СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект "" Дифференцированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разный уровень развития пятиклассников влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. В связи с этим моей целью  стало формирование познавательных способностей  учащихся как основных психических новообразований в структуре личности. Это и стало основанием для работы  по внедрению личностно ориентированного подхода в процессе обучения пятиклассников.

 

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект "" Дифференцированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»»

Практико-ориентированный проект

ТЕМА: Дифференцированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»







Выполнила: Кинжитаева Г.К., учитель русского

языка и литературы МБОУ « АСОШ№1»

























Содержание



1.ВВЕДЕНИЕ........................................................................................стр.3-4

2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................................................................стр.5-7

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ...............................................................стр.8-37

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................стр.38-40

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..........................стр.41

6.ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................. стр.42-59


















1.ВВЕДЕНИЕ

Тема проекта: «Дифференцированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

Особенности типа проекта:

по доминирующей деятельности учителя – практико-ориентированный

по продолжительности:

для детей – от года до трех лет,

для учителя – долгосрочный

Объектом исследования данной работы является дифференцированное обучение.

Предметом исследования выступают способы реализации дифференцированного подхода в среднем звене.

Цель исследования – выявить особенности дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения в основной школе.

Были выделены следующие задачи:

  • изучить теоретическую литературу по проблеме исследования;

  • дать определение понятиям: «дифференцированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество»;

  • выявить особенности современных личностно ориентированных технологий;

  • раскрыть особенности урока с уровневой дифференциацией, познакомиться с технологией его проведения.

  • разработать систему приемов дифференцированного подхода в процессе обучения русскому языку






Проблема

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это приводит к неуспеваемости.

Актуальность. Нас волнуют одни и те же вопросы и проблемы: что надо сделать, чтобы за 45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно.

И среди огромного числа этих проблем, мучительно решаемых отечественной школой и педагогикой, пожалуй, наиболее острой является проблема дифференцированного обучения, которая является наиболее актуальной на сегодняшний день.

Гипотеза: если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам, создаст здоровьесберегающую среду, повысит интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся.




2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Научными основаниями современной концепции образования выступают классические и современные, педагогические и психологические подходы – гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Личностный и индивидуальный подходы отвечают на вопрос, что развивать. Вариант ответа на этот вопрос можно сформулировать так: следует развивать и формировать не единый, ориентированный на государственные интересы набор качеств, составляющий абстрактную «модель выпускника», а выявлять и развивать индивидуальные способности и склонности учащегося. Это идеал, но необходимо помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные способности и склонности, так и социальный заказ на производство специалистов и граждан. Поэтому задачу школы целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную, а точнее, культурно-личностную модель ориентации образования.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом успешность реализации этой модели обеспечивается через выработку и освоение индивидуального стиля деятельности, формируемого на базе индивидуальных особенностей.

Деятельностный подход отвечает на вопрос, как развивать. Суть его заключается в том, что способности проявляются и развиваются в деятельности. При этом согласно личностно-ориентированному подходу наибольший вклад в развитие человека вносит та деятельность, которая соответствует его способностям и склонностям.

Одной из наиболее признанных инновационных педагогических технологий является дифференцированное обучение, которое, прежде всего, проявляется в применении разноуровневых заданий. Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что: овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся; учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно ориентированного обучения; применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся; такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

Чтобы обучение можно было считать дифференцированным, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:

 уровень обученности в данной области знания,

 уровень общего развития, культуры;

 особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);

 особенности характера, темперамента.

Уровневые задания с успехом могут быть использованы на всех этапах обучения:

 При изучении нового материала.

 При контроле за усвоением знаний.

 При проверке знаний.

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обучаемости. В этом помогает входная диагностика.Учащийся должен овладеть рядом компетенций, необходимых ему для успешной реализации своих возможностей в дальнейшем обучении и в жизни в целом. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.    :

Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

Обучение, основанное на уровневой дифференциации,  не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

Только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно – ориентированного процесса обучения.

Создать благоприятные педагогические условия для развития личности ученика, его самоопределения и самореализации помогла технология уровневой дифференциации, которую я применяла на своих уроках. На мой взгляд, дифференциация необходима по следующим причинам:

  • разные стартовые возможности детей;

  • разные способности, а с определённого возраста и склонности;

  • для обеспечения индивидуальной траектории развития.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.


В 2011 году взяла 5 класс. Разный уровень развития пятиклассников влиял на низкую способность детей к усвоению знаний. В связи с этим моей целью стало формирование познавательных способностей учащихся как основных психических новообразований в структуре личности. Это и стало основанием для работы по внедрению личностно ориентированного подхода в процессе обучения пятиклассников.

Моя позиция как педагога была следующая:

В основу обучения и воспитания был положен личностно-ориентированный подход (ЛОП), который предполагал не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную стратегию организации учебно-воспитательного процесса. Суть технологии – в создании условий для «запуска» внутриличностных механизмов развития личности: рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция, ценностные ориентации) и персонализация (мотивация, «Я – концепция»).

Данный подход к ученику потребовал от меня пересмотра своих педагогических позиций.

Для реализации ключевых идей я поставила перед собой следующие задачи:

  • провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы на предмет современного состояния проблемы;

  • организовать констатирующий эксперимент для диагностики личностных особенностей учащихся;

  • апробировать экспериментальную модель влияния дифференцированного подхода на эффективность процесса обучения.

1 этап - Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап работы)

Приложения 1,2,3.

2 этап- Подготовка разноуровневых заданий по темам.Приложение 5.

3 этап – Организация групповой работы на уроке.

4 этап - Подготовка разноуровневых домашних заданий.

5 этап - Организация само-и взаимоконтроля

6 этап- - Разноуровневый контроль.Приложение 6.

Этап 1. Диагностика личностных особенностей учащихся (констатирующий этап работы)

На момент начала работы по внедрению дифференцированного подхода обучалось 25 учеников. Из них 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети физически здоровы.

Совместно с психологом школы в классе была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям:

  • познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление);

  • мотивационная сфера учащихся;

  • изучение и определение особенностей нервной системы

  • личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);

Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.

Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников. (Приложение 1)

В первый (репродуктивный) – низкий уровень, были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Во второй (продуктивный) – средний уровень были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности ученики проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

В третий (творческий) – высокий уровень были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающегося, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

В результате проведённой беседы с детьми и родителями, анкетирования было выявлено, что большинство детей (61%) имеет высокий уровень школьной мотивации. (Приложение 2) Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия.

Результат исследования особенностей нервной системы.

( Приложение 3)

Анализ графиков показал следующее:

*сангвинический тип-48%

*флегматический тип- 35%

*холерический тип-12%

*меланхолический тип-5%

Данные результаты говорят о том, что большинство учащихся класса- дети с сильным уравновешенным , подвижным типом Н С. Эти дети способны на длительную напряжённую работу, легко перестраиваются с одного вида деятельности на другой, точно рассчитывая силы.

Сведения, полученные мною в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива.

По результатам данных диагностик были даны рекомендации, в которых основное внимание было акцентировано на развитии у учащихся самостоятельной познавательной деятельности (сюда вошли знания и умения целеполагания, планирования, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).

Все эти пункты, в общем, составляют формирование учебно-познавательной компетенции. Формирование учебно-познавательной компетенции я решила осуществлять на уроках русского языка через технологию дифференцированного обучения. Целью этого обучения является создание условий для формирования познавательной активности учеников. Этап 2. Подготовка разноуровневых заданий по теме «Имя прилагательное» . Главным методическим принципом дифференциации обучения считаю четко продуманное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий в системе уроков по определенной теме.Приведу примеры, в которых прослеживается сочетание этих форм на различных уроках. Урок русского языка в 5-м классе по теме "Полные и краткие прилагательные" Цели:
  1. Дать представление о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенности кратких прилагательных и их синтаксической роли.

  2. Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

  3. Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.

Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация урока, карточка к уроку 

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мне хочется необычно начать урок. Послушайте строчки из стихотворения Е. Баратынского:

(Демострируется слайд)

Вопросы к классу:

Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения я начала наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Слово учителя:

Правда, пока погода не совсем напоминает нам весну, но, тем не менее, солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового. Скоро листочки на деревьях распустятся. Сегодня вы попробуете себя в роли волшебников. Мы с вами попробуем приблизить весну. У вас на столах карточки с деревьями и листочки. За каждый правильный ответ вы можете ими украсить деревья. Я желаю вам, чтобы ваши деревья были пышными, как моё дерево.

(На слайде демонстрируется анимация – на дереве распускаются листочки).

I. Актуализация знаний учащихся:

Учитель:

Вы уже несколько уроков изучаете имя прилагательное, давайте повторим то, чему вы уже научились.

Спишите предложение с доски, вставьте пропущенные буквы, сделайте его синтаксический разбор.

Под лучами весен… солнца быстро тает снег.

1. Как проверить правописание окончания имени прилагательного?

2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?

II. Объяснение нового материала.

И сегодня мы продолжим изучать эту часть речи. Запишите число и тему урока “Полные и краткие прилагательные”. Итак, начинаем нашу работу.

(Демонстрируется слайд “Сравните прилагательные”).

Посмотрите на таблицу.

Сегодня у нас на уроке присутствует ещё один ученик - Вася Ошибкин, у которого к вам накопилось несколько вопросов, давайте поможем ему на них ответить.

1. Как вы думаете, почему одни прилагательные называются полными, а другие - краткими?

2. В чём ещё разница между полными и краткими прилагательными?

3. Каким членом предложения являются полные прилагательные? За помощью можете обратиться к таблице на карточке к уроку (см. приложение к уроку).

4. Какими членами предложения являются краткие прилагательные?

5. Как изменяются полные прилагательные?

6. Посмотрите на краткие прилагательные. Как изменяются они?

5. Сделаем вывод, в чём различие между полными и краткими прилагательными? Воспользуйтесь алгоритмом ответа.

Алгоритм ответа:

  1. Отвечают на вопросы ...

  2. В предложении являются ...

  3. Изменяются ...

А теперь сравните ответы с таблицей.

(Демонстрируется слайд с выводом)

Слово учителя:

Молодцы, ребята, как хорошо и активно вы работаете, посмотрите, как доволен Вася Ошибкин, да и деревья у вас постепенно покрываются листвой.

III. Закрепление изученное.

1. А теперь посмотрим, как вы усвоили новый материал. Вася пригласил нас поиграть в прятки, а сам расстроился, потому что от него спрятались краткие прилагательные.

Найдите краткие прилагательные и укажите их номера.

(Демонстрируется слайд “Поиграем в прятки”).

Как вы это определили?

Учитель:

За каждый правильный ответ положите себе по листочку.

2. Запись предложений по диктовку.

Как первый луч весенний ярок! Опять весна душистая повеяла крылом. Ещё земли печален вид. Там небеса и воды ясны.

Задания к предложениям:

А) Подчеркните прилагательные как члены предложения, определите род, число, падеж (где возможно).

Б) Выпишите краткие прилагательные в ед. числе, рядом напишите эти прилагательные в полной форме. Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

3. “Помогите Васе Ошибкину правильно поставить ударение”.

Выполните упр. 590 устно. Сначала вместе проговорим образцы, потом по одному проговариваете слова, правильно ставя ударение.

Обратите внимание, что в кратких прилагательных ж. р. ударение всегда падает на последний слог.

IV. Творческое списывание.

1. Вставьте в данный текст подходящие по смыслу слова из справок:

(Демонстрируется слайд “Творческое списывание”)

Слова для справок: чиста, короткие, молодой, влажным, небесная, лёгкою, светло и радостно, душистая, золотой, свеж и прозрачен, прохладно, грозны и горды.

Теперь сравните свои тексты с образцом на экране.

Вопросы к учащимся:

1. Какой текст интереснее?

2. Что делает его таким?

3. С какой целью используются прилагательные в предложении?

4. Подчеркните краткие прилагательные как члены предложения.

5. Обратите внимание на 1 слайд. Спишите этот стихотворение. Как эти строчки связаны с темой нашего урока?

V. Подведение итогов.

1. Что нового узнали сегодня на уроке?

2. Чему научились?

3. Проверим, как распустились ваши деревья.

Они почти такие, как на слайде. Вы хорошо поработали, поэтому получаете хорошие оценки.

Учитель объявляет оценки.

Понравился ли вам урок? Если да, то помогите распуститься листочкам на моём дереве.

На доске прикреплено изображение дерева без листьев.

Д/з (разноуровневое):

1. Базовый уровень - упр.593.

2. Продвинутый уровень – сочинение-миниатюра “То было раннею весною” (с использованием полных и кратких прилагательных).

Ответ учащихся:

- наступила весна.

Один учащийся у доски, остальные в тетрадях делают разбор предложения.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое)

Учащиеся отвечают:

Окончания прилагательных проверяются вопросом.

Прилагательное может быть определением и сказуемым.

Учащиеся записывают число и тему урока.

Учащиеся изучают таблицу.

Ответы учащихся:

- у полных прилагательных окончания состоят из двух букв, у кратких - из одной.

- полные прилагательные отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

- краткие прилагательные отвечают на вопросы: Каков? Какова? Каково? Каковы?

Учащиеся работают с таблицей и отвечают на вопрос.

Определениями и сказуемыми:

- по родам, числам, падежам,

- только по родам и числам.

Они не склоняются.

Несколько учащихся по алгоритму проговаривают ответ:

Учащиеся работают с таблицей, ещё раз проговаривая ответ.

Учащиеся пишут ответы на карточках и показывают правильные ответы.

Правильный ответ: 2, 3, 5, 9.

- по короткому окончанию.

Учащиеся продолжают украшать свои деревья.

Учащиеся записывают предложения.

Учащиеся подчёркивают прилагательные как члены предложения и определяют их род, число, падеж.

Учащиеся выписывают краткие прилагательные, записывают их полную форму и дают ответ:

- у кратких прилагательных м.р. появляется беглая гласная.

Учащиеся выполняют упр. 590 устно. Сначала все вместе проговаривают образец, затем по одному все остальные слова.

Учащиеся, правильно поставившие ударение, добавляют листочки к дереву.

Учащиеся списывают текст и вставляют подходящие по смыслу прилагательные из слов для справок.

Учащиеся читают вслух свои варианты текста, сверяя с образцом на экране.

Ответы учащихся:

- второй,

- прилагательные.

- чтобы сделать речь более яркой, выразительной.

Учащиеся подчёркивают краткие прилагательные как сказуемые.

Учащиеся списывают строчки из стихотворения Е.Баратынского и отвечают на вопрос:

- в этом стихотворении есть краткие прилагательные.

Ответы учащихся:

Узнали, что прилагательные употребляются в краткой форме, что краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми, изменяются по родам и числам, не изменяются по падежам.

Научились находить краткие прилагательные в предложениях, правильно ставить ударение в кратких прилагательных.

Учащиеся украшают деревья листочками.


Урок "Полные и краткие имена прилагательные". Урок с элементами здоровьесбережения

цели урока.

Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

Уметь:

-Правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

  

.

1.Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Вы очень хорошо выглядите. Несмотря на то, что сегодня пасмурный день, надеюсь, вы хорошо поработаете на уроке.

Перед вами на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зелёная. Посмотрите на них внимательнее и выберете ту, которой соответствует ваше настроение именно сейчас. Красный цвет- вы полны энергии, готовы активно работать. Зелёный цвет - вы  спокойны. Синий цвет - вы испытываете чувство тревоги, беспокойства.

II.Проверка Д/ З.(читают свои работы.)

День здоровья - синквейн ( задание для первого ряда)

Стихи или загадки о спорте.(задание для второго ряда).

Текст поздравления ко Дню здорового образа жизни. (задание для третьего ряда).

III. Актуализация опорных знаний.

- Какой раздел русского языка мы изучаем? (морфология).

- Дайте определение морфологии (раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи).

- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков? (прилагательное).

- Что знаете об имени прилагательном? (ответы).

- Назовите начальную форму прилагательного.(м .р, ед.ч, им. п).

- С какой частью речи связано имя прилагательное? (с именем существительным).

                                                    Чёрное и серое.

 Чёрное тихонько
 Дремало на полу.
Серое тихонько
  Пряталось в углу.

 Чёрное тихонько
    Лапой шевельнуло,
Серое проворно
        Хвостиком вильнуло.

- Найдите прилагательное. Что с ним произошло? Во что они превратились? Что происходит с прилагательными, если они лишаются своих спутников существительных?

(Они превратились в существительные).

- Как называется такой способ словообразования? (Переход из одной части в другую)

Мы повторили определение имени прилагательного. Какие орфограммы изучили по данной теме? (Падежные окончания глагола, О – Е- после шипящих в окончаниях глагола).  Слайд № 1.

Работа по перфокартам.

Заполнение перфокарты. Я проверю, как усвоили предыдущую тему.

Заполнение перфокарты 1 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

Больш..го, хорош..го, чуж..го, колюч..м, прыгуч..го, свеж..го, дремуч..го, горяч..го. 

О


 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 


 


Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2".

Заполнение перфокарты 2 вариант.

– Что вы помните о написании о и е после шипящих и ц в окончаниях имён прилагательных?

На свеж..м, больш..го, о могуч..м, в колюч..м, в чуж..й , похож..му, хорош..го, к старш..му . 

О


 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 


 


Самопроверка. Нет ошибок – "5", одна ошибка – "4", две ошибки – "3", три и больше – "2"

Вывод: под ударением пишется О, без ударения- Е.

V1. Объяснение нового материала.

На доске:

мужественный

сильный

ловкий

вынослив

сосредоточенный

- Что заметили? Какое слово лишнее? (Краткое прилагательное - вынослив).

Кто догадался , какая тема урока?

Запишите число, кл. работа, тему урока. Слайд № 2

Сформулируйте цели урокаСлайд

Различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении.

Уметь:

-Правильно употреблять прилагательные в речи;

-указывать морфологические признаки прилагательных;

-правильно писать прилагательные, графически объяснять орфограммы.

-Назовите морфологические признаки краткого прилагательного вынослив (изменяется по числам, в единственном числе по родам).

- Склоняются ли краткие имена прилагательные? Послушайте стихотворение.

Я - учитель всей страны.

Дети все мои умны.

Всем ученикам умнам

Я урок прекрасный дам.

Эта девочка умна.

Всё запомнила она.

Я люблю её одну.

Эту девочку умну.

Этот мальчик так умён.

Всё на свете знает он.

И услышит вся страна

Про мальчонку, про умна.

Вывод: краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам.

Выясним синтаксическую роль кратких прилагательных.

-Составьте предложение с кратким прилагательным, используя слова из столбика.

Выполните синтаксический разбор предложения.

Спортсмен ловок и вынослив. ( Повествов., невоскл, прост., нераспр..).

Вывод: в предложении краткое прилагательное является сказуемым.

Сравните наш вывод с правилом в учебнике.

А теперь вопрос трудный, но интересный (на «5»):

-Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм?

(Краткое прилагательное связано с подлежащим, а подлежащее стоит в именительном падеже и только. Следовательно, сказуемое может стоять только в одной форме, и сказуемому не нужны падежи.)

Выясним, какую роль играют в речи краткие прилагательные. Слайд № 5

Для чего используют краткие прилагательные ?(Для краткости, лаконичности, выразительности- на них падает логическое ударение).

Будьте добры!
Будьте любезны!
Будьте внимательны!

Физминутка.

v. Закрепление материала.

1.Выполняют упражнение 589 письменно, с комментированием – цепочкой.

Вывод: от полных прилагательных можно образовать краткую форму.

2. Задание: образовать, где это можно, от полных прилагательных одну из кратких форм.

Длинный

Каменный

Бессердечный

Удивительный

Вкусный

Стеклянный

Вывод: не все прилагательные могут иметь две формы - полную и краткую.

Учитель. Каменный, стеклянный - это относительные прилагательные, с разрядами прилагательных вы познакомитесь в 6 классе.

3. Цифровой диктант.1- полные прилагательные, 2- краткие.

Известен, широкий, удивителен, счастлив, благодарный, сердит, богат, могуч, ядовитый, старый, полезный, вкусный.

Проверка.

4. Тест Слайд № 6 (проверка слайд № 7).

V1.  Подведём итог урока. Творческая работа. Синквейн по теме: «Прилагательные полные и краткие». Например:

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

А сейчас назовите 6 любых прилагательных (дети называют).

Сегодня урок был……….

Мы выполняли………….задания.

Некоторые ребята………..и…………….

Сейчас все сидят в ожидании…………….оценки.

Я надеюсь, что и другие уроки у нас будут………….

(смешно).

-Выберите из карточек ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас.

Д/З(разноуровневое): 1группа: упр .590.

        2 группа:  Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

        3 группа: сочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.



Фрагмент урока в 5 классе «Имя прилагательное»

1 задание. Озаглавьте текст. Какова его основная мысль?

Назовите прилагательные, определите их роль в тексте.

Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват... снегу причудлив.. узором переплетаются глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.

2 задание. Инструкция.

Если вы считаете, что ещё не совсем усвоили тему урока, то выбираете задание № 1.

Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, выбирайте задание № 2

Если вы уверенно чувствуете себя, если вы чувствуете, что хорошо усвоили тему урока и хотите проверить свои силы и возможности, выбирайте задание № 3.



1 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных; определите род, число, падеж.

Удивительн.. утро! Пухов.. одеялом укутана сонн.. земля. Над серебрист.. лесом синеет зимн.. небо. В голубоват.. снегу переплетаются причудлив.. узором глубок.. следы рыженьк.. лисицы и доверчив.. зайчишки.

2 уровень. Спишите, выделяя окончания прилагательных. Определите род, число, падеж прилагательных. Выберите строку, в которой дан правильный ответ.

*Замените прилагательные в тексте так, чтобы текст можно было назвать «Удивительное осеннее утро!»

Удивительн.. (1) утро! Пухов.. (2) одеялом укутана сонн..(3) земля. Над серебрист..(4) лесом синеет зимн..(5) небо.

А. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., мн. ч., Т. п.),5(ср. р., ед. ч., Им. п.).

Б. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.),5(ср. р., ед. ч., В. п.).

В. 1 (ср. р., ед. ч., Им. п.), 2 (ср. р., ед. ч., Т. п.), 3 (ж. р., ед. ч., Им. п.), 4 (м. р., ед. ч., Т. п.),5(ср. р., ед. ч., Им. п.).

В голубоват.. (1) снегу переплетаются причудлив.. (2) узором глубок.. (3) следы рыженьк.. (4) лисицы и доверчив.. (5) зайчишки.

А. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (м. р., И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., Р. п., ед. ч.), 5(м. р., Р. п., ед. ч.).

Б. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., В. п., ед. ч.),

5(м. р., В. п., ед. ч.).

В. 1 (м. р., П. п., ед. ч.), 2 (м. р., Т. п., ед. ч.), 3 (И. п. мн. ч.), 4 (ж. р., Р. п., ед. ч.),

5(м. р., Р. п., ед. ч.).



3 уровень. Допишите текст, используя опорные слова (1 - 2 предложения). Определите род, число и падеж прилагательных. Постарайтесь поставить прилагательные во всех родах и в разных падежах

Слова для справок: хрустальный, морозный, золотистый, яркий, легкий.

Слова для справок: веселый, волшебный, звонкий, высокий, еловый.

Запишите рядом с полной формой прилагательного краткую. Обозначьте орфограмму № 20.

Найдите «лишнее» слово.

*Одно из прилагательных употребите в прямом и переносном значении, подобрав к ним соответствующие существительные. Запишите образованное словосочетание.

Колюч…му, горяч..му, свеж..му, луч..м.

Этап 3. Организация групповой работы на уроке. Групповые технологии или педагогику сотрудничества (работа в парах и малых группах) использую обычно на повторительно-обобщающих уроках, а также на уроках-семинарах, при подготовке устных журналов, творческих заданий. Продумываю состав групп, их количество. В зависимости от темы и целей занятия количественный и качественный состав групп может быть различен. Можно сформировать группы по характеру выполняемого задания: одна может быть численно больше другой, может включать в себя учащихся с различной степенью сформированности умений и навыков, а может состоять из «сильных», если задание сложное, или из «слабых», если задание не требует творческого подхода.

Группы получают письменные задания (своеобразные программы наблюдений или алгоритмы действий), подробно прописанные на карте, оговаривается время на их выполнение. Учащиеся выполняют задания, работая с текстом. Формы организации отношений в группах могут быть также различны: все могут выполнять одно и то же задание, но по различным частям текста, эпизодам, могут выполнять отдельные элементы заданий, прописанных в карточке, могут готовить самостоятельные ответы на различные вопросы…

В каждой группе назначается руководитель. Его функция – организация работы учащихся, сбор информации, обсуждение оценки каждого члена группы и выставление балла за порученную ему часть работы. По истечении времени группа отчитывается о проделанной работе в устной и письменной форме: даёт ответ на поставленный вопрос и сдаёт наброски своих наблюдений (от каждого ученика или от группы в целом). За монологическое высказывание оценка ставится непосредственно на уроке; после просмотра письменных ответов оценка выставляется каждому члену группы с учётом того балла, который ему поставила группа. Если даётся задание делать записи по ходу отчётов групп, собираются на проверку тетради учащихся – каждая работа оценивается с позиций качества выполнения задания.

Фрагмент урока в 5 классе «Что обозначает имя прилагательное»

Расскажите об имени прилагательном по плану. Работа в группах.

План.

1.Что обозначает имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. С какой частью речи согласуются?

4. Каким членом предложения являются?

...Перед вами иллюстрация, на которой изображены лебеди. Опишите одного из них. (Белый, грациозный, стройный).Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает мастер слова – Сергей Тимофеевич Аксаков. Насладимся богатством и разнообразием прилагательных.

Лебедь.

Бел…снежный, с бл…стящими, прозрачными, небольшими глазками, с ч…рными лапами, с длинной и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда

спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмной, гладкой поверхности воды.


- Понравилось ли вам описание?


Работа в группах. Выпишите прилагательные. Какими членами предложения они являются? (Определениями. Одно прилагательное является сказуемым, т.к. стоит к краткой форме.)


Урок-обобщение по разделу «Фонетика.Орфоэпия.Графика».Долина «Орфоэпия»

Задание: написать отгадки с орфограммой «непроверяемое написание». Кто правильно ответит, тот первым пришел удачно к привалу «Оценка» и завтра готов испытать себя на контрольной работе.

По городу мы передвигаемся группами. Ваша задача: выписать из словаря:

1 группа: 5 слов, в которых звуков больше, чем букв

2 группа: 10 существительных с непроизносимой согласной

3 группа:10 существительных в алфавитном порядке

Тема«Однокоренные слова и формы одного и того же слова» 5 класс

1 группа. Составьте текст на тему: «Первый снег», используя однокоренные слова и формы одного и того же слова.

2группа.Найдите «лишнее» слово: Гвоздика-гвоздь-пригвоздить…Выписать из предложенного текста однокоренные слова и формы одного и того же слова.

3 группа. К словам земля, снег, дорога, мысль, красивый. Зеленеет подобрать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим работы. Этой группе школьников я предъявляю посильные проверочные задания. Например, если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке.

Образец карточки-задания. Наступление весны.(5 класс)

Зима к..нчает?ся, начинает?ся весна. День становит?ся светлее, воздух теплее. Дневн.. со..нце руш..т снежн.. крепости.

Зима (не) (з,с)дает?ся без боя. Ночью моро.. заковывает землю. Утром вверху бл..стит со..це а на бел.. земле по..вляют?ся син.. тени от д..ревьев. У д..мов шумят вороб..и и под крыш..й соб..рают?ся голуби.

Зв..нят в лесу синицы громко барабан..т дятлы. Зимн.. гости ул..тают на север а с юга уже л..тят грачи жаворонки.

Купают?ся воробьи отмывают зимн.. грязь. Р..стет весенний шум.  

Этап 4.Выполнение разноуровневых домашних заданий. Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания  самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме..., найти в словарях,  составить предложения к заданным схемам, написать сказку с использованием группы словарных слов, написать письмо какому-то литературному персонажу, написать отзыв о прочитанной книге (в таких заданиях прослеживается связь с уроками литературного чтения и др.).

Например, домашнее задание после изучения темы «Прилагательные полные и краткие»

1 группа– упражнение746; 2 группа – упражнение 748; 3 группа– Сочинение – описание по теме: «Воспоминание о зиме».

Второй вариант дом.зад.: 1группа: упр .746.

        2 группа:  Пословицы и поговорки с краткими прилагательными.

        3 группа: Cочинение - миниатюра “Весна в моем дворе”.


ЭТАП 5.Организация само-и взаимоконтроля.

Особое внимание в своей работе я уделяла процессу рефлексии, оценке личностью своего «Я», развитию объективной самооценки у детей. На этом этапе остановимся и рассмотрим методику работы более подробно.

Я попробовала ввести в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На уроках каждый ученик мог подсчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг. Английское слово «rating» переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Советская энциклопедия 1987).

Основные принципы работы по рейтинговой системе:

  • оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;

  • незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

  • ученик волен выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предполагаемых видов деятельности определены заранее;

  • целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли;

  • текущий – ежеурочный контроль;

  • промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;

  • итоговая аттестация – в конце года.

Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Учителем контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

Выведение оценки за урок по рейтинговой системе

Виды работы

Количество баллов

Тестирование

5

Проверочная работа (графическая)

5

Сообщений из дополнительной литературы

5

Ответы с места

По 1 баллу


Итоговый подсчёт рейтингового балла за урок проводится на полном доверии к ученикам. Они сами ведут подсчёт баллов и выводят свой уровень по таблице:


Подсчёт баллов и вывод своего уровня

Сумма баллов

Уровень

Оценка

15 баллов и выше

высокий

«5»

12 б. – 14 б.

средний

«4»

8 б. – 11 б.

низкий

«3»

0 б. – 7 б.

Неусвоение программы



Такая система позволяет учащимся узнать свой уровень. Я считаю, что использование элементов рейтинговой системы уместно на всех уроках.

Интересный приём на этапе рефлексии- это использование на уроке «Листа успеха».


Лист успеха

Фамилия ученика

Номер задания

1-е задание-словарный диктант

2-е задание – конкурс

«теоретиков»

3-е задание – работа

со схемами

4-е задание – самостоятельная работа

Итог

Рефлексия

Всё было понятно

Было трудно

Было интересно

Могу рассказать другим



Данный приём позволяет приучить детей к самопроверке и самоанализу, использовать взаимопроверку, а так же даёт возможность реализовать принцип 100-процентной обратной связи в классах с любой наполняемостью.







Этап 6. Разноуровневый контроль.

Я практиковала и контрольные разноуровневые задания, тем самым, повышая требования к оценке знаний, умений и навыков учащегося. При одинаковом объёме материала устанавливался различный уровень требований к его усвоению. Последовательный добровольный выбор учащимися уровня усвоения материала позволил сформировать познавательную потребность, навыки самооценки, планирования и регулирования своей деятельности. В оценке работ я считала главным личностный критерий, т.е. степень усилий, прилагаемых ребёнком для выполнения задания, а также сложность выбираемых заданий

Использую в своей работе небольшие диктанты-считалки.Тексты диктантов – считалок невелики по объему, оригинальны, в них встречаются все части речи, следовательно, их можно использовать на уроках систематизации и обобщения изученного. Более того, они легко запоминаются. Разве плохо, что ваши любимые ученики будут с нетерпением ждать очередной такой диктант, потому что захотят «поразить» своих друзей новой считалкой? После записи диктанта ученики выполняют разноуровневые задания.  Текст диктанта-считалки с разноуровневыми заданиями. .Станция «Космическая»

Если очень захотеть , Можно в космос полететь , Пять - четыре - Руки шире ! Четыре – три - Вверх смотри! Три – два - Тянись, как трава ! Два - один - Рев турбин, - Пуск , ура! Стартуй со двора !

Задания 1 уровня. Подчеркните все глаголы как члены предложения. Сверху укажите наклонение

Задания 2 уровня. Подчеркните все глаголы как члены предложения сделайте морфемный разбор двух
первых глаголов.Подберите синонимы к ним.

Задания 3 уровня. Выпишите все глаголы в два столбика : а) глаголы первого спряжения; б) глаголы второго спряжения.Найдите и укажите среди них такой глагол, в котором приставка имеет значение “ начало действия “. Составьте с этим глаголом словосочетание .








ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав итоги повторной контрольной работы и характер ошибок, я получила следующие результаты успеваемости учащихся:

-1группа – 61% (было 47%)

-2 группа - 39% ( было 29%)

-3 группа –30% ( было 24%)

При сравнении этих показателей с предшествующими видно, что изменилось процентное соотношение качества знаний у учащихся каждой группы. (Приложение 4).

Полученные данные говорят о том, что дифференциация, осуществляемая на протяжении изучения темы, привела к формированию нового, более высокого уровня сформированности учебных действий. Таким образом, дифференциация обучения способна вызвать изменение деятельности, развитие умения самоконтроля, что ведёт за собой повышение деятельности учащихся.

Обобщим способы дифференциации:

1. Дифференциация содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;

  • по уровню трудности;

  • по объёму.

2. Использование разных приёмов организации деятельности детей на уроке, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;

  • по степени и характеру помощи учащимся;

  • по характеру учебных действий.



Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к творческой работе. Это диктует необходимость изменения содержания и технологий образования, ориентации на личностно-ориентированную педагогику. Такая система образования не может быть построена на пустом месте. Она берет начало в глубине традиционной системы образования, трудов философов, психологов, педагогов.

Работая индивидуально, я смогу помочь учащимся в их развитии. Личностно ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить. отставание, углубить и расширить знания учащихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Мне представляется, что на рубеже веков модель личностно-ориентированной школы – одна из наиболее перспективных в силу следующих причин:

  • в центре образовательного процесса находится ребенок как субъект познания, что отвечает мировой тенденции гуманизации образования;

  • личностно-ориентированное обучение является здоровье сберегающей технологией;

  • в последнее время наметилась тенденция, когда родители выбирают не просто какие-либо дополнительные предметы, услуги, но ищут, прежде всего, благоприятную, комфортную для своего ребенка образовательную среду, где бы он не затерялся в общей массе, где была бы видна его индивидуальность;

  • необходимость перехода к данной модели школы осознается обществом.

Я считаю, что наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного урока являются:

  • использование субъектного опыта ребенка;

  • предоставление ему свободы выбора при выполнении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала с учетом разнообразия его типов, видов и форм;

  • обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения.

Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся. Овладевая теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, педагог, обладающий высоким уровнем педагогической культуры и достигающий вершин в педагогической деятельности в перспективе сможет и должен использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с.

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 2006. 107 с.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с.

  4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57.

  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

6.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с.

7.Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.

8.Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 144 с.

9. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд. “Институт практической психологии”, НПО “МОДЭК”, 1998, - 137 с.

10.Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 1988.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Исследование силы нервной системы при помощи темпинг–теста. Цель: определить характер работоспособности (РС) испытуемого.

Оборудование: лист А-4 , разделенный на 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке (2 экземпляра), карандаш, секундомер, протокол исследования.

№1

№2

№3

№6

№5

№4

Процедура исследования.Первый этап. Испытуемому предлагают поставить карандашом точки ( как можно больше) в бланке правой рукой. Работа движется из квадрата в квадрат по часовой стрелке, по команде экспериментатора. 5 секунд на квадрат.Второй этап. Новый бланк. Аналогичная работа левой рукой.

Обработка результатов.

1.Посчитать количество точек, поставленных испытуемым, за каждые 5секунд каждой рукой.

2.Занести результат в протокол.

3.Построить график РС отдельно для правой и левой руки. Для этого на оси абсцисс - отложить пятисекундные промежутки времени, а на оси ординат- количество точек в каждом квадрате.

Анализ результатов.Выделяют 4 типа графика.

А - выпуклого типа,

Б – ровного типа,

В – нисходящего типа,

Г – промежуточного и вогнутого типа.

А: - темп РС нарастает в первые 10-15 секунд, а в последующем он может снизиться. Тип нервной системы (Н С) – сильный.

Б:- темп ,удерживаемый испытуемым, примерно на одном уровне в течение всего времени. Тип Н С средней силы.

В:- темп снижается уже со второго 5- секундного отрезка времени и остаётся на сниженном уровне в течение всей остальной работы. Тип нервной системы – слабый (наибольшая РС в начале урока с резки снижением в середине).

Г: - темп РС снижается после первых 10-15 секунд, График промежуточный. Тип НС – средне-слабый. Наибольшая РС – в начале урока.

График вогнутый ( Г) – свидетельствует о кратковременной мобилизации. Наибольшая РС в середине урока.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Уровень школьной мотивации.























ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Особенности нервной системы






























ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Качество знаний учащихся 5 класса на начало и конец 2011-2012 учебного года

















ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Разноуровневые задания.

Приложение 6. Работа по карточкам.На карточках написан текст о бобре. Выберите для себя карточку, в зависимости от сложности.

Красная карточка. Задание: вписать в текст подходящие по смыслу прилагательные, выделить окончание, определить падеж.

Бобры – … пловцы. …, довольно … лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены … … когтями для копания. От холода бобра спасает … слой жира и … … шерсть.

Слова для справок: передние, отличные, длинными, густая, маленькие, густой , сильными, прекрасная.

Синяя карточка: вставить в имена прилагательные окончания, определить падеж.

Бобры – отличн… пловцы. Передн…, довольно маленьк… лапы бобра лишены перепонок, зато вооружены длин… сильн… когтями для копания. От холода бобра спасает густ… слой жира и густ… прекрасн… шерсть.

Проверка: ученик читает предложение, называет окончание, определяет падеж прилагательных.

- Как вы определили падеж? (по падежу существительного).

-Давайте разберём последнее предложение по членам предложения и по частям речи.

4. Первичное закрепление. Групповая работа.

Работа с учебником стр.93-94

-Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задания для бригад экипажа.

-Проиллюстрируйте своими примерами грамматические признаки имени прилагательного.

- Какая информация оказалась для вас новой? 4. Первичное закрепление. Групповая работа.

  1. уровень: Подберите однокоренные прилагательные к существительным холод, сосна, небо и запишите словосочетания. определите родовые окончания имён прилагательных.

  2. 2 уровень: Найдите в тексте словосочетания существительных с прилагательными. Выделите родовые окончания:

Когда зимний вечер уснёт тихим сном,
Сосульками ветер звенит за окном,
Луна потихоньку из снега встаёт
И жёлтым цыплёнком по небу плывёт.

А в окна струится сиреневый свет,
На хвою ложится серебряный снег.
И, словно снежинки, в ночной тишине

Хорошие сны прилетают ко мне.

3 уровень: Вставь пропущенные окончания и укажи род, число прилагательных:

новогодн__ праздник,

праздничн__ настроение,

пушист__ сосна,

разноцветн__ фонарик,

золотист__ мишура,

Разноуровневая самостоятельная работа.

Первый уровень: Март – первый в.сенний месяц поб.жали говорливые ручьи

Второй уровень: ...утром Кирилл пош.л в … рощу на травке засверкала …роса

запели …птицы.

(Вставить имена прилагательные.)

(Подчеркнуть имена прилагательные.)

Урок в 5 классе ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК(Урок развития речи.)

Цель: повторить, какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как изменяется имя прилагательное, с чем оно согласуется и какова его синтаксическая роль в предложении;развивать умение использовать имена прилагательные в речи; анализировать, делать выводы; способствовать воспитанию интереса к уроку русского языка.

Тип урока: урок – исследование.

Вид урока: урок с применением компьютера.

Технология: уровневая дифференциация.

Методы: интерактивный, проблемно-поисковый, исследовательский.

Формы: индивидуальная, групповая, работа в паре, в группе.

Оборудование: разноуровневые задания, презентация, картина И.И. Шишкина.

Ход урока: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет. С.Я. Маршак I. Организационный момент. Слово учителя. Мы живём в мире сбывшихся сказок…Сказки не только не умирают – они рождаются непрерывно. Рождаются они и сейчас.



Жил – был король. У него было одиннадцать сыновей и одна дочка, Элиза. Одиннадцать братьев – принцев уже ходили в школу, писали они на золотых досках алмазными грифелями. Но злая мачеха превратила их в диких лебедей, а прекрасную Элизу отправила в крестьянскую семью.

- Из какой сказки этот отрывок?(«Дикие лебеди» Х.К. Андерсен.)

- Какого стиля этот текст? (Художественный.)

- Что характерно для этого стиля?

- Определите части речи, которые преобладают в этих предложениях? И какова их роль в речи?

Вывод: Имена прилагательные делают нашу речь образной и выразительной.

II. Объяснение новой темы.

Слово учителя. Тема нашего урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – СЛОВО-ВОЛШЕБНИК». Сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные слова на доске.

Повторить, что…;уточнить, как…; с чем… и чем… в предложении; учиться использовать в речи.

(Цель нашего урока: повторить какая часть речи называется прилагательным; уточнить, как изменяется прилагательное, с чем оно согласуется и чем является в предложении; учиться использовать имя прилагательное в речи.)

Знать: Какая часть речи называется прилагательным, и какова его синтаксическая роль. Уметь: Использовать имена прилагательные в речи, делая её более яркой, выразительной.

- Каким вы хотите, чтобы был сегодняшний урок? Запишите свой ответ. (Я хочу, чтобы сегодняшний урок был весёлым, интересным, чтобы можно было поспорить, чтобы узнали новое.)

- Слова какой части речи вы использовали в своих ответах? (Прилагательные.)

- Дайте характеристику предложению.

- А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании. ИГРА «ЭРУДИТ».

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)

Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Книга.)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.)

- Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? (Имя прилагательное.) Вывод: Благодаря имени прилагательному, мы отгадали загадки.

III. Тренировочные упражнения 1. Запишите словосочетания: железная спинка, льняной хвостик.



- Можно ли сказать, что прилагательное тоже, как нитка, бежит за иголкой?



- Расскажите об имени прилагательном по плану.



План.



1. Что обозначает имя прилагательное?



2. Как изменяются имена прилагательные?



3. С какой частью речи согласуются?



4. Каким членом предложения являются?

Показ картинки слайда



ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА.



2. В начале урока я вам предложила отрывок из сказки Х.К. Андерсена. Кто из вас помнит названия сказок А.С. Пушкина и Х.К. Андерсена, где употреблены имена прилагательные? Какие это сказки?



Показ слайдов.



1 слайд. Давайте запишем на доске и в тетрадях название сказки А.С. Пушкина о царе Салтане.



«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - украшение русской словесности.



- Какие прилагательные указывают на характер героя?



- В каком роде употреблено слово лебедь?



- А в современном русском языке какого рода это существительное? (Мужского рода.)



Вывод: В современном языке победила форма мужского рода, использовавшаяся Г.Р. Державиным, а для женского рода нашлись слова: лебёдка, лебёдушка.

2 слайд «Сказка о золотом петушке».

3 слайд «Стойкий оловянный солдатик».

4 слайд «Гадкий утёнок».

5 слайд «Дикие лебеди».



- Какие из названий сказок подчёркивают характер героев? (Стойкий солдатик, о могучем богатыре.)

- Какие из прилагательных употреблены для описания внешности? (Гадкий утёнок.)

- Так ли это? (Прекрасный лебедь.)

4. Перед вами иллюстрация, на которой изображены лебеди. Опишите одного из них. (Белый, грациозный, стройный.)

Но наше описание бедное, скупое, а вот как это делает мастер слова – Сергей Тимофеевич Аксаков. Насладимся богатством и разнообразием прилагательных.



Лебедь.

Бел…снежный, с бл…стящими, прозрачными, небольшими глазками, с ч…рными лапами, с длинной и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмной, гладкой поверхности воды.

- Понравилось ли вам описание?

- Назовите прилагательные и какими членами предложения они являются? (Определениями. Одно прилагательное является сказуемым, т.к. стоит к краткой форме.)

5. Взаимопроверка работ.

- Объясните орфограммы в словах с пропусками.

Вывод: И опять мы убедились в волшебных свойствах прилагательных. Они способны не только охарактеризовать, но и описать предмет.

6. Перед вами нераспространённые предложения. Превратите их в распространённые, написав вместо вопросов нужный член предложения.

1. Элиза увидела (каких?) (кого?).

2. Они опустились (куда?) и захлопали (какими?) (чем?).

3. Она рвала (какую?), (какую?) (что?).

Эталон – образец.1. Элиза увидела диких лебедей.

2. Они опустились на землю и захлопали белыми крыльями.

3. Она рвала злую, жгучую крапиву.

- Как мы достигли смыслового богатства предложения?

Вывод: Определения, т.е. прилагательные превращают предложения в яркую картину. Они являются словами-волшебниками.

7. Писатели и поэты издавна пользуются определениями и эпитетами. v Показ слайда. Вспомним, что такое эпитеты. Как рождаются эпитеты?

Найдите в словосочетаниях прилагательные – определения и эпитеты.

v Выпишите эпитеты! Тихий звук, хрустальные звуки; красный закат, зловещий закат, тревожный закат; тихий голос, бархатный голос; красивая девушка, красная девица; добрый человек, добрый молодец.

ЭПИТЕТЫ: Хрустальные звуки, зловещий закат, тревожный закат, бархатный голос, красная девица, добрый молодец.

- Что значит бархатный голос? (Мягкий, ласковый)

- Прямое или переносное значение у слова бархатный?

(Бархатное платье – прямое, а бархатный голос – переносное. Эпитеты чаще всего используют переносное значение слова.)

8. Умеем ли мы передавать оттенки качества синонимами?Добрый герой – благородный, великодушный, жалостливый, гуманный.

Злой человек – бездушный, недобрый, бессердечный, дерзкий, грубый.

- Назовите героев, имевших ледяное сердце. (Кай, Снежная королева).

- Прямое или переносное значение имеет это словосочетание? (Переносное, что означает холодное, бездушное) - Способны ли такие люди к сочувствию?

9. А какие вы? Добрые или злые? Уравновешенные или нет? Расскажите о себе, не утаивая своих отрицательных черт. Это поможет вам от них избавиться!

СОЧИНЕНИЕ-МИНИАТЮРА.Какой я?

Я крепкого телосложения, плечи у меня широкие, рост высокий. Волосы у меня темные, глаза большие карие… По натуре я человек добрый, отзывчивый, у меня хорошо развито чувство ответственности за порученное дело. Обладаю чувством юмора. Но я не идеален внешне и внутренне, мне необходимо еще много трудиться.

10. Сочинение – описание по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Раннее солнечное утро в сосновом царстве. Безмятежная тишина. Величавые сосны охраняют тайну лесной поляны. Дремлют старые пни на мягкой постели из хвои, вдыхают смолистый воздух.

- Продолжите описание миниатюры. (О медведице и медвежатах.)

- Придумайте окончание миниатюры. (Медведица что-то говорит детям.)

Постройте по схеме: „ ! ” – .

- Укажите суффиксы прилагательных. Слова для справок: маленькие, игривые, радостные, счастливые; пугливая, осторожная, чуткая.

11. Чтение сочинений.

- Какая часть речи помогла описать картину?

Вывод: И художники кисти, и художники слова похожи: первые ищут краски, вторые – ищут волшебные прилагательные, в которых все суффиксы значимые, помогающие точно передать не только смысл, но и его оттенки.

12. Какие суффиксы являются «визитной карточкой» прилагательных? (-к-, -ск-, -н-, -ян-, -ин-, -ов-, -енн-, -ист-, -чив-, -лив-, -еньк-, -ив-, -оват-,-еват)

13. Прочитайте эпиграф и подумайте, как он связан с темой урока.

Слово учителя. У хорошей сказки счастливая развязка. А.С. Пушкин и Х.К. Андерсен верили в торжество добра и справедливости, в победу солнца над мраком. С.Я.Маршака привлекали сказки своим нравственным содержанием.

Вывод: Какую роль выполняют прилагательные в речи?

(Это, действительно, слова-волшебники, которые помогают нам создать образы злых и добрых героев, а также описать природу.)

IV. Итог урока: Понравился ли урок? Чем полезен?

(Он научил нас использовать имена прилагательные в речи и тем самым делать свою речь более образной и выразительной.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Диктант с грамматическими заданиями.

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, тихие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идешь по лесной тропинке. Кругом тишь. Не слышно даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повисли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит грудь осенней свежестью. Приятно идти по мягкому ковру из листьев. Вдруг среди листьев мелькает пестрый комок. Это птица. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняжку домой. Иначе ее найдет лисица и съест.

Дополнительные задания. 1. Выпишите из текста диктанта пять слов с разными орфограммами в корне. Подчеркните их.

2. Выделите в первом абзаце безударные окончания имен прилагательных.

3. Выделите в одном-двух предложениях безударные личные окончания глаголов.

Примечание. Слова взяты из «Орфоэпического словарика» учебника. Можно разрешить ученикам пользоваться указанным словарем для справок.



Итоговая контрольная работа.Диктант.

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

Поднялись в небо косяки птиц: журавлей, уток, гусей. Вот под самыми облаками летят большие белые птицы и шлют прощальный привет родным местам. «До свидания, птицы!» — провожают их люди.

Спешит, торопится осень. Смывает холодным дождем пестрый убор листьев. Вот выглянуло солнце из-за тучки, и под его ласковыми лучами изменилась хмурая картина осени. (92 слова)



(По Г. Скребицкому)

Грамматические задания.



Выпишите три словосочетания по типу « глагол + сущ-ное с окончанием Е-И в косвенных падежах». Объясните выбор этих букв.

Найдите и выпишите существительные с орфограммой «Буквы Е(Ё) –О после шипящих в суффиксах и окончаниях сущ-ных».Объясните выбор гласной.

Разберите слова по составу:

1 вариант 2 вариант

Спутник, полночь ночлег, таёжник.

Синтаксический разбор предложений:



Вдруг смерчем пронёсся… Как таёжник догадался…






Скачать

© 2018 433 4

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!