СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ. 

Просмотр содержимого документа
«Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ»

Зорина Ольга Александровна МБОУ «СШ №7» учитель информатики Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ

Зорина Ольга Александровна

МБОУ «СШ №7»

учитель информатики

Практические советы по организации ученических научно-исследовательских работ

Тема Проблема исследования Актуальность исследования Цель работы Задачи работы Объект, предмет исследования Гипотеза исследования

Тема

Проблема исследования

Актуальность исследования

Цель работы

Задачи работы

Объект, предмет исследования

Гипотеза исследования

Тема Краткая словесная формулировка проблемы исследования Формулировку темы исследования. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования. Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме. Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач.

Тема

Краткая словесная формулировка проблемы исследования

Формулировку темы исследования.

ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования.

Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме.

Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач.

Примеры неудачных названий и их переформулировка в работах участников конференции: Неудачные названия Правильные названия Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое) Изучение метеоритов в современной науке и их классификация Как компьютер появился на свет (примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования) История преодоления проблем при создании компьютеров Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования) Исследования условий возникновения радуги Как понять Шопена (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования) Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования) Исследование причин и факторов нападения акул на человека

Примеры неудачных названий и их переформулировка в работах участников конференции:

Неудачные названия

Правильные названия

Метеориты – гости из космоса (журналистское, очень широкое)

Изучение метеоритов в современной науке и их классификация

Как компьютер появился на свет (примитивное, ненаучное, не связывает с предметом исследования)

История преодоления проблем при создании компьютеров

Радуга в доме (ненаучное, примитивное, журналистское, не связывает с предметом исследования)

Исследования условий возникновения радуги

Как понять Шопена (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)

Изучение особенностей восприятия музыки Шопена младшими школьниками

Внимание, Акулы! (журналистское, очень широкое, не связывает с предметом исследования)

Исследование причин и факторов нападения акул на человека

Проблема исследования Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

Проблема исследования

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

Актуальность исследования Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: восполнение каких-либо пробелов в науке; дальнейшее развитие проблемы в современных условиях; своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; обобщение накопленного опыта; суммирование и продвижение знаний по основному вопросу; постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

Актуальность исследования

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Цель исследования Запланированный результат ваших исследований Цель должна быть достижимой, направлена на выявление нового знания или получения конечного продукта.

Цель исследования

Запланированный результат ваших исследований

Цель должна быть достижимой, направлена на выявление нового знания или получения конечного продукта.

Схема составления ЦЕЛИ исследовательской работы : 1. Выберите одно из слов типа:  изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др. 2. Добавьте название объекта исследования

Схема составления ЦЕЛИ исследовательской работы :

1. Выберите одно из слов типа: изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.

2. Добавьте название объекта исследования

Задачи исследования Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы:  - изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая)  - материалы проектов других авторов  - интернет, архив, музеи...

Задачи исследования

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы: - изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая) - материалы проектов других авторов - интернет, архив, музеи...

ЗАДАЧИ  исследовательского проекта  перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

ЗАДАЧИ исследовательского проекта  перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Объект исследования Что исследуется? Определяя объект исследования, следует задавать вопрос: ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ? Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Объект исследования

Что исследуется?

Определяя объект исследования, следует задавать вопрос: ЧТО РАССМАТРИВАЕТСЯ?

Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Предмет исследования Как, в каком аспекте исследуется объект. Это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Он дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Определение предмета исследования означает установление границ поиска.

Предмет исследования

Как, в каком аспекте исследуется объект.

Это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Он дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. Определение предмета исследования означает установление границ поиска.

Проблема – Как определить качество чипсов? Тема – Чипсы: вред или польза? Предмет исследования Вещества в составе чипсов Объект исследования (Что рассматривается?) Зависимость здоровья человека от состава чипсов

Проблема – Как определить качество чипсов?

Тема – Чипсы: вред или польза?

Предмет исследования

Вещества в составе чипсов

Объект исследования (Что рассматривается?)

Зависимость здоровья человека от состава чипсов

Гипотеза исследования Предположение, требующее доказательств. Предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Обычно ГИПОТЕЗЫ начинают словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если… Для решения проблемы потребуется гипотеза - предположение по теме исследования.

Гипотеза исследования

Предположение, требующее доказательств.

Предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Обычно ГИПОТЕЗЫ начинают словами:

Предположим…

Допустим…

Возможно…

Что, если…

Для решения проблемы потребуется гипотеза - предположение по теме исследования.

Методы исследования Как решать задачи, проводить исследование. Методы исследования можно объединить в четыре группы: - теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, проектирование, моделирование); - эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент); - математические (методы проверки результатов экспериментов); - рефлексивные (самоанализ, самооценка).

Методы исследования

Как решать задачи, проводить исследование.

Методы исследования можно объединить в четыре группы:

- теоретические (изучение и анализ литературы, прогнозирование, проектирование, моделирование);

- эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент);

- математические (методы проверки результатов экспериментов);

- рефлексивные (самоанализ, самооценка).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!