СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические работы по ПМ 01 "ЭТЭ и А" курс 4 часть 2

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические работы помогут в дальнейшем выполнить курсовой проект.

Просмотр содержимого документа
«Практические работы по ПМ 01 "ЭТЭ и А" курс 4 часть 2»

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский электромеханический техникум»












МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по учебной дисциплине

МДК 1.2. Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(индекс и название дисциплины)


для студентов специальности/профессии

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(по видам транспорта, за исключением водного)

(код и наименование специальности (-ей)/профессии (-ий)












Разработчик: И.В.Седых,

преподаватель высшей категории







20__

РАССМОТРЕНЫ

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей профессионального цикла по направлению подготовки «Техника и технологии наземного транспорта»

Протокол №___ от______20____г.

Председатель ПЦК _____Е.В.Кулинич


РАССМОТРЕНЫ

методическим советом техникума

Председатель методического совета ________ Г.Н.Галахова

«____» __________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

______________ А.В.Ляхов

«____» __________ 20____ г.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

по учебной дисциплине

МДК 1.2. Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(индекс и название дисциплины)



для студентов специальности/профессии

23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики

(по видам транспорта, за исключением водного)

(код и наименование специальности (-ей)/профессии (-ий)






Разработчик: _________ И.В.Седых, преподаватель высшей категории

(подпись) И.О. Фамилия







Рецензенты:

1. С.А.Дудинский МУП «Курскэлектротранс», директор ВТД

Ф.И.О. рецензента (представителя сторонней организации) должность, место работы

2. В.И.Паньков Заведующий отделением 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного), ОБОУ СПО «КЭМТ»




Содержание:


Практическая работа №10 Планировка генерального плана АТП

Практическая работа №11 Планировка генерального плана СТО

Практическая работа №12 Расчет нормы пробега до ТО. Расчет нормы пробега до КР

Практическая работа №13 Расчет объема основного производства

Практическая работа № 14 Расчет средней трудоемкости ТО и ТР

Практическая работа №15 Расчет коэффициента технической готовности. Расчет коэффициента использования автомобилей

Практическая работа №16 Расчет числа обслуживаний за год

и суточной программы. Расчет годового объема основного производства

Практическая работа №17 Выбор метода организации производства

Практическая работа №18 Расчет количества рабочих постов

Практическая работа №19 Расчет и выбор технологического

оборудования участка

Приложения

Рекомендуемая литература






























3


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 10

Планировка генерального плана АТП

Цель работы

Научиться производить планировку генерального плана АТП.

Предварительная подготовка к выполнению работы

Изучить литературу:

И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

Пояснения и порядок выполнения работы.

Генеральный план предприятия — важнейшая часть проекта, оп­ределяющая размеры необходимой территории, размещение зданий, сооружений, транспортных коммуникаций, инженерную организа­цию и благоустройство. В генеральном плане предприятия указыва­ется план земельного участка (территории), отведенного под за­стройку, ориентированного в отношении проездов общего пользо­вания и соседних владений. В нем отражены здания и сооружения по их габаритному очертанию, площадки для безгаражного хране­ния подвижного состава, основные и вспомогательные проезды и линии движений подвижного состава по территории.

Основные требования, предъявляемые к участкам при их выборе:

  • оптимальный размер участка;

  • спокойный рельеф местности и хорошие гидрогеологические условия;

  • близкое расположение к проезду общего пользования и инже­нерным сетям;

  • возможности обеспечения теплом, водой, газом и электро­энергией, сбросом канализационных и ливневых вод;

  • отсутствие строений, подлежащих сносу.

Площадь участка определяется суммарной площадью застройки зданий и сооружений, противопожарными и технологическими раз­рывами между ними, а также нормативными разрывами между ними и постройками, расположенными на соседних участках.

Производственные помещения АТП делятся на основные (зоны) и вспомогательные. В основных помещениях (в зонах) располагают­ся рабочие посты, поточные линии и места хранения.

К вспомогательным производственным помещениям относятся помещения (цехи), в которых выполняются различные подготови­тельные работы для обслуживания и ремонта автомобилей, а также склады.

Взаимное расположение производственных помещений в плане здания зависит от их назначения, производственных связей, техно­логической однородности выполняемых в них работ и общности строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требо­ваний. Производственные связи и их значимость для основных по­мещений определяются функциональной схемой и графиком произ­водственного процесса предприятия, а для вспомогательных поме­щений — технологическим тяготением их к основным помещениям.


4


Так, например, к постам (линиям) ТО-1 тяготеют помещения для карбюраторных, аккумуляторных, электротехнических работ, а также склад масел.

Площади помещений могут при планировке отклоняться от рас­четной в пределах 20 % для помещений менее 100 м2 и до 10 % — для помещений более 100 м2.

Если предприятие размещается в двух зданиях, из которых одно предназначается для хранения подвижного состава, а другое — для производства ТО и TP, то помещения для ЕО рекомендуется распо­лагать в первом из них.

При расположении производственных помещений в двух здани­ях в одном из них следует производить ЕО, а в другом ТО и ТР.

Если стоянка автомобилей служит также и местом ожидания ими своей очереди обслуживания и ремонта, следует предусматри­вать внутренние проезды автомобилей от стоянки в любое основное помещение.

Если хранение подвижного состава или его части происходит в общем здании с производственными помещениями, то помещение для ЕО и ТО-1 следует располагать смежно со стоянкой, обеспечи­вая при этом возможность сообщения между ними через стоянку.

При отсутствии в здании помещения для хранения автомобилей поточные линии ЕО, ТО-1 и ТО-2 должны иметь подпорные посты. Одиночные посты и поточные линии диагностики следует распола­гать так, чтобы после них автомобили могли проезжать в производ­ственную зону непосредственно или через стоянку.

Одиночные посты, предназначенные для автопоездов или со­члененных автобусов, должны проектироваться проездными.

Возможные варианты расположения постов обслуживания и ре­монта, а также производственных помещений в общем планировоч­ном решении показаны на рис. 19.1.

Рис. 19.1. Варианты расположения постов в производственных помещениях


Число ворот в здании для выезда (въезда), расположенных в первом или цокольном (подвальном) этажах, должно приниматься при количестве автомобилей в помещениях: до 25 — одни ворота, от 25 до 100 — двое ворот, а более 100 — дополнительно одни ворота на каждые 100 автомобилей.

5

Число наружных ворот для выезда автомобилей из отдельных помещений (кроме помещений с одними воротами) допускается уменьшать на одни ворота при условии возможности выезда через смежные помещения.

В многоэтажных АТП и СТОА, а также с подземными ярусами для въезда и выезда автомобилей со второго и вышерасположенных этажей (первого и нижерасположенных ярусов) дополнительно к количеству ворот первого этажа должны предусматриваться одни ворота на каждую полосу движения по рампам и на каждые два лифта.

Размеры наружных ворот в свету должны иметь высоту не менее 3 м, а ширину — 3 м для легковых автомобилей, а для грузовых ав­томобилей и автобусов — 3,5 м.

Высота помещений для хранения подвижного состава определя­ется высотой наиболее высокого автомобиля плюс не менее 0,2 м, но должна быть не менее 2 м. Высоту помещения для хранения ав­томобилей в одноэтажном здании обычно принимают не менее 3 м для легковых автомобилей и 4 м для грузовых и автобусов.

Объемно-планировочное решение представляет собой сочетание планировочного решения с конструкцией здания. Оно выявляется из планов, разрезов и фасадов здания, определяющих в целом его объемность и архитектурную форму.

Объемно-планировочное решение здания должно быть подчи­нено его функциональному назначению и отвечать современным строительным требованиям.

Важнейшим из этих требований является: монтаж здания из сборных унифицированных (в основном железобетонных) конст­руктивных элементов (фундаментные блоки, колонны, балки, фер­мы и др.), изготовляемых индустриальным способом.

Это обусловливает конструктивную схему здания на основе применения унифицированной сетки колонн, которая измеряется расстояниями между осями рядов в продольном и поперечном на­правлениях. Наименьшее расстояние является шагом колонн, а наибольшее — пролетом.

В современном промышленном строительстве для одноэтажных зданий применяют сетки колонн 12x6, 18x6, 24x6, 18x12, 24 х 12 м, а для многоэтажных зданий — 6х6и9х6м (верхний этаж может иметь удвоенные размеры сетки). В отдельных случаях с особого разрешения и при соответствующем обосновании допуска­ется применение иных конструктивных решений.

При планировке основных помещений необходимо обеспечи­вать свободное от колонн пространство или применять наиболее крупноразмерные сетки колонн, тогда как для вспомогательных по­мещений целесообразно применение мелкоразмерной сетки ко­лонн. Схемы планировочных секций для некоторых моделей авто­мобилей приведены на рис. 19.2.

Применение зданий без колонн рекомендуется для крупногаба­ритного подвижного состава, поскольку в этом случае разрешается применение нестандартных пролетов.

В случае многоэтажной стоянки автомобилей (рис. 19.3) имеет значение выбор сетки колонн.

6

Сокращение числа колонн улучшает условия маневрирования и повышает эффективность использования площади. Однако это тре­бует увеличения шага колонн, что приводит к увеличению толщины перекрытия высоты этажа, а следовательно, — к увеличению уклона или ширины рампы.

Удовлетворительным считается такой шаг ко­лонн, при котором между ними можно установить не менее трех ав­томобилей (рис. 19.4.)

Наиболее удобными в эксплуатационном отношении являются цельнопролетные многоэтажные здания без колон.

Рис. 19.3. Применение различных сеток колонн в многоэтажных гаражах с указа­нием удельной площади секции






7

Рис. 19.4. Сочетание планировочных секций с пролетами зданий: а — двух- или многопролетное здание с расположением автомобилей нормально пролету; б — однопролетное (бесколонное) здание; в — двух- или многопролетное здание с колоннами между секциям

Приемы типовых планировочных решений

Примером генерального плана грузового АТП может служить план предприятия, предназначенного для эксплуатации грузовых автомобилей, половина которых работает с прицепами (рис. 20.1).




8

Хранение автомобилей и автопоездов осуществляется на откры­той площадке. Взаимное расположение зданий и сооружений пред­приятия и организация движения на его территории обеспечивают подвижному составу после его возвращения с работы поступление в различные зоны предприятия в зависимости от потребностей.

Среди типовых проектов грузовых АТП наиболее распростране­ны проекты АТП комплексного типа с числом автомобилей от 100—150 до 400—450. Большинством из них предусматривается от­крытая стоянка подвижного состава, оборудованная средствами те­пловой подготовки двигателей.

Однако в ряде случаев проект рассчитывается с учетом хранения автомобилей в закрытом отапливаемом помещении. Производствен­ный корпус вмещает в себя все зоны, кроме зоны ЕО, расположен­ной в отдельном помещении, а также производственные отделения, складские помещения и стоянку на 120 автомобилей.

Примером проектного решения современного грузового пред­приятия является типовой проект АТП на 250 автопоездов КамАЗ. В состав его входят три основные здания: главный и вспомогатель­ный производственные корпуса и административно-бытовой кор­пус, сообщающийся с главным производственным корпусом теплым переходом. Главный корпус имеет три пролета по 24 м при шаге ко­лонн 12 м, вспомогательный корпус — два пролета того же размера.

На рис. 20.2 представлен проект базы централизованного техни­ческого обслуживания (БЦТО) на 1500 грузовых автомобилей; экс­плуатируемых транспортными предприятиями, кооперированными с базой.

В состав базы входят три здания: главный корпус, в котором расположены зоны ТО и TP, вспомогательный корпус с проездны­ми постами мойки и диагностики и трехэтажный административ­но-бытовой корпус, сообщающийся с главным корпусом.

Зона ТО имеет въездные и выездные тамбуры, между которыми расположены четыре поточные линии — по две для ТО-1 и ТО-2. Зона ремонта имеет 25 косоугольно расположенных постов TP, в том числе 16 постов тупиковых и 9 постов проездных, предназна­ченных для ремонта автопоездов.

Главный корпус имеет четыре пролета по 24 м при шаге колонн 12 м и высоте 6 м.

В типовом проекте здания на 350 автобусов (рис. 20.3) произ­водственные помещения расположены вдоль внешних стен здания, что обеспечивает их хорошее дневное освещение. Административ­но-бытовые помещения выделены в специальное здание, соединен­ное с производственным корпусом галереей. Большинство мест сто­янки запроектировано с зависимым выездом.

В типовом проекте таксомоторного парка на 325 автомобилей (рис. 20.4) предусмотрено трехэтажное здание, на первом и частич­но на втором этажах которого размещаются производственные по­мещения, а на втором и третьем — стоянки. На третьем этаже раз­мещены также бытовые помещения. Подъем и спуск автомобилей осуществляются по двум прямолинейным рампам.

Планировочное решение включает три поточные линии: ЕО, экспресс-диагностики и ТО-1. Зона ТО-2 и TP, размещенная на втором этаже, имеет посты тупикового типа. Имеются специализи­рованные участки углубленной диагностики, шиномонтажных ра­бот, а также развитые по площади кузовной и малярный участки.

9

Размещение основных производственных помещений в при­стройках позволило обеспечить их естественное освещение и орга­низовать движение автомобилей по рациональной схеме.

10

Рис. 20.3. Пример типового проекта планировки главного корпуса АТП на 350 автобусов с закрытой стоянкой:1 — зона ЕО; 2 — зона ТО; 3 — зона TP; 4 — те­пловой участок; 5 — малярный участок; 6 — обойное отделение; 7 — склад ма­сел; 8 — шинно-монтажное отделение; 9 — электрорадиотехническое отделение; 10 — карбюраторное отделение; 11 — аккумуляторное отделение, 12 — компрес­сорная; 13 — цех ОГМ; 14 — склад резины; 15 — агрегатно-механический уча­сток; 16 — инструментально-раздаточная кладовая; 17 — склад агрегатов; 18 — склад запасных частей; 19 — склад материалов; 20 — стоянка автобусов; 21 — ад­министративно-бытовой корпус; 22 — контрольно-технический пункт; 23 — внутренний въезд в производственные зоны; 24 —галереи

Рис. 20.4. Пример типового проекта здания АТП на 325 легковых автомобилей: а — первый этаж: 1 — зона ЕО; 2 — стоянка на 42 автомобиля; 3 — зона экспресс-диагностики и ТО-1; 4 — насосная; 5 — склад масел; 6 — кладовая; 7 — электрокарбюраторное отделение; 8— ак­кумуляторное отделение; 9 — отделение ремонта таксометров; 10 — посты таксометровых и шиномонтажных работ; 11 — шиноремонтное отделение; 12 — склад шин; 13 — посты уг­лубленной диагностики; 14 — агрегатно-механическое отделение; 15 — склад запасных час­тей, агрегатов и материалов; 16 — тепловой участок; 17— участок ОГМ; 18— склад ОГМ; 19 — распределительное устройство; 20 — комплексная трансформаторная подстанция; 21 — компрессорная; 22 — тепловой пункт; 23 — насосная спринклерной системы; б — второй этаж: 24— стоянка на 112 автомобилей; 25— малярный участок; 26— зона TO-2 и TP; 27 — кузовной участок; 28 — промежуточный склад; 29 — обойное отделение


11



Практическая часть.

1.Начертите 1 из примеров типового проекта в формате А4.

Вариант 1; 5; 9; 13; 17; 21; 25; 29 – рис.20.1

Вариант 2; 6; 10; 14; 18; 22; 26; 30 – рис.20.2

Вариант 3; 7; 11; 15; 19; 23; 27; 31 – рис.20.3

Вариант 4; 8; 12; 16; 20; 24; 28 – рис.20.4


Отчет о работе

В отчете отразить:

1. Наименование работы, цель работы, задание.

2. Пояснения к работе и порядок ее выполнения, оборудование.

3. Теоретическую и практическую части.

4.Сделать выводы о проделанной работе.

Контрольные вопросы

1.На какие зоны подразделяются производственные помещения АТП?

2.Приведите возможные варианты расположения постов обслуживания автомобилей на АТП?

3.Какие могут быть сетки колонн?

4.При проектировании, каких зданий рекомендуется не применять ко­лонны?

5.За счет каких планировочных решений АТП обеспечивается подвижно­му составу поступление в различные зоны предприятия в зависимости от потребностей после его возвращения с работы?

6.За счет каких планировочных решений АТП осуществляется хранение автопоездов?

7.Какие типовые проекты грузовых АТП получили наибольшее распро­странение?

8.Какие планировочные решения применимы для зоны ЕО?



















12


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 11

Планировка генерального плана СТО

Цель работы

Научиться производить планировку генерального плана СТО.

Предварительная подготовка к выполнению работы

Изучить литературу:

И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

Пояснения и порядок выполнения работы.

Общие сведения о нормах технологического проектирования СТОА

При проектировании или реконструкции и организации произ­водственной деятельности СТОА руководствуются Нормами техно­логического проектирования предприятий ОНТП—АТП—СТО.

Основные принципы планировочных решений станций обслу­живания такие же, как и для АТП. Ниже приведены лишь некото­рые особенности, применяемые при планировочных решениях, ха­рактерных для СТОА.

Несмотря на многообразие факторов, оказывающих различное влияние на планировку СТОА, имеется ряд общих положений и требований проектирования, которые следует учитывать при разра­ботке проектов и их планировочных решений.

К ним относятся: расположение основных зон и производствен­ных участков предприятия в одном здании без деления предприятия на мелкие помещения; стадийное развитие СТОА, предусматриваю­щее ее расширение без значительных перестроек и нарушения функ­ционирования; обеспечение удобства для клиентов путем соответст­вующего расположения помещений, которыми они пользуются.

При разработке генерального плана СТО аналогично АТП сле­дует руководствоваться соответствующими главами строительных норм и правил (СНиП).

На территории СТОА может располагаться здание (навес) для постов самообслуживания.

В случае размещения в комплексе станции обслуживания АЗС необходимо учитывать в общей транспортной схеме генплана от­дельный транспортный поток к АЗС со своей накопительной пло­щадкой. При этом транспортный поток к АЗС не должен пересекать поток заезда и выезда автомобилей на станцию обслуживания.

Дорожные СТОА рекомендуется располагать в населенных пунктах или в непосредственной близости от них, что сокращает за­траты на коммуникации и благоустройство. Как правило, дорожные СТОА сооружаются в комплексе с АЗС.

В основе планировочного решения СТОА так же, как и для АТП, лежит схема технологического процесса (рис. 21.1) и требова­ния, предъявляемые к противопожарным и санитарно-гигиениче­ским условиям к зонам, участкам и постам для ремонта кузовов с применением сварки.



13

Рис.21.1. Схема технологического процесса СТОА

На СТОА допускается размещать в одном помещении с постами ТО и ремонта участки моторный, агрегатный, механический, элек­тротехнический и приборов питания.

Посты мойки автомобилей, расположенные в камерах, также допускается размещать в помещениях постов ТО и ремонта.

На небольших СТОА (с числом постов до 10) в помещениях по­стов ТО и ремонта допускается размещать окрасочную камеру и по­сты для ремонта кузовов с применением сварки. При этом указан­ные выше посты должны быть ограждены несгораемыми экранами высотой 1,8 м от пола и располагаться на расстоянии не менее 15 м от открытых проемов окрасочной камеры.

При проектировании окрасочных участков должны предусмат­риваться два помещения одно для окрасочных работ и другое для подготовки красок. На станциях обслуживания с числом постов до10 для размещения окрасочного участка допускается предусматри­вать одно помещение.

Основным помещением на СТОА является зона ТО и ремонта, которая по характеру производственного процесса должна быть свя­зана со всеми вспомогательными участками.

Посты в зоне ТО и ремонта в зависимости от мощности стан­ции могут быть универсальными или специализированными по ви­дам работ (смазочные, диагностические, ТО и т. д.).

На небольших городских и дорожных СТОА в основном приме­няют тупиковые универсальные посты.

На крупных станциях используют поточные линии для TP наря­ду с универсальными постами, предусматриваются специализиро­ванные посты для замены агрегатов, перестановки колес и др.

В зонах ТО и ремонта необходимо предусматривать посты для срочного обслуживания.

Место ожидания — автомобилеместо, предназначенное для по­становки автомобилей во время ожидания им приемки-выдачи, по­становки на рабочий пост, ремонта снятого с него агрегата, узла, прибора.

Рабочий пост — автомобилеместо, оснащенное соответствующим технологическим оборудованием и предназначенное для выполнения технических воздействий, производимых непосредственно на авто­мобиле для поддержания и восстановления его технически исправно­го состояния и внешнего вида. Это посты мойки, диагностики, тех­нического обслуживания, текущего ремонта и окраски (табл. 21.1).

14

Вспомогательный пост — автомобилеместо, на котором выпол­няются непосредственно на автомобиле технологически вспомога­тельные операции, необходимые для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида. Это посты: приемки — выдачи автомобилей; подготовки к окраске; сушки по­сле окраски и мойки.

Геометрические размеры зон ТО, ремонта и хранения определя­ются по методике, указанной для АТП.

Практика эксплуатации СТОА выработала определенные плани­ровочные решения исходя из специфики данных предприятия.

Это в первую очередь относится к помещениям, связанным с обслуживанием клиентуры. Так, диспетчерская обычно располагает­ся рядом с участком приема и выдачи автомобилей, рядом с диспет­черской и участком приема и выдачи автомобилей — участок диаг­ностики автомобилей, контора и касса.

Данный перечень структурных подразделений характерен не для всех типов СТОА, на станциях небольшого размера, например до 11 постов, некоторые виды работ объединены на одном участке. Ниже указывается назначение производственных участков и дается крат­кая характеристика выполняемых на них работ.

Участок приемки и выдачи автомобилей предназначен для выпол­нения следующих работ:

при приемке — внешнего осмотра автомобиля и проверки его комплектности, агрегатов и узлов, на неисправность которых указы­вает владелец автомобиля, а также влияющих на безопасность дви­жения, определения состояния автомобиля с целью выявления де­фектов, не заявленных владельцем, определения ориентировочного объема, стоимости, срока выполнения работ и способа устранения дефектов, согласования всех вопросов с владельцем автомобиля, оформления документов;

при выдаче — контроля выполненных работ, указанных в на­ряд-заказе, внешнего осмотра, проверки комплектности и сдачи ав­томобиля владельцу.

При приемке и выдаче автомобилей возможно и целесообразно использование диагностического оборудования. Организация техно­логического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

Участок уборочно-моечных работ предназначен для уборки сало­на кузова автомобиля, мойки двигателя автомобиля снизу и сверху, сушки и полировки кузова. Организация технологического процесса зависит от производственной программы, площади и оборудования участка.

15

Участок диагностики предназначен для определения техническо­го состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов без разборки. Диагностирование представляет собой технологический элемент ТО и ремонта, а также основной метод выполнения контрольных работ. Диагностика позволяет обеспечить высокую эксплуатационную на­дежность автомобилей, повысить производительность труда и сни­зить затраты на текущий ремонт, запасные части и материалы.

Количество постов на участке диагностики, оснащенность их оборудованием, компоновочная схема, а также специализация и кооперация их между собой, постами приемки-выдачи и постами регулировочных работ определяются объемом и характером произ­водства, методом организации, а также задачами, которые должна решать диагностика на СТОА.

Участок ТО предназначен для проведения профилактического комплекса работ, направленных на предупреждение отказов и неис­правностей, поддержание автомобилей в технически исправном со­стоянии и обеспечение надежной, безопасной и экономичной их эксплуатации.

Независимо от вида ТО уборочно-моечные, крепежные, диагно­стические и регулировочные, смазочные и шинные работы осущест­вляют на рабочих постах, оснащенных соответствующим технологи­ческим оборудованием, а комплексные или специализированные работы — в зависимости от объема производственной программы СТОА и метода организации. При родственной технологии работ ТО и TP выполняются на одних и тех же постах различных произ­водственных участков.

Участок смазочно-заправочных работ предназначен для смены масла и доливки его в двигатель и агрегаты трансмиссии, замены фильтров и смазки сочленений карданного вала, ходовой части, ме­ханизмов управления, подшипников ступиц колес, точек кузова в объеме ТО-1, ТО-2 или указанного в талонах СК. Отдельные виды смазочно-заправочных работ могут выполняться по заявкам вла­дельцев. Например, смену масла в отдельных агрегатах и смазку оп­ределенных узлов автомобиля можно выполнять не только на спе­циализированных, но и на других постах в зависимости от объема производственной программы.

Участок TP предназначен для выполнения комплекса работ по агрегатам и узлам автомобиля, неисправность которых нельзя устра­нить путем регулировочных работ с целью восстановления их пара­метров и работоспособности.

В зависимости от характера и места производства работ TP вы­полняют либо на рабочих постах, либо на специализированных уча­стках (производственных отделениях) станции. К постовым работам относят: разборочно-сборочные операции, выполняемые непосред­ственно на автомобиле, регулировочные и крепежные работы, уст­ранение неисправностей тормозной и других систем, а также незна­чительных повреждений кузова, агрегатов и узлов без их демонтажа и разборки. Рабочие посты участка TP автомобилей оснащают необ­ходимым оборудованием, подъемными устройствами, приспособле­ниями и инструментом. Ряд работ, например замена карбюраторов и свечей зажигания, по своему характеру не требует применения подъемников и может выполняться на напольных постах или соот­ветствующих автомобиле-местах станции, оборудованных пере­движными домкратами, приспособлениями и инструментом.



16


Работы, не подлежащие по своему характеру выполнению на ра­бочих постах TP, осуществляют на специализированных участках: агрегатно-механическом — разборочно-сборочные, моечные, ремонтно-восстановительные и контрольные работы по двигателю, коробке передач, рулевому управлению, передним и задним мостам и другим агрегатам, узлам и деталям, снятым с автомобиля, а также слесарно-механические работы с использованием токарно-винто-резных, сверлильных и других станков.

Аккумуляторном — подзаряд, заряд и ремонт аккумуляторных ба­тарей, а также приготовление дистиллированной воды и электроли­та. Аккумуляторные батареи ремонтируют на специализированных или крупных СТОА в ремонтном отделении участка, где заменяют заливочную мастику и неисправные детали, отливают свинцовые де­тали батареи, наплавляют выводные клеммы, паяют перемычки и др.

Электротехническом — проверку и ремонт агрегатов и приборов электрооборудования, неисправность которых не могла быть устра­нена на постах TP после очистки от пыли и грязи, осмотра и испы­тания на специальных установках; подлежащие ремонту агрегаты и приборы разбирают на узлы и детали, промывают и просушивают, дефектуют и в зависимости от технического состояния заменяют или ремонтируют, а также проверяют на соответствующем кон­трольном стенде или установке.

Карбюраторном — разборку карбюраторов с устранением обна­руженных дефектов, подбор жиклеров, проверку уровня топлива в поплавковой камере, а также ремонт и проверку работоспособности топливных насосов. Приборы, требующие ремонта, перед разборкой моют в специальной ванне, а после ремонта испытывают на стендах и установках.

Шиноремонтном — демонтаж и монтаж шин, ремонт камер, за­мену дисков, камер и покрышек, балансировку колес, в зависимо­сти от типоразмеров СТОА. Шины очищают, демонтируют на стен­дах и дефектуют, ободья колес очищают от следов коррозии и окра­шивают, камеры ремонтируют наложением заплат и вулканизируют.

После сборки колес осуществляют их статическую и динамическую балансировку на специальном стенде.

Обойном — ремонт сидений и спинок, замену и ремонт обивки потолка, а также изготовление утеплительных чехлов и обивки кузо­ва, в зависимости от типоразмера СТОА. Для работы используют специальные швейные машины, верстаки для разборки подушек и сидений, столы и шаблоны для раскройки обивочных материалов, лари и стеллажи. Снятие и замену обивки кузова, а также сидений осуществляют на рабочих постах кузовного участка СТОА.

Кузовном — замену отдельных деталей кузова, а также жестя­ницкие, сварочные, медницкие и кузнечно-рессорные работы, изго­товление необходимых для замены деталей кузова, правку и ремонт аварийных автомобилей на специальных стендах в зависимости от типоразмера СТОА. Жестяницкие работы включают ремонт крыль­ев, брызговиков, капотов, облицовку радиатора, дверей и других частей кузова. Арматурные работы включают ремонт замков, петель, стеклоподъемников, установку ручек, кронштейнов, вставку стекол и окантовок. Медницкие работы связаны с ремонтом радиаторов, топливных баков, топливо- и маслопроводов.


17

Окрасочном — окраску кузова и его деталей. В отделении подго­товительных работ — снятие старой окраски, шпатлевку и шлифов­ку. Здесь же обычно подкрашивают небольшие участки кузова и его деталей. В окрасочном отделении наносят грунт и высушивают его, частично или полностью окрашивают кузов, а также наносят проти­вошумную мастику и антикоррозийное покрытие. Все работы, свя­занные с распылением лакокрасочных материалов и их сушкой, вы­полняют в специальных герметических камерах, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, исключающей возможность об­разования в камерах взрывоопасных концентраций и проникнове­ние из камер в помещение участка паров растворителя и тумана краски. Подготовку смесей, приготовление лаков и красок и разбав­ление растворителей, мойку пистолетов и краско-нагнетательных бачков и другие связанные с этими операциями процессы осуществ­ляют в специальных вентилируемых помещениях краско-пригото-вительного отделения.

Помимо основных производственных участков, станции имеют склад запасных частей, клиентскую, административно-бытовые по­мещения, расположенные, как правило, на втором этаже и др. В зоне ТО и TP, а также кузовном, окрасочном и других участках, кроме рабочих, предусмотрены вспомогательные посты и автомоби-леместа ожидания, на которых также при необходимости могут вы­полняться определенные виды работ.

Приемы типовых планировочных решений

Генеральный план СТОА и схемы расположения постов, произ­водственных участков и других помещений некоторых типовых СТОА показана на рис. 21.2—21.6.

Дорожные станции технического обслуживания (СТОА) предна­значены для оказания по мере необходимости технической помощи всем транспортным средствам в пути. Обычно они невелики и со­стоят из одного, реже пяти — восьми рабочих постов, универсальны по типам и маркам обслуживаемых транспортных средств, но огра­ничены в перечне оказываемых ими услуг. В зависимости от назна­чения и мощности их используют в основном для выполнения мо­ечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, преимущественно на базе замены узлов и деталей, потребность в которых возникла в пути.















18


Рис. 21.2. Генеральный план СПЕЦАВТОЦЕНТРА (а) и планировка производственных, ад­министративно-бытовых помещений специализированного автомобильного центра на 50 ра­бочих постов (б): a — генеральный план: 1— производственный корпус; 2 — административ­но бытовой корпус (см. комментарии к позиции б); 3 — контрольно-пропускной пункт; 4 — АЗС; 5— автомобиле-места хранения (57 ед. поступивших в ремонт); 6 — очистные сооруже­ния; 7— автомобиле-места хранения отремонтированных автомобилей; 8 — автомобиле-мес­та хранения новых автомобилей; 9 — площадка для разгрузки автовозов; б — планировка по­мещений: 1 — магазин продажи автомобилей с салоном; 2 — площадка для автомобилей; 3 — участок, предпродажной подготовки; 4— участок мойки; 5 — диспетчерская; б — зал ожида­ния; 7— участок приема автомобилей; 8 — участок выдачи автомобилей; 9 — участок смазки; 10 — участок диагностики; 11—участок гарантийного обслуживания; 12 — участок ТО; 13 — участок TP; 14 — участок ремонта кузовов; 15 — обойный участок; 16 — участок окраски ав­томобилей; 17— склад запасных частей; 18— агрегатно-механический участок; 19— инстру­ментально-раздаточная кладовая; 20 — участок ремонта электрооборудования; 21 — шиноре­монтный участок; 22 — аккумуляторный участок; 23 — участок ремонта топливной аппарату­ры; 24 — кузнечно-сварочный участок; 25 — медницкий участок; 26 — участок испытания двигателей; 27 — пост удаления консервационного покрытия; 28— места для автомобилей.

19


Рис. 21.3. План СТОА на 10 постов: 1 — мойка и пост приема автомобиля в ре­монт; 2 — конторское помещение; 3 — пост диагностики; 4 — посты ТО и TP; 5 — пост регулировки схода-развала колес; 6 — склад для демонтированных па­нелей; 7— начальник смены; 8— магазин автоаксессуаров; 9— комната ст. мас­тера; 10 — лаборатория подбора красок; 11 — склад красок; 12 — окрасочная и сушильная камера; 13 — складские помещения; 14 — диспетчерская производст­ва; 15 — зал приема клиентов; 16 — антикоррозионный участок; 17 — стоянка автомобилей; 18 — выезд отремонтированных автомобилей





20

Рис. 21.5. План типовой станции технического обслуживания автомобилей на 25 постов: 1— магазин; 2 — пункт приема и выдачи; 3 — мойка, посты; 4 — диаг­ностики; 5— зона ТО и TP; 6— смазки; 7 — окрасочный участок; 8 — кузовной участок; 9 — обойное отделение; 10 — шинное отделение; 11 — аккумуляторное отделение; 12 — агрегатно-механическое отделение; 13 — электрокарбюраторное отделение; 14— склад запасных частей; 15 — клиентская

Рис. 21.6. Производственный корпус дорожной станции на 3 поста:1 — кли­ентская; 2 — бытовые помещения; 3 — склады; 4 — посты обслуживания и ремонт легковых автомобилей и автобусов; 5 — мойка автобусов и легковых

автомобилей

Наименование разделов и подразделов должно быть кратким, со­ответствовать содержанию, их записывают в виде заголовка (в крас­ную строку) буквами более крупного шрифта или подчеркивают.

21

На обложке расчетно-пояснительной записки должна быть на­клеена этикетка размером 100 х 75 мм с указанием названия пред­приятия, его юридического адреса.

Графическую часть проекта выполняют на листах чертежной бу­маги формата 24 (594 х 841 мм) в полном соответствии с действую­щими стандартами ЕСКД.

Чертежи (карты) операционных технологических эскизов по ГОСТ 3.1105—84, схемы технологического процесса с развитой сис­темой диагностирования.

Сборочные чертежи приспособлений, стендов, рабочего инстру­мента со спецификацией.

Чертежи планировки существующего производственного под­разделения и чертеж планировки нового или реконструированного подразделения.

На планировках должны быть показаны размеры помещения, монтажно-установочные размеры с расстановкой оборудования, ус­ловные обозначения расположения рабочих мест, точек подвода электроэнергии, воды, пара, сжатого воздуха и т. п.

На чертежах планировок помещается спецификация оборудова­ния, расшифровка условных обозначений, необходимые техниче­ские условия.

Практическая часть.

1.Начертите 1 из примеров типового проекта в формате А4.

Вариант 1; 5; 9; 13; 17; 21; 25; 29 – рис.21.3

Вариант 2; 6; 10; 14; 18; 22; 26; 30 – рис.21.4

Вариант 3; 7; 11; 15; 19; 23; 27; 31 – рис.21.5

Вариант 4; 8; 12; 16; 20; 24; 28 – рис.21.6


Отчет о работе

В отчете отразить:

1. Наименование работы, цель работы, задание.

2. Пояснения к работе и порядок ее выполнения, оборудование.

3. Теоретическую и практическую части.

4.Сделать выводы о проделанной работе.


Контрольные вопросы

1.Какие типовые проекты АТП нашли наибольшее распространение?

2.В чем заключаются особенности планировочных решений при проек­тировании СТОА?

3.Где рекомендуется располагать дорожные СТОА?

4.Какую методику применяют при проектировании СТОА?

5.Что представляет собой расчетно-пояснительная записка проекта предприятия?

6.Что понимают под графической частью проекта?









22


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 12

Расчет нормы пробега до ТО. Расчет нормы пробега до КР.

Цель работы

1.Научиться производить расчет нормы пробега до ТО.

2. Научиться производить расчет нормы пробега до КР.

Предварительная подготовка к выполнению работы

Изучить литературу:

И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

Пояснения и порядок выполнения работы.

Производственную программу или число ТО и ремонтов при про­ектировании и планировании рассчитывают обычно аналитическим методом за цикл — период времени, соответствующий пробегу, еди­ницы подвижного состава (автомобиля) в километрах от начала экс­плуатации до капитального ремонта.

Перед расчетом производственной программы и годового объ­ема работ устанавливают периодичность ТО-1 и ТО-2, определя­ют расчетную трудоемкость единицы ТО данного вида и трудоем­кость ТР/1000 км пробега, рассчитывают нормы пробега автомо­билей до КР.

Нормативы периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости единицы ТО и ТР/1000 км принимаются соответственно из табл. 2.1—2.3 Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта (далее Положение).

Эти нормативы с помощью специальных коэффициентов К1—К5 (см. табл. 2.8—2.12 в том же Положении) должны корректи­роваться в зависимости от:

категории условий эксплуатации (КУЭ) — К1;

модификации подвижного состава и организации его работы — К2 (табл. 9.3);

природно-климатических условий — К3 (табл. 9.4);

пробега с начала эксплуатации — К4 (табл. 9.5);


количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава — К5.

Таблица 9.3. Коэффициент корректирования К2 нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы


23


Таблица 9.4. Коэффициент корректирования К3 = К'К" нормативов в зависимости от природно-климатических условий


Таблица 9.5. Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта К4 и продолжительности простоя на техническом обслуживании и в ремонте К' в зависимости от пробега с начала эксплуатации



24

Исходный коэффициент корректирования, равный единице, принимается для случая, характеризующегося набором следующих данных:

категория условий эксплуатации — I (КУЭ);

модели автомобилей — базовые;

климатическая зона — умеренная с умеренной агрессивностью окружающей среды;

пробег подвижного состава с начала эксплуатации равен 50—75 % от пробега до КР;

если на АТП производится ТО и ремонт 200—300 ед. подвижно­го состава, составляющих 3 технологически совместимые группы; АТП оснащено средствами механизации согласно табелю техноло­гического оборудования.

Результирующий коэффициент корректирования нормативов получается перемножением отдельных коэффициентов:

периодичность ТО — К1К3;

пробег до КР — К1К2К3;

трудоемкость ТО — К2К5;

трудоемкость TP — К1К2 • К4К2К5;

расход запасных частей — К1К2 • К3.

Периодичность ТО-1, ТО-2 и пробег до капитального ремонта определятся исходя из нормативов периодичности (см. табл. в По­ложении) ТО-1 ( км) и ТО-2 ( км) то:

где L1 и L2 — расчетные периодичности соответственно ТО-1 и ТО-2, км; LKP — расчетный пробег автомобиля до капитального ре­монта, км.

После определения расчетной периодичности ТО-1 произ­водится окончательная корректировка ее величины по кратности со среднесуточным пробегом автомобилей (Lcc)

L1 / Lсс = п1


где п1 — величина кратности (округляется до целого числа).

Окончательно скорректированная по кратности величина пе­риодичности ТО-1 (L1) принимает значение

L1= п1 Lсс, км


(с последующим округлением до целых сотен км).

После определения расчетной периодичности ТО-2 (L2) прове­ряется ее кратность со скорректированной периодичностью ТО-1(L1)

L2 / L1 = п2


где п2 — величина кратности (округляется до целого числа).


25

Окончательная скорректированная величина периодичности ТО-2 (L2) принимает значение

L2 = n2 L1, км.

Величина расчетного пробега автомобиля до капитального ре­монта корректируется по кратности с периодичностью ТО-1 и ТО-2

Lкр / L1 = п3


где п3 — величина кратности (округляется до целого числа).

Окончательно скорректированная величина расчетного пробега автомобиля до капитального ремонта принимает значение:

Lкр = n3 L1, км.

Допускаемое отклонение окончательно скорректированных ве­личин L1 L2 и LKP от нормативных ±10 %.

Пример расчета. Необходимо определить нормы пробега до ка­питального ремонта и скорректировать периодичности ТО для авто­мобиля ЗИЛ-431410 и автопоезда в составе автомобиля-тягача ЗИЛ-441510 и полуприцепа ГКБ-9653, работающих во II категории условий эксплуатации, центральной природно-климатической зоне, со среднесуточным пробегом Lcc = 150 км.

Для расчета принимаем:

  1. Норму пробега автомобиля ЗИЛ-431410 для I категории усло­вий эксплуатации LКР = 300 000 км, нормативную периодичность ТО до: ТО-1 — L1 = 2500 км; ТО-2 - L2 = 12 500 км.

  2. Коэффициент, учитывающий II категорию условий эксплуа­тации, К1= 0,8.

  3. Коэффициент, учитывающий модификацию подвижного со­става (седельный тягач), К2 = 0,95.

Скорректированные нормируемые пробеги:

для автомобиля

LKP = 300 000 • 0,8 = 240 000 км,

L2= 12 500 • 0,8 = 10 000 км,

L1 = 2500 • 0,8 = 2000 км,

для автопоезда

LKP = 300 000 • 0,8 • 0,95 = 228 000 км,

L2= 12 500•0,8 = 10 000 км,

L1 = 2500 • 0,8 = 2000 км.

Скорректированные со среднесуточным пробегом периодично­сти ТО и TP:

для автомобиля LE0 = Lcc = 150 км,

для автопоезда LE0 = Lcc = 150 км,

п1 = L1 / Lсс = 2000/ 150 =13,3=14.

Округление произведено в большую сторону с учетом постанов­ки подвижного состава 1 раз через две недели (отклонение 5 %

для автомобиля

L1 = 150 • 14 = 2100 км,

для автопоезда

L1 = 150 • 14 = 2100 км,

п2 = L2 / L1= 10000/ 2000 =5.


26


Для автомобиля

L2 = 2100 •5 = 10500 км,


LKP= 10 500 •23 = 241 500 км.

Для автопоезда

Lсс = 2100 •5 = 10 500 км,

Lкр = 10 500 •22 = 231 000 км.

В тех случаях, когда автомобиль подвергается второму или третьему КР, вводят коэффициент 0,8, считая, что пробег в этом случае должен составить 80 % от LKP и соответственно


L`кр =Lкр •0,8

Для автомобиля

L`кр = 241 500 • 0,8 = 193 200 км.

Для автопоезда

L`кр = 231 000-0,8= 184 800 км.


Практическая часть.

1.Произвести расчет нормы пробега до ТО согласно данных своего варианта (приложение ).

2. Произвести расчет нормы пробега до КР согласно данных своего варианта (приложение ).


Отчет о работе

В отчете отразить:

1. Наименование работы, цель работы, задание.

2. Пояснения к работе и порядок ее выполнения, оборудование.

3. Теоретическую и практическую части.

4.Сделать выводы о проделанной работе.


Контрольные вопросы

1.По каким правилам осуществляется проектирование АТП?

2.Во сколько стадий производится проектирование?

3.Как характеризуются условия эксплуатации?

4.С какой целью вводятся коэффициенты корректировки нормативов?

5.Как определяют периодичность ТО-1 и ТО-2?












27

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 13

Расчет объема основного производства.

Цель работы

Научиться производить расчет объема основного производства.

Предварительная подготовка к выполнению работы

Изучить литературу:

И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

Пояснения и порядок выполнения работы.

Расчет годового объема (трудоемкости) работ ТО и TP по пред­приятию, первоначально производят исходя из имеющихся данных по предыдущему периоду и из расчетного годового пробега всего парка автомобилей по технологически совместимым группам со­гласно нижеприведенной табл. 9.6.

Таблица 9.6. Распределение подвижного состава по технологически совместимым группам при производстве технического обслуживания и текущего ремонта

Примечания

1. Технологически совместимая группа включает подвижной состав, конструкция которого позволяет использование одних и тех же постов и оборудования для технического обслуживания и текущего ремонта.

2. Организация работ и выбор оборудования для технического обслуживания и ремонта подвижного состава внутри каждой технологически совместимой группы осуществляются с учетом производственной программы.

3. Специальный и специализированный подвижной состав (за исключением автомобилей-самосвалов и автомобилей-фургонов) формируется в виде дополнительных технологически совместимых групп с учетом базовой модели автомобиля и сложности конструкции установленного на нем специального оборудования

Для уменьшения числа групп автомобилей, принимаемых к рас­чету, допускается объединение автомобилей II группы (при их об­щем числе менее 25 ед.) с III и (или) IV, например грузовые автомо­били УАЗ, ЕрАЗ с грузовыми автомобилями ГАЗ и (или) ЗИЛ, Урал, автомобили III группы с IV. Дизельные автомобили объединять с карбюраторными не рекомендуется.

28

При наличии на АТП газобаллонных автомобилей: ЗИЛ-138А (ЗИЛ-138И), ГАЗ-53-27, ГАЗ-52-27, ГАЗ-24-07, а в перспективе и других моделей они должны входить в группу автомобилей соответ­ствующей модели.

Для того, чтобы определить среднюю величину пробега (L крср = Lц) за цикл автомобиля из группы с учетом их пробегов (нового и старого в рассчитываемой группе) используют метод рас­чета средних величин:


L кр.ср = (L кр А + L'кp А' ) / ( А + А')


где А — количество новых автомобилей в группе; А' — количество старых автомобилей в группе; L кp и L'кp соответственные пробеги автомобилей.

Затем по формуле n'2= L кр ср / L2 определяют кратность пробега, округляют его до целых величин и корректируют пробег до капиталь­ного ремонта:

Lкр.ср = L2n'2

При выполнении операций технического обслуживания или ре­монта мало знать, когда (периодичность ТО, ресурс) и что (опера­ция смазки, регулирования, замены и др.) необходимо сделать. Важ­но также знать потребность в трудозатратах и ее варианты, чтобы правильно определить численность и квалификацию персонала, вклад трудозатрат в себестоимость операций и услуг.

Практическая часть.

Произвести расчет объема основного производства согласно данных своего варианта (приложение ).


Отчет о работе

В отчете отразить:

1. Наименование работы, цель работы, задание.

2. Пояснения к работе и порядок ее выполнения, оборудование.

3. Теоретическую и практическую части.

4.Сделать выводы о проделанной работе.


Контрольные вопросы

1.Что такое средний пробег автомобилей по АТП?

2.Для чего рассчитывается средний пробег автомобилей по АТП?














29


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 14

Расчет средней трудоемкости ТО и ТР

Цель работы

Научиться производить расчет средней трудоемкости ТО и ТР.

Предварительная подготовка к выполнению работы

Изучить литературу:

И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2 Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

Пояснения и порядок выполнения работы.

Понятие о трудоемкости и трудозатратах

Трудоемкость (t) — это затраты труда на выполнение в заданных условиях операции или группы операций ТО или ремонта. Трудоем­кость измеряется в человеко-часах, человеко-минутах. Трудоемкость 25 чел. мин. означает, что соответствующую операцию в оговоренных условиях (оборудование, оснастка, освещение и др.) исполнитель не­обходимой квалификации в среднем должен выполнить за 25 мин. Но эту работу могут выполнять несколько исполнителей (Рт) одно­временно, тогда средняя продолжительность выполнения задания сокращается и составляет t1 = t н/ ε Рт, где ε — коэффициент опреде­ляющий возможность совместной работы исполнителей, 0

Различают нормативную и фактическую трудоемкость.

Нормативная трудоемкость является официальной юридиче­ской нормой, принятой на данном предприятии, фирме и т. д., ис­пользуется для определения численности исполнителей; оплаты тру­да исполнителей (тарифная ставка, руб./ч); расчетов с клиентурой.

Фактическая трудоемкость — затраты труда на выполнение конкретной операции конкретным исполнителем и является слу­чайной величиной и может отличаться от нормативной.

На автомобильном транспорте действуют следующие виды норм:

  • дифференцированные (пооперационные), устанавливаемые на отдельные операции или их части — переходы (смена мас­ла, регулирование клапанного механизма, замена свечи и т. д.);

  • укрупненные на группу операций, вид ТО и ремонта (мойка, крепежные работы при ТО-1 или ТО-2, замена ведомого дис­ка сцепления и т. д.);

  • удельные, относимые к пробегу автомобили, чел.ч/1000 км (нормирование текущего ремонта).

Норма трудоемкости tH складывается из следующих составляю­щих:

tH = (tОП+ tПЗ+ tобс + tотд)К.

Оперативное время tОП, необходимое для выполнения производ­ственной операции, подразделяется на основное tQC и вспомогатель­ное t всп.

В течение основного (или технологического) времени осуществ­ляется собственно операция, например регулирование тормозов, за­мена масла в агрегате, снятие агрегата с автомобиля и т. д.

30

Вспомогательное время необходимо для обеспечения возможно­сти выполнения операции, например время установки автомобиля на пост ТО или ремонта, обеспечение доступа к объекту обслужива­ния или ремонта и т. д.

Подготовительно-заключительное время (tПЗ) необходимо для оз­накомления исполнителя с порученной работой, подготовки рабо­чего места и инструмента, материалов, сдачи наряда и др.

Время обслуживания рабочего места (tОБС) необходимо для ухода за рабочим местом и применяемым инструментом или оборудова­нием (уборка, смена инструмента, размещение оборудования и при­способлений и т. д.). В норме трудоемкости учитывается также не­обходимость перерыва на отдых и личные надобности (t отд).

Время на обслуживание рабочего места, перерывы на отдых и личные надобности называется дополнительным.

Коэффициент повторяемости К учитывает вероятность выпол­нения, помимо контрольной, и исполнительской части операции.

Нормативы трудоемкости устанавливаются сверху и доводятся до работников автотранспорта в виде таблиц аналогичной приве­денной в виде примера (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Нормативы трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава (извлечение из табл. 2.2. Положения о ТО и TP)



31

* В знаменателе данные для автомобилей выпуска с 1980 г. ** уточненные нормативы трудоемкости технического обслуживания и теку­щего ремонта автомобилей камаз приведены во второй части положения для этого семейства.


Для автомобиля, работающего без прицепа или полуприцепа расчетная трудоемкость на одно обслуживание (ЕО, ТО-1, ТО-2) определяется из следующих математических выражений.

Для автомобиля, работающего без прицепа или полуприцепа расчетная трудоемкость на одно обслуживание (ЕО, ТО-1, ТО-2) определяется из следующих математических выражений:

ti = t (iн)Кi, т.е. Рт tЕО= t ЕО(н)Кi, tТО= t ТО(н)Кi, tКР= t КР(н)Кi,

Аналогично определяют расчетную трудоемкость для прицепно­го хозяйства парка АТП, и затем суммируют его с рассчитанной трудоемкостью работ по автомобилю

ti АП= t iа+ ti ПП,

где t iа, ti ПП — соответственно скорректированные трудоемкости еди­ницы ТО или TP на 1000 км для единичного автомобиля-тягача и прицепа(полуприцепа):

ti = t а КТО,

ti ПП= t ТР(н)КТР,

где Кто = К2К5 — результирующий коэффициент трудоемкости ТО для автомобиля; КТР = K1K2 • К4К2К5 — результирующий коэффици­ент трудоемкости TP и соответственно К1К2 • К4К2К5 — коэффици­енты корректирования.

При выборе коэффициента К4 следует руководствоваться реко­мендациями второй части Положения о ТО и TP, где в частности предлагается определить долю (X) среднего фактического пробега группы автомобилей с начала эксплуатации от средней нормы про­бега до КР данной группы автомобилей.

Так, например на действующем АТП для группы автомобилей ЗИЛ-431410 было рассчитано, что пробег до капитального ремонта составил LKP = 10 500 •23 = 241 500 км.

И в тоже время фактический средний пробег рассчитанный по формуле Lфср = ΣL/ Аи для той же группы автомобилей составил Аи

182 955 км (где — ΣL суммарный пробег с начала эксплуата­ции автомобилей одной группы; Аи — списочное число автомоби­лей этой группы).

Следовательно, X = Lфср/ LКРср = 241,5/182,95= 1,32 и К4=1,4, так как он укладывается в интервал пробегов 1,25—1,50.


Определение средней трудоемкости ТО и TP

По окончанию корректирования нормативной трудоемкости ТО и TP для всех групп и моделей автомобилей определяют среднюю (средневзвешенную) трудоемкость, единицы ТО и TP на 1000 км для автомобилей, входящих в одну (n-ю) группу (tEOcpI; tEOcpII, …, n-й группы; ticpI; ticpII , и т. д.; ; t2cpI; ; tТOcpII; ; tТРcpI; tТРcpII и т. д.), по общей формуле

ticp (1-n) = (ti11+ ti2•А2+…+ tim•Аm)/( А12 +…+Аm)

где i — условное обозначение данного вида ТО или TP; 1, 2, … ,п — порядковый номер моделей автомобилей, составляющих одну груп­пу; I, II, п — порядковый номер группы автомобилей (основного автомобиля группы); ti1, ti2, tim — расчетная


32

трудоемкость едини­цы ТО или TP на 1000 км для автомобилей с 1- по m-ю модель,

со­ставляющих одну группу автомобилей соответственно в I, II, … n -й группах; А1; А2, Am — число автомобилей, составляющих одну группу соответственно в I, II, п-й группах.

Эта формула универсальна, т. е. может быть применена для оп­ределения средней расчетной трудоемкости единицы ТО и TP на 1000 км для автопоездов, прицепов и полуприцепов.

Полученные расчетом значения средней (средневзвешенной) трудоемкости единицы ТО и TP на 1000 км используются в после­дующих расчетах производственной программы по ТО и ремонту.


Практическая часть.

Произвести расчет средней трудоемкости ТО и TP согласно данных своего варианта (приложение ).


Отчет о работе

В отчете отразить:

1. Наименование работы, цель работы, задание.

2. Пояснения к работе и порядок ее выполнения, оборудование.

3. Теоретическую и практическую части.

4.Сделать выводы о проделанной работе.


Контрольные вопросы

1.Дайте определение трудоемкости и трудозатрат.

2.В чем заключается разница между нормативной и фактической тру­доемкостью?

3.Как определяют среднюю трудоемкость?







































33


Приложение

ОБПОУ СПО

Курский электромеханический техникум















Практическая работа № __

по ПМ 01

«Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики»

специальности 23.02.05

тема работы .























Выполнил студент группы

______________________

Проверил преподаватель

______________________









20_____

Вариант 1; 5; 9; 13; 17; 21; 25; 29

Тип и марка подвижного состава

Списочное число автомобилей

Средне-суточный пробег

Общий пробег автомобиля

Режим работы подвижного состава

ЗИЛ-454510

28

150 км

50 0/0 п.с. с пробегом 50 0/0 , 50 0/0п.с. с пробегом 0

8 часов в день,

253дня — при работе 5 дней в не­делю.


ЗИЛ-3501

16

Камаз-6520-6024-73

33

Камаз-6522-6042-43

14

ГАЗ-3309

10

Всего

101


Вариант 2; 6; 10; 14; 18; 22; 26; 30

Тип и марка подвижного состава

Списочное число автомобилей

Средне

суточный пробег

Общий пробег автомобиля

Режим работы подвижного состава

ЗИЛ-454510

28

150 км

50% п.с. с пробегом 50%, 50% п.с. с пробегом 0

8 часов в день, 253 дня в году – при работе 5 дней в неделю

ЗИЛ-3501

16

Камаз-6520-6024-73

33

Камаз-6522-6042-43

14

ГАЗ-3309

10

ГАЗ-3307

26

Всего

127


Вариант 3; 7; 11; 15; 19; 23; 27; 31

Тип и марка подвижного состава

Списочное число автомобилей

Средне-суточный пробег

Общий пробег автомобиля

Режим работы подвижного состава

ЗИЛ-454510

28

150 км

50 0/0 п.с. с пробегом 50 0/0 , 50 0/0п.с. с пробегом 0

8 часов в день,

253дня — при работе 5 дней в не­делю.


ЗИЛ-3501

16

Камаз-6520-6024-73

38

Камаз-6522-6042-43

14

ГАЗ-3309

10

ГАЗ-3307

25

Всего

131


Вариант 4; 8; 12; 16; 20; 24; 28

Тип и марка подвижного состава

Списочное число автомобилей

Средне

суточный пробег

Общий пробег автомобиля

Режим работы подвижного состава

ЗИЛ-454510

38

150 км

50% п.с. с пробегом 50%, 50% п.с. с пробегом 0

8 часов в день, 253 дня – при работе 5 дней в неделю.

ЗИЛ-3501

16

Камаз-6520-6024-73

33

Камаз-6522-6042-43

14

ГАЗ-3309

30

ГАЗ-3507

15

Всего

146


ГОСТ 2.105-95

Примерное выполнение текстового документа







СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. И.С. Туревский, Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.

  2. И.С. Туревский, Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. – М.: Форум – инфра. – М., 2011.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!