СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика наставнической деятельности в системе среднего профессионального образования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует большая проблема по привлечению и удержанию молодых специалистов в системе образования. Начинающему учителю предстоит сложный путь становления в профессии. Сложность заключается в том, что он сразу начинает работать наравне с опытными коллегами. На наш взгляд, наставничество – самая эффективная форма работы с молодыми специалистами для плавного погружения их в профессию. В статье рассматривается феномен наставничества, и представлен опыт работы с учебно-методическими комплексами.

Просмотр содержимого документа
«Практика наставнической деятельности в системе среднего профессионального образования»

Практика наставнической деятельности в системе среднего профессионального образования

Существует большая проблема по привлечению и удержанию молодых специалистов в системе образования. Начинающему учителю предстоит сложный путь становления в профессии. Сложность заключается в том, что он сразу начинает работать наравне с опытными коллегами. На наш взгляд, наставничество – самая эффективная форма работы с молодыми специалистами для плавного погружения их в профессию. В статье рассматривается феномен наставничества, и представлен опыт работы с учебно-методическими комплексами.

Система образования в современном обществе существенно меняется. Но какие бы реформы не проводились, в конечном итоге они замыкаются на конкретных людях – учителях школ, преподавателях колледжей и вузов. Именно они являются исполнителями основных нововведений в образовании.

Требования, предъявляемые в современном мире к системе образования, к подготовке педагога достаточно строгие. Как же молодому учителю разобраться и не растеряться в этом множестве требований, а также остаться верным своей профессии и не разочароваться в ее выборе?

Устраиваясь на работу в образовательное учреждение, молодые преподаватели часто испытывают трудности, связанные с адаптацией. Неспособность грамотно рассчитать время урока с учетом знаний и умений каждого отдельного класса или группы, логично выстроить все этапы, затруднения при объяснении материала, а иногда и отсутствие взаимопонимания с коллегами – это далеко не полный перечень сложностей, возникающих у вчерашних выпускников. Важно помочь им в решении данных проблем, ведь начинающие педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и опытные преподаватели, а

администрация, родители и обучающиеся ожидают от них столь же высокого профессионализма.

Для каждого молодого педагога первые шаги в трудовой деятельности связаны с высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. На наш взгляд, гибкая и продуманная система наставничества способствует оптимизации процесса профессионального становления молодого преподавателя, формированию мотивации к саморазвитию, самореализации [4].

Хотелось бы поделиться некоторым опытом работы в качестве наставника. В нашей практике были и студенты, проходившие стажировку в школе, и молодые преподаватели. Мы небезосновательно считаем, что наставничество является одним из наиболее действенных способов повышения своей квалификации, наполнения инновационным содержанием

собственной трудовой деятельности, достижения более высокого уровня профессиональной компетентности.

Наставниками в Комсомольском-на-Амуре строительном колледже в основном являются преподаватели высшей и первой квалификационной категории, имеющие педагогический стаж работы в образовательных организациях не менее десяти лет. Но часто и более молодые коллеги приходят на выручку и оказывают помощь в адаптации новым сотрудникам, если обладают всеми необходимыми для этого качествами. Ведь педагог-наставник должен иметь высокий уровень профессионализма: владеть приёмами делового общения, иметь навыки сотрудничества, способы самовыражения и саморазвития; должен быть готов к личностному росту. Цель наставничества – это обеспечение роста профессиональных компетенций начинающих преподавателей, их индивидуальное профессиональное продвижение, самореализация и поддержка.

Задачи наставничества:

1. Выявить уровень подготовки молодых специалистов.

2. Создать условия для профессиональной адаптации начинающих

педагогов в коллективе.

3. Оказать практическую помощь по вопросам совершенствования

теоретических знаний, формированию педагогического мастерства.

4. Вооружить молодого коллегу конкретными знаниями и умениями

по применении теории в их педагогической практике.

Для достижения главной цели – становления молодого специалиста как профессионала в его педагогической деятельности, в колледже организованы общие и индивидуальные занятия и совещания, где поддержку молодым специалистам оказывают самые опытные педагоги и администрация. Были определены наиболее эффективные формы работы в рамках «Школы молодого специалиста», многие из которых будут интересны и преподавателям, пришедшим работать в сферу среднего специального образования из общеобразовательных школ, так как в каждом учреждении есть своя специфика работы:

− организационные встречи для обучения заполнению учебных журналов;

−методические совещания по написанию курсовых, выпускных квалификационных и проектных работ;

− заседания предметно-цикловых комиссий по разработке рабочих

программ, календарно-тематических планов, УМК по предметам;

− взаимопосещение уроков, их анализ с учетом требований ФГОС;

− практические занятия по применению современных средств обучения;

−методическое сопровождение молодых педагогов, участвующих в

различных конкурсах.

Конечно же, начинается работа по сопровождению молодого педагога с выявления его потребностей в обучении, диагностики уровня его теоретической подготовки, уточнения, в каких вопросах преподаватель испытывает трудности.

Одним из основных приоритетов наставника является ориентация педагога на постоянное повышение знаний, овладение инновационными методами, приемами и технологиями при работе с обучающимися, освоение секретов преподавания.

Наша совместная деятельность, наставника и молодого педагога, начинается с определения плана работы. В первую очередь это взаимопосещение уроков, проведение консультаций по оказанию методической помощи. С первых дней большой упор делается на разработку собственных учебно-методических комплексов, оказывается помощь в их составлении. Учебно-методический комплекс – это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации образовательных программ, в соответствии с учебным планом [3, с. 308].

Учебно-методический комплекс и его компоненты [2, с. 51–56]:

• предусматривают логически последовательное изложение учебного

материала;

• предполагают использование современных методов и ТСО;

• соответствуют современным научным представлениям в предметной области;

• обеспечивают межпредметные связи;

• обеспечивают простоту использования для преподавателей и обучающихся.

У каждого преподавателя есть папки с разработанными по всем предметам УМК. Туда входят:

− нормативная и учебно-методическая документация;

− конспекты лекций;

− контрольно-измерительные материалы;

− самостоятельные и практические работы для студентов;

− дидактические материалы;

− технические средства обучения.

Данная работа очень важна, ведь является отличным подспорьем для молодого специалиста, который поначалу много времени тратит на подготовку к каждому занятию.

Основной формой организации учебного процесса в любом образовательном учреждении является урок. Совместно с молодыми преподавателями проводится анализ уроков, даются методические рекомендации по правильности составления поурочного планирования и умения достичь цели: как правильно начать урок, разумно распределить время каждом этапе, какие средства обучения будут эффективны при изучении конкретной темы.

Мы заметили, что у молодых преподавателей, которые ответственно отнеслись к составлению УМК и пользуются наработками на каждом уроке, занятия проходят гораздо эффективнее и насыщеннее. Любую паузу они могут заполнить дополнительными интересными заданиями; дать творческую работу тем, кто лучше усвоил тему и выполнил все быстрее остальной группы.

По мере адаптации анализ уроков показал, что молодой педагог достиг достаточного уровня методической и теоретической подготовки, может организовать учебную деятельность обучающихся, использует современные педагогические технологии, включая ИКТ, игровые технологии, ТДМ и другие.

Таким образом, сущность наставничества заключается в непрерывном процессе обучения в самом колледже. В нашем учебном заведении выработана стратегия адресного подхода к каждому новому преподавателю, учитывающая их личностные качества, уровень образования и профессиональной подготовки, склонности и интересы. В каждом конкретном случае составляется индивидуальный план работы наставника и молодого специалиста.

Мы можем подвести итог, что наставничество – это один из эффективных способов передачи опыта молодым коллегам. Для каждого учебного заведения грамотный молодой специалист со свежим креативным взглядом на преподавательскую деятельность – это ценное приобретение, благодаря которому формируется результативный кадровый потенциал образовательной организации.



Список литературы

1. Наставничество: эффективная форма обучения: информационно методические материалы / авторы-составители Л. Н. Нугуманова,

Т. В. Яковенко. – Казань : ИРО РТ, 2020. – 51 с. – Текст: непосредственный.

2. Прядёхо, А. Н. Учебно-методический комплекс как дидактическое средство / А. Н. Прядёхо, А. А. Прядёхо. – Текст: непосредственный // Вестник Брянского государственного университета. – 2008. – № 1. –

С. 49–54.

3. Фоминых, И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования / И. В. Фоминых. – Текст: электронный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Международной научной конференции, 20–23 декабря 2014 года : в 2 частях.

Ч. 2 / ответственные редакторы Г. А. Кайнова, Е. И. Осянина. – Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. – С. 307–309. – URL: https://moluch.ru/

conf/ped/archive/145/6767/ (дата обращения: 13.12.2023).

4. Чернявская, А. П. Роль педагога-наставника в адаптации молодого

учителя / А. П. Чернявская, Л. Н. Данилова. – Текст: непосредственный //

Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 4. – С. 62–70.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!