СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая часть. Мастер-класс Интеграция уроков русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Практическая часть. Мастер-класс Интеграция уроков русского языка и литературы»

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников и учителей, занимающихся внеклассной работой. На занятии демонстрируется, как при помощи простых упражнений и заданий развивать творческие способности учащихся.

Уважаемые коллеги! Мы с вами хотим, чтобы наши ученики выросли полноценными развитыми членами нашего общества. Как я уже говорила, интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Я хочу продемонстрировать вам некоторые развивающие, ассоциативные игры, творческие задания, которые развивают творческие способности учащихся.

До начала нашего занятия проведём небольшую интеллектуальную разминку. Воспользовавшись наименьшим числом моих подсказок «вычислите», загаданный предмет или явление.

  1. ЭТО – древнейший прибор.

  2. ЭТО достоинство карты.

  3. ЭТО – заменители балла.

  4. С ЭТИМ не справилась мартышка.

  5. Это нарисовано на капюшоне королевской кобры.

(Очки)

  1. ТАК называют самую лёгкую байдарку.

  2. ЭТО листы огородного растения.

  3. ЭТО основной инструмент учёного любой специальности.

  4. Раньше без НЕГО не писали ручки.

  5. У птиц ОНИ заменяют шерсть.

(Перо)

В Зазеркалье все слова во фразах - перевертыши: каждое слово в давно знакомых вам выражениях заменено на антоним или просто другое слово. Попробуйте опознать известные вам фразы.

1. Непунктуальность - хамство холопов. (Точность - вежливость королей.)

2. Штиль из миски молока. (Буря в стакане воды.)

3. Болтовня - символ отказа. ( Молчание знак согласия.)

4. Невежество - слабость. (Знание - сила.)

5. Теряйте мужчину! (Ищите женщину!)

6. Остановился читать уезд. (Пошла писать губерния)

7. Ненавистное село должно бодрствовать тревожно. (Любимый город может спать спокойно.)

8. Их роты поредело. (В нашем полку прибыло.)

Угадайте слово по шутливой характеристике.

1) Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают очень любопытные и доверчивые. Это … (Уши).

2) Ее толкут, носят решетом. В нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).

3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают деньги и слова. Это …( Ветер ).

4) Его вешают. Приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки. Что это? (Нос).

5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это? (Язык).

6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово).

По пяти подсказкам вспомните название басни И.А.Крылова.



1



  1. Усилия героев этой басни приложены к неодушевлённому предмету.

  2. Этот предмет находился рядом с рекой.

  3. Герои принадлежали к совершенно разным классам.

  4. По правилу параллелограмма усилия их равнялись нулю.

  5. Один из них рвался, другой тянул, а третий пятился.

«Лебедь, Рак и щука»



2



  1. Сюжет басни подтверждает переместительный закон сложения.

  2. В названии басни используется итальянское числительное.

  3. Герои басни хотели приобщиться к одному из видов искусства.

  4. А вот о том, что на инструментах нужно учиться играть, никто не подумал.

  5. И пытались добиться хорошего звучания, меняя взаимное расположение.

«Квартет»

Когда мы слышим про загадки с числительными, нам сразу представляются сложные математические головоломки, для решения которых необходимо иметь представления об основных законах алгебры или геометрии. Безусловно, можно найти и такие трудные задачки, которые подойдут для школьников старшей школы в качестве дополнительного материала для домашнего обучения. Но, если задуматься, то многие четверостишья-загадки, в которых упоминается какое-либо число, известны нам с самого детства.

Если вспомнить загадки с числительными с ответами, то в первую очередь в голову приходит самые простые загадки о ножницах: два конца, два кольца, а посередине – гвоздик. Это, наверно, одна из первых загадок, которые мама загадывает своему малышу-дошкольнику, стараясь развивать его логические и умственные способности, или просто рассказывая о технике безопасности при работе с ножницами, когда малыш садиться за столик, чтобы сделать свою первую аппликацию самостоятельно.

Большинство из таких загадок в себе содержит небольшой подвох, стараясь увести слушателя по неправильной дороге размышлений. Например, если у семерых братьев есть по одной сестре, то сколько же всего сестер? Сначала можно подумать, что и сестер тоже семеро, но ведь, если подумать, то оказывается, что все семеро юношей – братья между собой, и у них лишь одна сестра.

Или есть еще такие загадки с именами числительными, в которых необходимо понять, о чем идет речь: выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. А говориться в загадке про год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней.

Загадки-головоломки о числительных популярны среди всех возрастов, есть и такие для решения которых есть необходимость не только как следует напрячь извилины, но и провести письменные вычисления. Например, задачка про автобус. В двигающемся по маршруту автобусе изначально было 7 пассажиров. На остановке вышли трое, зашли двое, а на следующей – вышло 5, зашло 13, а на следующей – 15 зашло пассажиров, но никто не вышел, и на следующей зашло 35 человек. Автобус сколько сделал остановок?

Ну, и, конечно, ребусы:

100г; 7я; 100л; 5 'ница; 100лб; 3 о; 2 'ор; 5 'но; 6'; 10 '''на; 3тон; по2л; 40а; 7’ена; гар’1а.

Куда уходит детство?

Цель: вернуть человека через ощущения в разные состояния детства, хорошие и плохие; вспомнить радости и обиды (трагедии) детства и выплеснуть в творческих работах; «повернуть» взгляд взрослого на своего ребёнка, ученика.



  1. Запишите тему «Куда уходит детство». Мастер записывает на доске, остальные – на листочках.

  2. Нарисуйте дом своего детства. Попробуйте разделить его на две половинки. В одной половинке напишите тёплые слова о вашем доме детства, в другой – холодные, горькие.

  3. Прочитаем слова о вашем доме. Называем тёплые слова. Дописываем, если забыли что-то написать. Эти слова согревали нас, от них веяло теплом и добром. Вспомните свой детский альбом с фотографиями. Перелистайте его мысленно. Найдите свою любимую фотографию. Где она снята? Кто стоит или сидит рядом? Какими мы были в детстве? Запишите.

  4. Самая горькая обида детства. Вглядитесь в маленькую детскую ручку (каждому выдаётся шаблон детской ладошки). Вспомните самую горькую обиду детства, запишите на этой ладошке. Что связано у вас с этой обидой? Положите свою ладонь на детскую, обведите её и вспомните, не обижала ли когда-нибудь ваша большая рука маленького ребёнка?

5. Звучит музыка. Мастер читает стихи. «Картины и образы детства». Запишите те образы детства, которые особенно близки.

Колокольчик детства

Колокольчик детства моего

Я опять услышала его.

Он забытым голосом

Мне опять напомнил всё,

Колокольчик детства моего.

Там остался мой далёкий дом,

Нежный дым сирени за окном.

Где с утра до вечера

Пели птицы певчие,

Там остался мой далёкий дом.

Жаль,

Уносятся вдаль

От взрослой поры

Детства милые дворы.

Жаль,

Но эта печаль

Нежна и легка,

Словно детская рука.

Колокольчик, тайну знаешь ты,

Знаешь, где сбываются мечты.

Где прощают шалости,

Колокольчик, тайну знаешь ты.

Л. Рубальская

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе!

9. Рефлексия. Подводя итог нашему занятию, прошу вас ответить на вопросы:

– Как я чувствовал себя на разных этапах работы?

- Моё настроение до начала занятия и сейчас.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!