руси для развития мировой цивилизации. Во времена правления Василия III появилось учение игумена Елизаровского монастыря Филофея о «Москве как третьем Риме».
2) Философия эпохи Просвещения (ХVIII в.). ХVIII век в России – это время преобразований в экономике и политике, стремительного развития науки и художественной культуры, формирования системы народного образования. Россия активно воспринимает западную культуру, в том числе и философскую. Большой вклад в развитие философии в этот период внес М.В. Ломоносов. Центральная тема его научных и художественных произведений – тема величия человеческого разума.. Ломоносов ввел в русский язык множество научных и философских терминов.
Русская философия на протяжении XVI-XIX вв. развивалась в противоборстве двух тенденций. Первая акцентировала на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция стремилась вписать Россию в процесс развития европейской культуры и предложить ей следовать тем же историческим путем.
Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую — западники. Идею западников поддерживали в XIX в. В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен. Работы «западников», в большей мере, воспроизводят идеи; Чернышевский — Фейербаха. Белинский — Гегеля, Герцен — французских материалистов и т.д.
Славянофилов представляли И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, братья Аксаковы— самобытные русские философы.
Проблемы русской философской мысли:
1. Проблемы свободы.
2. Религиозный космологизм.
3. Проблемы гуманизма.
4. Проблемы жизни и смерти (Иван Ильич у Толстого).
5. Проблемы творчества.
6. Проблемы добра и зла.
7. Проблемы власти и революции.
3) Классическая русская философия - вторая четверть XIX в. - начало XX в. - становление и развитие самобытной русской философии.
ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной из составных частей общего подъема русской культуры. В середине ХIХ века философия в России выделилась в самостоятельную область духовной жизни. Причинами этого стали:
- необходимость систематизации философских идей, накопленных в течение многих веков; - влияние философской культуры Запада;
- подъем русского национального самосознания, связанный с ключевыми событиями российской истории ХIХ века: победой над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, крестьянской реформой 1861 года.
Философия ХIХ в. представляет собой неоднородное явление
- религиозно-идеалистическое (Владимир Соловьев, Николай Федоров и др.);
- материалистическое (Н.Чернышевский и др.),
- литературно-художественную и естественнонаучную линии.
4) Русская философия ХХ века. Этот период можно подразделить на 3 этапа:
- философия «серебряного века» русской культуры. Это период расцвета религиозной философии, в центре внимания философов размышления о судьбе страны, вопросы о направленности общественного развития, обсуждалась возможность альтернативы социалистическим идеям (Н.Бердяев и др.);
- философия русского зарубежья (большинство религиозных мыслителей завершили свой творческий путь в эмиграции),
- философия советского периода. Советский период характеризуется развитием материалистической традиции в философии (Г.Плеханов, В.Ленин и др).
Характерные черты русской философии.
Особенности формирования и развития русской философии в контексте своеобразия исторического пути России обусловили ряд ее характерных черт.
1) антропоцентризм. Тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой в русской философии.
2) Нравственный аспект. Проблемы нравственности всегда составляли главное содержание русского философского мышления.
3) Глубокий интерес к социальной проблематике. Философские концепции русских религиозных мыслителей всегда были связаны с конкретной социально-политической ситуацией в стране.
4) Идея патриотизма. Тема Родины, судьбы России, ее места и предназначения в мировом сообществе является одной из центральных для русской философской мысли. 5) Религиозный характер. Религиозное направление в русской философии на протяжении всей истории ее развития было самым богатым и значительным в идейном отношении.
6) Синтез философского и литературно-художественного творчества. Художественная литература играла огромную роль в выражении философских идей в России, была сферой философских размышлений и закрепления философских традиций. Творчество А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др. богато философскими идеями.
7) Стремление к целостности, всеобщности. Русские мыслители рассматривают судьбу человека в ее неразрывной связи с обществом, а человечество – как составляющую мирового целого, Вселенной. 8) «русский космизм». Задачей космологии является изучение мира как целого, поиск ответа на вопрос о месте человечества в мире.
Своеобразие русской философии.
Русская философия значительно отличается от западной. Общие черты, характерные именно для русской философии.
В первую очередь, это - публицистичность, острая полемичность сочинений русских мыслителей, их нелюбовь к чистой теории и отвлеченным (оторванным от жизни) проблемам. Как известно, “поэт в России – больше, чем поэт” (Е.Евтушенко). И в XIX веке философские идеи зачастую высказывались не профессорами в привычной форме трактатов и лекций, но писателями и поэтами в форме романов, поэм и стихотворений.
Вторая особенность – ее повышенное внимание к моральным, историческим, социальным вопросам, связанным с живым и конкретным человеком и смыслом его жизни в мироздании и обществе. от философии ждали непосредственного руководства практической жизнью.
Можно сказать, что русская философия не была философией в классическом, западноевропейском смысле этого слова. Русская философия не была отдельным, специфическим видом духовной деятельности, но, будучи тесно связанной с другими ее видами – искусством, религией, наукой, была как бы в них растворена.
Принцип аскетизма лежит в основе подвигов святости и юродства древней Руси. Древнерусский тип святости, образ святого, «божьего» человека не имеет аналогов ни в западном христианстве, ни в византийской духовной традиции.
Своеобразие русского типа - в углублении нравственного начала, в раскрытии нравственного смысла христианства, в полном, непосредственном осуществлении нравственных заповедей Христа, наконец, в органическом единстве духовного созерцания и служения миру, людям. Это служение осуществляется через самоотвержение любви, высшим выражением которого является подвиг самопожертвования.
Русский святой выражает себя преимущественно через действенную любовь к миру, через кроткое смирение и сострадание. «В этом уничижении и кротости для него раскрывается, — и здесь самая глубокая печать русской святости, — образ уничиженного Христа».
Юродство - один из подвигов христианского благочестия, особый, парадоксальный вид духовного подвижничества, заключающийся в отречении от ума и добродетели (при полном внутреннем самосознании и душевной нравственной чистоте и целомудрии) и в добровольном принятии на себя образа безумного и нравственно падшего (безнравственного) человека.
Нравственный смысл юродства определяется тремя характерными чертами, присущими данному подвигу: 1) аскетическим попранием тщеславия, принимающим форму притворного безумия или безнравственности с целью поношения от людей; 2) выявлением противоречия между Христовой правдой и моральным законом с целью «посмеяния миру»; 3) служением миру своеобразной проповедью, coвешаемой не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности юродивого, наделенного даром пророчества.
Таким образом, нравственная реальность средневековой Руси включала в себя несколько уровней этического: 1) монастырский христианский идеал, получающий свое выражение в «этосе» религиозного подвижничества: 2) христианский идеал «народной этики» или мирского благочестия, запечатленный в духовных стихах; и
3) мирскую нравственность, явно отклоняющуюся от христианских заповедей. Однако, несмотря на эти явные отклонения, мирская жизнь находилась здесь под таким сильным влиянием христианского нравственного идеала, которого она уже не сможет иметь в будущем. Идеальные образцы монастырских добродетелей пользовались в русском народе исключительным почитанием и служили конкретными нравственно-воспитательными примерами. В дальнейшем, в ходе секуляризации связь между идеалом и жизнью ослабевает, и этическая мысль имеет все меньше возможностей непосредственно влиять на нравственное состояние общества.
5