Просмотр содержимого документа
«Практический курс речеведения»
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Практический курс речеведения» для 8 класса азработана на основе программы элективного курса «Практический курс речеведения», автором – составителем которой является Л.А. Кобзарёва (Русский язык. 8 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А. Кобзарева. – Волгоград: Учитель, 2008). Программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Курс имеет практико - ориентированный характер, предполагает расширенную работу по формированию умений и навыков глубокого прочтения текста, развития устной и письменной монологической речи через анализ текста.
Материалы практического курса речеведения расширят представление учащихся о стилистических возможностях лексики, грамматики, изобразительно- выразительных средствах языка и научат не допускать стилистически немотивированного использования слов, грамматических категорий. Обучащиеся приобретут навык осознанного отбора языковых средств в связи с содержанием и структурой текста. Программа будет способствовать углублению лингвистических знаний, формированию и развитию интереса к самостоятельному литературному творчеству.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста
Цели курса:
Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
Оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;
Способствовать интеллектуальному развитию ученика;
Воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.
Задачи изучения курса:
Теоретические: освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.
Развивающие: способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.
Воспитательные:
Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Воспитание интереса и любви к русскому языку,
Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.
Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Доминирующей идеей «Практического курса речеведения» является формирование у обучающихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах.
Теоретической основой данного курса является:
Лингвистический, стилистический анализ текста;
Система языковых понятий и функционирования;
Различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи
Принципы, на которых базируется программа:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей обучащихся
Уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью
Комплексный подход при разработке занятий
Вариативность содержания и форм занятий
Научность, связь теории и практики
Преемственность
Систематичность и последовательность
ИКТ
Практичность полученных знаний
Активность и сознательность обучения
Применяемые технологии:
Диалоговые, информационные технологии.
Технологии проблемного обучения.
Технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Планируемый результат:
Иметь представление:
О коммуникативной функции языка
О литературном языке как основе художественной литературы
О языковых нормах и их признаках
Знать:
Смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы
Стили речи и их признаки
Особенности жанра рассуждения
Основные нормы русского литературного языка, основные нормы речевого этикета
Уметь:
Проводить лингвистический, стилистический анализ текста
Определять авторскую позицию
Подбирать аргументы, адекватно выражать собственное мнение
Создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
Извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации, свободно использовать их в творческой работе
Применять полученные знания в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения
Методическое обеспечение программы
1. Варианты заданий промежуточного тестирования по русскому языку для 8 класса.
2. Самостоятельные, проверочные, творческие работы.
3. Таблица « Стили речи», « Типы речи».
5. Таблица « Речевые и грамматические ошибки».
6. Образцы творческих работ.
7. Таблица « Изобразительно- выразительные средства языка».
8. Тексты разнообразных типов и стилей речи.
9. Раздаточный материал по стилистике.
10. Справочный материал « Виды и средства связи предложений в тексте».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема. Содержание | Виды деятельности | Образовательный продукт | Дата |
1 | Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Стили речи (повторение). | Тезисы | Тематическая таблица | |
2 | Стили речи. Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение | Конспект | Публичное выступление | |
| Чтение. Виды чтения (курсорное, гибкое, выразительное). Пересказ. Общение. Виды общения. Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!» | Творческий практикум | Творческая работа | |
3 | Средства выразительности речи. Система фигур и тропов речи. Лингвистический анализ текста. Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи | Опорный конспект | Работа со словарем | |
4 | Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки. | Опорный конспект | Работа со словарем | |
5 | Грамматические нормы русского языка (ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д.). | Опорный конспект | Тематическая таблица | |
6 | Роль пунктуации в письменном общении | Опорный конспект | Тематическая таблица | |
7 | Текст и его компоненты (осмысление темы, границы темы, раскрытая и нераскрытая тема) Виды и средства связи предложений в тексте. | Опорный конспект | Тематическая таблица | |
8 | Тема (тема-понятие, тема-вопрос, тема-рассуждение). | Тезисы | Собственный текст по заявленной теме | |
9 | Сочинение-рассуждение о русском языке. | Творческая работа | План сочинения | |
10 | Понятие о проблеме. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы. | Опорный конспект | Творческая работа | |
11 | Аргументы. Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции. | Опорный конспект | План сочинения | |
12 | Сочинение-рассуждение, его композиция. Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. | Опорный конспект | Творческая работа | |
13 | Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов | Опорный конспект | Творческая работа | |
14 | Лингвистический анализ текста (стихотворение В.Полторацкого «Слово о словах») | Лингвистический анализ | Анализ поэтического текста | |
15 | Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака) | Лингвистический анализ | Публичное выступление | |
16 | «Круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский) | Аналитическая беседа | Творческая работа | |
17 | Как написать аннотацию к художественному произведению | Тезисы | Творческая работа | |
18 | Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». | Лингвистический анализ | Аннотация к главе | |
19 | Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». | Редактирование текста | Творческая работа | |
20 | Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | Редактирование текста | Сочинение-рассуждение | |
21 | Как написать рецензию | Опорный конспект | Творческая работа | |
22 | Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии | Лингвистический анализ | Сочинение-рассуждение | |
23 | Анализ ошибок в сочинениях. Редактирование | Редактирование | Творческая работа | |
24 | Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста. | Опорный конспект | Творческая работа | |
25 | Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста | Трансформация текста | Творческая работа | |
26 | Написание сжатого сочинения | Развитие речи | | |
27 | Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате | Опорный конспект | Сжатое изложение | |
28 | Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». | Трансформация текста | Сжатое изложение | |
29 | Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | Редактирование текста | Сжатое изложение | |
30 | Публицистический стиль. Репортаж | Опорный конспект | Репортаж | |
31 | Сжатое изложение по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах. | Развитие речи | Сжатое изложение | |
32 | Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | Трансформация текста | Сжатое изложение | |
33 | Написание сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати) | Трансформация текста | Редактирование текста | |
34 | Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | Опорный конспект | Редактирование текста | |
35 | Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений | Тренинг | | |
Литература:
Калаганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2009.
Русский язык. Сборник текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы. – М.: Дрофа, 2012.
Александров В.Н. Знаю, понимаю, могу. – М.: Дрофа, 2012.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н. Изложение: тексты с лингвистическим анализом. – М.: Линка - Пресс, 2009.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные материалы по русскому языку: 8-9 кл.- М., 2014.
Айрман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 2015.
Болотонова Н.С. Филологический анализ текста. – Томск, 2011.
Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2013.
Русский язык 5-9 класс. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы. Составители: Фешина А.А., Рубанова З.С., Попова Е.В., Карпенко Т.Н., Васильева И.П., Азарова Н.Т., Кадашникова Н.Ю., Пташкина В.Н.- Волгоград: «Учитель» , 2009.
Цыбулько И.П.ФГОС. Русский язык. Тематический контроль. - М.: Веко, 2013