СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы к курсу «География», 5 класс по ФГОС Учебник География 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Практические работы к курсу  «География»,  5 класс по ФГОС. Учебник  География 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.)

Просмотр содержимого документа
«Практические работы к курсу «География», 5 класс по ФГОС Учебник География 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.)»

Практические работы к курсу «География», 5 класс по ФГОС

Учебник География 5-6 классы (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.)



Практическая работа №1

«Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников»

Цель работы:

  1. Познакомиться с путешественниками эпохи Великих географических открытий и их экспедициями.

  2. Показывать на карте и наносить на контурную карту маршруты путешествий разного времени и периодов;

  3. Развивать предметные умения работы с контурной картой.

Задачи:

1. Ориентироваться в источниках географической информации (картах), находить и извлекать необходимую информацию о маршрутах путешественников;

2.Развивать практические навыки работы с контурными картами;

3.Формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

4. Развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые результаты:

Ученик научиться: Показывать на географической карте маршруты путешествий разного времени и периодов и переносить информацию на контурную карту



ХОД РАБОТЫ

  1. Используя текст §2, 3 учебника, заполните таблицу, выбрав из предложенного перечня необходимые даты и факты:

  2. Обозначить на контурной карте маршруты великих путешественников: выделите на карте цветом маршрут путешествия Марко Поло, в легенду карты впишите его имя у соответствующей стрелки.

  3. Выделите на карте цветными стрелками маршруты плаваний Христофора Колумба, Фернана Магеллана, Васко да Гамы, впишите в легенду карты имена этих мореплавателей. Подпишите названия океанов, через которые проходили их маршруты.

  4. Выделите на карте маршруты русских путешественников(по выбору), используя задания на контурной карте, стр. 4-5

Практическая работа № 2

«Ориентирование по компасу, местным признакам и сторонам горизонта. Особенности ориентирования в городе и в природе»

Цель: научиться ориентироваться на местности по компасу, солнцу и местным признакам, сторонам горизонта, находить азимут, ориентироваться в городе.

Задачи:

-развивать у обучающихся умения находить нужную информацию из различных источников;

-развивать практические навыки работы с компасом, умения ориентироваться по Солнцу, сторонам горизонта, местным признакам, пользоваться планом местности;

-формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

- развивать у обучающихся интерес к предмету «география» и образное мышление

Планируемые результаты: ученик научится ориентироваться при помощи компаса, определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, местным признакам, пользоваться простейшим планом местности

Задание 1. Подпишите стороны горизонта на схеме.

Задание 2.Определите азимуты сторон горизонта













Задание 3. Определите направление на предмет.











Задание 4. Определите азимуты объектов на с



Задание 5.Определите стороны горизонта по Солнцу и часам.

Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол – важен он для нас:

Делите угол пополам

И сразу юг найдётся там.

Задание 6. Ответьте на вопросы, а затем приведите примеры определения сторон горизонта по другим признакам.

1.В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
2. С какой стороны на деревьях растет мох?
3. С какой стороны муравьи строят муравейник?
4. В какой стороне восходит Солнце?

6.С какой стороны ягоды краснеют раньше?

7.С какой стороны ветви деревьев гуще?







Практическая работа № 3

«Ориентирование по топографической карте:

чтение легенды карты, определение расстояний

между географическими объектами»



Цель работы:

1. Научиться читать топографическую карту

2.Закрепить и проверить свои знания приемов изображения  топографических знаков, рельефа на плане местности

Задачи:

  1. понимать практическое значение для человека умение читать топографическую карту;

  2. Определять расстояния между пунктами на топографической карте;

  3. Сравнить полученные результаты и объяснить причину их расхождения,

  4. Отработать прием определения расстояний с помощью масштаба

  5. Отработать навыки узнавания местности по топографическим знакам, выбора местности для различных практических целей.

Планируемый результат

Ученик научится: Создавать простейшие (топографические карты) карты, читать карту и правильно подписывать географические объекты



Ход работы:

  1. Используя атлас, определите и подпишите в легенде плана, что означает каждый условный знак.

  2. Выделите зелёным цветом растительные объекты. Обозначьте условными знаками подписанные на плане объекты: плотина, еловый лес, луг с кустарником, редкий лес.

  3. Подпишите название главной реки. Определите направление и скорость её течения.

  4. Используя атлас, выделите коричневым цветом формы рельефа: овраг, карьер.

  5. Определить расстояние между домиком лесника и школой в Лескове, колодцем у домика лесника и озером Мутное.



Практическая работа № 4

«Определение по карте и глобусу географических координат различных объектов, расстояний и направлений, абсолютных высот по карте».

Цель работы: формирование умений определять географические координаты, расстояния и направления по глобусу и карте.

Задачи:

1. Закрепить умения по определению направлений и нахождению географических координат;

2. Развивать практические навыки работы с картой;

3. Проверить и оценить своё умение определять географические координаты, измерять расстояния по карте;

4. планировать свою деятельность под руководством учителя

Планируемый результат

Ученик научится: Выбирать и использовать картографические источники географической информации (Физическая карта мира и России)для решения учебных и практико-ориентированнных задач(нахождение географических координат, определение расстояний между географическими пунктами)



Ход работы

Задание № 1. Определите координаты городов: Москва, Санк-Петербург, Каир, Сантьяго, Пекин, Вашингтон

Задание 2. Определить расстояние между населенными пунктами, используя масштаб карты.

А) Определите расстояние в км между Казанью и Москвой. В каком направлении нужно ехать из Москвы в Казань?

Б) Определите расстояние в км между Казанью и Екатеринбургом. В каком направлении нужно ехать из Казани в Екатеринбург?

Задание № 3 Выполнить задания по контурной карте 1, 3 на стр. 10-11

Практическая работа № 5«Многообразие стран мира»

Цель: закрепление практических умений работы с политической картой, развитие умений работать в группе.

Задачи: 1. Уметь выделять самые крупные страны, свою страну, уметь сравнивать по величине.

2. Уметь извлекать информацию из различных источников (умение работать с таблицей и географической картой).

3. Формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Планируемый результат

Ученик научится: представлять в различных формах (в виде таблиц) географическую информацию, формировать образ стран на основе эмоционального описания

Ход работы:

Задание № 1 Найдите самые крупные страны на политической карте мира. Выпишите 5 стран, рядом с каждой укажите часть света, в которой находится страна.

Задание № 2. Запишите название страны, через территорию которой проходят Северный тропик и нулевой (Гринвичский меридиан).

Задание № 3. Вставьте пропущенные слова в следующие предложение: Параллель …. пересекает страны: Колумбию, Бразилию, Кению, Индонезию.

Задание № 4. В два столбца выпишите по 2 страны, которые имеют

А) только сухопутные границы;

Б) не имеют сухопутных границ.

Задание № 5.Напишите открытку другу (подруге). Расскажите главное о своей стране.





Практическая работа № 6

Работа с коллекциями минералов, горных пород, полезных ископаемых. Определение горных пород и описание их свойств.

Цель:

1.Продолжить знакомство с минералами и горными породами, слагающими земную кору.

2. Сформировать простейшие навыки определения горных пород, минералов, полезных ископаемых

Задачи:

    1. Формировать у учащихся умения по внешним признакам различать осадочные и магматические и метаморфические горные породы;

    2. Вызвать чувство заинтересованности, развивать эмоциональную сферу;

    3. Развивать умения заполнения таблиц;

    4. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Ход работы:

Задание № 1 Заполните таблицу, поместив в пустые колонки перечисленные ниже горные породы в соответствии с их происхождением: гранит, пемза, галька, песок, глина, поваренная соль, каменный уголь, мел, мрамор, гнейс, базальт

Осадочные

Магматические

Метаморфические





Памятки со свойствами горных пород

  1. Цвет. Описывая цвет, следует стремиться к возможно более точному описанию цвета. Если в минерале (горной породе) цвет меняется, необходимо указать характер смены окраски.

  2. Прозрачность. Характеризуется способность минерала пропускать свет. Выделяют непрозрачные – не пропускающие солнечные лучи; прозрачные – пропускающие свет подобно обычному стеклу; полупрозрачные или просвечивающие – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

  3. Блеск показывает способность минералов преломлять свет. Выделяют минералы с металлическим блеском, стеклянным, жирным, перламутровым, восковым, без блеска – матовые.

  4. Излом определяется поверхностью, по которой раскалывается минерал. Излом бывает: зернистый, плотный, землистый (оставляет след на руках).

  5. Твердость: твердая, мягкая, хрупкая.

  6. Вес: тяжёлый, средней тяжести, лёгкий

Первую горную породу учитель исследует вместе с учениками, а остальные образцы ученики изучают самостоятельно. После заполнения таблицы, учащиеся делают выводы о связях свойств горных пород и минералов и происхождении.

Задание № 2 Образцы горных пород, которые они должны описать по плану в виде таблицы.





Гранит, Пемза Каменный уголь Торф Слюда

название

цвет

прозрачность

блеск

излом

твердость

вес

происхождение

































Вывод: Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , - осадочными.

Гранит (италь. Зернистый) – самая распространенная на Земле глубинная магматическая горная порода. Состоит из хорошо сформированных кристаллов полевого шпата, кварца и слюды. В зависимости от состава полевых шпатов и слюд может быть красным, розовым, серым. Используется как строительный материал и декоративный камень.

  1. Обсидиан (от имени римлянина Осиуса, привезшего камень из Эфиопии)- горная порода, аморфная стекловидная масса, часто темного цвета. Образуется при быстром охлаждении лавы при вулканическом извержении.

  2. Пемза (от лат. пена) – легкая (легче воды) губчатоноздреватая магматическая горная порода, образовавшиеся во время извержения в результате вспучивания и быстрого застывания лав, насыщенных парами и газами.

  3. Каменный уголь - твердое горючие осадочные породы растительного происхождения, всегда содержит некоторое количество минеральных примесей до (50%).

  4. Торф – Темно-бурая масса, состоящая из полуразложившихся растительных остатков. Образуется в болотах и зарастающих водоемах. Торф применяется как дешевое топливо, широко используется как удобрение.

  5. Слюда – горная порода, обладающая способностью расщепляться на тончащие слои с гладкой поверхностью, в виде примесей встречается в осадочных породах. Различные слюды применяются как хороший электроизолятор для изготовления окон и т.д.

  6. Магнетит- минерал серого цвета, содержащий 50-60 % железа. Это высококачественная железная руда. Состоит из железа и кислорода, сильно магнитен.

  7. Известняк – широко распространенная осадочная горная порода, состоящая в основном из кальцита или кальцитовых скелетных остатков организмов. Чистый известняк белого или светло-серого цвета, примеси иногда меняют его цвет до черного. Используется как строительный материал, в стекольной промышленности и т.д.

  8. Песчаник – осадочная горная порода, состоящая в основном из песка. Желтовато-серого цвета. Широко применяется в строительстве.

  9. Кварц- горная порода серовато-белого цвета. Имеет жирный блеск.

Вывод: Земная кора состоит из магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Глубинные ее части в основном сложены магматическими и метаморфическими породами, а поверхность, по которой мы ходим , - осадочными.



Практическая работа № 7 Работа с картографическими источниками: нанесение элементов рельефа. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

Цель работы: Систематизация изученного материала по разделу «Природа Земли» через формирование и развитие УУД, комплексного ис­пользования физической и контурной карт.

Задачи:

  1. Формирование и развитие умений работать с картами (чтение, сопоставление, ана­лиз, владение навыками извлечения информации из карт): физичес­кой карты полушарий, физической карты России

  2. Формирование умений определять положение различных форм рельефа, высоту гор, глубину морей и океанов

  3. Формирование умений ориентировать­ся по карте, быстро находить нужный объект. Отработка умений не просто показать географический объект на карте, но и оценить его отношение к другим объектам, линиям градусной сетки

  4. Развитие умений обозначить на карте объекты географической номенклатуры, её усвоения и воспитание эстетического вкуса учащихся.

Планируемые результаты:

уметь:

 - называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара;

Ход работы:

1.Нанесите на контурную карту  вулканы (значок*):   в. Ключевская Сопка, Орисаба, Котопахи, Килиманджаро, Кракатау         Дайте пояснение в условных знаках.   

2.  Нанести на карту                                                

На карте полушарий

1. Гималаи

2. гора Эверест  (обозначьте  высоту)

3. Тибет

4. Тянь-Шань

5  Кордильеры

6. гора  Мак-Кинли  (обозначьте высоту)

7. Анды

8. гора  Аконкагуа  (обозначьте высоту)

9. Большой Водораздельный хребет

10. Альпы

11. Скандинавские

На карте России

1. Кавказ;

2.гора  Эльбрус  (обозначьте    высоту)

3. Алтай

4. Уральские горы


3.Используя карты атласа, на контурной карте полушарий  нанесите   крупнейшие равнины Земли:

1.      Амазонскую  низменность;

2.  Великие  равнины;

3.  Великую  Китайскую  равнину;

4.  Восточно - Европейскую  (Русскую)  равнину;

5.  Западно-Сибирскую  равнину;

6.  плоскогорье  Декан;

7.  Приволжскую  возвышенность;

8.  Прикаспийскую  низменность;

9.  Среднерусскую  возвышенность;

10. Среднесибирское  плоскогорье.





Практическая работа № 8 Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. Определение и объяснение изменений элементов рельефа своей местности под воздействием хозяйственной деятельности человека

Цель: научиться распознавать разные формы рельефа, определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения.

Задачи:1. Научить распознавать высоты разнообразных форм рельефа с помощью шкалы высот

2. Распознавать на карте искомые объекты по существенным признакам

Планируемые результаты

Ученик научится: ориентироваться в источниках географической информации(Физическая карта мира и Физическая карта России), находить и извлекать необходимую информацию, представлять в различных формах географическую информацию( в виде таблиц)

Задание 1. Определяем высоты гор и равнин при помощи шкалы высот

Пользуясь рис. 1-2 и физической картой полушарий с. 14-15, заполни таблицу 1.

Таблица 1 Основные формы рельефа суши

Основные формы рельефа

Высота, м

Примеры

Горы

Низкие



Средние



Высокие



Высочайшие



Равнины

Низменности



Возвышенности



Плоскогорья



  1. Вы знаете, что рельеф оказывает влияние на расселение людей. Люди издавна стремились селиться на ровных местах. Определи, какие трудности создает горный рельеф для проживания людей. ________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  2. Оцени, всегда ли на равнинах жить легче? Как вы думаете, возникнут ли проблемы у жителей гор при переезде на равнину и, наоборот, у жителей равнин при переезде в горы на постоянное место жительства? _________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание 2. Описываем особенности рельефа своей местности

Записать текст

  1. Опиши особенности рельефа своей местности, используя приведенный ниже текст

Мой населенный пункт (город, село, деревня) расположен на ____________________ плите, на ____________________ равнине (или в горах). По высоте это ____________________ (горы, равнина). Формы рельефа в нашей местности сложены горными породами, среди которых наиболее распространены ____________________; есть (или нет) минералы ____________________. Из внутренних рельефообразующих процессов в нашей местности проявляются ____________________, а среди внешних процессов мы наблюдаем ____________________. Особенно интенсивно внешние процессы «работают» в___________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!