Практико-ориентированное обучение студентов
на уроках физической культуры
Болдырева Татьяна Владимировна,
г. Мичуринск, ТОГАПОУ
«Промышленно-технологический колледж им. В.И. Заволянского»,
преподаватель физической культуры
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов среднего звена, повышение образовательного и культурного уровня личности.
Современное состояние и перспективы развития производства требуют от будущего специалиста новых профессиональных и личностных качеств, таких как системное мышление; информационная, коммуникативная культура; способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческая активность и ответственность за выполняемую работу.
Переход к практико-ориентированному обучению, заявленный в федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования связан с усилением прикладного, практического характера всего среднего профессионального образования.
В связи с этим особое место в образовательных технологиях отводится практико-ориентированному обучению, главная задача которого — формирование у студентов полной готовности к профессиональной деятельности.
Связь физического воспитания студентов с трудовой деятельностью наиболее реально воплощается в профессионально - прикладной физической подготовке.
Каждая профессия имеет свои специфические требования, предъявляемые к человеку и зачастую очень высокие по сравнению с его реальными физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В таком случае возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности, сочетая общую физическую подготовку и профессионально-прикладную физическую подготовку.
Например, чтобы реализоваться в профессиональной деятельности, технику-механику, нужно обладать целым рядом физических качеств. От него требуется умение дозировать силовые напряжения при подготовке машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектовании сборочных единиц, эксплуатации техники, техническом обслуживании и диагностировании неисправностей машин и механизмов, проводить ремонт отдельных узлов и т.д.
Работа программистов характеризуется пониженной подвижностью, длительным пребыванием в одной позе во время работы на ЭВМ. Для них необходимо развитие статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.
Профессиональная деятельность повара связанна с манипулированием инструментом. Он должен выполнять быстрые, точные и экономные движения при работе кухонным инструментом, обладать ловкостью и координацией движений рук.
В профессиях техника-технолога машиностроения и токаря важную роль играют психические качества.
Техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Токарь вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. При напряженной умственной и физической деятельности особенно необходимо оперативное мышление, оперативная и долговременная память, нервно-эмоциональная устойчивость, выдержка, самообладание.
Мастер общестроительных работ должен обладать выносливостью и подвижностью тела, отсутствием страха высоты, глазомером, пространственным воображением, математическим мышлением, наглядно-обзорной памятью и устойчивым вниманием. Каменщик выполняет следующие виды работ: монтаж перекрытия железобетонной балки, плиты и прочие сборные элементы, заливает швы в сборных конструкциях; демонтирует все виды каменных сводов, восстанавливает кирпичные стены, меняет фундаментное основание зданий. При этом успешно использует в своей повседневной деятельности как ручные, так и механизированные приспособления.
Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и психическим качествам и способностям. В процессе общей физической подготовки практически невозможно сформировать такой уровень психофизической подготовленности, который обеспечил бы высокопроизводительную профессиональную деятельность. Поэтому необходимы специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).
Современная профессионально-прикладная физическая подготовка опирается на систему упражнений, позволяющих направленно увеличивать именно те профессионально существенные функциональные свойства организма, двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно зависит результативность профессиональной деятельности.
Средства ППФП студента достаточно разнообразны. К ним относятся: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса ППФП.
В качестве средств физической подготовки используются физические упражнения. В зависимости от методической организации, от объема, интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут давать различный тренировочный эффект. Поэтому средства физической подготовки систематизируют в группы по их значению для решения конкретных педагогических задач.
На уроках по профессионально-прикладной физической подготовке для развития физических качеств у студентов применяют упражнения на быстроту, силу, выносливость, координацию движений. Это в основном упражнения из гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества, требуемые той или иной профессией.
Для формирования и совершенствования прикладных навыков применяются естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения, которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми.
Для совершенствования психических качеств - волевых, внимания, реакции на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других - большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта определяет активность соответствующих психических функций и степень их проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и др.
Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами, спортивными играми, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами опасности (лазание по канату, упражнения на бревне, опорные прыжки) и др.
Для обучающихся по профессии «Мастер общестроительных работ» и «Мастер отделочных строительных и декоративных работ» для направленного воздействия на вестибулярный аппарат и воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях, применяются упражнения на пониженной - повышенной опоре, неустойчивой платформе, упражнения в равновесии, в лазании по вертикальной, наклонной и горизонтальной лестницам; для повышения устойчивости вестибулярного аппарата - продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, марш-броски и т.п. При подготовке к ряду других профессий широко применяются естественные движения такие как: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание, передвижения на лыжах и т.д.
Применение средств физической культуры в будущей профессиональной деятельности студентов основывается на явлении «переноса» тренированности. Упражнения, используемые в ППФП, создают необходимую почву для успешного овладения профессиональными навыками.
На уроках физической культуры занятия по профессионально-прикладной физической подготовке студентов проводятся в форме практических и лекционных занятий.
Профессионально-прикладная физическая подготовка в виде дополнительного занятия необходима студентам, которые имеют недостаточную общую и специальную физическую подготовленность.
Различают следующие формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке:
- секционные занятия в колледже по прикладным видам спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол; футбол)
- самостоятельные занятия прикладными видами спорта (гимнастика, бег.);
- самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя физической культуры;
- массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия, (Дни здоровья, соревнования между учебными группами, курсами).
Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка позволяет дать студентам знания, умения и навыки, которые бы обеспечили сознательное и правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки их к будущей профессиональной деятельности.
Список используемой литературы
-
Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.
-
Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
-
Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 c.
-
Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
-
Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. - 288 c.