СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практики взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста в рамках родительского клуба "Умка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решить проблемы раннего аозраста - значит обеспечить полноценное развитие ребенка. Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов.

Просмотр содержимого документа
«Практики взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста в рамках родительского клуба "Умка"»

Практики взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста в рамках родительского клуба «Умка».

Решить проблемы раннего возраста - значит обеспечить полноценное развитие ребенка. Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и педагогов. На наш взгляд, успех возможен лишь тогда, когда родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса и, естественно, сформируется детско-взрослое сообщество. Именно поэтому рядом с малышом должны быть люди, не только любящие его, но и прекрасно знающие особенности этого возраста.

Оптимальной формой сотрудничества, на сегодняшний день, по нашему мнению, является семейный клуб.

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Семейный клуб «Умка» в системе функционирования детских садов представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей:

  1. Обеспечение необходимого психолого-педагогического и методического сопровождения отношений родителей и детей дошкольного возраста. То есть открытые возможности для мам и пап задавать интересующие вопросы и получать на них ответы, оказание помощи в решении учебных задач. Так, например, если ребенку не удается освоить тот или иной информационный блок, педагог не только указывает, что нужно проработать дома, но и как это сделать.

  2. Установление партнерских отношений между детским садом и семьей в вопросах развития, обучения и воспитания детей. Родители — не наблюдатели, а участники образовательного процесса, что находит отражение в проведении совместных занятий, праздников.

  3. Проведение просветительской работы, направленной на организацию диалога родитель-малыш с учетом всех психологических особенностей и возрастных интересов последних. Например, выявив с помощью воспитателя текущие интересы малыша, к примеру, увлечение игрушками-конструкторами, которые разбираются, что называется, до винтика, предложить ребенку сыграть в игру, где каждый винтик закручивается только после того, как рассказана строчка стихотворения, таким образом, в ходе игры есть возможность выучить его. Ребенок наверняка втянется в такую историю.

  4. Популяризация работы ДОУ в родительской среде. В последние годы из-за социально-экономической ситуации мамы и папы почти круглосуточно заняты обеспечением благосостояния семьи. И в этой ситуации детский сад становится чем-то вроде камеры хранения. Родительский клуб призван объяснить и наглядно продемонстрировать, чем и как занимается детский сад, а также призвать семью в помощники, которые понимают основные направления образовательной деятельности и участвуют в ней.

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видео роликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы детского сада);

  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);

  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми;

  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, дети дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину);

  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьей и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Родительский клуб работает в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи:

  • заседания круглого стола, посвященные актуальным проблемам взаимодействия участников образовательного процесса;

  • клуб чтения, где родители читают и обсуждают психолого-педагогическую литературу;

  • психолого-педагогические консультации с узкими специалистами;

  • мастер-классы (и педагогов, и самих родителей);

  • тренинги (обычно на психологические темы, например, «Рекомендации по взаимодействию с гиперактивным или «кусачим» ребенком»);

  • практикумы (освоение конкретных методических приемов, например, пальчиковые игры);

  • решение педагогических ситуаций (например, обсуждение причин почему–2-3 малыша в группе постоянно дерутся, а также путей решения этого конфликта);

  • обмен опытом (доклады из первых уст об успехе в решении какой-либо психолого-педагогической проблемы);

  • проведение совместных праздников (спортивных, утренников, развлечений, традиций группы).

Тематика работы родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в группах есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания старший воспитатель детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов.

Примерный перечень тем:

  • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;

  • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;

  • «Кризис трех лет. Как себя вести»;

  • «Капризы и упрямство»;

  • «Ребёнок и компьютер»;

  • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;

  • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр.

Примерный план заседания клуба «Умка»:

  1. Приветствие.

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Варианты игр для приветствия:
  • «Пожелания». Каждый участник группы по кругу произносит какую-либо фразу, посвященную всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового» и т. п. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

  • «Танцевальный привет». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику: «Как я рад, вас видеть!» или «Какой замечательный сегодня день!» и пр.

  • «Комплимент». Участники по кругу берут за руки друг друга и говорят комплименты и др.

  1. Основной этап. На этом этапе идет разработка темы заседания клуба в двух направлениях.
Теоретический аспект (около 15 минут).

Представляется педагогом, специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);

  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);

  • демонстрация видеороликов, презентаций (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

Практическая часть. Подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приемами для этого являются:
  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);

  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);

  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка).

  1. Заключительный этап. Эмоциональная разгрузка (5 минут). Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения, игры (например, игра «Я хочу подарить тебе…» или упражнение «Вдох – выдох с закрытыми глазами»).

Правильное сочетание всех форм работы с родителями (традиционные, нетрадиционные, наглядная пропаганда) способствуют повышению теоретических знаний родителей, побуждают их пересматривать методы и приемы домашнего воспитания, правильнее оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Таким образом, тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в вопросах развития детей раннего возраста позволяет родителям лучше понять собственного ребенка, детям почувствовать защиту, уверенность, гордость за свою семью, а педагогам эффективно строить процесс воспитания и образования детей.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!