Практическое занятие для обучающихся
Тема: "Наше условие – долой сквернословие"
Цель: профилактика сквернословия.
Задачи:
- Показать пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека;
- Развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений;
- Учить выражать свои чувства социально приемлемым способом;
- Провести анкетирование среди участников: "Сквернословие в моей жизни”.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Что такое «Сквернословие»?
3. Игра «Ассоциации»:
А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Все знают игру «Ассоциации»? Говорят, что каждое слово для нашего мышления и воображения имеет свои индивидуальные характеристики: запах, цвет, эмоции. Если я скажу слово ЛЕТО, каждый из вас вспомнит что-то свое: запах и вкус клубники, тепло солнечных лучей, ощущение обжигающе горячего песка под босыми ногами, шум морской волны, влажный запах хвойного леса и т. д.
Я буду называть вам слова, а вы записывайте на листочек, какие ассоциации возникают у вас с этим словом.
- МАМА
- КОНФЕТА
- ДРУЖБА
- НЕЦЕНЗУРНАЯ БРАНЬ
Обучающиеся записывают свои ассоциации, затем зачитывают их вслух. Совместное обсуждение результатов (подвести детей к мысли, что с первыми тремя словами ассоциации хорошие, добрые; с последним словом – отрицательные, не несущие положительных эмоций)
4. Просмотр социального видеоролика, историческая справка.
5. Анкетирование.
6. Для чего в наше время используют мат?
7. Упражнение:
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых, вежливых для каждого человека”
(Психолог: Что вы чувствуете, когда произносите эти слова? Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.)
– А теперь во 2 колонке запишите 10 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.
(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).
– Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы? (Выслушиваем ответы:
– Да стыдно, неловко.
– Когда вам бывало стыдно? (Ответы детей).
– Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд – это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности.
Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.
– А за свою речь вам бывает стыдно? (Выслушиваем ответы детей).
8. Административное правонарушение.
9. Подводя итог, прочитаем, что написано на слайде и скажем вместе: «Моя речь – это мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри».