СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект «Иллюстрирование художественного произведения как средство повышения интереса к литературе»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка может помочь юным иллюстраторам  познакомиться с основами профессиональной деятельности художников-иллюстраторов.                                             

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект «Иллюстрирование художественного произведения как средство повышения интереса к литературе»»

МБОУ Буланихинская СОШ им. М. М. Мокшина

Зонального района Алтайского края









Практико-ориентированный проект

«Иллюстрирование художественного произведения
как средство повышения интереса к литературе»

(по изобразительному искусству)



Обучающейся 11 класса

МБОУ Буланихинской СОШ им. М. М. Мокшина

Солововой Ольги Игоревны

Рук. Здвижкова Р. В. (учитель высшей категории)







с. Буланиха

2020 г.

Оглавление

I. Введение 4

II. Основная часть 7

1. Иллюстрация, как специфическое изображение поясняющее или дополняющее основной текст полиграфического издания 7

1.1. Иллюстрация, как искусство. 7

1.2. Элементы книги. 9

1.3. Дизайн книги 12

1.4. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций: 15

1.6. Типы иллюстраций по содержанию. 18

1.7. Виды иллюстраций по способу выполнения. 19

1.8. Традиционные способы выполнения иллюстраций. 20

1.9. Современные цифровые иллюстрации. 21

1.10. Сочетание техник выполнения иллюстраций. 23

1.11. Новшества, тренды в современной иллюстрации. 24

1.12. Виды печати иллюстраций и текста по способу воспроизводства. 25

1.3. Различные виды вёрстки иллюстраций 26

1.13. Стили иллюстраций. 30

1.14. Выбор стиля и техники, взависимости от предлагаемой аудитории и её подготовленности. 31

1.15. Критерии хорошей иллюстрации: 33

2. Художественно-творческая часть проектной работы 33

2.1. Этапы выполнения практической работы: 33

2.2. Памятка «Особенности создания иллюстрации» 34

2.3. Сведения об иллюстрируемом произведении 34

2.4. Творческий эксперимент на поиск индивидуального иллюстративного стиля для литературно-художественного издания «Садако и тысяча бумажных журавликов». Автор: Корр Элеонора 35

2.5. Создание художественно- образной иллюстрации к литературно-художественному изданию «Садако и тысяча бумажных журавликов». Автор: Корр Элеонора 36

III. Заключение. 40

IV. Информационные источники. Использованная литература 41

V. Приложение «Подлинники авторских иллюстраций Солововой Ольги Игоревны к литературно-художественному изданию «Садако и тысяча бумажных журавликов» (Автор : Корр Элеонора) 42



I. Введение

Актуальность данной темы исследования:

В результате проведённого в школе анкетирования учащихся «Какие книжные издания привлекают внимание наших школьников?», были получены ответы на вопросы:

1. Какие книги вам больше нравится читать:

- с текстом из чёрных букв на белых страницах без иллюстраций;

- с текстом, где буквы разных цветов на белых страницах без иллюстраций.

- с чёрно-белыми иллюстрациями,

- с цветными иллюстрациями.

2. Ваша любимая книжка

- как называется

- имеются ли в ней иллюстрации.

Выявлены следующие результаты: среди участвующих в анкетировании - 92 % учеников предпочитают книжки с картинками.

Так как школьников привлекают книжки с картинками, то для того чтобы попытаться создать свою вёрстку художественного произведения, нужны ответы на вопросы:

  • У кого можно научиться иллюстрировать книги?

  • Какие функции может выполнять иллюстрация?

  • Из каких элементов состоит книга?

  • Что включает в целом дизайн книги?

  • Какие бывают виды иллюстраций?

  • Как выполняется вёрстка иллюстраций на страницах книг? (правила размещения)

  • Как формируется стиль иллюстраций?

Собрав нужную информацию и исследуя её, можно попытаться по определённым правилам создать оформленный текст (книгу, статью и т. п.), способный привлечь внимание читателей, а затем и остаться в памяти на долгие годы.

Цель исследования:

Создать иллюстративный материал для литературного произведения. Создать РР-презентацию «Специфика изображений в полиграфии», для использования школьниками в кружковой работе или для самостоятельного изучения.

Гипотеза:

«Если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше»

Задачи данного исследования:

На основе собранной информации и собственных предпочтений планирую;

1. Проиллюстрировать детское литературно-художественное издание «Садако и тысяча журавликов».

2. Способ выполнения применить традиционный в виде уникальной многоцветной графики.

3. Сформировать в соответствии с содержанием авторский стиль (провести эксперимент).

Методы исследования: Сбор информации в информационных источниках. Структуирование материала в презентации. Выполнение творческого эксперимента по созданию художественно- образной иллюстрации к литературно-художественному изданию

На защиту выносится:

РР-презентация «Специфика изображений в полиграфии», коллекция иллюстраций к литературно-художественному изданию «Садако и тысяча бумажных журавликов». Автор: Корр Элеонора

Новизна проекта:

Создание разработки на исследуемую тему с элементами авторства способно обогатить знания учащихся о визуальном восприятие литературных произведений, на творческом примере убедиться о важности иллюстрации в книге.

Практическая значимость:

Разработка может помочь юным иллюстраторам познакомиться с основами профессиональной деятельности художников-иллюстраторов.

II. Основная часть 1. Иллюстрация, как специфическое изображение поясняющее или дополняющее основной текст полиграфического издания 1.1. Иллюстрация, как искусство.

Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плакаты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.

Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д.

Иллюстрация-изображение поясняющее или дополняющее основной текст (от латинского “illustratio” — освещение, наглядное изображение)

Иллюстрация находится на границе изобразительного искусства и графического дизайна, так как, используя средства и методы искусства, подчиняется замыслу проекта. Если изначально иллюстрация широко применялась и до сих пор применяется в книжном, журнальном, рекламном деле, то в современном мире, в результате роста интереса к компьютерным играм и комиксам, значение и применение иллюстрации возрастает.

Небольшие изображения способны быстро донести до читателя основную идею текста и выступают в роли визуальной метафоры, а для создания иллюстрации зачастую не обязательно владеть академическим рисунком или придерживаться особой техники. Иллюстратор может совмещать рисунок от руки и обработку в графических редакторах, рисовать только от руки или только в графических редакторах, комбинировать разные материалы, (бумагу, пластилин, засушенные растения и другое), создавать иллюстрации при помощи аппликации или оригами.

В современном конкурентном мире понятия начинают объединяться. Дизайнеры учатся рисовать, иллюстраторы — стилизовать.


Современная книга — предмет, способный целиком и полностью завоевать внимание читателя, удивить, а также увлечь его в свое особое пространство посредством не только изложенного материала, но и визуального сопровождения, конкретизирующего текст данного произведения. «Писатель и художник как соавторы вместе замышляют и готовят книгу одновременно, поэтому словесный и изобразительный тексты взаимно дополняют друг друга», — утверждал М. В. Строганов [5, c. 101]

По утверждению В. Н. Ляхова, «сильным стимулом, толкающим художников на поиски, является желание открыть для себя новые горизонты в понимании, прежде всего, классической и современной литературы. Не довольствуясь раскрытием и усвоением событийного ряда, художники идут в глубь литературы, пытаясь извлечь из произведений то, что совсем недавно ускользало от их внимания» [2, с. 218].

Иллюстрирование художественной литературы, способствующее визуальному раскрытию литературного текста, представляет собой достаточно сложный процесс, требующий от художников-иллюстраторов выполнения определенных задач.

Это определяет стилистику иллюстрации, её размер, характер, специфику и т.д.

1.2. Элементы книги.

Оформление книги и книжных изданий всегда индивидуально. Книжное издание состоит из книжного блока, переплетной крышки или обложки, дополнительных составных элементов конструкции самого издания и элементов его оформления.
Книжный блок состоит из тетрадей, подобранных в порядке следования страниц, скрепленных между собой в корешке и обрезанных с трех сторон. Это комплект скрепленных по корешку тетрадей или отдельных листов, содержащий все страницы и комплектующие детали будущего издания, кроме переплетной крышки или обложки.

Титульный лист – начальный разворот книги. Несет основную информацию о книге: имя и фамилия автора, название, указание адресата (для кого эта книга) и др. Может включать изобразительный элемент

Авантитул Нечетная страница, предшествующая титульному листу. Обычно это первая или одна из первых страниц в книге.

Переплетная крышка - плотная оболочка книги, которая состоит из передней и задней сторонок, соединенных между собой в корешке. Переплетная крышка - основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом; соединяется с книжным блоком обязательно при помощи форзацев. Сторонки могут быть покрыты и печатной бумажной обложкой.

Переплет - прочное покрытие издания, содержащее ряд его выходных сведений. Это элемент художественного оформления, обеспечивающий сохранность книги.

Корешок - край блока (книги, брошюры, журнала). Место, где скреплены все технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и пр.).

Каптал - хлопчатобумажная или шелковая тесьма шириной до 10 мм с утолщенным цветным краем. Наклеивается на концы корешка книжного блока, чтобы скрепить его края и ликвидировать промежуток между корешком блока и переплетной крышкой при закрытой книге. Имеет также декоративное назначение: каптал, подобранный под цвет переплета книги, - это элемент ее художественного оформления (украшения).

Обложка - бумажная иллюстрированная или текстовая покрышка издания, предохраняющая его страницы от разрушения и загрязнения, содержит ряд выходных сведений и служит элементом внешнего оформления.

Форзац - четырехстраничный лист бумаги, одна сторона которого приклеивается к внутренней стороне переплетной крышки, а другая, в большинстве книг, узкой полоской у корешка - к первой и последней страницам издания.
Нахзац - элемент издания в виде односгибного листа бумаги или конструкции из двух листов, скрепляющий книжный блок с задней сторонкой переплетной крышки.

Разворот – это две развернутые страницы

Развороты содержат примеры всевозможного расположения текста ( в одну или несколько колонок) и изобразительного материала ( иллюстраций, линий, орнаментов и др.)

Полоса - запечатанная площадь страницы любого издания, на которой размещаются текст, иллюстрации.

Шмуцтитул- лист, делящий книгу на части, разделы или главы.

Содержит их название, часто сопровождается иллюстрацией.

Концевой титульный лист (колофон) - последняя страница издания с его выпускными данными.

Оборот титульного листа (оборот титула) - оборотная сторона титульного листа, на которой размещают некоторые элементы выходных сведений (например, знак охраны авторского права, стандартный международный номер книги).

1.3. Дизайн книги начинается с создания макета. Свой замысел художник воплощает в эскизных рисунках всего издания от обложки до последней страницы.

Макетирование осуществляется в эскизно-обобщенном виде, где прямоугольники обозначают иллюстрации, а линии- текст. В этих эскизах важно достичь композиционного баланса масс. В процессе макетирования происходит поиск стиля книги

Для начала дизайнер определяется с выбором стандартных параметров:

- Поля страницы - незапечатанные участки на странице вокруг полосы, размеры которых определяются разницей форматов полосы и издания. Каждая страница имеет четыре поля: верхнее (головочное), нижнее, наружное (переднее) и внутреннее (корешковое).
- Пропорция страницы - соотношение ширины и высоты страницы издания; непосредственно связана с его форматом.

- Колонцифра - цифра (число), обозначающая порядковый номер страницы печатного издания. Набирается обычно вверху или внизу полосы издания с выключкой к переднему полю страницы, иногда к корешковому полю или по середине.

При макетировании переплета, титульного листа, разворота должна быть выделена графическая доминанта ( например : заглавие, фрагмент текста, иллюстрация)

Грамота макетирования в том, чтобы текст и иллюстрации располагались не «как попало», а в определенном композиционном порядке.

Один и тот же порядок, примененный несколько раз, называется модулем.

Благодаря применению модуля рождается композиционное единство и графический стиль книги

Художник-дизайнер компонует текст и иллюстрации по принципам симметрии или динамического равновесия.

В книге текст в основном печатается на белом фоне, а в журнале - на цветном , так как цветовая композиция делает их выразительнее. Важно, чтобы фон не был чересчур ярким и «не забивал текст», чтобы дисгармонией цветовых пятен не разрушать целостность разворота.

Обложка литературного издания, которая, по словам А. А. Сидорова, «дает возможность увидеть и ознакомиться с книгою издали. Это первая цель самого помещения на обложке надписи или украшения» [4, с. 50].

Иллюстрации различают:

  • по расположению в тексте: Иллюстрации в книге могут быть расположены на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок или буквиц в любом месте текста, а также в виде концовки. Существует много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные, под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.

  • по содержанию: документальные, художественно-образные, декоративно-орнаментальные

  • по способу выполнения: оригинальные (творческий рисунок, технический рисунок, чертеж, схема, диаграмма, фотография); заимствованные.

  • по цвету: одноцветные (черно-белые штриховые и тоновые); многоцветные

  • по способу воспроизводства: высокая, плоская и глубокая печать, которая предваряет или завершает текст.

Иллюстрации в книге могут быть расположены на суперобложке, обложке, переплете, форзаце, фронтисписе, шмуцтитуле, в виде заставок или буквиц в любом месте текста, а также в виде концовки. Существует много способов верстки иллюстраций в тексте: распашные, полосные, полуполосные, под обрез, на полях, закрытые, глухие и др.

1.4. В зависимости от размера и расположения в книге бывают следующие виды иллюстраций:

Фронтиспис. Элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещенную на левой странице в развороте с титульным листом. Такая иллюстрация для книги печатается на отдельном плотном листе бумаги и приклеивается к левой стороне первого книжного блока, разворота титульного листа перед первой страницей текстового материала. Как правило, на этом листе отображается главная идея, действие повествования. В некоторых случаях здесь располагают портрет писателя или главного героя сюжета произведения. 

Заставка. Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него. Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы; говорить о главной теме части или главы; показывать место действия или пейзаж, который должен вызвать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими. Используется для украшения начала главы или раздела, и воспроизводит тематическую расшифровку содержания всей рубрикационной части издания, это, своего рода, графическое вступление. Заставка подготавливает читателя к развитию сюжета, эмоциональному восприятию произведения. Помимо тематических картинок, в начале разделов нередко используют орнаментальную, символическую, предметно-декоративную тематическую композицию, называемую линейкой.

Оборочная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях — менее значимых событий. Оборочные иллюстрации носят сугубо местный характер, отображая часто какой-либо типаж. Они небольшие по пятну и располагаются на полях, если позволяет их ширина, или врезаются непосредственно в текст. Композиционное расположение текстовых иллюстраций на развороте может иметь как замкнутый, статичный характер, так и динамичный, предусматривающий сквозное действие, переходящее от одной из них и к другой в глубь книги (илл.55). Цель последних - дать больше динамики всему иллюстративному ряду, заставить внимание зрителя следовать этому движению. Но сквозное действие из одного разворота в другой требует обязательных остановок. В частности, этими остановками могут стать полосные иллюстрации.

Фоновая. Часто используется в цветных подарочных изданиях. Текст располагается поверх изображения.

Рисунки на полях. Небольшие изображения, распределенные по краю текстовой полосы.

Иллюстрации-концовки или виньетка помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте».

Рисунок или графический элемент располагают в конце текста. Его выполняют в одном сюжетно-тематическом исполнении с заставкой


1.5. В зависимости от расположения в книге и связи с текстом, иллюстрации бывают

Полосная иллюстрация (во всю страницу), полуполосная (на половине страницы), разворотная (на двух страницах). Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения. Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на их ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста

Буквица –это заглавная художественно выполненная буква укрупнённого размера, помещённая в начало текста, книги, главы, части или абзаца. Буквица – первая буква записанной истории, пограничная точка, в которой повседневная жизнь прерывается и возникает другая жизнь, другой мир – тот, о котором рассказывает текст.

Маргиналии — рисунки и записи на полях книг, рукописей, писем, содержащие комментарии, толкования, мнения относительно фрагментов текста или мысли, вызванные ими

1.6. Типы иллюстраций по содержанию.

Иллюстрация может быть выделена как самостоятельный жанр изобразительного искусства благодаря одному обязательному признаку. Ее рассказ определяется не свободным выбором художника, а литературным произведением. Ее назначение - "осветить", "сделать наглядным" то, о чем рассказывается в книге - о событиях и действиях, а также об общей идее, которая побудила автора написать книгу.

Схемы, фотографии, документы, графики, чертежи и рисунки с натуры, находясь на страницах книги, тоже являются иллюстрациями, т.к. помогают дополнить и сделать более наглядной информацию, которую несет нам текст. Такой тип иллюстраций называется научно -познавательным.

В детской книжной иллюстрации чаще встречается другой тип иллюстраций – художественно-образный. Они помогают ярче передать сюжет произведения, показать главные конфликты, образы героев, подчеркнуть важность тех или иных событий.

1.7. Виды иллюстраций по способу выполнения.

По способу исполнения и возможностям воспроизведения (тиражирования) графика делится на два вида. Уникальная графика создает произведение в единственном экземпляре: рисунок, акварель, гуашь.

С помощью печатной графики (гравюры) получают тираж художественных произведений, оттиски которых являются авторскими произведениями.

К современным типам графики относится компьютерная графика, которая формируется в электронных системах.

1.8. Традиционные способы выполнения иллюстраций.

Возраст традиционных методик меряется тысячами лет. Хотя иллюстрации, как понятие, начали использовать гораздо позже.

Самый древний способ иллюстрирования – это использование печатной графики. Линогравюра, ксилография, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

У каждого инструмента есть свой звук и свое ощущение в пальцах. От выбора инструментов во многом влияет на характер изображения. Зачастую сама тематика иллюстрации выбирает технику и стиль изображения. «Стиль — это в значительной степени выбор инструмента. В хорошей типографике всегда виден след каллиграфического инструмента. Это не проблема, если делать иллюстрацию на бумаге, но в цифровой графике нужно прилагать отдельные усилия, чтобы сохранить генетический отпечаток живого рисования».

1.9. Современные цифровые иллюстрации.

В 1888 году появилась первая возможность создать цифровую копию ручной росписи. С тех пор технологии сильно усовершенствовались, сделав процесс цифрового рисования полуавтоматическим. Графические редакторы предлагают иллюстратору готовые кисти, разные фактуры, широчайшую палитру и неограниченные возможности.

Все цифровые иллюстрации можно разделить на 2 вида.

1. Цифровая иллюстрация «от руки» Рисование на графическом планшете позволяет делать плавные переходы и контуры, в отличие от второго вида — векторной графики. Так иллюстраторы могут создать сложный фон и добавить мелкие детали на картину. Обычно цифровые иллюстрации «от руки» имеют растровый формат. Поэтому увеличивать без потери качества их можно лишь до определенного размера. Но иллюстраторы любят данный метод за сходство с традиционным рисованием и широкие возможности. «Растровое изображение — это файл данных или структура, представляющая собой сетку пикселов или точек цветов (обычно прямоугольную) на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах.

2. Векторная графика. Векторные иллюстрации имеют одно большое преимущество — их можно масштабировать до любых размеров, абсолютно не теряя качества. Изображения создаются в графических редакторах с широчайшим набором инструментов. Это самый популярный формат иллюстраций для веб.

Векторные иллюстрации обычно имеют четкие контуры и яркие цвета. Поэтому среди иллюстраторов особым спросом пользуются кисти, имитирующие натуральные материалы. Векторная графика — это использование геометрических примитивов, таких как точки, линии, сплайны и многоугольники, для представления изображений в компьютерной графике. Термин используется в противоположность к растровой графике, которая представляет изображения как матрицу пикселов (точек)»

3. Трёхмерная графика (3D, 3 Dimensions, русск. 3 измерения) — раздел компьютерной графики, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Больше всего применяется для создания изображений на плоскости экрана или листа печатной продукции в архитектурной визуализации, кинематографе, телевидении, компьютерных играх, печатной продукции, а также в науке и промышленности

Самый популярный инструмент современного иллюстратора — Adobe Illustrator

1.10. Сочетание техник выполнения иллюстраций.

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Рассмотрим некоторые из них

— Живописные материалы (акварель, гуашь, акрил);


— Графические материалы (уголь, сангина, соус, ретушь, итальянский карандаш);


— Коллаж (фр. collage –приклеивание, наклейка) – техника создания художественного произведения, когда различные материалы (фрагменты газет, обоев, цветной бумаги, отделочных материалов, тканей, проволоки, дерева, веревок, металла) крепятся на основу и воспринимаются как фрагмент реальности. Коллаж был введен П.Пикассо и Ж.Бракомв 1912. В этой технике работали К.Карра, Дж. Северини, Х.Арп, А.В.Лентулов.

— Аппликация — лат. applicatio – прикладывание). Кусочки какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т.п.) нашиваются, наклеиваются на ткань, бумагу, картон. Созданные таким образом изображения или орнамент придают произведению особую рельефность и выразительность.

— Фотомонтаж – композиция, составленная из фотографий и их фрагментов, иногда дополненная графическими элементами. Применяется в ХХ в. в печатной графике, плакате. Название было придумано берлинскими дадаистами для обозначения произведений, смонтированных из фотографий. Фотомонтаж использовали Дж. Хартфилд (1891–1968), А.М.Родченко, Л.М.Лисицкий.

1.11. Новшества, тренды в современной иллюстрации.

В современной иллюстрации постоянно образуются определённые новшества, тренды, это может быть черно-белый линарт (использование при изображении одной чёрной линии, без штриховки, пятен и заливок), включение в рисунок немного такой странной неоготики, могут быть небольшие оп-арт эффекты, ядреный колороэкспрессизм, стрит-арт.

Современная иллюстрация может быть независимой, и даже стать идеей для написания текста.

Виды иллюстраций по цвету

1.12. Виды печати иллюстраций и текста по способу воспроизводства.

1.3. Различные виды вёрстки иллюстраций

Правила при открытой вёрстке.

Если общая композиция текста и вспомогательного изобразительного материала построена грамотно, то при первом ознакомлении с книжным изданием и его содержанием, у читателя появится общее представление о данной книге, и, возможно, желание прочесть ее.


Открытую верстку уместно использовать при большом размере иллюстраций, размещая изображения вверху или внизу страницы на всю ширину полосы, реже – слева или справа (на всю высоту).

Правило: иллюстрация должна смотреть на полосу

Эта емкая формулировка может быть не слишком понятна, так что поясним ее. Если иллюстрация является портретом или на ней изображен предмет с четко заложенным движением (например, автомобиль), то есть разница в том, с какой стороны полосы ее расположить. Взгляд человека должен быть обращен к центру полосы, и точно так же, к примеру, любые транспортные средства должны иметь перед собой полосу, чтобы «ехать»

Закрытая верстка предполагает, что иллюстрация зажата между строками текста, расположенными сверху и снизу. Такая композиция более тяжелая, однако часто используется, если иллюстрации выполнены на светлом (белом) фоне и у них не видно прямоугольных границ (рис. 4.9). Строки текста позволяют зрительно «ограничить» иллюстрацию, и можно не создавать рамку вокруг изображения

Верстка в оборку используется, если ширина иллюстрации меньше ширины полосы. Есть выбор – оставить пустое пространство по сторонам (иллюстрация обычно выставляется по центру полосы) или заполнить пустое место текстом ). Оборкой как раз и называется текст, обтекающий иллюстрацию с одной стороны.

Иллюстрацию с белым фоном текст может обтекать не по прямоугольной форме, а по произвольному контуру рисунка (это еще называется фигурным обтеканием). Во времена «ручной» верстки такие операции были очень трудоемки, однако с появлением компьютерного макетирования обтекание по произвольному контуру создать гораздо легче

Размещение иллюстрации посередине страницы возможно либо при многоколоночной верстке, либо с пустым пространством по бокам. То же относится и к верстке в оборку с произвольным контуром обтекания текстом – недопустимо, чтобы сложный контур обтекания приводил к разрывам в строках (рис. 4.12), поэтому обычно его делают выпуклым. Разрыв строки иллюстрацией не только неприглядно выглядит – он крайне усложняет чтение текста, его следует избегать практически любой ценой

Глухая верстка возможна при многоколоночной верстке, когда иллюстрация располагается между колонками и ни одной стороной не выходит к полям (рис. 4.13). Этот способ по понятным причинам используется чаще других в газетной практике, а в журналах применяется реже из стремления сделать полосу визуально более легкой. Поля страницы у газеты были «неприкосновенными» – по техническим причинам там нельзя ничего размещать. У журнала и книги поля можно использовать в практических целях, например расположить на них иллюстрации.

Верстку с выходом на поле применяют для дополнительного облегчения страницы. Четкий прямоугольный контур полей воспринимается строгим и официальным. Пустые места у заголовков помогают частично разрушить «прямоугольность» страницы. С этой же целью заверстанные в текст иллюстрации могут слегка выступать за край текстовой области, «выходить» на поля

Верстка на полях использует большую часть поля, чем верстка со входом на поле. Дизайнер может использовать до половины ширины поля, полностью разрушив прямоугольную границу страницы. Особенно эффектно такая верстка выглядит для маленьких иллюстраций, которые оказываются наполовину в текстовой области и наполовину – на полях. Для такой верстки обычно нужно увеличить размер полей страницы

Верстка под обрез предполагает, что иллюстрация заполняет поле до конца. Этот метод применяется только для крупных иллюстраций, поскольку они должны не просто доходить до края страницы, но и выступать за край на несколько миллиметров – поэтому потери при обрезке страницы неизбежны

В богато иллюстрированных журналах под иллюстрации могут отводить полные страницы. Такие иллюстрации называются полосными (если расположены вертикально) или поперечными (если горизонтальная иллюстрация повернута на странице на 90°). Они часто верстаются под обрез. Иногда под фотографии киноактеров, музыкантов, под рекламные плакаты фильмов отводят целые развороты. Часто такие фотографии размещаются в середине журнала – на цельных разворотах, которые читатели могут аккуратно вынуть из журнала и использовать как плакат. Такие иллюстрации называются распашными (от слова «распахиваться») и также обычно верстаются под обрез

1.13. Стили иллюстраций.

При создании художественного оформления книги первоочередным для художника-иллюстратора является формирование единой концепции издания, соединяющей в себе такие важные, гармонирующие между собой параметры, как: изобразительные элементы — буквицы, маргиналии, иллюстрации; шрифты, с верно подобранными размерами, стилями, интервалами и др. Целостная концепция способна выделить книжное издание среди множества других.

Для мастерства художника-иллюстратора важны не только богатые изобразительные средства и оригинальные композиционные приёмы, но и система передачи пространства и времени в иллюстрации. Всё это, вместе взятое, формирует уникальность авторского стиля, индивидуальный почерк художника.

Так иллюстрации в стиле концепт-арт могут быть использованы для игр, анимации, фэнтези и в других подобных проектах. Впервые такой стиль иллюстрации появился в 1930-х годах компанией Disney. Используется для иллюстрирования конкретных объектов: персонаж, автомобиль, товар. Суть концепт-арта в том, что художник предоставляет клиенту несколько интерпретаций (концепций) объекта. Так клиент может повлиять на процесс создания финишной иллюстрации.

1.14. Выбор стиля и техники, взависимости от предлагаемой аудитории и её подготовленности.

Во многом выбор стиля и техники зависит от предполагаемой аудитории и их подготовленности. Важно учитывать возрастную категорию читателей, для которой предназначена книга, ведь взрослые и дети значительно отличаются по восприятию литературного текста, о чем свидетельствует сильно развитое и преобладающее наглядно-образное мышление у младшей аудитории и понятийное, характеризующееся опорой на логические конструкции, у взрослых.

Художники, создающие визуальное сопровождение детских литературно-художественных изданий, зачастую обращаются к традиционной технике акварели, отличающейся нежностью, воздушностью и мягкостью в исполнении, что позволяет юным читателям с интересом и наслаждением рассматривать иллюстрации, не раздражающие глаз. Имеет в настоящее время определенную популярность «мультяшная» иллюстрация, знакомая каждому ребенку, привлекающая своей яркостью, четким композиционным решением, простой техникой исполнения и определенной ясностью в отображении персонажей и окружающей среды. Она помогает детям без труда уяснить суть происходящего, а также представить предметы, которые ребенок ранее не видел. Поскольку книга играет достаточно важную роль в воспитательном процессе ребенка, иллюстрации в ней должны рассматриваться не только с художественной стороны, как оформление книжного издания, но и представлять собой особую идеологическую и педагогическую ценность.

Привлечь обучающегося, сообщить ему настроение можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введения в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов и т.д.

1.15. Критерии хорошей иллюстрации:

1. Соответствуют ли иллюстрации тексту:

-выражены ли в рисунках основные идеи автора;

-созданы ли художественные образы в иллюстрациях по художественным образам литературы;

-выражен ли стиль писателя в иллюстрациях при сохранении индивидуальных черт творчества художника-иллюстратора;

-правильно ли сделана конкретизация литературного произведения.

2. Использованы ли художественные средства:

-Подходящий технический прием (лиричная прозрачная акварель, детализированная графика или что-то еще отражающее атмосферу)

-Идеальный колорит. Выдержанный монохромный или полное буйство цвета?

-Композиционное решение. Передача спокойствия или динамичного момента

-Выбор формата. Иллюстрация в книге не обязательно должна вписываться в прямоугольник. Она может быть и продолговатой, и вписана в круг.

-Выбор стилистики. В зависимости от целей, это может быть минималистичное решение, или подробно прорисованное, с большим количеством деталей.

3, Соблюдаются ли стандартные параметры для вёрстки книгопечатных изданий

2. Художественно-творческая часть проектной работы 2.1. Этапы выполнения практической работы:

1. Мозговой штурм (определяемся с идеей, с тематикой иллюстрации)

2. Создать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги (включая иллюстрации на обложке и переплете, полосные, иллюстрации - заставки, иллюстрацию-концовку

3. Выполнить зарисовки карандашом (для последующей корректировки) с применением средств художественной выразительности.

4. Провести промежуточный просмотр, получить советы от ребят и руководителя проекта

5. Провести корректировку и обводку (учитывая толщину линий и штриховку и т.п.)

.6. Выполнить макет обложки книги, титульного листа, разворота

2.2. Памятка «Особенности создания иллюстрации»

Иллюстрация должна отражать происходящие действия, при этом не обязательно должна охватывать какой-то длительный промежуток времени, скорее это отражение важного момента.

Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора. Художнику-иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остается в сознании читателя.

2.3. Сведения об иллюстрируемом произведении

Садако и тысяча бумажных журавликов. Этот рассказ печатался и озвучивался. Создавая иллюстрации опорным исполнением послужила аудиокнига.

Формат: аудиокнига, MP3, 192kbps 

Автор: Корр Элеонора 

Год выпуска: 2019 

Жанр: детская литература 

Издательство: аудиокнига своими руками 

Исполнитель: Игорь Кубасов 

Продолжительность: 00:54:23

Описание: Эта книга написана о японской девочке Садако. Книга переведена на многие языки мира, и мальчики и девочки на всей планете читают эту книгу каждый на своём языке. В этой книге нет ничего выдуманного. Она правдива от начала до конца.

Японская девочка Садако родилась в 1943 году и умерла в 1955 году. Она прожила всего двенадцать лет и ничего не успела сделать. Но сама её смерть заставляет нас думать и действовать. Она родилась в японском городе Хиросиме, в том самом городе, на который американские лётчики сбросили атомную бомбу. Хиросима была уничтожена атомным пламенем. Почти всё население города погибло. Из семьи Садако погибла только бабушка. Но смертелен был не только взрыв, но и радиация, которой были заражены земля, вода и небо. И эта радиация проникла в кровь Садако и на двенадцатом году приковала к постели. Садако не могли спасти ни врачи, ни молитвы, ни журавлики, которых она делала из цветной бумаги. Она умерла. Она погибла на пороге юности. В Хиросиме есть памятник Садако, и каждый год в годовщину её смерти мальчики и девочки Японии собираются у этого памятника.

2.4. Творческий эксперимент на поиск индивидуального иллюстративного стиля для литературно-художественного издания «Садако и тысяча бумажных журавликов». Автор: Корр Элеонора

На основе собранной информации и собственных предпочтений планирую;

1. Проиллюстрировать детское литературно-художественное издание «Садако и тысяча журавликов».

2. Способ выполнения применить традиционный в виде уникальной многоцветной графики.

3. Сформировать в соответствии с содержанием авторский стиль (провести эксперимент).

2.5. Создание художественно- образной иллюстрации к литературно-художественному изданию «Садако и тысяча бумажных журавликов». Автор: Корр Элеонора

Этапы выполнения практической работы:

1. Мозговой штурм (определяемся с идеей, с тематикой иллюстрации)

2. Создать эскизный проект-замысел с заданным стилем и компоновкой книги (включая иллюстрации на обложке и переплете, полосные, иллюстрации - заставки, иллюстрацию-концовку

3. Выполнить зарисовки карандашом (для последующей корректировки) с применением средств художественной выразительности.

4. Провести промежуточный просмотр, получить советы от ребят и руководителя проекта

5. Провести корректировку и обводку (учитывая толщину линий и штриховку и т.п.)

6. Выполнить макет обложки книги, титульного листа, разворота

Результаты творчества:

(Подлинники работ в приложении.)

III. Заключение.

Воспитание интереса к чтению у обучающихся средствами синтеза иллюстрации и литературного текста - процесс целенаправленного воздействия на понимание прочитанных произведений. Выполняя иллюстрацию к определенному эпизоду, обучающиеся лучше и правильнее овладевают содержанием прочитанного и воспроизводят его более адекватно, кратко и образно.

В чем же нужно искать объяснения того факта, что обучающиеся с иллюстрацией воспроизводят прочитанное гораздо лучше, чем без картинки. Объяснить это можно тем, что иллюстрация является для них ничем иным, как графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый обучающимся через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им гораздо легче, чем словесный текст. Это обстоятельство делает близким для понимания обучающегося сюжет, выраженный в иллюстрации, поэтому он его быстро схватывает и усваивает.

Надеюсь, что с помощью моих иллюстраций рассказ про Садако тоже произведёт впечатление и останется в памяти у читателей или слушателей.

IV. Информационные источники. Использованная литература
  1. Адамов, Е. Б. Книга как художественный предмет. Часть вторая. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. / Е. Б. Адамов и др. — М., 1990. — 365 с.

  2. Гончаров А. Д. Художник и книга. Москва, 1964.

  3. Гончарова Н.А. Композиция и архитектоника книги. Москва, 1990

  4. Ляхов, В. Н. Искусство книги. / В. Н. Ляхов. — М., 1978.

  5. Никитина Т. Ю. Особенности иллюстрирования различных типов изданий // Картинки и разговоры. URL: http://www.fairyroom.ru/?p=13584 (дата обращения 23.04.2018)

  6. Сидоров А. А. Искусство книги. / Сидоров А. А. — М., 1922. — с 50

“Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.”

  1. .Сокольникова Н. “Краткий словарь художественных терминов для учащихся 5-8 классов”.


Использованные интернет-ресурсы

https://studopedia.ru/7_82221_verstka-s-illyustratsiyami.html

https://www.triumph.ru/illyustratsii-dlya-knigi.html

https://studopedia.net/1_41216_elementi-oformleniya-illyustratsii.html

https://videoinfographica.com/illustration-types/

https://www.liveinternet.ru/users/risovalka/post406444840













V. Приложение «Подлинники авторских иллюстраций Солововой Ольги Игоревны к литературно-художественному изданию «Садако и тысяча бумажных журавликов» (Автор : Корр Элеонора)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя