СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "Народные промыслы и ремёсла Кубани".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного мероприятия - знакомить воспитанников с разнообразием ремёсел и промыслов Кубани, приобщать  к основам национальной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "Народные промыслы и ремёсла Кубани".»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат VIII вида

ст. Костромской.





Практическое занятие

«Народные

промыслы и ремёсла

Кубани»









Подготовила

воспитатель 6-ой группы

Демьянова С.А.

2014г.

Практическое занятие

«Народные промыслы и ремёсла Кубани».

Цель: Знакомство детей с разнообразием ремёсел и промыслов Кубани.

Задачи:

- приобщать детей к основам национальной культуры, учить понимать назначение и особенности народного искусства, видеть его связь с национальным бытом, природой, культурными традициями.

- развивать творческую активность, стремление к самовыражению, способствовать развитию мелкой моторики рук.

- воспитывать у детей любовь к родному краю, к Родине.



План:

1.Организационный момент (эмоциональный настрой детей, сообщение темы и целей занятия).

2. Вводное слово воспитателя.

3. Основная часть. Сообщение по теме.

4. Переход к практической части.

5. Практическая часть: роспись и вышивка.

6. Закрепление.

7. Итог занятия.

1. Организационный момент.

- эмоционально-волевой настрой детей:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим!

- сообщение темы и целей занятия.

Кубань! Одно слово, два слога…

Кубанская земля славится не только природными богатствами, но и народными промыслами и ремёслами, о которых мы будем сегодня говорить на нашем занятии.

Тема нашего занятия: «Народные промыслы и ремёсла Кубани».

Сегодня мы узнаем об основах национальной культуры, о связи народного искусства с национальным бытом, природой, культурными традициями.

Познакомимся с народными промыслами и ремёслами нашего края.

И будем учиться бережно относиться к историческому прошлому родного края.

2. Вводное слово воспитателя:

- Наши земляки всегда были неутомимыми тружениками. Кубанская земля не только в старину славилась своими мастерами, но и в наше время мастеров немало.

На Кубани так идёт,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

И блоху он подкуёт,

Дом добротный возведёт,

Утварь всю по дому справит –

Чашей полной дом тот станет!

- Я знаю, ребята, что многое вы умеете своими руками и знаете о ремёслах наших предков – казаков, поэтому хочу предложить вашему вниманию пословицы о ремёслах.

- Прочитайте пословицы о ремесле, объясните их смысл:

  • Всякому молодцу ремесло к лицу.

  • Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

  • Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.

  • Ремеслу везде почёт.

  • Всякое ремесло честно, кроме воровства.

(Дети читают пословицы о ремесле, объясняют их смысл.)

- Для успешной работы нам нужно вспомнить, что же такое «ремесло»? (Ответы детей.)

( ремесло – это изготовление изделий ручным способом.)

- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

(на доске):

Ремесло – профессиональное занятие, изготовление изделий ручным способом.

- Люди, которые занимаются ремеслом, называются ремесленниками.

- А знаете ли вы, что означает слово «промысел»? (ответы детей).

(промысел – это добывание чего-либо, добыча, охота.)

- По словарю С.И.Ожегова:

(на доске):

Промысел – мелкое ремесленное производство, подсобное занятие, при основном сельскохозяйственном.





3.Основная часть. Сообщение по теме:

- Народное творчество кубанских казаков является очень значимой частью их духовной традиционной культуры. Безусловно, основу народного прикладного искусства Кубани составили традиционные художественные ремёсла и промыслы, привезённые первопоселенцами с метропольских территорий . Ткачество, вышивка, гончарство, южнорусская домовая резьба, украинская роспись хаты, изготовление пасхальных писанок и другие художественные занятия и промыслы получили на Кубани распространение, а некоторые и дальнейшее развитие.

Развитию промыслов на Кубани способствовало строительство Владикавказской железной дороги. Как вы думаете, почему? (ответы детей)

Промысловики на Кубани появились из более развитых областей России. Коренные жители станиц – казаки – продолжали заниматься земледелием и скотоводством. Те, кто знал какое-либо мастерство, занимались этим лишь «для своих нужд». Для этих занятий нужно было сырьё – животного, растительного и минерального происхождения. Каким сырьём был богат тот или иной район, этим промыслом и занимались люди.

Казаки устраивали свой быт, изготавливали мебель, посуду, украшали свой дом, свою одежду. Таким образом, развивались промыслы и ремёсла.

Казачье население предгорных станиц, из-за того, что качество земли было хуже, занимались скотоводством и лесным промыслом (вывоз лесных материалов).

В станицах, расположенных в низовьях реки Кубань и Азовского моря, занимались плетением сетей, строительством лодок.

В лесогорных районах преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева: бондарное дело (изготовление бочек), производство колёс, телег, изготовление пеньки (верёвки).

В степных районах распространены кожевенное шерстобитное, колёсное, гончарное производства.

Повсеместно встречались кузнецы, сапожники, овчинники (выделывающие овечью шкуру), портные. Из собственного сырья ткали холсты, шили одежду, изготавливали орудия земледельческого труда (деревянные и железные).

При обустройстве и заселении городов и станиц края повысился спрос на строителей: плотников, каменщиков, кровельщиков.

В начале прошлого века в крае стала развиваться торговля, появились ярмарки, базары, на которых ремесленники продавали свой товар. А теперь закройте на минуту глаза и представьте, что вы оказались на ярмарке.

К нам сюда скорее просим –

Подходи честной народ.

Веселиться начинайте,

Всех вас ярмарка зовёт!

Вот ремесленник-трудяга

Свой товар доставил вам,

Он его не продаёт, он вам даром отдаёт!

На ярмарке бывайте –

Ничего не забывайте!

На ярмарках люди не только покупали или продавали свой товар, но и веселились, шутили, играли. Вот и мы сейчас проведём игру «Угадай, кто это?».

(Ведущий жестами изображает занятие человека, а дети отгадывают, кого изобразил ведущий.)



4. Переход к практической части:

- Сегодня мы остановимся на таких видах ремёсел как роспись и вышивка.

Наиболее распространена на Кубани Петриковская роспись. На Кубань этот вид росписи пришёл с Украины. Переселенцы из района украинского села Петриковка привезли с собой навыки и приёмы этой росписи. Она проста в исполнении, в ней используют разные цвета, но преимущественно красный. Казакам понравилась эта роспись своей яркостью. Особенно привлекают своей декоративностью и яркостью сундуки-скрыни. Почти повсеместно были распространены сундуки, украшенные растительным орнаментом.

Роспись выполнялась цветными глинами. Иногда для получения красного цвета использовали тёртый кирпич, для получения синего цвета – синьку, для коричневого цвета – отвар коры ольхи.

Расписывали печь в хате, «доливку» (земляной пол), обновлявшуюся каждую неделю: от двери цветной глиной проводили «дорожку», а по её краю рисовали орнамент. Узорчики наводились и снаружи хаты – по «завалинке». Обычно узор состоял из растительного (цветы, листья) и животного (петушки, голубки) орнаментов. Также в мотивах росписи присутствовали и элементы геометрического орнамента (зубчики, клеточки, волнистые линии).

В некоторых черноморских станицах бытовала традиция росписи пасхальных яиц. Чаще всего яйца украшались геометрическим орнаментом из линий, треугольников.



Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду, рушники и постельное бельё, но и служили оберегом от злых сил.

-А знаете ли вы, что такое рушник? (ответы детей.)

- Назовите общерусский вариант. (Полотенце).

- В каждой семье женщины должны были владеть различными видами рукоделия: вышивкой, ткачеством и т.д.

Большинство изделий традиционной кубанской вышивки выполнено крестом. Такая вышивка отличалась разнообразием приёмов исполнения. На Кубани можно встретить изделия, выполненные болгарским крестом (так называемый двойной крестик). Также довольно распространена вышивка мелким крестиком по счёту ниток в ткани, филейная вышивка по сетке, вышивка гладью.

Казачки охотно занимались вышивкой на полотенцах и рубахах. Как нарядны рушники, рубахи, скатерти, украшенные разнообразной вышивкой! Опытные мастерицы сами составляли узоры, или перешивали орнамент с готовых вещей, взятых для этого у других людей.

В кубанской вышивке встречаются самые разнообразные орнаменты, растительные мотивы, человеческие фигурки, образа животных, птиц.

Среди традиционно вышиваемых вещей можно назвать рубахи, рушники, наволочки, скатерти. «Вышитую постель» и в наши дни можно увидеть в некоторых станичных хатах.

- У нас на выставке представлены работы, которые были выполнены вашими руками. Это вышивка крестом: простым и болгарским (двойным крестиком).



5. Практическая часть.

- А теперь я вам предлагаю самим побыть в роли мастеров: сами распишете печи росписью и вышьете орнамент.

Физминутка. Пальчиковая гимнастика.

Для этой работы нам понадобится:

-листы бумаги с изображением печи, карандаши или фломастеры.

-ткань для вышивки, нитки, иглы, пяльцы .

- Всё необходимое для работы лежит на ваших партах. Возьмите всё это, положите перед собой. Те, кто будет заниматься росписью печей, рассмотрите предложенные вам образцы рисунков. Выберите понравившийся рисунок и приступайте к работе. Остальным предлагается работа с вышивкой. Перед тем, как начать работать, давайте вспомним правила по технике безопасности при работе с иглой (повторение правил по ТБ при работе с иглой)

- Приступайте к практической работе.

Выполнение работы.

- Молодцы, ребята. Вот вы и побывали в роли мастеров. С заданием справились. Давайте из ваших работ сделаем выставку. Не забудьте привести в порядок себя и своё рабочее место.

(Выставка из детских работ.)

6. Закрепление материала.

- Ребята, вы познакомились с кубанскими ремёслами и промыслами. Некоторые старинные вещи, изготовленные в станице Костромской, мы с вами увидели в музее средней школы №12.

Беседа по вопросам:

- С какими промыслами и ремёслами вы знакомы? (ответы детей.)

- О каких промыслах, распространённых в вашей местности вы знаете? (ответы детей).

- С каким видом росписи на Кубани вы познакомились? (ответы детей)

- Какие техники вышивки получили наибольшее распространение на Кубани? Назовите их (дети перечисляют.)

- В какой роли вы побывали сегодня на нашем занятии? (ответы детей)

- Что вы изготовили на нашем занятии? (дети перечисляют)

- А теперь, ребята, я предлагаю вам разгадать загадки о предметах казачьего быта и назвать мастеров, которые эти предметы изготовили.

Загадки:

1.а) Согнут в дугу – летом в лугу,

зимой на крюку. (Серп.)

б) Что в избе за коровьи рога? (Ухват.)

в) Травы поем – зубы затуплю,

песку схвачу – опять наточу. (Коса.)

- Из чего сделаны эти предметы? (Из железа.)

- Кто куёт предметы быта из железа? (Кузнец.)

2.а) Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка.)

б) Стоит кошка – четыре ножки. (Скамья.)

- Из чего сделаны эти предметы? (Из дерева.)

- Кто занимается изготовлением предметов из дерева? (Плотник.)

3. а) На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл – семью накормил. (Горшок.)

б) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

- Как называется мастер по изготовлению глиняной посуды? (Гончар.)

- Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. (Отметить, кто хорошо работал.)7. Итог занятия.

- Подводя итоги нашего занятия, хочется узнать, что нового и интересного вы для себя сегодня открыли?

(2-3 человека.)

- И правда, ребята, человек, владеющий ремеслом, и поныне слывёт в станице умельцем и пользуется уважением среди станичников. И даже мы с вами, готовя поделки к выставке, сами того не замечая, продолжаем развитие наших кубанских ремёсел: мы с вами вышиваем крестом, гладью, занимаемся вязанием крючком, учимся рисовать и лепить. В столярной мастерской - работать по дереву.

- Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали на нашем занятии (отметить активно работавших детей.)

- И, заканчивая наше знакомство с ремёслами, мне хотелось бы прочитать вам замечательные слова:

Мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным приемником лучших традиций.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!