СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа. Ремонт одежды, штопка, заплаты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по технологии 5 класс. Тема Практическая работа. Ремонт одежды, штопка, заплаты. Это урок который был проведен 9 февраля 2017 г. На нем учащиеся узнали виды ремонта одежды. Самостоятельно отремонтировали одежду с помощью заплаты.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа. Ремонт одежды, штопка, заплаты.»



План - конспект урока технологии

Класс 5 09.02.17г.

Тема: Практическая работа. Ремонт одежды, штопка, заплаты.

Цели:

  1. научить выполнять ремонт одежды с помощью аппликации, заплат;

  2. способствовать расширению знаний учащихся о народных праздниках;

  3. способствовать развитию интереса к декоративно-прикладному творчеству;

  4. воспитанию технологической грамотности.

Задачи :

1.Образовательные: расширить представление о заплатах, закрепить знания видов ремонта одежды, и их назначении и изготовления, заплатами.

2.Коррекционные: развивать связную речь, произвольное внимание, мелкую моторику, память, активизировать мыслительные процессы, эстетический вкус, интерес к трудовой деятельности, творчеству.

3.Воспитательные: воспитание трудолюбия, ответственности, коммуникативной культуры.

Наглядные пособия: образцы накладной и подкладной заплаты, образцы заплат-аппликаций, схема «виды ремонта одежды», рисунки аппликации, электронная презентация.

На доске таблички с терминами: ремонт одежды, штопка, заплаты- накладная и подкладная, аппликация, термоаппликация.

Материалы, инструменты и оборудование: ткани для образца и для заплаты, нитки швейные, иглы для ручных швов, ножницы, игольница, наперсток, рабочая тетрадь, линейка, карандаш, учебник обслуживающий труд 5класс, под редакцией В.Д.Симоненко, 2014г., карточки для тестирования, термоаппликация, аппликация, карточки с правилами ТБ в стихах.

Методы обучения: беседа, рассказ, опережающее задание, инструктаж, самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам, демонстрация приемов работы, самоконтроль, взаимоконтроль, работа с учеником, тестирование.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

-приветствие,
-проверка явки учащихся,
-проверка готовности учащихся к уроку,
-настрой учащихся на работу.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Мы спокойны, добры, ласковы, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло его солнечных лучей и радость предстоящего общения. Я желаю вам хорошего настроения.

Если утро начинается с улыбки

Если с позитивом встал с утра

То прогноз на день – ваш день отличный!!!

Пусть сегодня будет лучше, чем вчера!

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

  • Давайте с помощью загадок вспомним какие инструменты и материалы нам необходимы для выполнения ручных работ?

Загадки

По теме «Инструменты и приспособления»

Она в работе весела

Она тонка и так мала!

Не будешь класть её на место,

Вдруг потеряется в отместку

И затаится в беспорядке

Тебе ж потом воткнётся в пятку! ( игла )

Работать с ними можно,

Но только очень осторожно:

Не бегать с ними по квартире

Так можно сделать харакири

Коль просит кто-то, не зевай:

Вперёд колечками давай

Хранить их надо в нужном месте

Концами сомкнутыми вместе ( ножницы )

Влез на стол он из-под лавки

Осмотрелся на подставке

Гибким хвостиком вильнул

Складки с ткани все смахнул

Зашипел он недовольно:

«Укушу вас очень больно!»

Опасно его оставлять одного!

С ним нужно поладить,

И можете гладить

Но гладить не нужно его! ( утюг )

Через море Дыр - дыр
Прошагал Командир.
Через море протопал
И море заштопал. ( иголка )

Что же это за машинка?

Нужно надевать косынку!

Голову не наклоняй ты низко

Не клади и пальцы близко

При шитье не отвлекайся

Будь внимательней, старайся! ( швейная машина )

Одна подружка 
Пролезла другой в ушко ( нитка )

Не игрушка, не зверюшка
пробежит – оставит след.
И всегда подставит ушко,
Если в ушке нитки нет.
Из родни – лишь ёж да ёлка.
Это – швейная ...(иголка)

  • Какие ручные швы вы знаете? Проверочная работа на знание ручных швов.

(Взаимопроверка по ответам с образца с доски).

1.Петельный шов

2.Тамбурный шов

3.Стебельчатый шов

4. Шов «вперёд иголку»

5. Косой шов (полукрест)

Карточка

№ п/п

Изображение

Наименование шва

1



Шов

2







Шов

3





Шов

4

Шов « »

5





Шов








Отгадайте анаграммы по теме «Терминология ручных работ»

м с т е т а ь ( сметать )

и ш р п т и ь ( пришить )

м т т а е н ь а ( наметать )

ь п т р а и т м е ( приметать )

т а м е т ь з а ( заметать )

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: на слайде четыре картинки

  • Что, по вашему мнению, произошло?

(рассказ учеников о проблемной ситуации)

  • А у Вас такое случалось?

  • Как действовать в такой ситуации?

(дети предлагают варианты).

  • Мотивация.

  • Освоение новых понятий и способов деятельности.

Выделить тему урока нам помогут задания, которые будут опираться на ранее изученный материал.

Задание 1

Кроссворд




1 - одежная фурнитура, вид застежки, инструмент для вязания;
2- деталь верхней одежды для ее подвешивания (хранения в подвешенном состоянии);
3- накладная деталь в фартуке ( одежде) для хранения вещей;
4- последовательный ряд стежков на ткани;
5- вид застёжек, предназначенных для быстрого соединения деталей одежды, змейка;
6-  щелевое отверстие на одежде, в которое входит пуговица при застёгивании. 

Ответы: 1-крючок, 2-вешалка, 3-карман, 4-шов, 5-молния, 6- петля

Задание 2

Ответьте на вопрос:

Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. Она может быть верхняя, нижняя, мужская, женская, детская. Что это такое?

( Одежда )

Задание 3

Отгадайте загадку:

Мама строчит на машинке —
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка.

(заплата )

 Вопрос: Какие слова вы выделили при работе с заданиями.

Учащиеся называют слова. ( ремонт одежда заплата )

Сформулируйте тему урока.

Тема“Ремонт одежды заплатой”. Вчитайтесь внимательно в тему урока.

Вопрос: Поставьте пожалуйста цель?

Цель: отремонтировать одежду, наложить заплату.

Что мы будем делать сегодня на уроке?

1. Рассмотрим исторические факты такого процесса, как починки.

2. Изучим виды ремонта.

3. Самостоятельно отремонтируем одежду с помощью заплаты.

Девушка и юноша должны быть опрятны,

Одежда на них всегда аккуратна.

За одеждой своевременно нужно следить:

Заштопать, пуговицу пришить…

Ремонт и отделка швейных изделий

Требует овладение вами особых умений.

Будим учиться заплату пришивать,

Правильно ремонт одежды выполнять.

Учитель:

-Прежде чем говорить о заплате давайте рассмотрим исторические сведения о ремонте одежды.

  1. Изучение нового материала. ( презентация )

Долговечность одежды во многом зависит от опрятности человека. Но как бы ни был человек аккуратен, одежда может распороться по шву, порваться или протереться.

16 февраля по русскому обычаю устраивали Починки - латание дыр в одежде. Починки значительно отличаются от остальных праздничных дней тем, что в этот день люди придаются не отдыху, а труду.

Характер данного праздника отражается в известной русской народной поговорке "Готовь сани летом, а телегу зимой".

В этот день все трудились, не покладая рук, крестьяне помнили: чем раньше примешься за хозяйство - тем больше весне угодишь. Тянуть с починками до настоящих теплых дней настоящему хозяину не пристало.

Каждый член семьи был занят своим делом: старики занимались ремонтом сбруи и другой конской упряжи ("В починках Дед встает чуть свет - чинит сбрую летнюю да соху столетнюю"); их сыновья чинили различный прицепной инвентарь, в частности бороны и телеги; внуки налаживали домашнюю утварь, лавки, столы, табуреты и пр.

Женская половина в день Починок так же занималась делами, которые распределялись в соответствии с возрастом домочадцев. Так, старушки вытаскивали из сундуков платья, проветривали их, чистили, проверяли на наличие паразитов. Женщины и девушки занимались штопаньем белья, наложением на него нарядных заплаток. Девочки-подростки счищали с посуды накипь и сажу. По приданию, если в день "Починок" счастье увидит, что девушка недостаточно хорошо трудится, то оно может пройти мимо, и девушка не скоро выйдет замуж.

Накануне, 15-го февраля праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются. Правда, тут не только времена года боролись, но и устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Отчасти еще и поэтому вслед за таким активным времяпрепровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить.

  • В каких местах одежда наиболее подвержена механическому воздействию?

  • Все ли разрывы ткани и потёртости можно устранить одним способом?

В каждом конкретном случае необходимо уметь добротно и аккуратно отремонтировать одежду. Для этого нужно знать основные способы ремонта одежды.

Основные способы ремонта одежды:

  1. Штопка

  2. Заплата

Заплаты

Накладные подкладные декоративные

  1. Аппликация

  • Термоаппликация

  • Фигурная аппликация

( Характеристика способов ремонта одежды )

Перед вами находятся образцы готовых работ. Рассмотрите их внимательно и ответьте на вопросы:

  • Какой способ ремонта одежды можно использовать при небольшом разрыве ткани? (Штопка)

  • Когда лучше использовать термоаппликацию?

  • - В чем разница накладной и подкладной заплаты? (подкладная располагается с изнаночной стороны, накладная- с лицевой. В данном случае еще различаются стежками. Накладная-временного назначения-прямыми, подкладная-постоянными стежками-косым)

  • Но накладные заплаты могут быть декоративными,такими, как аппликация.

  • - В чем заключается суть аппликации? (наложение деталей разного цвета на основную деталь).

  • В данном случае цвет, рисунок ткани, форма- по желанию. Пришиваются чаще всего на коленях брюк, локтях рукавов.

  • Как вы думаете,каким швом заделываются заплаты? (накладным)

  • Существует ли без ниточный способ наложения заплат?( клеевой, целлофаном, клеем, яичным белком).

  • Для наложения заплат используют карман, пояс, если нет запасной ткани.

  • Если ткань новая перед началом работы ее увлажняют и гладят.

  • При наложении заплаты направление нити основы заплаты и изделия должны совпадать.

  • При наложении заплат вам встретится термин «приутюжить», «заметать».

  • Что означают эти операции?

  • Какими способами в старину закрывали дыры?

Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтоб стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки - так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтоб люди со стороны сказали: "Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!".

Недаром гласила народная мудрость: "Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном", то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабонька нашептывала: "Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне - в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой".

На праздничных посиделках не только болтали о том, о сем и веселились, для многих эти посиделки становились настоящим испытанием. Для девушек устраивали разнообразные состязания по домашнему хозяйству, например кулинарные или конкурс «кто быстрее зашьет рубаху». Девушки очень старались в этих состязаниях, ведь именно там многие матери присматривали невест для сыновей, а выставить себя неумехой и остаться без жениха никому не хотелось.

Физкультминутка.

  1. Вводный инструктаж к практической работе.

Правила по технике безопасности.

Изучение технологической карты.

5. Практическая работа.
5.1.Вводный инструктаж учителя:
-сообщение названия практической работы;
-разъяснение задач практической работы;
-ознакомление с объектом труда (образцом);
-ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления),
-ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по Инструкционным картам),
-предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы,
-инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3.Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
5.3.1Формирование новых умений:
-проверка организованности начала работы учащихся;
-проверка организации рабочих мест учащихся ( рабочий стол, инструменты , приспособления);
-соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
5.3.2.Усвоение новых знаний:
-проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

-инструктирование по выполнению задания в соответствии с технической документацией.

Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: "Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?" Или: "Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?", "Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!".

Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! (во время работы звучат русские народные песни).

  • По технологической карте выполнить ремонт изделия подкладной заплатой. 
    5.3.3. Целевые обходы:
    -инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
    -концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
    -оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
    -контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
    -рациональное использование учебного времени учащимися.
    5.4.Заключительный инструктаж учителя:
    -анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
    (самооценка, взаимооценка, самопроверка по эталону.)
    -разбор типичных ошибок учащихся;
    -вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
    -повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
    Повторить основные способы ремонта одежды.
    6.Уборка рабочих мест.
    7.Подведение итогов урока учителем.

    Рефлексия.
    -сообщение учителя о достижении целей урока;
    -объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
    -выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся

Даю совет вам: не лениться –

И гардероб ваш обновится!

А если не умеешь шить,

Учиться надо поспешить!

А в заключении стихотворение.
Нитка и иголка.
Хвалилась нитка средь заплат:
Я с вас не требую зарплат, 
Все делаю бесплатно
К мешку, к рубашке иль белью
Из вас любую я пришью
А без меня бы никогда
Вы не  годились никуда
Тут в стороне иголка
Отозвалась негромко:
Ты! Правда дырки зашиваешь
Да только, жалко, забываешь
Что если б не было меня,
Какая польза от тебя?
В жизни бывают типы людей:
Один поскромнее, другой понаглей.
Итоги работы зависят у них
От вклада усилий и тех и других.
Но скромный работник не любит хвалиться
Он добросовестно будет трудиться
А наглый, бессовестный, лодырь, хапуга
Припишет себе чужие заслуги.




 

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!