Актуализация знаний | Учитель: Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. На основе прочитанного вам необходимо сделать вывод о каком веществе говорится в тексте. В 1669 гамбургский купец и по совместительству алхимик Хенниг Брандт в очередной раз пытался осуществить мечту всех средневековых алхимиков – найти легендарный философский камень, якобы превращающий все металлы в золото и дарующий бессмертие. Увы, философский камень и в этот раз найти не удалось, но, тем не менее, Хеннигу посчастливилось сделать другое не менее важное открытие в химии. Он получил вещество, которое обладало способностью светиться в темноте. Хенниг Брандт быстро понял свою выгоду от этого открытия и за большие деньги показывал разным знатным и богатым господам, нажив при этом большое состояние. Учитель: Значит, мы сегодня на уроке должны изучить вещество – фосфор. Записываем тему урока «Фосфор» | Ученики внимательно слушают текст. Высказываю свои варианты ответа о каком веществе говорится в тексте. Ответ – Фосфор Ученики записывают в тетради тему урока |
Изучение нового материала | Учитель: Ребята, откройте учебник, параграф 32 и запишите в своих тетрадях происхождение названия химического элемента – фосфора. Учитель: Предлагаю выполнить упражнение 7 параграфа 32. Ответ на вопрос вы сможете найти в тексте параграфа Прочитайте текст «...Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Задание: В этом отрывке из повести «Собака Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите её. Учитель: Вы правы, в темноте светится белый фосфор, который очень ядовитый и на воздухе самовоспламеняется. Учитель: Составьте в тетради схему аллотропных модификаций фосфора и укажите их физические свойства. Р Белый фосфор (Р4) Красный фосфор (Р) Молекулярная кристаллическая Темно-малиновый порошок, решетка, нерастворим в воде, не растворяется ни в воде, ни ядовитый, легко окисляется ни в сероуглероде, неядовитый, на воздухе, самовоспламеняется, не светится, на воздухе окисляется светится в темноте, хранят под водой. медленно, не самовоспламеняется. Учитель: Знаменитый минералог, один из основоположников науки геохимии, академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Почему? Ответ запишите в виде кластера. Учитель: Ребята, сейчас мы с вами немного разомнемся Быстро встали, улыбнулись. Выше-выше потянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели, встали; сели, встали И на месте побежали. Тихо сели, вновь за дело! Учитель: Ребята, рассмотрите рисунок 141, на котором представлены области применения фосфора и его соединений: для производства спичек, фосфорной кислоты, кормовых добавок для животноводства, для получения ядохимикатов, а также для производства фосфорных удобрений. Учитель: Как вы думаете, какое значение на развитие растений оказывают фосфорные удобрения? Учитель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я вам предлагаю выполнить задание (учитель раздает ученикам задание и дополнительный материал о фосфоре, распечатанные на отдельных листах). Прочитайте текст, изучив дополнительные материалы, запишите ответы в тетради. Прочитайте текст Во время летнего периода на даче садовод обнаружил, что побеги томатов стали короткими и тонкими, листья мелкими, тусклыми и начали приобретать фиолетовый оттенок, уменьшилось количество завязей. За помощью садовод обратился к справочнику и определил причину, которая заключалась в нехватке фосфора. Задание: Выясните, какое влияние оказывает фосфор на рост и развитие растений. Какие меры необходимо предпринять для устранения проблемы? Рассмотрите виды удобрений, содержащие фосфор. | Ученики работают с текстом параграфа 32, выписывают происхождение названия химического элемента – фосфора. Ученики знакомятся с заданием и находят ответ на вопрос в параграфе. Дают правильный ответ на вопрос. Ответ: В темноте светится белый фосфор, который очень ядовитый и на воздухе легко окисляется. Ученики работают с текстом параграфа, составляют схему аллотропных модификаций фосфора и записывают их физические свойства. Ученики находят ответ на вопрос в параграфе, составляют кластер. Ученики выполняют разминку Ученики предлагают свои варианты ответа. Ученики знакомятся с текстом, находят ответы из дополнительных материалов и записывают ответы в тетради. |