СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практический курс речеведения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование и пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Практический курс речеведения»

Пояснительная записка

 

Программа элективного курса «Практический курс речеведения» для 8 класса азработана на основе программы элективного курса «Практический курс речеведения», автором – составителем которой является Л.А. Кобзарёва (Русский язык. 8 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008). Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).

Курс имеет практико - ориентированный характер, предполагает расширенную работу по формированию умений и навыков глубокого прочтения текста, развития устной и письменной монологической речи через анализ текста.

Материалы практического курса речеведения расширят представление учащихся о стилистических возможностях лексики, грамматики, изобразительно- выразительных средствах языка и научат не допускать стилистически немотивированного использования слов, грамматических категорий. Обучащиеся приобретут навык осознанного отбора языковых средств в связи с содержанием и структурой текста. Программа будет способствовать углублению лингвистических знаний, формированию и развитию интереса к самостоятельному литературному творчеству.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста


Цели курса:

  1. Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

  2. Оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

  3. Способствовать интеллектуальному развитию ученика;

  4. Воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.


Задачи изучения курса:

Теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

  2. Воспитание интереса и любви к русскому языку,

  3. Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

  4. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.


Доминирующей идеей «Практического курса речеведения» является формирование у обучающихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах.


Теоретической основой данного курса является:

  1. Лингвистический, стилистический анализ текста;

  2. Система языковых понятий и функционирования;

  3. Различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи

 Принципы, на которых базируется программа:

  1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучащихся

  2. Уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью

  3. Комплексный подход при разработке занятий

  4. Вариативность содержания и форм занятий

  5. Научность, связь теории и практики

  6. Преемственность

  7. Систематичность и последовательность

  8. ИКТ

  9. Практичность полученных знаний

  10. Активность и  сознательность обучения

Применяемые технологии: 

  1. Диалоговые, информационные технологии.

  2. Технологии проблемного обучения.

  3. Технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Планируемый результат:

Иметь представление:

  • О коммуникативной функции языка

  • О литературном языке как основе художественной литературы

  • О языковых нормах и их признаках

Знать:

  • Смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы

  • Стили речи и их признаки

  • Особенности жанра рассуждения

  • Основные нормы русского литературного языка, основные нормы речевого этикета

Уметь:

  • Проводить лингвистический, стилистический анализ текста

  • Определять авторскую позицию

  • Подбирать аргументы, адекватно выражать собственное мнение

  • Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации, свободно использовать их в творческой работе

  • Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения

Методическое обеспечение программы

1. Варианты заданий промежуточного тестирования по русскому языку для 8 класса.

2. Самостоятельные, проверочные, творческие работы.

3. Таблица « Стили речи», « Типы речи».

5. Таблица « Речевые и грамматические ошибки».

6. Образцы творческих работ.

7. Таблица « Изобразительно- выразительные средства языка».

8. Тексты разнообразных типов и стилей речи.

9. Раздаточный материал по стилистике.

10. Справочный материал « Виды и средства связи предложений в тексте».



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема. Содержание

Виды деятельности

Образовательный

продукт

Дата


1

Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Стили речи (повторение).

Тезисы


Тематическая таблица


2

Стили речи. Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение

Конспект

Публичное выступление



Чтение. Виды чтения (курсорное, гибкое, выразительное). Пересказ. Общение. Виды общения. Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!»

Творческий практикум

Творческая работа


3

Средства выразительности речи. Система фигур и тропов речи. Лингвистический анализ текста. Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи

Опорный конспект

Работа со словарем


4

Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

Опорный конспект

Работа со словарем


5

Грамматические нормы русского языка (ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д.).

Опорный конспект

Тематическая таблица


6

Роль пунктуации в письменном общении

Опорный конспект

Тематическая таблица


7

Текст и его компоненты (осмысление темы, границы темы, раскрытая и нераскрытая тема)   Виды и средства связи предложений в тексте.

Опорный конспект

Тематическая таблица


8

Тема (тема-понятие, тема-вопрос, тема-рассуждение).

Тезисы

Собственный текст по заявленной теме


9

Сочинение-рассуждение о русском языке.

Творческая работа

План сочинения


10

Понятие о проблеме. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

Опорный конспект

Творческая работа


11

Аргументы. Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции.

Опорный конспект

План сочинения


12

Сочинение-рассуждение, его композиция. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Опорный конспект

Творческая работа


13

Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов

Опорный конспект

Творческая работа


14

Лингвистический анализ текста (стихотворение В.Полторацкого «Слово о словах»)

Лингвистический анализ

Анализ поэтического текста


15

Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака)

Лингвистический анализ

Публичное выступление


16

«Круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский)

Аналитическая беседа

Творческая работа


17

Как написать аннотацию к художественному произведению

Тезисы

Творческая работа


18

Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте».

Лингвистический анализ

Аннотация к главе


19

Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека».

Редактирование текста

Творческая работа


20

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

Редактирование текста

Сочинение-рассуждение


21

Как написать рецензию

Опорный конспект

Творческая работа


22

Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии

Лингвистический анализ

Сочинение-рассуждение


23

Анализ ошибок в сочинениях. Редактирование

Редактирование

Творческая работа


24

Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста.

Опорный конспект

Творческая работа


25

Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста

Трансформация текста

Творческая работа


26

Написание сжатого сочинения

Развитие речи



27

Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате

Опорный конспект

Сжатое изложение


28

Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция».

Трансформация текста

Сжатое изложение


29

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

Редактирование текста

Сжатое изложение


30

Публицистический стиль. Репортаж

Опорный конспект

Репортаж


31

Сжатое изложение по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах.

Развитие речи

Сжатое изложение


32

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

Трансформация текста

Сжатое изложение


33

Написание сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати)

Трансформация текста

Редактирование текста


34

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

Опорный конспект

Редактирование текста


35

Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений

Тренинг




Литература:


  1. Калаганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Русский язык. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2012.

  3. Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу. – М.: Дрофа, 2012.

  4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н. Изложение: тексты с лингвистическим анализом. – М.: Линка - Пресс, 2009.

  5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные материалы по русскому языку: 8-9 кл.- М., 2014.

  6. Айрман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 2015.

  7. Болотонова Н.С. Филологический анализ текста. – Томск, 2011.

  8. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2013.

  9. Русский язык 5-9 класс. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы. Составители: Фешина А.А., Рубанова З.С., Попова Е.В., Карпенко Т.Н., Васильева И.П., Азарова Н.Т., Кадашникова Н.Ю., Пташкина В.Н.- Волгоград: «Учитель» , 2009.

  10. Цыбулько И.П.ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. - М.: Веко, 2013


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!