СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие. Колониальная экспансия европейских стран. Индия.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие на примере которого можно проследить формируемые универсальные учебные действия: уважать историю других народов мира, принимать их, демонстрировать межэтническую толерантность при анализе колониальной политики европейских государств в XVI— XIX вв.; давать определение понятию «колониализм»; структурировать текст учебника по проблемам колониальной политики европейских государств в XVI—XIX вв., составлять схемы и таблицы; устанавливать причинно-следственные связи при изучении колониализма; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать,  анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе создания интерактивной карты колониальных захватов европейских стран в XVI—XIX вв.; осуществлять расширенный поиск информации о колониальном соперничестве и участии России в решении Восточного вопроса с использованием ресурсов библиотек и Интернета; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению колониализма.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Колониальная экспансия европейских стран. Индия.»

Тема 4.4. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока.

Практическое занятие № 21. Колониальная экспансия европейских стран. Индия.


Формируемые универсальные учебные действия: уважать историю других народов мира, принимать их, демонстрировать межэтническую толерантность при анализе колониальной политики европейских государств в XVI— XIX вв.; давать определение понятию «колониализм»; структурировать текст учебника по проблемам колониальной политики европейских государств в XVI—XIX вв., составлять схемы и таблицы; устанавливать причинно-следственные связи при изучении колониализма; работать в группе, эффективно сотрудничать и взаимодействовать, анализировать условия и планировать пути достижения целей в процессе создания интерактивной карты колониальных захватов европейских стран в XVI—XIX вв.; осуществлять расширенный поиск информации о колониальном соперничестве и участии России в решении Восточного вопроса с использованием ресурсов библиотек и Интернета; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели в процессе практической работы по изучению колониализма.


Развивающие задачи: 1. Сравнивая процессы исторического развития народов Европы и колониальных стран, показать устои последних в формировании единой всемирной материальной и духовной культуры. 2. Формировать логическое мышление. 3. Формировать умение находить причину и следствие.


Воспитательные задачи: 1. Показать, что народы Индостана до XVI века создали самобытную и оригинальную культуру, которую разрушали европейские колонизаторы. 2. Воспитывать у обучающихся, уважения к людям разных этносов и рас. 3. Воспитывать у обучающихся чувство сострадания и справедливости.


План урока. 1. Инструктирование учащихся по выполнению практической работы. 2. Самостоятельная работа учащихся по заданию. 3. Обсуждение результатов работы.


Цель: 1. Определить путь утверждения колониального владычества Запада в странах Востока. 2. Рассмотреть важнейшие явления периода, последствия колониальных захватов. 3. Дать оценку политическим и социальным процессам модернизации в традиционных обществах Востока. ..4. Определить результаты и значение колонизации Индии. 4. Отработка практические навыки самостоятельной работы с текстом учебника.


Тип: комбинированный


Форма: практическое занятие


Технология:

1. Мотивационная беседа. Постановка целей.

2. Входной контроль.

  • Почему географические открытия новых земель в 15-17 вв. носят название Великих?

  • Когда и кем была открыта Америка? Почему долгое время открытые Колумбом земли назывались Ост-Индией?

  • Как повлияли Великие географические открытия на сознание людей?

  • Что называют промышленным переворотом?

  • Как связаны между собой два значительных этапа в развитии человечества – Великие географические открытия и промышленный переворот в Англии?

  • Что такое колония и метрополия?

Колонии – это страны и территории, зависимые от других государств (метрополий)

Метрополия – страна, владеющая колониями.


Переход к изучению новой темы


Сегодня мы поговорим о том, что было следствием Великих географических открытий, что во многом определило экономический рост Европы и, не смотря на то, что события происходили 300 – 400 лет назад, тема сегодняшнего урока актуальна и сегодня. Давайте попробуем определить сегодняшнюю тему.

В рассказе о Европе того времени, обязательно будут упомянуты великолепные соборы Европы, их богатое внутреннее убранство, роскошь. При описании подчеркивается огромное количество золота, тратившееся на их строительство и отделку алтарей. Пряности.

Почему в одном ряду с соборами Европы мы вдруг видим пряности? (Ни золота, ни пряностей в Европе нет и не было, их нужно было привозить.)

Для постройки кораблей нужно железо, дерево, полотно. Изобреается горизонтальный ткацкий станок, помпа. Ресурсов не хватает, золота хочется больше; нужны чай, кофе, сахар – может, поискать это всё за морем?


3. Основная часть. Практическая работа с дидактическим материалом.


  1. Колониализм и колониальная политика. Выяснить причины создания колониальных империи. Показать результаты колониальных захватов в Индии для Англии и Индии.


  1. Колониализм и колониальная политика. Конспект.

На основе § 38 «Страны Востока и колониальная экспансия европейцев» (с. 231-233 учебника) составьте конспект по следующим позициям: определение понятия «колониализм»; причины и цели колониальной политики; формы и методы колониальной экспансии в Америке и Индии.

Самостоятельная формулировка и запись в тетрадь:

• СТРЕМЛЕНИЕ К ОБОГАЩЕНИЮ;

• НЕХВАТКА РЕСУРСОВ В САМОЙ ЕВРОПЕ;

• ПОИСК НОВЫХ ТОРГОВЫХ ПУТЕЙ.


  1. На основе § 38 (с. 232-233 учебника) заполните таблицу «становление колониальной системы XVI-XVIII вв.


Метрополия

Колонии

Период захвата





МЕТРОПОЛИЯ

КОЛОНИЯ

ПЕРИОД ЗАХВАТА

ИСПАНИЯ

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА

XVI ВЕК

ПОРТУГАЛИЯ

БРАЗИЛИЯ

XVI ВЕК

АНГЛИЯ

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА, ИНДИЯ

XVIXVII ВЕКА

XVIII ВЕК

ФРАНЦИЯ

ИНДИЯ

XVII ВЕК


Большинство колоний европейских государств находилось на других континентах. Как же было организовано управление ими? Был Индо-Британский телеграф.


  1. Какие типы отношений сложились между европейскими странами и территориями, расположенными за пределами Европы?

Документ

Колония. Под этим словом понимают перемещение народа или его части из одной страны в другую. …Открытие Америки в конце XV в. умножило европейские колонии… Все колонии на этом континенте были основаны и ради торговли, и ради земледелия… поэтому было необходимо завоевать земли, согнать с них прежних жителей, чтобы переселить туда новых. Поскольку эти колонии были учреждены лишь ради выгоды метрополии, из этого вытекает следующее: ...они должны быть под её непосредственной властью и, следовательно, под её защитой… ...Торговля должна быть исключительным правом основателей. Подобная колония тем полнее отвечает своей цели, чем больше она увеличивает производство продуктов земли в метрополии и даёт средства к существованию большему числу её жителей, а также способствует её прибыльной торговле с другими нациями.

Если колония поддерживает торговлю с иностранцами или если она потребляет иностранные товары, то эта торговля является грабежом метрополии… Чем более колония заселена и чем лучше её земли обработаны, тем она полезнее. Чтобы вернее добиться этого, надо первое устройство произвести на средства государства-основателя. Расходы государства на свои колонии не ограничиваются первыми издержками на их устройство… До того, как торговая сила придаст колониям определённую прочность, они нуждаются в постоянном поощрении в соответствии со своим местоположением и территорией. Если о них не заботиться, то, помимо потери первоначальных расходов и времени, они могут стать жертвой более честолюбивых и более активных народов. Разумные нации постепенно отправляют туда лишь избыток своих людей или тех, кто обременителен для общества. Задачей первоначальных колонистов является доведение населения до такого количества, чтобы можно было защитить созданный округ от врагов, которые могут напасть на него… Когда у государства есть несколько колоний, которые могут общаться между собой, то истинным секретом приумножения сил и богатств каждой из них является установление между ними связи и постоянной навигации.

Ф. Верон де Форбонне. Колония // Энциклопедия д’Аламбера и Дидро. — 1753. — Т. 3. ?

1. Какие цели основания колоний в Америке названы в тексте? 2. Какие действия должна предпринять метрополия, с точки зрения автора, чтобы колония процветала?


2. Колониальное соперничество.

Вопросы и задания для учащихся. 1. Изучите фрагменты Навигационного акта 1651 г. и Нанкинского договора 1842 г. и ответьте на вопросы к ним. 2. Какие факторы способствовали тому, что европейцам удалось захватить Индию, а Китай и Япония сумели сохранить самостоятельность?


  1. Пробуждение Востока.

Побуждение к развитию и освобождению Бедствия и страдания

  1. 1.

  2. 2.


  1. Завершающий контроль.


Прокомментировать события с точки зрения положительного или отрицательного влияния стран Запада.

Влияния стран Запада

Положительное

Отрицательное






1. Как вы думаете, если страна является колонией, как это сказывается на её развитии?

2. Почему колонизаторы не были заинтересованы в развитии своих колоний?

3. Может ли повториться европейская колонизация в наше время?


5. Д.З. [1] Ч.2. С.30-38.Таблица: «Итоги развития Японии, Китая, Индии в XIX в.».


Самостоятельная работа № 14.

Восстания и войны в Индии, Китае. Японии. Подготовить сообщения, презентации, проекты по темам: «Война Босин - война года земляного Дракона», «Восстание сипаев и реформы в управлении Индии», «Восстание тайпинов, его особенности и последствия».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!