СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика деятельности педагог-психолога по формированию здорового образа жизни среди подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для эффективности организации ЗОЖ педагогам целесообразно руководствоваться целым рядом психолого-педагогических условий: информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность). 

Просмотр содержимого документа
«Практика деятельности педагог-психолога по формированию здорового образа жизни среди подростков»

ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ


Рысмагамбетова Дамира,


Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Как было отмечено в предыдущей главе, работа по организации ЗОЖ должна осуществляться целенаправленно и систематично. Неслучайно многими исследователями основные требования к психолого-педагогической деятельности в связи с реализацией задач защиты права ребенка на охрану здоровья сводятся к следующему:

- профессионально-этическая ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;

- гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе и здоровью;

- способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей;

- умение предупреждать собственные неврозы и устранять психолого-педагогическими средствами причины, их вызывающие;

- позитивное отношение к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;

- учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности;

- сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в становлении его физического, психического, социального здоровья [80].

Выделяют виды профилактической работы педагога-психолога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

- вовлечение детей в деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

- обучение культуре использования свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

- целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;

- формирование этнокультуры детей;

- пропаганда, в том числе и на личном примере, здорового образа жизни;

-информирование о возможных негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью [1].

Из выше сказанного следует, что здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья. Особые функции по реализации ЗОЖ возлагаются на школьного психолога. В частности, он организуют работу по реализации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды, и осуществляется по следующим направлениям: организационные мероприятия; санитарно - гигиеническое воспитание или обучение здоровью, формирование физической культуры личности; работа с родителями; организация и использование детской инициативы в пропаганде ЗОЖ; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [2].

Прежде всего, всю свою деятельность по формированию ЗОЖ педагог-психолог должен проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При работе с детьми особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как подростковый когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков [3].

Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков. Педагогическая стратегия ориентирования на ЗОЖ, используемая педагогом-психологом, должна включать в себя действия ознакомительного, рекомендательного, поддерживающего характера, направленные на информирование подопечного о ЗОЖ, адекватное оценивание своего образа жизни, актуализацию эмоционально-ценностного отношения, активизацию здоровьесберегающей деятельности, обогащение опыта ЗОЖ. Она, в таком случае, будет предполагать овладение личностью определенными способами здоровьесберегающей деятельности, приобретение и развитие необходимых качеств, способствующих организации и ведению ЗОЖ [4].

Генеральная цель стратегии ориентирования личности на ЗОЖ обусловлена реальностью современного периода развития общества и определяется как развитие и становление социально адаптированной, здоровой личности, способной к активной преобразующей деятельности. Практические задачи достижения цели данной стратегии осуществляются последовательно на каждом этапе ориентирования воспитанников на ЗОЖ: этапах ознакомления, актуализации, обогащения. Каждый этап включает: решение определенных задач, осуществление психолого-педагогических действий, использование соответствующих форм и методов, а также результат, проявленный в деятельности личности. В задачу педагога-психолога входят и медико-валеологические и экологические аспекты работы. Его обязанность - разъяснить экологическую ситуацию, вести просветительскую работу с населением, помогать родителям намечать профилактические меры, способствующие сохранению здоровья детей [5].

Эту работу педагог-психолог обычно проводит совместно с медицинскими работником, педагогом-психологом, учителями. Характеристика школьного опыта проведения комплексных мероприятий по формированию и реализации здорового образа жизни, представленного в литературе, позволяет выделить следующие основные направления в деятельности педагогов-психологов:

- организация рационального режима труда (учебы) и отдыха, оптимальной и систематической физической активности;

- организация эффективного, научно обоснованного закаливания;

- организация нормального питания в соответствии с концепцией адекватного питания;

- комплекс психологических и психопрофилактических воздействий;

- учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды;

- просвещение о вреде и пользе самолечения;

- пропаганда отказа от вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

- формирование правильных представлений у детей о половом созревании, профилактика болезней, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены [6].

Ряд исследований особое внимание уделяет такому направлению здорового образа жизни, как, закаливание, выступающему эффективным средством профилактики респираторных и других заболеваний. Имеются исследования включающие изучение аспектов социально-педагогической деятельности по формированию ЗОЖ у подростков, и характеризующие, в связи с этим, функции, выполняемые педагогом-психологом [7].

Первая функция деятельности педагога-психолога - диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска, - реализуется путем сбора информации о ребенке; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучения негативных факторов, оказывающих влияние на ребенка; изучение влияния на ребенка микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого ребенка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяется стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка. Результатом реализации этой функции является постановка психологического диагноза развития ребенка, определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть: профилактика, коррекция, реабилитация или комплекс каких-то других мероприятий [8].

Вторая функция - прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная психолого-педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к тому или иному отрицательному воздействию, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция - образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания психолого-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, склонного к восприятию негативных факторов, формирование умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция деятельности - правозащитная, обеспечивающаяся тем, что психолого-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка.

Пятая функция - организаторская. Она обусловлена тем, что психолого-педагогическая деятельность с ребенком, склонным к восприятию негативных факторов, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка, находящегося в группе риска.

Шестая функция - коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации психолого-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией.

Седьмая функция - предупредительно-профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов вредных привычек и других факторов риска, что достигается патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

Деятельность педагога-психолога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей и внушения мысли о личной ответственности родителей за каждый случай отклонения детей от норм ЗОЖ. В обязанности педагога-психолога может входить также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников.

Основным методом работы по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

Как показал анализ источников, касающихся характеристики практики работы педагога-психолога, можно выделить ряд форм и методов, наиболее часто используемых в воспитательном процессе общеобразовательной школы. В частности в школах продолжается работа по организации и проведению нетрадиционных Дней здоровья. Тематика затронутых тем предлагается учащимися, родителями и педагогами. В рамках данного праздника организуются:

для начальной школы:

- конкурс эмблем и приветствий, посвященных Дню здоровья;

- конкурс на проведение лучшей народной игры на свежем воздухе;

- викторину «Знатоки Олимпийских игр»;

- конкурс рисунков «День здоровья в моей семье»;

- просмотр видеофильма по ОБЖ

для средней и старшей школы:

- конкурс эмблем, речевок и приветствий посвященных Дню здоровья;

-конкурс на лучший комплекс упражнений для утренней зарядки;

- конкурс «Живые плакаты «Мы голосуем за здоровье»;

- конкурс творческих работ: презентаций, фотоколлажей «Мы и спорт - друзья!»;

Час коллективных игр «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни!».

Данный комплекс игр, бывает направлен на укрепление командного духа, сплочение детского коллектива, поскольку в них участвуют обязательно все ученики класса. Эти игры проходят на эмоциональном подъеме, вызывают большой интерес и, главное, оказываются очень полезными. Кроме вышеназванных педагоги-психологи организуют просмотр видеофильмов по ОБЖ «Сам себе МЧС» для 7-8 и 9-11 классов.

В рамках нетрадиционного Дня здоровья на тему «Гигиена самосбережения», во всех классах первым уроком предполагается проходит Урок здоровья «Сам себе доктор». В содержание урока включаются вопросы закаливания, ухода за зубами, витаминизации. В ходе Урока здоровья учащиеся учатся заботиться о своём здоровье и рассматривают различные варианты по организации здорового образа жизни в летний период.

Для учащихся 5-7 классов в работе по ЗОЖ часто используют технологию рекреаций. Для этого проводиться тестирование «Ваш жизненный тонус», раздаются буклеты с рекомендациями физических упражнений (утренняя гигиеническая гимнастика, компенсационная гимнастика, ходьба, танцы, снарядная и игровая гимнастика, дыхательная гимнастика). С учащимися 8, 9 классов в рамках технологии рекреаций рекомендуется проведение круглого стола «Факты к размышлению». Предполагается, что команды в оригинальной и доступной форме, используя мультимедийное оборудование, музыкальное сопровождение, театрализацию рассказывают и показывают, как оказать первую помощь.

Нетрадиционный День здоровья под девизом: «Здоровая нация – будущее Казахстана», предполагает работу команд по маршрутным картам. Передвигаясь по станциям согласно маршруту, учащиеся выполняют задания отражающие тематику ЗОЖ. Команда, заработавшая наибольшее количество баллов становится победителем.

Для учащихся 5- 6 классов рекомендуется проведение Дня здоровья. В программу можно включить проведение разнообразных зимних состязаний: конкурс на самую обаятельную и привлекательную снежную бабу, взятие зимней крепости, «Меткий стрелок», гонки на санках (наперегонки, на фигурное вождение). Возможно проведение тематического Дня здоровья «Лыжи школьнику нужны - для здоровья важны!», в рамках которого проводятся конкурсы на выносливость, скоростные качества, разнообразные способы передвижения на лыжах (классический и коньковый ход).

Выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:

1. информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность). Реализация выделенных педагогических условий ориентирования подростка на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

2. ориентирование ученика на здоровый образ жизни является использование дискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

3. формирование у подростка установки на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается исследователями как совокупность педагогических действий по овладению подростками разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.

Таким образом решение задач по организации ЗОЖ в общеобразовательной школе должно предполагать целенаправленную и систематизированную работу. Для эффективности осуществления данного направления деятельности педагогам целесообразно руководствоваться целым рядом психолого-педагогических условий: информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения); актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни; обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).


Список литературы


  1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: методическое пособие. Ч.1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / авт.-сост. Т. Н. Семенкова и др. / под научн. ред. Э. М. Казина. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. - 147 с.

  2. Нагавкина Л.С. Валеологические основы педагогической деятельности: учебно-методическое пособие. - СПб. : КАРО, 2015. - 272 с.

  3. Петленко В.П. Валеология человека. Здоровье - Любовь - Красота. В 5 т. Т. 2. Экологическая валеология и питание. - СПб.: Мн.: Оракул, 2016. - 360 с.

  4. Плющ И.В. Организация деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательном учреждении. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2016. - 172 с.

  5. Светличная Г.Н. Комплексный подход к созданию здоровьесохраняющей среды образовательного учреждения. // Здоровьесохраняющее образование в условиях личностно-ориентированной модели: тезисы докладов всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск: Речь, 2017. - 152 с.

  6. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить свое здоровье: психологические установки и упражнения. - М.: Новый учебник, 2016. - 145 с.

  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2018. - 320 с.



Скачать

© 2023, 249 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!