СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая деятельность учителей начальных классов МБОУСОШ №70 г Липецка по экологическому воспитанию.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье предоставлен материал по работе школы по экологическому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Практическая деятельность учителей начальных классов МБОУСОШ №70 г Липецка по экологическому воспитанию.»

Плотникова Марина Серафимовна

МБОУСОШ №70, учитель начальных классов

Практическая деятельность учителей начальных классов МБОУСОШ №70 города Липецка по социализации детей через реализацию программ внеурочной деятельности эколого – краеведческого направления.

Значение экологического воспитания

Природа щедро наградила нас своим богатством, солнцем и теплом. Человек берёт у природы всё, что ему нужно для жизни, принимает её услуги как нечто само разумеющееся. Но брать у природы, не давая ничего взамен бесконечно, нельзя. В настоящее время человечество стоит на грани экологического кризиса, то есть резкого ухудшения среды обитания. Экологическая проблема – глобальная проблема современности

В этих условиях первостепенное значение приобретает непрерывное экологическое образование, просвещение и воспитание дошкольников и школьников, так как именно им принадлежит будущее. Особое значение экологическому образованию отводится на­чальной школе, как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. От степени образованности и воспитанности детей, зависит дальнейшая судьба нашей планеты. Проблемы экологии выдвигаются на первый план, необходимо углублять знания детей в этой области.

Практическая деятельность по реализации авторских программ «Экознайка», «Мой родной край».

В начальной школе во внеурочной деятельности реализуются две авторские программы экологической направленности. «Экознайка», «Мой родной край»

Цель программы «Экознайка» - приобщение учащихся начальных классов к экологической культуре, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить её любить и охранять, формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, обеспечивает соответствие деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Реализуется педагогическая идея формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Планированием программы предусмотрено чередование теоретического и практического материала, пропаганда полученных знаний.


Учащиеся учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь по данной программе, год от года они обогащают свой запас знаний новыми знаниями о живой и неживой природе, природных явлениях, развивается любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных программой, у учащихся развивается мышление образное и конкретное, зрительная и слуховая память, речь, внимание, восприятие.

Программа «Мой родной край» расширяет и углубляет краеведческие знания детей. Она является продолжением программы «Экознайка», рассчитана на учеников 4 класса и направлена на формирование личности ребенка через использование краеведческого материала. При подборе материала так же учитывались возрастные особенности учащихся. Программа включает 3 направления: экологическое, литературное и историческое. Предлагаемый материал, о природе, животном мире, экологических проблемах, о культурном и историческом наследии родного края данной программы отличается доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. Программа обучения рассчитана на школьников 4 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края. Академик Д.С. Лихачев писал: «Воспитание любви к родному краю,  к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Предлагаемый материал актуален ввиду своей направленности на Федеральный образовательный стандарт для начальной школы. Изучение данной программы может быть продолжено в среднем и старшем школьном звене.

Программа закладывает основу для более глубокого изучения родного края в старших классах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!