Практическая реализация факультативного курса «Основы актерского мастерства».
(Из опыта работы Авиловой Татьяны Михайловны учителя русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 села Иргаклы Степновского района Ставропольского края)
Актерская труппа «Роза Мира» была организована еще в 1995 году, и началась ее деятельность с кружка «Основы актерского мастерства».
В октябре 2017 года мы отметим двадцатидвухлетие нашего регулярно сменяющегося коллектива (уходят одиннадцатиклассники – им на смену приходят пятиклассники). Театральные выступления начались с капустника в честь дня Учителя, со временем — это стало традицией. Сейчас в репертуаре группы 21 капустник. Ну а дальше — больше: инсценировки, сценки, литературно-музыкальные композиции, спектакли и малые (в райцентре) гастроли и участие в краевых конкурсах «Русская драма» и «Огни рампы». Ребят увлекает как подготовка к театральным представлениям, так и само выступление.
Ребята в группе объединены общей идеей творчества, девиз коллектива: «Создавая и творя, совершенствуем себя». Первым составом труппы был разработан, утвержден и принят Устав, который стал программой взаимоотношений в коллективе.
За годы существования детского театрального коллектива его членами было около 300 мальчишек и девчонок.
«Театр — великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок и при блеске торжественного освещения, при громе музыки показывает смешное и привычное пороков или высокотрогательное достоинство возвышенных чувств человека», - утверждал Гоголь. Ребята понимают, что театр способен рассказать о добре, восстать против зла, несправедливости, жестокости, может воспеть благородные и светлые чувства, именно поэтому актерская труппа «Роза Мира» пользуется популярностью, заслуженным уважением и авторитетом у сверстников.
Труппа имеет и свой творческий совет, на котором обсуждаются и утверждаются сценарии, распределение ролей и обязанностей между членами труппы. На каждую роль утверждаются два человека.
После очередного спектакля-представления организовывается аналитическое занятие в форме чаепития.
Каждое выступление ребят ожидают с интересом и нетерпением; во время выступления ребята создают такую атмосферу, когда зритель - ученик замирает и с глубочайшим вниманием наблюдает за всем, что происходит на сцене.
Ребята, с которыми мне пришлось работать в течение этих неполных двадцатидвух лет, трудолюбивы, терпеливы, глубокомысленны, их отличает творческое мышление (ко всем спектаклям сценарии пишутся совместно, вместе обдумываются костюмы, декорации, подбирается музыка).
Доказательством этому являются наши достижения:
1. Участие в краевом фестивале «Русская драма» в 2004 г. с
драматической миниатюрой по поэме Лермонтова «Демон», в 2014 году с этим спектаклем мы стали победителями в туристско-краеведческом движении «Отечество».
Коллектив отмечен грамотой и Кубком за участие в фестивале и два члена актёрской труппы были награждены ценными подарками
2. Участие в краевом фестивале «Русская драма» в 2006 г. со
спектаклем из пяти сцен «Где бурунные степи...». (По роману Е. В. Карпова
«Буруны»).
Коллектив награждён" Дипломом 3 степени и ценным подарком.
3. Участие в 19-ом краевом слёте туристско-краеведческого движения «Отечество» в секции «Литературное краеведение» с исследовательской работой «Прототипы героев романа Е. В. Карпова «Буруны».
Член актёрской труппы стал лауреатом этого слета.
4.Участие в районной конференции «Гостеприимный Кавказ» и «Дети Кавказа - за мир на Кавказе» со спектаклем «Калакай-акашув» (ногайский обряд).
5.Гастроли по селу и району со спектаклями «Демон», «Где бурунные степи», «Калакай-акашув».
6.Участие в районном педагогическом фестивале «Путь к мастерству» в 2006 г. в номинаций «Мастер-Класс».
По результатам рефлексии «Театр - в школе» собрал самое большое количество баллов.
7.Актёрская группа имеет ряд награждений школьного, районного и
краевого уровня.
8.На федеральном уровне опыт деятельности детского театрального коллектива МКОУ СОШ №2 села Иргаклы Степновского района Ставропольского края представлен руководителем, Авиловой Татьяной Михайловной, кулуарно. Опыт вызвал интерес и в электронном виде был взят педагогами для использования в своей работе.
9.В районной газете ребята помещают публикации о жизни и деятельности актёрской группы «Роза Мира».
10.Опытом нашей работы пользуются учителя школ района и края.
В целом работа со школьным театром ориентирована на творческую работу учителя и учащихся (речь идёт о приобщении к искусству, к основам художественной культуры, более глубокому прочтению и осмыслению художественной литературы).
Для использования данного опыта предлагаю Программу факультативного курса «Основы актерского мастерства», Устав, портфолио «Творческая деятельность актерской труппы «Роза Мира» (в виде слайдовой презентации и видеофильма), частную встречу или беседу.
Вот уже 30 лег прошло с тех пор, как я переступила порог школы и стала реально (а не в детских мечтах), пробовать свои силы на педагогическом поприще.
На протяжении этих 34 лет были предложения, которые предполагали карьерный рост. Но...живую работу с детьми не заменит ни одна даже самая престижная должность.
Все эти 34 года меня всегда преследовало одно желание: постараться максимально улучшить то, чем я владею (профессиональными навыками, умениями и знаниями педагога) и передать это детям; вооружить их грамотным письмом, любовью к родному слову, увлечь чтением, а затем вовлечь в литературную дискуссию, а значит вооружить их практически-теоретическими знаниями для будущей жизни.
Адрес школы: 357940 Ставропольский край, Степновский район,
село Иргаклы, улица Колхозная, 3,МКОУ СОШ №2.
Телефон: 39-4-48 (раб.)
Адрес домашний: 357940 Ставропольский край, Степновский район,
село Иргаклы, улица Ленина, 62.
(86563)39-3-95(дом.) +9282936521(сот.)
E-mail: [email protected]
3