СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие_урок

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся знакомятся с историей получения фосфора, происхождением его названия. Повторяют понятий аппарат при рассмотрении аллотропных модификаций фосфора. Вырабатывают навыки работы с текстом, составлением схем, кластеров. Изучают свойства фосфора, его применение и влияние на рост и развитие живых организмов. Развивают коммуникативные навыки через публичное выступление.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие_урок»

Тема урока: «Фосфор»

Автор работы: Абашеева Татьяна Васильевна, учитель химии

Класс: 9

Цель урока: Создание условий для развития у обучающихся навыков при работе с компетентностно-ориентированными заданиями

Задачи урока:

  1. Сформировать навыки работы с текстом, умение выявлять главное.

  2. Развивать логическое мышление

  3. Практиковать публичное выступление

УМК: О.В. Габриелян, 9 класс

Технические условия: компьютер, мультимедиа.



Аннотация урока:

На уроке обучающиеся знакомятся с историей получения фосфора, происхождением его названия. Повторяют понятий аппарат при рассмотрении аллотропных модификаций фосфора. Вырабатывают навыки работы с текстом, составлением схем, кластеров. Изучают свойства фосфора, его применение и влияние на рост и развитие живых организмов. Развивают коммуникативные навыки через публичное выступление.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, я вам сейчас прочитаю текст. На основе прочитанного вам необходимо сделать вывод о каком веществе говорится в тексте.

В 1669 гамбургский купец и по совместительству алхимик Хенниг Брандт в очередной раз пытался осуществить мечту всех средневековых алхимиков – найти легендарный философский камень, якобы превращающий все металлы в золото и дарующий бессмертие. Увы, философский камень и в этот раз найти не удалось, но, тем не менее, Хеннигу посчастливилось сделать другое не менее важное открытие в химии. Он получил вещество, которое обладало способностью светиться в темноте.

Хенниг Брандт быстро понял свою выгоду от этого открытия и за большие деньги показывал разным знатным и богатым господам, нажив при этом большое состояние.

Учитель: Значит, мы сегодня на уроке должны изучить вещество – фосфор. Записываем тему урока «Фосфор»



Ученики внимательно слушают текст.

Высказываю свои варианты ответа о каком веществе говорится в тексте.

Ответ – Фосфор

Ученики записывают в тетради тему урока


  1. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, откройте учебник, параграф 32 и запишите в своих тетрадях происхождение названия химического элемента – фосфора.




Учитель: Предлагаю выполнить упражнение 7 параграфа 32. Ответ на вопрос вы сможете найти в тексте параграфа

Прочитайте текст

«...Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

— Фосфор, — сказал я».

Задание:

В этом отрывке из повести «Собака Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите её.


Учитель: Вы правы, в темноте светится белый фосфор, который очень ядовитый и на воздухе самовоспламеняется.

Учитель: Составьте в тетради схему аллотропных модификаций фосфора и укажите их физические свойства.

Р


Белый фосфор (Р4) Красный фосфор (Р)

Молекулярная кристаллическая Темно-малиновый порошок,

решетка, нерастворим в воде, не растворяется ни в воде, ни

ядовитый, легко окисляется ни в сероуглероде, неядовитый,

на воздухе, самовоспламеняется, не светится, на воздухе окисляется

светится в темноте, хранят под водой. медленно, не самовоспламеняется.


Учитель: Знаменитый минералог, один из основоположников науки

геохимии, академик А. Е. Ферсман назвал фосфор «элементом жизни и мысли». Почему? Ответ запишите в виде кластера.


Учитель: Ребята, сейчас мы с вами немного разомнемся

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали; сели, встали

И на месте побежали.

Тихо сели, вновь за дело!


Учитель: Ребята, рассмотрите рисунок 141, на котором представлены области применения фосфора и его соединений: для производства спичек, фосфорной кислоты, кормовых добавок для животноводства, для получения ядохимикатов, а также для производства фосфорных удобрений.

Учитель: Как вы думаете, какое значение на развитие растений оказывают фосфорные удобрения?

Учитель: Чтобы правильно ответить на этот вопрос, я вам предлагаю выполнить задание (учитель раздает ученикам задание и дополнительный материал о фосфоре, распечатанные на отдельных листах). Прочитайте текст, изучив дополнительные материалы, запишите ответы в тетради.


Прочитайте текст

Во время летнего периода на даче садовод обнаружил, что побеги томатов стали короткими и тонкими, листья мелкими, тусклыми и начали приобретать фиолетовый оттенок, уменьшилось количество завязей. За помощью садовод обратился к справочнику и определил причину, которая заключалась в нехватке фосфора.

Задание:

  1. Выясните, какое влияние оказывает фосфор на рост и развитие растений.

  2. Какие меры необходимо предпринять для устранения проблемы?

  3. Рассмотрите виды удобрений, содержащие фосфор.


Ученики работают с текстом параграфа 32, выписывают происхождение названия химического элемента – фосфора.













Ученики знакомятся с заданием и находят ответ на вопрос в параграфе. Дают правильный ответ на вопрос.

Ответ: В темноте светится белый фосфор, который очень ядовитый и на воздухе легко окисляется.


Ученики работают с текстом параграфа, составляют схему аллотропных модификаций фосфора и записывают их физические свойства.






Ученики находят ответ на вопрос в параграфе, составляют кластер.


Ученики выполняют разминку










Ученики предлагают свои варианты ответа.











Ученики знакомятся с текстом, находят ответы из дополнительных материалов и записывают ответы в тетради.


  1. Рефлексия

Учитель: Мы сегодня с вами познакомились с фосфором, его свойствами, применением и влиянием на рост и развитие живых организмов.

Учитель: Предлагаю выполнить еще одно задание – составьте логический рассказ о фосфоре, используя картинки, изображенные на слайде.


К доске выходят ученики (1-2), составляют рассказ.

  1. Домашнее задание

Учитель: параграф 32, в тетради составить кластер «Природные соединения фосфора»

Ученики записывают домашнее задание.



Приложение

Фосфор — это один из важнейших элементов в питании любого растения.

За что же отвечает фосфор?

  • За активное формирование корневой системы.

  • Улучшает цветение, оказывает положительное влияние на образование плодов — их количество и качество (на их крупноплодность, накопление сахара, более яркую окраску), а также ускоряет созревание. Соответственно, основное количество фосфора потребляется именно в первые фазы развития и роста, а также цветения и образования плодов (т.е. весной-в первой половине лета).

  • Повышает зимостойкость (морозоустойчивость) многолетников, так же растения лучше переносят засуху.

Кстати! Наличие фосфора также имеет прямое и положительное влияние на доступность азота!

Почему происходит фосфорное голодание?

  • Вы забыли внести фосфор в почву.

  • Внесли, но в недоступной для растений форме (например, весной в сухом виде).

  • Слишком низкая температура (ниже +5..+14), из-за чего растения в принципе не могут потреблять фосфор.

Что делать?

  • При первых же симптомах нужно срочно внести в почву быстрорастворимые и легкоусвояемое фосфорное удобрение (выполнить жидкую подкормку).

  • А еще лучше делать это регулярно — 1 раз в год вносить осенью в сухом виде под перекопку (вспашку или рыхление).

Интересно! Справедливо считается, что растение нельзя перекормить фосфором, т.е. оно берет из почвы только такое количество фосфора, которое ему требуется.

Однако, стоит учитывать, что повышенное количество фосфора в почве оказывается негативное воздействие на доступность других важных макро- и микроэлементов питания (калия, цинка, бора, железа, меди).

Все фосфорные удобрения, как правило, вносят осенью (например, под перекопку, вспашку или рыхление), т.к. они очень тяжело и долго усваиваются — требуют длительного времени для растворения и перевода в доступную для растений форму.

Однако, если это не было сделано осенью, то весной нужно приготовить легко- и быстроусвояемую фосфорную подкормку. Монофосфат калия — это самое концентрированное, быстродействующее и легкоусвояемое фосфорно-калийное удобрение.

В зависимости от растворимости фосфорные удобрения подразделяются на 2 вида: растворимые в воде и почти нерастворимые:

Суперфосфат: простой (до 26-29% фосфора и 6-9% азота); двойной (до 41-49% фосфора и 6-12% азота);

Запомните! Суперфосфат — производится из природных минералов (апатитов), которые являются естественным продуктом геологических процессов.

Другие фосфорные удобрения

  • Аммофос (фосфора 52%, азота — 12%);

  • Костная мука (до 29-34% фосфора, 45% кальция);

  • Фосфоритная мука (не менее 22% фосфора, 30% кальция).

Комплексные удобрения, содержащие фосфор

  • Нитроаммофоска (всех элементов по 16%);

  • Диаммофоска (10% азота, по 26% фосфора и калия);

  • Борофоска (10% фосфора, 0,5% бора, 20% кальция, 15% калия, 2% магния).

  • Монофосфат калия (50% фосфора и 33% калия).

Органические удобрения

Фосфор содержится в небольшом количестве (3-6%) почти во всех органических удобрениях: древесной золе (до 6% в березовой и сосновой золе), компосте (до 2%), перегное и даже сухом гранулированном курином помете (до 3%).

Фосфорные удобрения вносят под корень (в приствольный круг растения), т.е. делают корневую подкормку в сухом или жидком виде.

Фосфаты через лист почти не усваиваются, поэтому внекорневая подкормка по листьям (опрыскивание) особого смысла не имеет. За исключением монофосфата калия, но опрыскивание его раствором, как правило, проводят для насыщения растения в больше степени калием, чем фосфором.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!