СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое применение топографических методов в экспедиционной работе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа "Практическое применение топографических методов в экспедиционной работе" - результат деятельности группы обучающихся-топографов в рамках комплексной экспедиции школьников, организованной в долине реки Рагуша, которая является особо охраняемой природной территорией (Бокситогорский район Ленинградской области). Цель - научиться применять топографические методы работы в реальных условиях местности. Принимали участие в работе группы топографов обучающиеся 6-8 классов.

Просмотр содержимого документа
«Практическое применение топографических методов в экспедиционной работе»

Практическое применение топографических

методов в экспедиционной работе


Руководитель: Каварзина Лариса Алексеевна, учитель географии Бокситогорской школы №3.


Цель: научиться применять топографические методы работы.


1. Введение


Среди наук о Земле  топография занимает особое место – это наука, наряду с геодезией и картографией, занимающаяся изучением поверхности нашей планеты в геометрическом отношении, методов точных измерений на земной поверхности и изображения поверхности земного шара на плоскости, на географических картах.

Топография – (от τόπος — «место» и γράφω — «пишу») – часть естествознания, подробно изучающая видимую физическую поверхность суши в геометрическом отношении. Этим отличается топография от геодезии, которая занимается изучением общего вида всей земной поверхности.

Термин «топография» впервые был введён знаменитым гре­ческим географом и астрономом Птолемеем примерно во II веке нашей эры.

В современном понимании это наука, подробно изучающая характерные особенности земной поверхности, для того чтобы правильно изобразить её на плоскости в виде планов и карт.

Основная задача топографии – получение точных данных о формах земной поверхности (рельефе), а также расположении на ней природных и созданных человеком географических объектов.

Топографиянаучная дисциплина, разрабатывающая методы съёмок земной поверхности с целью создания общегеографических карт крупных масштабов.

Основной метод изучения земной поверхности в топографии – топографическая съёмка. Это комплекс работ, выполняемых как на местности, так и в помещении.

Работы, выполняемые непосредственно на местности, называют полевыми, а в помещении – камеральными. Конечный результат полевых и камеральных работ, которые включают изучение земной поверхности, измерения на ней и графические построения на бумаге, топографическая карта.

В задачи топографии входит также изучение способов топографической съёмки.

Выделяют наземную, аэро- и космическую съёмки. Наземная съёмка применяется преимущественно на таких участках, картографирование которых нерентабельно другими средствами из-за их малой площади или затруднительно по характеру территории (например, гористая или сильно пересечённая местность).

Топография наиболее тесно связана с географическими науками. Это объясняется тем, что для составления карт, планов, профилей необходимо не только изучить данную территорию в геометрическом отношении, но и знать существо тех объектов, которые изображены на топографической карте, т.е. необходимо знание данной территории в географическом отношении.

Без знания географических особенностей территории, даже при точных данных геометрических исследований, нельзя отразить географическую природу поверхности.

Необходимость составления карт заключается в потребности различных специалистов: ботаников, гидрологов, энтомологов, почвоведов к точной привязке на местности объектов своих исследований.


2. Актуальность темы


В экспедиции нам также необходимы карты, чтобы по ним работать, наносить необходимые элементы, и те или иные изменения произошедшие на территории.

В прошлые годы ребятами осуществлены глазомерные съёмки территории от моста через реку Рагуша до высоковольтной линии.

Нанесены на карту места нескольких поноров, карстовых воронок, карстового цирка, места самовольных вырубок. Сделан план палаточного лагеря экспедиции «Рагуша», план группового могильника в районе деревни Рудная горка.

Съёмки местности произведены в масштабах 1:500 и 1:1000. На территории лагеря определён репер, от которого производились все замеры.

Проведённые работы позволят в будущем создать подробные карты каньона реки Рагуша для точной привязки интересующих объектов (места произрастания редких и реликтовых растений, распространения вредителей леса, гидрологических створов для расчёта расхода воды, геологических обнажений, распространения карстовых форм рельефа и т.д.).

Для детального изучения территории производили глазомерные и инструментальные съёмки, которые требуют специального оборудования: теодолита, нивелира, мензулы, стальной мерной ленты, инструментальной треноги.


3. Ход работы


В 2015 году мы решили выполнить построение схем профилей рельефа долины реки Рагуша (рис.1) в местах, где проходит сухое русло реки, где самое большое количество карстовых воронок и поноров.

Наши задачи:

- закрепление умений строить схемы профилей;

- проведение измерений с помощью нивелира;

- определение ширины русла реки и высоты склонов;

- отработка на местности понятий «речная долина», «русло реки»,

«пойма», «карст», «поноры» и других;

- формирование представлений о горных породах, слагающих речную

долину, и о карстовых процессах.


В ходе работы нами проведено нивелирование склонов и замеры ширины русла реки, отмечены особенности русла.

Нивелирование проводилось в трёх точках, а именно в 25-ти метрах выше по течению от моста по дороге Бокситогорск - Половное, возле «стоянки ботаников» и возле начала сухого русла (в месте расположения организованного спуска к реке от лагеря).

Для проведения полевых работ мы выбирали участки территории, включающие в себя такие элементы речной долины, как пойма (низкая и высокая), прирусловой вал, террасы и другие.

Линии профилей, по которым проводилась нивелирная съёмка, сделали прямыми, чтобы долина реки хорошо просматривалась.


В ходе работы данные, заносились в следующую таблицу:



№ про-

филя


высота склонов, в метрах



ширина русла,

в метрах


примечания

Правый

склон

левый

склон



1



6,0



11,5



13,0

тип берега – обрывистый; у левого берега провал глубиной около 1 метра; глыбы от разрушенного основания старого моста; у правого берега – поноры, скопление песка



2



5,0



2,5



9,0

тип берега – пологий; русло песчаное, извилистое; слева наносы песка гораздо выше, чем у правого берега; справа – поноры



3



8,0



1,3



11,0

тип берега – пологий; русло каменистое; справа – поноры, наносы мусора (ветки, сучья, части стволов деревьев)



Сухое русло реки Рагуша сложено преимущественно валунами и обломками известняка разного размера и разной степени окатанности.

В местах, где река «поворачивает» наблюдаются наносы песка. Там, где мы видим поноры, также дно реки песчаное.

Накопление песка связано с резким уменьшением скорости течения перед началом сухого русла реки и на его изгибах.



Литература:


1. Боголюбов А.С. «Комплексные исследования на ландшафтном профиле», «Экосистема», 2000 год;

2. Материалы исследований детской комплексной экспедиции «Рагуша – 2003», «Рагуша – 2007»;

3. Томанова З.А., Любарский А.Н. «Природа родного края», учебное пособие для учащихся, СП., «Специальная Литература», 2008 год;

4. Чернихова Е.Я. «Учебные экскурсии по географии», М., «Просвещение», 1992 год.





Приложение


.


Рис. 1. Схема профилей рельефа речной долины


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!