Всероссийский конкурс среди профессиональных образовательных организаций«Лучшие практики реализации Федерального проекта «Молодые профессионалы»
Повышение мотивации студентов в овладении специальностью через участие в конкурсах и чемпионатах по компетенции
«Парикмахерское искусство»
Номинация «Лучшие практики популяризации рабочих профессий»
Твердохлеб Ольга Васильевна,
мастер производственного обучения
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики
«Новочебоксарский политехнический техникум»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
г. Новочебоксарск 2021
ВВЕДЕНИЕ
Одним из направлений деятельности в рамках мероприятий, направленных на популяризацию рабочих профессий, является участие студентов в конкурсах профессионального мастерства. Качество подготовки к данным конкурсам и результативность во многом зависят от наставника.
«Наставничество - форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество».[4] Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки и участия в конкурсах и чемпионатах.
В работе приведен опыт мастера-наставника по разработке и внедрению лучшей практики наставничества в образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования, способствующий успешной подготовке студентов к участию в конкурсах, определены этапы подготовки, позволяющие сформировать у студентов ряд личностных и профессиональных компетенций.
Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, чемпионат «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», проведение тренировок по компетенции «Парикмахерское искусство».
Место реализации практики
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чувашской Республики «Новочебоксарский политехнический техникум» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Актуальность
Актуальность данной практики заключается в том, что профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии. Подготовка и участие в подобных конкурсах не только развивает профессиональные умения и навыки студентов, но и стимулирует их к успешной самостоятельной профессиональной деятельности по выбранной профессии.
Движение «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и чемпионаты различных уровней за последние годы прочно вошли в жизнь образовательных организаций СПО и стали стимулом для развития среднего профессионального образования в стране. Для студентов участие в подобных состязаниях является престижным и важным показателем их профессионализма и личностного успеха.
Цель практики
Формирование профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки и участия в конкурсах и чемпионатах как внутреннего движущего фактора развития профессионализма и личности.
Задачи практики
повышение интереса к выбранной профессии через участие студентов в конкурсах и чемпионатах;
воспитание стремления к достижению более высоких результатов при получении профессии;
ускорение процесса профессионального становления и развития студентов, стимулирование профессионального роста, совершенствование их творческого потенциала;
подготовка к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Средства и способы реализации практики
Практика наставничества складывалась с 2017 года, когда Новочебоксарский политехнический техникум приступил к реализации профессиональной программы по подготовке специалистов по специальности «Парикмахерское искусство». На данный момент в техникуме был создан специализированный центр компетенций по направлению «Парикмахерское искусство» и у мастеров производственного обучения и преподавателей дисциплин профессионального цикла по профессии «Парикмахер» был опыт подготовки и участия в республиканских конкурсах, олимпиадах и Чемпионатах «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенции «Парикмахерское искусство», который позволил разработать систему подготовки студентов к данным мероприятиям, которая включает в себя работу по формированию мотивации обучающихся к овладению специальностью и развитию профессиональных компетенций в несколько этапов. С 2019 г. мастер производственного обучения Твердохлеб Ольга Васильевна является главным экспертом региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Парикмахерское искусство».
На первых занятиях мастером было организовано анкетирование студентов с целью выявления осознанности мотивов выбора данной специальности используя тест - опросник "Мотивы выбора профессии",автор С.С. Груншпун.[3]
Исследование показало, что выбор будущей профессии 20 %студентов был сделан не всегда самостоятельно и порой недостаточно осознанно, также, они имели довольно слабые представления о своей будущей профессии. Кроме того, ожидания от обучения на первом курсе не совпадали с реальным содержанием учебного процесса в техникуме, так как в этот период он направлен в основном на изучение общеобразовательных учебных дисциплин, а студентам хотелось бы развивать свои профессиональные навыки.
Поэтому одним из эффективных методов повышения мотивации студентов является привлечение обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, как республиканских, так и межрегиональных, а также в чемпионатах «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). Конкурсы способствуют формированию опыта творческой профессиональной деятельности, развивают интерес к будущей специальности, а также создают оптимальные условия для самореализации и развития личности. Ежегодно студентам техникума предоставляется такая возможность.
Подготовка к данным мероприятиям - это увлекательный и одновременно сложный процесс, который требует от наставника и студентов целенаправленного взаимодействия, создания образовательной среды, где происходит обмен ценностями профессии, психологическая адаптация, эмоциональная связь наставника и студентов-наставляемых, взаимная ответственность и дружеское общение.
В ходе подготовки необходимо выделить несколько этапов работы, позволяющих не только подготовить студентов к конкурсу, но и сформировать у них ряд личностных и профессиональных компетенций.
I этап
Этап мотивационный -осознанное формирование заинтересованности у студентов, желание развивать и совершенствовать свои профессиональные навыки, быть востребованным у работодателей. Важно, чтобы обучающиеся четко осознавали цели по реализации себя в профессии и стремились к их достижению.
Как правило, к участию в конкурсе выбирают наиболее одаренных и талантливых студентов, но это далеко не всегда определяющее условие для достижения победы. Профессиональная олимпиада и конкурс – это творческий процесс, предполагающий не только проверку уровня знаний в рамках программы по получаемой профессии, но и возможность самостоятельного осмысления задания, применение нестандартного подхода к его выполнению. Здесь требуется не столько умение решать задачи по заданным образцам-алгоритмам, сколько гибкость мышления, сообразительность, ориентация в своей профессиональной области. Поэтому важна грамотная подготовка студентов к участию в таких мероприятиях. Немаловажный аспект - способность студента критически оценивать достоинства и недостатки своей работы, а также адекватно воспринимать и реагировать на конструктивную критику.
Немаловажным для участника является стрессоустойчивость, ведь любой конкурс – это решение сложных профессиональных задач в экстремальных условиях соревнования.
При проведении чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) по компетенции «Парикмахерское искусство» студенты первого курса привлекаются в качестве волонтеров для работы на площадке. Это дает им хорошую возможность познакомиться с правилами проведения чемпионата, узнать какие требования предъявляются к конкурсантам в процессе соревнований. А когда в процессе общения участники еще и делятся с ними своим опытом, то у первокурсников появляется желание самим принять участие в подобном чемпионате на будущий год. Это стимулирует желание студентов не пропускать занятия, активизирует их деятельность на уроках теоретического обучения и, особенно учебной практики.
Поэтому на начальном этапе к подготовке к конкурсу (чемпионату) привлекаются все студенты, желающие реализовать свои профессиональные способности и интересы. А в дальнейшем из них остаются только наиболее заинтересованные, обладающие достаточным уровнем самоорганизации и работоспособностью, кто не боится трудностей, хочет развиваться и самосовершенствоваться в профессиональном плане.
II этап
Этап практической подготовки студентов, который предполагает непосредственные систематические тренировки по намеченному плану. Процесс подготовки включает в себя изучение передовых технологий, отработку технологических операций, многократное повторение и закрепление их на практике. Основная задача наставника – помочь студенту закрепить и приумножить его уже имеющиеся знания и умения, а также развить профессиональные навыки и технологическое мастерство.
На этом этапе целесообразно привлечь к подготовке работодателей, высококвалифицированных специалистов, таких как Игнатьева Наталья Геннадьевна, руководитель салона-парикмахерской «COLOR», тренер-технолог фирмы «LondaProfessional», эксперт чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) и демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. Она не первый год сотрудничает с нашим техникумом, с удовольствием делится своим богатым опытом со студентами, раскрывая им секреты парикмахерского мастерства.
Но главным остается усердная самостоятельная работа студентов под руководством наставника, использующего метод «демонстрация»:
- наставник демонстрирует приемы выполнения стрижек или причесок на манекене-голове, сопровождая их пояснениями и схемами на флипчарте;
- студенты зарисовывают схемы стрижек и причесок, а затем проговаривают последовательность действий по их выполнению и, в случае правильного повтора, демонстрируют их;
- далее студенты практикуется самостоятельно, отрабатывая технику до тех пор, пока он не смогут выполнить работу без ошибок.
Студенты отрабатывают сначала выполнение отдельных элементов стрижек и причесок на манекене-голове, затем уже из них создают целостный композиционный образ, оттачивают чистоту выполнения работы, а на финишном этапе выполняют задания на время.
В процессе тренировок у студентов растет уверенность в собственных силах, развиваются творческая самостоятельность, креативные способности, формируются профессиональные и общекультурные компетенции.
III этап
Этап создание ситуации успеха, психологическое сопровождение и поддержка будущих участников конкурса, развитие у них уверенности в себе и своих силах, является одной из наиболее важных сторон деятельности наставника по подготовке студентов. Необходимо, поддерживать студентов и в учебе, и в личных жизненных ситуациях. Доброжелательное общение, уважительное отношение к трудностям и страхам студентов создают позитивную внутреннюю и внешнюю атмосферу. На этом этапе к процессу подготовки привлекаются студенты, призёры и победители предыдущих конкурсов, чтобы они поделились личным опытом и оказали своим примером положительное влияние на конкурсантов.
С целью развития у студентов уверенности в себе и своих силах необходимо, чтобы они как можно чаще демонстрировали профессиональные умения и навыки. Для этого их задействуют в проведении мастер-классов для школьников в рамках недель профориентации, на различных выставках и других социально значимых мероприятиях.
IV этап
Этап оценивания достижений будущего конкурсанта и определение «проблемных зон» в его подготовке.
Каждая тренировка с наставником заканчивается
проведением рефлексии, студенты проводят детальный анализ своей деятельности в процессе тренировки, совместно с наставником разбирают допущенные ошибки и осуществляют поиск эффективных приемов выхода из затруднений. Основная задача наставника в ходе рефлексии стимулировать у студентов способность к самоанализу, желание самосовершенствоваться. Организуя диалог, как между наставником и студентами, так и между самими студентами, на данном этапе желательно использовать следующие вопросы:
- Что вам дала тренировка?
- Что тебе самому не нравится в своей работе?
- Что можно сделать, чтобы ее улучшить?
- Каким образом можно достичь более качественного результата?
Таким образом, проведя самоанализ своей деятельности, студенты учитывают все выявленные факторы, как во время состязания, так и в будущей профессиональной деятельности.
Показатели результативности практики наставничества
Показателем результативности может являться анализ результатов участия студентов в конкурсах и чемпионатах различного уровня и их дальнейшее трудоустройство.
Таблица 1
Год | Наименование конкурса/чемпионата | ФИО наставляемых | Результат |
2017 | II Межрегиональный открытый чемпионат по парикмахерскому искусству и эстетике «Модный образ»г. Йошкар-Ола | Прокопьева Дария | 1 место |
2018 | Республиканская олимпиада по профессии Парикмахер среди студентов профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики | Ложкова Валерия Егорова Анна | 2 место 3 место |
2018 | III Межрегиональный открытый чемпионат по парикмахерскому искусству и эстетике «Модный образ», г. Йошкар-Ола | Прокопьева Дария Васянка лександра | 1 место 1 место |
2019 | Республиканской олимпиаде по профессии Парикмахер среди студентов профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики | Баклушина Елена Николаева Александра Григорьева Лиана | 2 место 3 место участник |
2019 | IVМежрегиональный открытый чемпионат по парикмахерскому искусству и эстетике «Модный образ», г. Йошкар-Ола | Григорьева Лиана Григорьева Диана | 1 место участник |
2020 | VIII Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Чувашской Республике | Григорьева Лиана Григорьева Диана | 2 место 3 место |
2020 | Республиканской олимпиаде по профессии Парикмахер среди студентов профессиональных образовательных организаций Чувашской Республики | Архипова Анна Федорова Галина | 1 место 3 место |
2020 | VМежрегиональный открытый чемпионат по парикмахерскому искусству и эстетике «Модный образ», г. Йошкар-Ола | Архипова Анна Долганова Валентина Константинова Анастасия | 1 место 3 место 3 место |
2021 | IХ Открытый Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia) в Чувашской Республике | Константинова Анастасия Яковлева Евдокия Архипова Анна | 1 место 3 место участник |
Среди участников профессиональных конкурсов и чемпионатов есть студенты, которые активно реализуют себя в профессии, осуществляя деятельность в салонах-парикмахерских: Прокопьева Дария - парикмахерская «Для Вас», Николаева Александра в парикмахерская «Антей», Васянка Александра – парикмахерская «Та Самая» г. Чебоксары, Григорьева Лиана - парикмахерской «Самоцвет», Яковлева Евдокия – парикмахерская г. Канаш, Егорова Анна - парикмахерская «Ананас» г. Нижний Новгород и Баклушина Елена – парикмахерская «Стиль» г. Нижний Новгород.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, практика наставничества является эффективным инструментом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Участие в конкурсах, олимпиадах и чемпионатах профессионального мастерства дает колоссальный практический опыт студентам, четкие представления о выбранной профессии, формирует творческую самостоятельность, правильную самооценку, способствует самоопределению в профессиональной среде. Доказательством этого является трудоустройство и успешная реализация себя в профессии студентов, прошедших опыт участия в профессиональных конкурсах и чемпионатах на предприятиях салонного бизнеса, как в Чувашской Республике, так и за ее пределами.
Литература
Богданова Л.А. Наставничество в профессиональном образовании: методическое пособие/авт.-сост.: Л.А. Богданова, Л. Н. Вавилова, А.Ю. Казаков и др. - Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2014. – 144 с.
Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях/Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 153 с.
Электронные ресурсы
Груншпун С.С. Тест - опросник "Мотивы выбора профессии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pandia.ru/text/82/354/57426.php
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/7
Сборник материалов победителей регионального конкурса «Лучшие практики наставничества». Департамент профессионального образования Томской области ОГБУДПО «Региональный центр развития профессиональных компетенций» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://unpo.tomsk.gov.ru/Files/8dc0645e-d2f4-4e77-863a-8f67fc7594b2/Сборник%20Лучшие%20практики%20наставничества%202020.pdf