СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа. Мировой Экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка: Ускорение темпов развития современного общества, информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к самостоятельной жизни в обществе в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Главная задача учителя в обучении не только дать учащимся необходимую  сумму знаний, но и развить у них интерес к учению – это и есть главное. Ведь интерес - это инструмент, который заставляет учащихся  к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей, гибкости мышления. Интерес к изучаемому  предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний – это заставляет ученика занять активную жизненную позицию. В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся. Возможность расширить базу знаний в области истории, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытной деятельности может быть реализована  в процессе деловой игры, решения развивающих заданий на уроках в школе.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа МЭК»

Муниципальная бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Сеяхинская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Открытый урок по истории на конкурс

Тема: Практическая работа. Мировой Экономический кризис 1929-1933 гг. Пути выхода.

Цели:

Листы Excel отсутствуют (авторское право)

Учебная: Показать как развивалась ситуация в мировой экономике, объяснить что было причиной экономического кризиса и показать возможные пути выхода из него.

Развивающая: Научить моделировать учебные ситуации, прогнозировать их развитие. Развивать у учащихся умения соотносить полученные теоретические знания с социальной практикой, развивать навыки исследовательской работы и прогнозирования.

Воспитательная: Формировать у учащихся рациональное поведение в системе экономических отношений.

Задачи: Внимательно следить за действиями друг друга в заданных ролях, принимать соответствующие ситуации решения.

Пояснительная записка: Ускорение темпов развития современного общества, информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к самостоятельной жизни в обществе в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Главная задача учителя в обучении не только дать учащимся необходимую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению – это и есть главное. Ведь интерес - это инструмент, который заставляет учащихся к более глубокому познанию предмета, развитию их мыслительных способностей, гибкости мышления. Интерес к изучаемому предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний – это заставляет ученика занять активную жизненную позицию. В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся. Возможность расширить базу знаний в области истории, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытной деятельности может быть реализована в процессе деловой игры, решения развивающих заданий на уроках в школе.

Рефлексия:

Ретроспективнаявыявление имеющихся экономических знаний учащихся и их социального опыта в сфере экономических отношений

Проспективнаяна основе анализа современной экономической ситуации определение рационального поведения участника экономических отношений

Интроспективнаямобилизация ряда мыслительных операций с целью создания экономического прогноза

Оборудование: муляжи долларов, акции отраслевых компаний, светящийся мячик.

ТСО: биржевой график, таблица EXCEL с выводом данных на график, телевизор, экран, компьютер, проектор.

План урока:

I. Организационный момент. Сообщение цели и задач урока.

II. Введение в тему.

III. Постановка учебных задач, формулирование проблемы.

IV. Подведение итогов теоретической части урока. Переход к свободному обсуждению и игре.

V. Игра

VI. Подведение итогов игры. Оценивание выступлений учащихся.

Класс делится на 3 группы.

1 группа: Виталина и ее помощник (Влада) – Рузвельт и Вильсон

2 группа: Ульяна и ее помощник (Таня) – Рокфеллер и Морган

3 группа: Надя и ее помощник (Нея) – Президент АФТ и др. профсоюзы

Остальные - игроки на рынке, занимающиеся скупкой и продажей акций в зависимости от действий Правительства, Бизнеса, Профсоюзов.

Цель игры:

Правительство: найти наиболее оптимальный и эффективный способ борьбы с экономическим кризисом, не ущемив права бизнеса и рабочих.

Из предложенных вариантов действий выбрать в каждом случае наиболее оптимальный вариант. Если удастся сохранить баланс между бизнесом и рабочими, то начисляется максимальное количество баллов.

Бизнес: не потерять свои деньги и постараться заработать еще. Можно использовать любые доступные средства даже незаконные из предложенных вариантов.

Рабочие: защитить свои права, постараться добиться их реализации. По возможности увеличить свои доходы

Игроки: должны заработать как можно больше денег, скупая акции той или иной отраслевой компании (Научить «не складывать яйца в одну корзину»).

На экране вывести график роста или падения ценных бумаг отраслевых компаний, который будет зависеть от действий правительства, бизнеса и рабочих.



Вводная часть: Презентация и слова учителя в сопровождении. Рассказ о причинах мирового экономического кризиса

В первые годы после окончания войны обстановка в европейских странах, даже в тех, где не было революций, характеризовалась политической нестабильностью и экономической разрухой. Едва начавшееся промышленное оживление сменилось экономическим кризисом в 1920—1921 гг. Когда в США в 1922 г. начался экономический подъем, в Европе еще царила экономическая разруха. Лидеры капиталистического мира не имели программы восстановления своей национальной экономики, тем более в масштабе Европы. Разделенная на побежденных и победителей, расколотая на два мира в связи с образованием СССР, Европа оказалась неспособной принять согласованные решения. После окончания войны произошел «откат» в сторону стихии рынка, свертывание регулирования и отмена ограничений для бизнеса.

Предшествовали Великой депрессии события Биржевого краха США 1929 года: обвальное падение цен акций, начавшееся в «чёрный четверг» 24 октября 1929 года. После краткосрочного небольшого подъёма цен 25 октября, падение приняло катастрофические масштабы в «Чёрный понедельник» (28 октября) и «Чёрный вторник» (29 октября). 29 октября 1929 года — день биржевого краха Уолл-стрит.

Экономисты не пришли к единому мнению о причинах Великой депрессии.

Существует ряд теорий на этот счёт, но, по всей видимости, в возникновении экономического кризиса сыграла свою роль совокупность факторов.

Кейнсиа́нское объясне́ние — нехватка денежной массы. В то время деньги были привязаны к золотому запасу, это ограничивало денежную массу. В то же время производство росло, на рубеже веков появились такие новые виды товаров, как автомобили, самолёты, радио. В результате ограниченности денежной массы и роста товарной массы возникла сильная дефляция — падение цен, которое вызвало финансовую нестабильность, банкротство многих предприятий, невозврат кредитов.

Монетаризм — кризис вызвала денежная политика ФРС.

Марксизм — очередной кризис перепроизводства, присущий капитализму.

Биржевой пузырь - инвестиции в производство сверх реальной необходимости.

Стремительный прирост населения

Одним из факторов, подстегнувших наступление Великой депрессии, называют принятие Закона в 1930 году, вводившим высокие таможенные пошлины на импортные товары.

Первая мировая война также послужила одной из причин великой депрессии — американская экономика была сначала «накачана» военными заказами правительства, которые после окончания Первой Мировой резко сократились.

Маржинальные займы. Поинтересуйтесь в интернете, что это.

Неокономика — кризис эффективности капитала. Как только рынок расширяется до естественной границы технологической зоны, конкуренция продолжает заставлять снижать издержки, а прибыль исчезает, так как издержки невозможно снижать за счёт эффекта от расширения масштаба, потому что расширять производство далее невозможно — спрос не растёт. Поэтому зарплаты уменьшаются, а прибыль в конечном итоге обнуляется и даже переходит в убыток. Из-за снижения зарплат падает спрос на ряд товаров с длинной производственной цепочкой, эти цепочки становятся нерентабельными и поэтому рвутся: начинается каскадное закрытие производств этих цепочек, прекращается экспорт таких товаров, растёт безработица. С ростом безработицы падает спрос на все товары. Поскольку при падении уменьшается глубина разделения труда ранее достигнутого предела.

Целью нашего урока является изучение мирового экономического кризиса и его влияния на внутреннюю политику США. Мы узнаем сегодня, что такое «Новый курс» Рузвельта представим ситуацию, в которой оказался американский президент в 1932 году. Попытаемся понять, чем продиктованы его действия в экономике, а также действия американских магнатов и рабочего класса. При этом смоделируем собственный план действий и оценим насколько он эффективнее или хуже тех мер, что тогда были приняты.

Дополнительно нам понадобится умение работать с таблицей Excel. Я опишу порядок ваших действий:

Познакомьтесь правительство в лице _______. Господа, представляющие крупный бизнес _________. Им противостоят профессиональные объединения рабочих, целью которых является защита прав американских рабочих. Профсоюзные лидеры ________________. Ну и основные действующие лица – трейдеры, занимающиеся скупкой-продажей акций отраслевых компаний.

Правила игры:

Мы с вами знакомимся с условиями, которые сложились в 1932 году и последствиями кризиса. Далее продумываем, как бы мы поступили, окажись на месте правительства, бизнеса и рабочих. Не тратьте время попусту. Трейдеры просчитывают их возможные шаги, делают свои выводы. Какие из отраслей будут наиболее доходными. Вносят и распределяют свои вклады и ждут проценты по ним.

Всего правительство, бизнес и профсоюзы делают 3 шага, меняя ситуацию на рынке, влияя на доходность отраслей. В результате тот из трейдеров выигрывает, кто заработает больше денег.

Действие же правительства, бизнеса и профсоюзов мы оценим путем сравнения их эффективности с «новым курсом» Рузвельта на следующем уроке. И тогда уже трейдеры выставят вам оценки за правильность ваших действий. Если ваши действия равны или лучше «нового курса», то вы получаете 4 или 5, если менее эффективны то 3.

Вы видите на доске условия, господа трейдеры делайте свои ставки.

Правительство, бизнес и профсоюзы выбирайте вариант ваших действий. Не забываем, что учитель, то есть я, как генеральный прокурор имею право спросить каждого, чем продиктованы его те или иные действия. Вдруг кто-то демпингует? Наш фондовый рынок это запрещает.

Уважаемое правительство ставки сделаны, ваш ход.

Господин вице-президент у вас есть дополнения?

Господа олигархи, ваши выводы.

Уважаемая Надя приземли всех, обвали и обрушь рынки, растопчи мечты правительства и бизнеса, объясни что тебя не устраивает в их действиях и почему?

Первый шаг пройден, ваши действия учтены, поправки сделаны.

Господа трейдеры, похвастайтесь своей прибылью 1,2,3,4,5,6

ЛИДЕРОМ ПО ИТОГАМ ТОРГОВ СТАНОВИТСЯ

Поделись секретом успеха, как ты так все просчитал или повезло?

Распределяем полученный доход господа!

Правительство что вы предпримете в данной ситуации. На графике вы видите, какие отрасли пострадали, будете ли что-нибудь делать по их спасению или предпримете что-нибудь экстраординарное…

Бизнес ваше слово…

Что ответят профсоюзы?...

Варианты выбраны – реакция рынка…

Кто же теперь стал лидером торгов?...

Объясни нам, что же надо делать, чтобы быть успешными?...

Ну, вот мы подходим к последнему шагу. Ваши ставки….

Что ответит вице-президент?...

Компания уважаемых бизнесменов?...

Профсоюзы?...

Варианты выбраны, реакция рынка….

Лидером торгов и официальным победителем становится …

Им вручается грамота «Трейдер Года» и приз фильм о фондовом рынке….

Одна просьба к трейдерам оценить действия правительства, бизнеса и профсоюзов, что они сделали правильно, а что нет….

В подведение итогов урока мне хотелось бы отметить… .

Выход из кризиса при сохранении экономической модели был возможен при возобновлении роста конечного спроса, что было реализовано за счёт

1) сначала временного перехода на мобилизационную модель из-за начала 2-й мировой войны в связи с резким ростом спроса на военную продукцию;

2) рост спроса продолжился после присоединения к американской технологической зоне западной Германии и других стран по итогам войны.

Вероятно, основной причиной Великой депрессии были попытки сохранить нежизнеспособную систему золотого стандарта вместе с глобальным дисбалансом золотых запасов (переизбыток в США и дефицит в Европе)











Материал для оценки учебных групп «Как было на деле»:

Антикризисные меры

В январе 1932 года Конгресс США создал Финансовую корпорацию реконструкции. Эта организация была призвана оказывать финансовую помощь железным дорогам, финансовым институтам и корпорациям. В июле её роль была расширена для оказания помощи сельскому хозяйству и финансирования государственных и местных общественных работ. Был принят закон о Федеральном жилищном банке, который должен предоставлять кредиты организациям, занимающимся ипотечным кредитованием. Был принят первый из двух законов, направленный на либерализацию ФРС и разрешающий, в частности, ей кредитовать банки. Было признано необходимым, активизировать бюджетное перераспределение доходов от богатых к бедным, чтобы стимулировать потребление. Максимальная ставка подоходного налога была повышена с 25 до 63 %.

Для выхода из кризиса в 1933 году начал осуществляться Новый курс Рузвельта — различные меры, направленные на регулирование экономики. Некоторые из них, по современным представлениям, помогли устранить причины Великой депрессии, некоторые носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить, другие меры усугубили положение. Почти сразу же после вступления в должность, в марте 1933 года, Рузвельту пришлось столкнуться с третьей волной банковской паники, на которую новый президент отреагировал закрытием банков на неделю и подготовкой за это время программы гарантирования вкладов. Первые 100 дней президентства Рузвельта были отмечены интенсивной законодательной деятельностью. Конгресс разрешил создать Федеральную корпорацию страхования вкладов и Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, создание которой предписывалось Законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 года.

В задачи входило:

а) строительство, ремонт и улучшение шоссе и магистралей, общественных зданий и любых других государственных предприятий и коммунальных удобств;

б) сохранение естественных богатств и развитие их добычи, включая сюда контроль, использование и очищение вод, предотвращение почвенной и береговой эрозии, развитие водной энергетики, передачу электрической энергии, строительство различных речных и портовых сооружений и предотвращение наводнений.

Безработные активно привлекались к общественным работам. В общей сложности в 1933—1939 годах на общественных работах под эгидой Администрации общественных работ и администрации гражданских работ (это строительство каналов, дорог, мостов зачастую в необжитых и болотистых малярийных районах) численность занятых на общественных работах достигала 4 миллиона человек.

Через Конгресс были проведены также несколько законопроектов, регулирующих финансовую сферу чрезвычайный банковской закон, о разграничении инвестиционных и коммерческих банков, закон о кредитовании сельского хозяйства, закон о комиссии по ценным бумагам.

В сфере сельского хозяйства принятый закон о регулировании, сократил проценты по ипотечной задолженности и удлинил срок погашения всех долгов. Правительство получило возможность предоставить фермерам заем на очень льготных условиях. Для поднятия цен на сельхозпродукцию фермерам рекомендовалось уменьшить производство, урезать посевные площади, снизить поголовье скота, а для компенсации возможных убытков создавался специальный фонд. Итоги первого года президентства Рузвельта были неоднозначны: падение ВВП значительно замедлилось и составило лишь 2,1 % в 1933 году, но безработица выросла до 24,9 %.

После выкупа государством всего золота по твёрдой цене, опираясь на закон о золотом резерве, принятый в январе 1934 года, Рузвельт издал 31 января 1934 года прокламацию, которая сокращала золотое содержание доллара с 25,8 до 15 5/21 грана и устанавливала официальную цену золота на уровне 35 долларов за унцию. Иными словами, доллар был девальвирован на 41 %.

Было составлено 557 основных и 189 дополнительных так называемых «кодексов честной конкуренции» в различных отраслях. Стороны гарантировали минимум зарплаты, а также единую зарплату для всех рабочих одной категории. Эти кодексы охватили 95 % всех промышленных рабочих. Такие кодексы сильно ограничивали конкуренцию.

Методы Рузвельта, резко повышавшие роль правительства, рассматривались как покушение на Конституцию США. В 1935 году Верховный суд США постановил, что Национальная администрация восстановления неконституционна. Причина была в фактической отмене в этом акте многих антимонопольных законов и закреплении за профсоюзами монополии на наём работников.

Государство решительно вторглось в сферу образования, здравоохранения, гарантировало прожиточный минимум, взяло на себя обязательство по обеспечению престарелых, инвалидов, неимущих. Расходы федерального правительства выросли более чем вдвое. Однако Рузвельт опасался несбалансированного бюджета и расходы на 1937 год, когда, казалось бы, экономика набрала уже достаточные обороты, были сокращены. Это снова погрузило страну в рецессию 1937—1938 годов.

Индекс промышленного производства составил в 1939 году только 90 % уровня 1932 года. В 1939 году безработица все ещё оставалась на уровне 17 %. Некоторые указывают, что причиной окончания Великой депрессии стала Вторая мировая война, вызвавшая массовые закупки государством вооружения. Бурный рост в американской промышленности начался лишь в 1939—1941 годах на волне активного наращивания военных закупок.

Что интересно, во время мирового финансового кризиса начавшегося в 2008 году, США использовало очень похожие методы борьбы с ходом и последствиями рецессии. Имел место выкуп государственных облигаций, кстати говоря, очень сильно взлетевших в цене, а также постоянное снижение ставки ФРС. Денежная масса уже не была привязана к золотому запасу, что дало возможность включения «печатного станка». Похожи и ошибки, допущенные во время кризисов. Так, было допущено банкротство Lehman Brothers, а после великой депрессии именно допущение банкротства банков признавалось одним из важнейших просчётов

Распечатать! (6 копий)

Шаг 1,2,3:

№ в.

Действия для правительства:

Действия для бизнеса:

Действия для АФТ:

1

Произвести промышленную модернизацию за счет государства, стимулировать производство новых, более совершенных товаров

Сохранить деньги в наличности (инфляция, 7-10% в год) или положить на депозит в банк (7-8% в год)

Объявить всеобщую «сидячую» забастовку, в этом случае правительство не сможет применить полицию для разгона демонстрации

2

Начать войну за рынки сбыта

Это поможет избавиться от лишних людей и стимулирует производство военной техники

Скупать драгоценные металлы и произведения искусства

Начать вооруженные столкновения с представителями власти, в случае, если бизнес будет иметь причины быть недовольным правительством, то в этом случае забастовка может привести к социальной революции

3

Развивать кредитную политику в банковской сфере. Стимулировать банки кредитовать население. Это даст возможность без роста денежной массы увеличить спрос среди населения, запуск производства

Инвестировать на фондовом рынке (-20до +40% в год)

Начать забастовки в отдельных отраслях промышленности с целью увеличения в них заработной платы

4

Денежная эмиссия, выпуск денег для увеличения социального обеспечения, рост социальных выплат. Это обеспечит увеличение спроса среди населения и приведет к запуску производства, но и увеличит инфляцию.

Финансировать создание предприятий с конвейерно-поточной линией по производству товаров массового потребления

Требовать от правительства существенного расширения рабочего законодательства. Сокращение рабочего дня, пособия по нетрудоспособности и др.

5

Создать крупные проекты по строительству внутри государства это поможет занять большую массу населения и принесет пользу самому государству

Вывести капиталы из страны в другие страны мира с дешевой рабочей силой

Требовать от правительства создания новых рабочих мест


Будьте внимательны, выбирая вариант ответа, он должен у вас соответствовать предыдущему ответу…

Не забывайте, что выбранный вариант ответа надо обязательно пояснять!!!

Постарайтесь обыграть ответ, например, используя нестандартные обращения, типа:

- уважаемые господа трейдеры прошу меня простить, но я вынужден принять следующие меры… далее вариант ответа

- обращаюсь я к господам бизнесменам. Как вы можете в такое трудное для всех время зарабатывать деньги на трудящихся далее вариант ответа

- мистер президент боюсь, вы неправы, поэтому мы, представители бизнеса принимаем решение о … далее вариант ответа






27.09.2014 год Учитель истории ________ Фадеев А.В.

Просмотр содержимого презентации
«Сопровождение на экране»

Гистограмма показывает падение или рост секторов после шагов учебных групп

Гистограмма показывает падение или рост секторов после шагов учебных групп

График показывает общую реакцию рынков на шаги учебных групп. Служит для оценки действий 1,2,3 учебной группы.

График показывает общую реакцию рынков на шаги учебных групп. Служит для оценки действий 1,2,3 учебной группы.

Диаграмма показывает влияние шагов учебных групп на долю сектора в экономике

Диаграмма показывает влияние шагов учебных групп на долю сектора в экономике

График для оценки распределения начальных средств при игре на рынке ценных бумаг. В итоге показывает прибыль или убыток.

График для оценки распределения начальных средств при игре на рынке ценных бумаг. В итоге показывает прибыль или убыток.


Скачать

© 2016 4911 65

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!