СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по курсу "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы по дисциплине «Обществознание» предназначены для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление»).Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программной по дисциплине «Обществознание». 

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по курсу "Обществознание"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

ГБПОУ РК «Керченский политехнический колледж»







УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____________ С.Ю. Бакланова

«__» ___________ 2016 г.









Методические рекомендации

по выполнению практических работ

по дисциплине ОУД 08. «Обществознание» (для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление»)














Рассмотрено и одобрено на заседании предметной цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № ___

от «___» ____________ 2016 г.

Председатель ПЦК ____________

Ю.А. Зимина

Разработал преподаватель

____________ В.А. Дозморов


СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка ……………………………………………………...

3

Практическая работа № 1 …………………………………………………...

4

Практическая работа № 2 …………………………………………………...

8

Практическая работа № 3 …………………………………………………...

10

Практическая работа № 4 …………………………………………………...

13

Практическая работа № 5 …………………………………………………...

15

Практическая работа № 6 …………………………………………………...

17

Список литературы ………………………………………………………….

18




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Практические работы – это вид учебных занятий, направленные на формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков дисциплины «Обществознание».

Практические работы по дисциплине «Обществознание» предназначены для студентов специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», укрупненная группа 38.00.00 «Экономика и управление»). Тематика практических работ составлена в соответствии с рабочей программной по дисциплине «Обществознание».

Практические работы по дисциплине «Обществознание» необходимы для:

  • обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний по конкретным темам;

  • формирования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;

  • выработки при решении поставленных задач таких профессиональных качеств, как самостоятельность, точность, творческая инициатива.

Задания, предлагаемые в практических работах, нацелены на формирование учебных умений: анализировать информацию, сравнивать, выявляя общие черты и различия, распознавать и правильно употреблять обществоведческую терминологию в различных контекстах, описывать социальные, политические явления и объекты, пояснять изученные теоретические положения на собственных примерах, анализировать практические ситуации и решать задачи.

На практические работы по дисциплине «Обществознание» учебным планом отводится 6 часов; 6 практических работ. Оцениваются практические работы по пятибалльной шкале преподавателем и учитываются в качестве показателей текущей успеваемости студентов по дисциплине «Обществознание»

Критерии оценивания:

"отлично" – выставляется свободно выполнившему практическое задание – показавшему умение обстоятельно и полно излагать изученный учебный материал, обосновывать свои суждения, приводить примеры, опираться на личный опыт; освоившему основную литературу и знакомому с дополнительной литературой, рекомендованной программой учебной дисциплины, умеющему строить ответ последовательно и логично.

"Хорошо"- выставляется успешно выполнившему практическое задание; усвоившему основную рекомендованную литературу; показавшему систематический характер знаний по учебной дисциплине.

Допускаются единичные неточности в ответе. Студент не всегда может достаточно убедительно обосновать своё суждение.

"Удовлетворительно" – выставляется выполнившему практическое задание, обладающему необходимыми знаниями в рамках изученного материала, но допустившему неточности и ошибки в определении понятий, терминов, содержании процессов, испытывающему трудности в логическом оформлении ответа, в умении обосновывать свои суждения.

"Неудовлетворительно" – выставляется не выполнившему практического задания.









































Практическая работа № 1

Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе


Цель: анализ подходов к осмыслению общества и человека


Вариант 1


Задание 1. Под каким углом зрения рассматривал Платон жизнь общества? Что составляет антропологическую основу его теории трёх сословий? Какие причины, с точки зрения Платона, делают неизбежным появление государства?

Платон (428–348 гг. до н. э.) – древнегреческий философ. Для взглядов Платона характерно отождествление общества и государства. Именно государство выступает силой, объединяющей людей в общество и дифференцирующей их. Платон предложил теорию трёх сословий: философов, которые на основе созерцания истины управляют государством; воинов, которые охраняют его от внешних и внутренних врагов; земледельцев и ремесленников, которые поддерживают государство материально. По мнению Платона, три сословия в обществе соответствуют трём началам человеческой души: разумному (философы-правители), яростному (воины), вожделенному (производители благ). Они выражают разные потребности общества. Платон издевался над теми, кто кичился своей родовитостью и ставил себя выше других. Философы и воины у него – носители идеала вечной мудрости, земледельцы и ремесленники – свободны. В то же время Платон выступал против "злой и необузданной черни".


Задание 2. Прочитайте высказывание Герберта Спенсера. В какой мере оправдана аналогия общественного устройства с функционированием живого организма?

Гербер Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог: "Классы, занятые ручным трудом, играют ту же самую роль в функции поддержания жизни общества, какую составные части поверхности пищеварительного канала играют в поддержании живого тела. Не менее достоверно и то, что весь класс людей, занятых покупкою и продажей всевозможных родов товаров в больших и малых размерах и систематическою доставкою их ко всем областям, городам, индивидам, выполняет ту же самую службу, которую выполняет в живом теле сосудистая система: ибо эта система также приносит каждому организму и каждой единице организма запас веществ в количестве, пропорциональном деятельности каждого из них. Наконец, не менее справедливо и то, что как в живом теле мозг, органы чувств и руководимые ими члены, будучи удалены в значительной степени от пищеварительной поверхности, питаются через посредство извилистых каналов сосудистой системы, точно так контролирующие части общества, будучи удалены в наибольшей степени от производительных частей, получают через распределительные каналы всю сумму необходимых для их потребления предметов".

Задание 3. Какова природа тех трудностей, которые, согласно М. Шелеру, связаны с попытками чётко определить, чем, собственно, отличается человек от животных?

Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ: "Сходство между животными и человеком сказывается не только в поведении человеческих детей и детёнышей животных. Бесчисленные черты сближают и роднят человека с животными, и близость эта столь велика, что тысячелетиями человек ищет всё новые формулы, чтобы отличить себя от животного. Вероятно, один из сильнейших стимулов антропологии – стремление к подобному различию. Человек есть природное создание, которое неустанно проводит границы, отделяет самого себя от природы, от природы вокруг и внутри себя – обездоленное животное, не управляемое уже надёжными инстинктами, обречённое отстранять себя, оно относится к самому себе и к бытию всего сущего, неустанно ищет потерянные тропы и нуждается в определении самого себя".


Задание 4. Что является основой психоанализа по Фрейду?

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психолог: "Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно даёт ему возможность понять и приобщить науке наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам".


Вариант 2


Задание 1. Каковы, по Марксу, основные закономерности эволюции общества? Какая сфера общественной жизни является, по Марксу определяющей?

Карл Маркс (1818–1883) – немецкий экономист и философ: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые необходимые, от их воли независящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру жизни общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс социальный, политический и процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот. Их общественное бытие определяет сознание".


Задание 2. Каковы, по Энгельсу, истоки духовной жизни общества? Что понимается им под бытием в сфере общественной жизни? Согласны ли вы с Энгельсом в трактовке происхождения и роли общественного сознания?

Фридрих Энгельс (1820–1895) – немецкий философ: "Люди являются производителями своих представлений, и так далее, но речь идёт о действительных, действующих людях, обусловленных определённым развитием их производительных сил и соответствующим этому развитию общением. Сознание никогда не может быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни".


Задание 3. Прочитайте высказывание Людвига Андреаса Фейербаха. Что значит, жить как человек? Каково предназначение человека?

Людвиг Андреас Фейербах (1804–1872) – немецкий философ: "Человек есть человек, а не растение, не животное, т. е. не верблюд, не осёл, не тигр и т. д.; значит, у него нет иного назначения, как проявлять себя тем существом, какое он есть, - а он есть, он живёт как человек".


Задание 4. Сравните фрагменты из произведений Ф. Ницше и Н.А. Бердяева. Чем различаются их позиции в понимании природы человека, самой сущности человека?

Фридрих Ницше (1844–1900) – немецкий философ: "У человека, более чем во всяком другом зоологическом виде, имеется избыток неудачных, больных, выродившихся, дряхлых, крайне страдающих; и у человека удачные случаи всегда суть исключение.

Что хорошего? Всё, от чего возрастает в человеке чувство силы,
воля к власти, могущество. Что дурно? Всё, что идёт от слабости. Что счастье? Чувство возрастающей силы, власти, чувство, что преодолено новое препятствие. Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо ещё помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? Сострадать слабым и калекам – христианство".

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) русский религиозный философ: "Самое ужасное в человеческой жизни – это автономия и изоляция разных сфер душевной жизни, отрыв от центра, подчиняющего высшему смыслу, и образование изолированных миров. Ужасно образование таких автономных и изолированных миров, например, мира властолюбия, или мира честолюбия, или мира наживы и обогащения, или мира ненависти. Человек, одержимый страстью, образовавший свой автономный мир, сам страдает и причиняет страдания другим".








Практическая работа № 2

Роль культуры в обществе


Цель: анализ подходов к осмыслению роли культуры в обществе


Задание 1. Как понимает Фрейд культуру? В чём он усматривает роль культуры в жизни людей и общества?

Зигмунд Фрейд (1856–1939) – австрийский психоаналитик: "Человеческая культура – я имею в виду всё то, в чём человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причём я пренебрегаю различением между культурой и цивилизацией – обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы, взять у неё блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой, во-первых, поскольку на взаимоотношения людей оказывает глубокое влияние мера удовлетворения влечений, дозволяемая наличными благами, во-вторых, поскольку отдельный человек сам может вступать в отношения с другими по поводу того или иного блага, когда другой использует его рабочую силу или делает его сексуальным объектом, а в-третьих, поскольку каждый индивид виртуально является врагом культуры, которая тем не менее должна оставаться делом всего человеческого коллектива. Примечательно, что как бы мало ни были приспособлены люди к изолированному существованию, они, тем не менее, ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура поэтому должна защищать себя от одиночек, и её институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей всё то, что служит покорению природы и производству благ. Создания человека легко разрушимы, а наука и техника могут быть применены для его уничтожения.

Так создаётся впечатление, что культура есть нечто навязанное противостоящему большинству меньшинством, которое ухитрялось завладеть средствами власти и насилия".


Задание 2. Что такое культура и цивилизация в понимании Бердяева? Согласны ли вы с той критикой цивилизации, которую даёт Бердяев?

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – русский философ: "Переход культуры в цивилизацию связан с радикальными изменениями отношения человека к природе. Все социальные перемены в судьбе человечества связаны с новым отношением человека к природе. Экономический материализм подметил эту истину в форме доступной сознанию цивилизации. Эра цивилизации началась с победного вхождения машин в человеческую жизнь. Жизнь перестаёт быть органической, теряет связь с ритмом природы. Между человеком и природой становится искусственная среда орудий, которыми он пытается подчинить себе природу. От созерцания человек переходит к овладению природой, к организации жизни, к повышению силы жизни. Это не приближает человека к природе, к внутренней её жизни, к её душе. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения природой и организованного властвования над её силами. Жизнь делается всё более и более технической. Машина налагает печать своего образца на дух человека, на все стороны его деятельности. Цивилизация имеет не природную и не духовную основу, а машинную основу. Она, прежде всего техника, в ней торжествует техника над духом, над организмом. В цивилизации само мышление становится техническим. Всякое творчество и всякое искусство приобретает всё более и более технический характер. Футуристическое искусство также характерно для цивилизации, как символическое искусство – для культуры. Сама идея "научной" философии порождена цивилизаторской волей к могуществу, желанием приобрести метод, дающий силу. В цивилизации побеждает начало специализации, от всех требуется специальность.

Машины и техника порождены ещё умственным движением культуры, великими её открытиями. Но эти плоды культуры подрывают её органические основы, умерщвляют её дух. Культура обездушивается и переходит в цивилизацию. Дух идёт на убыль. Качество заменяется количеством, человеческое духовное начало падает в своём утверждении воли к "жизни", к мощи, к организации, счастью, ибо без аскезы и резинъекции не может быть высшей духовной жизни. Такова трагедия исторических судеб, таков рок. Познание, наука превращаются в средства для осуществления воли к могуществу и счастью, в исключительное средство для торжества техники жизни, для наслаждения процессом жизни. Искусство превращается в средство для техники жизни, в украшение организации жизни. Вся красота культуры связанная с храмами, дворцами и усадьбами, переходит в музеи, наполняемые лишь трупами красоты. Цивилизация – музейна, в этом единственная связь её
с прошлым, в ней начинается культ жизни вне её смысла. Ничто уже не представляется самоценным. Цивилизация есть подмена целей жизни средствами жизни, орудиями жизни. Цели жизни меркнут, закрываются. Сохранение людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на технику жизни. Цели жизни представляются иллюзорными, средства признаются реальными. Техника, организация, производственный процесс – реальны. Духовная культура не реальна. На этих путях умирает душа культуры, гаснет смысл её. Машина получила магическую власть над человеком, она окутала его магическими токами".





Задание 3. Каким образом, по мнению Лихачёва, формируется
современная культура? Без чего немыслим интеллигентный человек, независимо от его национальной принадлежности?

Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) – русский филолог: "Культура человечества движется вперёд не путём перемещения в "пространстве-времени", а путём наполнения ценностей. Ценности не сменяют друг друга, новые не уничтожают старые (если старые действительно настоящие), а, присоединяясь к старым, увеличивают их значимость для сегодняшнего дня. Поэтому ноша культурных ценностей – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперёд, а облегчает. Чем большими ценностями мы овладели, тем более изощрённым и острым становится наше восприятие иных культур – культур, удалённых о нас во времени и пространстве древних и других стран. Каждая из культур прошлого или иной страны становится для интеллигентного человека “своей культурой” – своей глубоко личной и своей в национальном
аспекте, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого".


Практическая работа № 3

Социальная стратификация


Цель: изучение различных видов социальной мобильности, исторических типов социальной стратификации, видов социальных статусов


Ответить на вопросы:

  1. У социального равенства есть три важных признака: равенство перед законом, равенство возможностей, равенство результатов. Что это такое?

  2. Почему в любом обществе высокие доходы получает наименьшая часть, а средние и наименьшие – большинство населения? А возможно ли такое устройство, при котором низкие доходы получает меньшинство, а высокие – большинство населения?

  3. Какую роль в обществе играет средний класс? Почему его удельный вес в России меньше, чем в США и Западной Европе?


Раскройте содержание следующих терминов:

  1. Страта.

  2. Стратификация.

  3. Доход.

  4. Престиж.

  5. Бедность.

  6. Социальная мобильность.

  7. Вертикальная мобильность.

  8. Горизонтальная мобильность.

  9. Групповая мобильность.

  10. Индивидуальная мобильность.


Выполните задание:

В соответствии с требованиями Европейской социальной хартии коэффициент замещения пенсий утраченного заработка должен составлять не менее 40% от заработной платы. В России в целом этот показатель составляет 27%. Снижение коэффициента до 20% расценивается как нарушение пенсионных прав граждан. В Италии и Испании этот показатель составляет – 90%, Швеции и Германии – 65%, Франции, Японии, США – 50%.

Вопросы:

1. В какой стране уровень жизни пенсионеров выше, иными словами больше размер пенсии? Почему? Какие дополнительные показатели помогут ответить на вопрос?


Решите тест:

  1. Социальная структура общества – это

  1. неиерархическая связь элементов социальной системы

  2. набор элементов социальной системы

  3. устойчивая связь элементов социальной системы

  4. социальный состав общества


  1. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является:

  1. власть

  2. доход

  3. образование

  4. престиж


  1. Социально-классовая структура общества является основной в теории:

  1. фрейдизма

  2. марксизма

  3. О. Конта

  4. М. Ковалевского


  1. Социальное неравенство представляет собой:

  1. закономерность общественного развития

  2. случайное явление

  3. вероятностное явление

  4. исторически преходящее явление


  1. Теорию социальной стратификации и мобильности обосновал:

  1. П. Сорокин

  2. Н. Михайловский

  3. М. Ковалевский

  4. К. Маркс



  1. Классическая кастовая система существовала в:

  1. Греции

  2. Японии

  3. Индии

  4. Риме


  1. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется:

  1. сословием

  2. классом

  3. профессией

  4. кастой


  1. Синие воротнички – это

  1. технические специалисты

  2. маргиналы

  3. рабочие

  4. пенсионеры


  1. Социальная мобильность представляет собой:

  1. проживание в одном месте

  2. сохранение престижа

  3. изменение места в социальной структуре общества

  4. работу в одной должности


  1. Одним из каналов вертикальной мобильности является:

  1. армия

  2. театр

  3. публика

  4. толпа
















Практическая работа № 4

Политическая власть


Цель: усвоение наиболее распространенных подходов к категории «Политическая власть»


Вариант 1


Задание 1. Какое из определений власти, на Ваш взгляд, ближе к истине? Ответ объясните.

  • «Власть не средство, она цель. Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать». (Дж. Оруэлл)

  • «Власть может быть определена как реализация намеченных целей». (Б. Рассел)

  • «Политическая власть – это организованное насилие одного класса для подавления другого». (В.И. Ленин)


Задание 2. В чем состоит принципиальное различие следующих определений власти:

  • «Власть – это шанс встретить повиновение своему приказу» (Вебер М.);

  • «Власть – это возможность приказывать в условиях, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться». (Вятр Е.)


Задание 3. Дайте характеристику структурных элементов власти, выделенных Г. Лассуэллом, а именно:

а) контроль над ресурсами;

б) участие в принятии решений;

в) обладание волей и влиянием.


Задание 4. Объясните трактовку власти, данную П. Бурдье, согласно которой «позиция… агента социальном пространстве может определяться по его позиции в различных полях, т.е. в распределении власти, активированной в каждом отдельном поле. Это… экономический капитал в его разных видах, культурный капитал, а так же символический капитал, обычно называемый престижем, репутацией, именем и т.д.»


Задание 5. Американский политолог Д. Истон выделил три типа легитимизации власти в современных политических системах: идеологический, структурный и личный. Дайте описание источников и механизмов их действия по поддержке власти.





Вариант 2


Задание 1. Дайте характеристику типов легитимизации власти, выделенных Максом Вебером. Осуществите их идентификацию с соответствующими политическими режимами.

Задание 2. Согласно трактовке политолога Р. Даля, ресурсы власти представляют собой «все то, что индивиды или группы могут использовать для влияния на других». Какой из ресурсов государственной власти является универсальным т. е. «ресурсом всех ресурсов» и почему? Свой ответ поясните.


Задание 3. Какое из определений легитимности, предложенных классиками политологии, в наибольшей степени отражает, на ваш взгляд, содержание данного понятия? Дайте развернутый комментарий своего мнения.

  • «Легитимность подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества» (С. Липсет)

  • «Легитимность – это скрытая верность» (П. Бурдье)

  • «Легитимность-это приверженность определенным ценностям» (Т. Парсонс)


Задание 4. Почему, по мнению современного французского политолога М. Догана, «нужно различать легитимность режима и доверие граждан к определенным институтам или руководителям…»? Свой ответ обоснуйте.


Задание 5. Французский ученый М. Фуко отмечал, что, «зная власть, мы ответим и на вопрос: кто мы?» Как следует понимать это философское высказывание? Насколько оно отражает способы функционирования власти в обществе и формы ее институализации? Ответ подтвердите примерами.

















Практическая работа № 5

Гражданское общество и правовое, социальное государство


Цель: анализ подходов к осмыслению категорий «Гражданское общество» и «правовое государство»


Вариант 1


Задание 1. Какое средство предложено французским философом Ш. Монтескье для предотвращения вырождения демократии в тиранию? Свои выводы сделайте на основании анализа тезисов его работы «О духе законов».

  • «Чтобы образовать умеренное правление, надо уметь комбинировать власти, регулировать их умерять, приводить их в действие, подбавлять, так сказать, балласту одной, чтобы она могла уравновесить другую; это такой шедевр законодательства, который редко удаётся выполнить случаю и который редко позволяет выполнить благоразумию».

  • «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга …».


Задание 2. Автор идеи социального государства немецкий ученый Л. фон Штайн писал, что оно «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Каким идеалам и принципам должно соответствовать социальное государство? Дайте доказательный ответ.


Задание 3. Охарактеризуйте положение личности в гражданском обществе на основании выводов, сделанных французским политически мыслителем Б. Констаном. «… Право каждого высказывать свое мнение, выбирать себе дело и заниматься им; распоряжаться своей собственностью, даже злоупотреблять ею; не испрашивать разрешение для своих передвижений и не отчитываться ни перед кем в мотивах своих поступков …» «Наша свобода должна заключаться в мирном пользовании личной независимостью … Цель наших современников – безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях …».


Задание 4. Американский политолог, лауреат Нобелевской премии за работу «Человеческий капитал» (1964) Г. Бэккер утверждал, что сфера властно-политических отношений будет непрерывно сужаться, уступая место отношениям гражданского партнерского обмена. Поясните, как это утверждение, названное в современной политологии парадигмой Г. Бэккера, связано с развитием гражданского общества и его институтов. Дайте развернутый ответ.


Задание 5. Правовое государство должно учитывать границу между политической и неполитической сферами жизни и уважать приватный мир личности. Как писал по этому поводу философ Б. Констан, «есть вещи, в отношении которых законодатель не имеет права законодательствовать … и есть волеизъявления, идти на которые ни народ, ни его доверенные лица не вправе». Проанализируйте данное высказывание, докажите его актуальность.



Вариант 2


Задание 1. Современная политическая наука обосновывает невмешательство государства в дела гражданского общества следующими постулатами:

а) государство-это область общественных интересов; гражданское общество-область частных интересов;

б) интересы личности выше интересов государства.

На основе анализа данных постулатов выделите сущностные признаки гражданского общества и дайте их характеристику.


Задание 2. Проанализируйте высказывание немецкого социального философа Карла Ясперса о том, что « все люди требуют справедливости и теперь при пробудившемся сознании способны понять, выразить и защитить свои притязания. Это требование справедливости направлено как на условия труда, так и на распределение полученных в результате трудовой деятельности продуктов». Как этот постулат связан с теорией социального государства?


Задание 3. Прокомментируйте вывод русского философа И. А. Ильина, который заключается в том, что «правовое государство и гражданское общество – две стороны одной медали». Какова взаимосвязь этих двух институтов?

Задание 4. Термин «правовое государство» впервые утвердился в немецкой литературе в начале 19 века в трудах К. Велькерта и Р. фон Моля и содержал идею «суверенности народа как источника власти, гарантированность его свободы, подчинение государства обществу». Каков ценностный смысл идеи правового государства и ее значение для всей человеческой цивилизации?


Задание 5. Каковы отличительные принципы правового государства? Перечислите их и дайте краткую характеристику. Обозначьте фундаментальный принцип правового государства. Свой выбор обоснуйте.






Практическая работа № 6

Политические партии и партийные системы


Цель: анализ различных подходов к категориям «Политические партии» и «Партийные союзы»


Задание 1. Проанализируйте следующие суждения о политических партиях, насколько они объективны

  • «партия – это зло, свойственное демократии» (А. Токвиль);

  • «партийные организации и демократия несовместимы» (Р. Михельс).



Задание 2. Немецкий социолог Р. Михельс сформулировал закономерность перерождения демократических партий в олигархические. Каковы причины проявления такой тенденции в развитии партий? Свой ответ аргументируйте.


Задание 3. Каковы основные признаки и задачи современных типов политических партий, выделенных Дюверже М., Ж. Шарло и Дж. Сартори?

  • кадровые партии;

  • массовые партии;

  • партии избирателей.


Задание 4. Объясните предложение Дж. Сартори рассматривать партии в качестве основного «посредника между обществом и правительством». Что означает это предложение? В чем оно выражается?


Задание 5. Почему, по мнению известных политологов М. Вебера, А. Лоуэлла, М. Дюверже, политические партии как институт представительства интересов являются неотъемлемым атрибутом, без которого немыслимо функционирование демократической политической системы? Свой ответ поясните.


Задание 6. Объясните предложение Дж. Сартори рассматривать партии в качестве основного « посредника между обществом и правительством». Что означает это предложение? В чем оно выражается?










СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Основные источники:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций: базовый уровень – М.: Просвещение, 2014

Дополнительные источники:

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей – М.: Академия, 2014

  2. Сазонова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах. ООО «Виктория плюс», 2014

  3. Брандт М.Ю. ЕГЭ. Словарь по обществознанию – М.: Экзамен, 2014


Интернет-ресурсы:

www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!