СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа №3 Тема урока: Решение экспериментальных задач по разделу «Металлы».

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химия 9 класс 49/17.  Раздел. 3                                                                                                                                                                                  ___.___.201___г     

Практическая работа №3

Тема урока: Решение экспериментальных задач по разделу «Металлы».

 

Цель: Закрепить теоретических знания о свойствах и взаимопревращениях соединений металлов главных и побочных  подгрупп периодической таблицы Д.И.Менделеева на практике.

Задачи:

Обучения: выработка умения правильно обращаться с приборами и реактивами при проведении практической работы, соблюдать правила техники безопасности.

Развития: отработать и закрепить умения составлять уравнения реакций.

Воспитания: воспитывать аккуратность, сосредоточенность, сознательное отношение к процессу обучения.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Методы: практический.

Оборудование: Штатив с пробирками, реактивы в соответствии с содержанием задач каждого варианта.

 

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Вводная беседа о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работе в химическом кабинете, обсуждение хода работы.
  • Какие правила нужно соблюдать при работе с химическими веществами и спиртовкой?
  • Почему нельзя неиспользованные вещества высыпать или выливать обратно в склянку?
  • Почему необходимо пользоваться только чистой посудой?

 

  1. Выполнение практической работы.

По ходу практической работы выполняются опыты, делаются выводы.

Результаты оформляются в виде таблицы:

  •  

Ход работы

Наблюдения

Уравнения реакций

Выводы

  1.  

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания учащиеся должны знать перед выполнением предстоящей работы.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предмету «химия».

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5) правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

3) допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3) допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не владеет умением проводить наблюдение.

 

Вариант – I.

1. Определите, в какой пробирке находится раствор каждой из солей: хлорид железа(III),  хлорид алюминия, хлорид кальция.

2. Определите, в какой из пробирок находится раствор каждой соли: сульфата железа(II), сульфата натрия, сульфата алюминия.

3. Из оксида кальция получите хлорид кальция с помощью процессов, которые можно осуществить опытным путем:

CaO  →  Ca(OH)→  CaCl2

Вариант – II.

1. С помощью одного реактива распознайте растворы хлорида железа(II), хлорида калия, хлорида алюминия.

2. Распознайте, в какой пробирке находятся растворы: хлорида железа(III), сульфата натрия, сульфата алюминия.

3. Проведите реакции, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:

Ca(OH)2  →  CaCO3  →  Ca(HCO3)→  CaCO3

Дополнительные задания.

1. Получите тремя способами:

а) Хлорид железа(III)

б) Хлорид меди(II)

в) Нитрат алюминия.

2. Укажите, с какими веществами реагирует разбавленная серная кислота (напишите уравнения возможных реакций):

Cu, Al, NaCl, Cu(OH)2, ZnO, NaOH, Na2CO3.

Проделайте практически осуществимые реакции.

3. С какими веществами будет взаимодействовать раствор гидроксида натрия:

Al, MgSO4, Cu(OH)2, CO2, Ca(OH)2, CaCO3, H3PO4?

Проделайте практически осуществимые реакции.

4.В лаборатории имеются реактивы:

а) раствор гидроксида калия.

б) твердый карбонат натрия.

в) раствор азотной кислоты.

г) концентрированная серная кислота.

д) раствор хлорида меди(II).

е) медь.

Сколько новых веществ можно получить, используя только эти реактивы?

Запишите уравнения возможных реакций.

 

  1. Оформление отчетов по практической работе.
  2. Домашнее задание: _____________________________________________

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!