СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект «Символика узоров на полотенцах, декорированных славянской вышивкой»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование в области вышивки "крестом" полотенец ритуально-обрядового назначения с символикой узоров, применяемой на Руси.                       

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект «Символика узоров на полотенцах, декорированных славянской вышивкой»»


МБОУ Буланихинская СОШ им. М. М. Мокшина

Зонального района Алтайского края






Практико-ориентированный проект

«Символика узоров на полотенцах, декорированных славянской вышивкой»

(по технологии и изобразительному искусству)




обучающейся 11 класса

МБОУ Буланихинской СОШ им. М. М. Мокшина Гринимаер Александры

рук. Здвижкова Р. В. (учитель высшей категории)








с. Буланиха

2020 г.

Оглавление

I. Введение 4

Актуальность данной темы исследования: 4

II. Основная часть 6

1. История появления полотенец 6

2. Понятие «Полотенце». Сведения об объекте исследования в словарях 7

3. Виды полотенец, как бельевого изделия по назначению 7

4. Рушники - обрядово-ритуальные полотенца. Разновидности рушников и их назначение 8

5. Орнамент в славянских вышивках «крестиком», как своеобразное заклинание. 25

III. Практическая часть 31

1. Практическое освоение техники счётной вышивки «крестом», - выполнение образцов символов-узоров рушников. 31

2.Изготовение альбома-пособия «Узоры для вышивки крестом на полотенцах, декорированных в славянском стиле». 32

IV.Заключение 34

V. Информационные источники 35

VI. Приложения 36


I. Введение Актуальность данной темы исследования:

С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами. В народном искусстве сохранилось много древних символов-оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов. В вышивках отражались верования древних славян, поклонение Божествам, просьбы о счастье, добре, изобилии, урожае, помощи в трудной жизни.

Символика является наследием истории человечества с тех пор, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные элементы у родственных и неродственных народов.

В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы.

В интернете и в литературе много разрозненной информации о символике в вышивках полотенец. Собрав разные материалы вместе можно их сравнить и найти взаимосвязь с обрядами, для которых они изготавливались. Знания эти необходимы не только для общего кругозора, но и для сохранения традиций славянского народа.

Цель исследования:

Провести исследование в области искусства вышивки «крестом» полотенец ритуально-обрядового значения для знакомства с символикой узоров, применяемой на Руси.

Гипотеза:

«Вышивка полотенец с древних времен имела магическое значение – это не просто украшение ткани. Каждый элемент орнамента, каждый крестик имел свое особое значение. Человек пытался привлечь добрые силы и защититься от злых с помощью творчества».

Задачи данного исследования: изучить интересующую информацию, пользуясь сетью «Интернет» и печатными изданиями. Опираясь на собранный материал систематизировать его в РР-презентации. Создать пособие для уроков ИЗО и технологии – альбом «Узоры для вышивки крестом на полотенцах, декорированных в славянском стиле»»

Методы исследования:

Анализ информационных источников и визуальный анализ вышитых полотенец с толкованием символов.

На защиту выносится: Собственноручно изготовленный альбом-пособие, презентация РР.

Новизна проекта: Собранный теоретический материал и изготовленный альбом не только в совокупности охватят знания и умения предыдущих людей, интересующихся подобной информацией, но и используя пособие можно будет включиться в творческий процесс, создавая собственные орнаменты, учитывая изобразительные правила и символические значения элементов узора.

Практическая значимость: Знание символики вышивки, традиций и обычаев использования рушников многим современникам может пригодиться при организации и участии в какой-либо славянском обряде. В качестве дополнительного заработка, используя данные наработки можно заняться изготовлением рушников, а понимание узоров позволит понять, что хотела пожелать мастерица даря вам или вашим близким какое-либо полотенце.

II. Основная часть 1. История появления полотенец

Кусок ткани, которым люди вытирались после мытья или купания, известен с незапамятных времен. В Древних Греции и Риме это были льняные салфетки или простыни. Хотя льняную и конопляную ткань для гигиенических целей применяли еще в древнем Египте. В восточных странах богатые люди использовали хлопковые пеленки, декорированные вышивкой, а у бедняков было все просто – вытирались полой одежды.

Около 3000 лет до н.э. в Индии изобрели технологию изготовления махровой ткани. Конечно, сразу было замечено, как она замечательно впитывает воду – вот тогда и появились первые настоящие полотенца.

В Китае для этих целей использовали хлопковые салфетки, а для очень богатых их делали двухслойными – снизу мягкий хлопок типа марли, сверху – шелк. Когда первые европейцы попали на Восток, то были удивлены этими специальными кусками ткани для вытирания.

Английские колонизаторы привезли первые полотенца в Европу, их стали делать на небольших ткацких верстаках и были доступны только очень богатым людям. Только в начале 19 века, когда ткачество перевели на промышленную основу, хлопковые и льняные изделия стали появляться и в рядовых домах.

Первые полотенца больше напоминали салфетки, их складывали под кувшин для мытья. Самые простые имели не очень привлекательный серо-бежевый цвет, а дорогие окрашивали в красный или белый. Изделия для знати изготовляли на жаккардовых станках, они имели объемную фактуру и часто красивый рисунок.

Приблизительно в то же время из Турции привезли технологию изготовления вафельного полотна, которое так и называли – турецкое. Оно обладало отличными гигроскопическими свойствами и с него стали делать с помощью небольших ручных станков первые полотенца прямоугольной формы привычного нам размера. За день мастер успевал изготовить всего 5-6 штук, но спрос был очень высокий и к середине 19 века уже целые фабрики-мануфактуры изготовляли только полотенца и простыни для быта, больниц и гостиниц.

К началу 20 века полотенца уже стали обязательным атрибутом личной гигиены и с изобретением новых ткацких технологий появлялись новые виды этих предметов.

2. Понятие «Полотенце». Сведения об объекте исследования в словарях

«Полотенце - резное украшение вдоль окон, по краям крыши у деревенских изб».

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка

«Полотенце - бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания». 

Толковый словарь русского языка С. Ожегова

«Полотенце - бельевое изделие в виде удлиненного полотнища для вытирания, обтирания».

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка

«Полотенце - Узкая и длинная полоса ткани, преимущ. льняной или бумажной, для вытиранья частей тела или посуды».

Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова

3. Виды полотенец, как бельевого изделия по назначению

Современная классификация

Славянские названия

Гигиенические полотенца.

Полотенца используемые после принятия водных процедур (для лица, для рук, для ног, душевые (для маленьких деток - душевое с уголком), дорожные (для командировок, туалетные (для личной гигиены), банные, пляжные, массажные.

Русские полотенца: рукотерник (рукотёрка) , ручник, утирник или утирка (для рук и лица), полка, стирок (для посуды, стола, лавы);

украинское полотенце: рушник; 

белорусские полотенца: рушнік, уціральнік

Бытовые полотенца

Полотенца для протирания (уборки) на кухне

Декоративные полотенца. Полотенца для декорирования помещений

Обрядово-ритуальные полотенца (крестильные, свадебные, похоронные)


4. Рушники - обрядово-ритуальные полотенца. Разновидности рушников и их назначение

Рушник – это не просто красота.

В нем наставленья, счастья пожеланья.

В нем сердце матери, любовь и теплота,

Костра добра извечное сиянье.

Рушник как книгу можно прочитать.

Ведь вековая мудрость в нем хранится.

И чтобы этим знаньям не пропасть,

Нам нужно вновь к истокам обратиться.

У славян особое значение приобрели обрядовые полотенца — так называемые рушники, известные издревле как один из национальных символов.

По сравнению с бытовыми полотенцами они были украшены гораздо изысканнее. По традиции, размеры рушника должны быть кратны семи. Ширина делиться должна на 7 без остатка, длина делится на три равные части и середина одна треть обязательно белое поле. Рушник – это расшитое декоративное полотно прямоугольной формы из конопляного или льняного холста. Рушник имел ширину 35-40 сантиметров и длину 3-5 метров. Он был богато украшен вышивкой, лентами, бранным ткачеством, кружевом и тесьмой и имел на Руси ритуально-обрядовое значение.

В давних времен такой рушник, с любовью, украшенный искусной вышивкой, сопровождал человека практически от его рождения до самого последнего часа.

Существует немало видов таких рушников, среди которых наиболее популярны следующие:

4.1.Рушники с особыми вышивками могли использоваться на разрушние болезни (от слова "рушить") При помощи полотенец лечили вывихи и переломы; ими протрясывали при эпилепсии; полотенцем лечили «дурную голову и мысли»; им выметали и выгоняли всякую болезнь, «выпрыгнувшую из тела» после сеанса лечения и т.д.

То есть полотенца использовали в манипуляциях, направленных на разрушение болезни!

Наши предки болезни в виде двенадцати сестриц-трясовиц! Можно предположить, что и разрушающих полотенец было 12 – по числу болезней. Каждый рушник создавался в помощь в лечении от какой-то одной болезни – и именно эта сестрица-трясовица, лихоманка изображалась на нем, самостоятельно или в борьбе с каким-либо светлым божеством.

При болезнях близких рушники жертвовали в церковь

4.2.Обережные. Изготавливали рушники во время эпидемий различных болезней, как среди людей, так и среди домашних животных. Как правило, такой рушник делался в одном доме, куда собирались женщины в нечетном количестве. За всю ночь между ними не произносилось ни слова, все были сконцентрированы на работе и проблеме, которую мыслями каждая женщина решала и вкладывала свою долю энергетики. Составные энергии. собранные воедино, очевидно, делали такой рушник уникальным по силе своего воздействия.

 Методики лечения сложны и разнообразны. Многие из них знахарки хранили в секрете. Среди простых, можно выделить методику исцеления от старческих болезней:

Берется длинный рушник  - и вымачивается в соли.  На литр горячей воды - 2 столовых ложки соли. Высушивается. Сворачивается бинтом и выносится в Храм!  Это самый тонкий момент …Освящается, заряжаясь чистой небесной силой. Постояв в храме там, где тепло … рушник держится вертикально как свеча. Желательно, ощущать потоки света идущие сверху вниз.

Рушник должен стать теплым и живым. Придя домой ему дают полежать до вечера спокойно. Перед сном опоясываются светлым рушником как поясом.
Рушник должен мягко греть нежно и долго! Держат его ровно сутки.
Стирать и опять наполнять рушник светлой небесной силой надо раз в неделю.
Считалось, что выполняя обрядовые действия, не заметно болезни  накопления будут исчезать.

4. 2. 1. Однодневные рушники, которые ткались, вышивались за одну ночь - от заката до восхода Солнца. Такие полотенца изготовлялись женщинами по многим проблемам, которые возникали в семье, сельской общине и т.д. Это могла быть болезнь кого-то из родственников, которого надо вылечить, а травы и другие методы не помогают. Или вышивали рушники женщины всего поселения, когда их мужья находились в это время на войне.

4. 2. 2. Обыденные рушники вышивались в течение одного светового дня. Таким рушникам тоже приписывались обережные (от слова оберегать), защитные свойства. Создавались они исключительно в течение светового дня, когда злые силы тьмы не могли им повредить. Такие рушники использовались в различных обрядах, например, когда начиналась засуха или мор скота. Такие рушники никогда не ткали заранее, а только в день использования в обряде.


4. 2. 3. Бранницы. В мифологии и русских сказках очень часто встречается образ «Бранного поля» - места битвы добра и зла, правды и кривды, войска королевичей и Марьи Моревны (Смерти). Это место поиска и отстаивания правды, истины.

Если исходить из этого, то получалось, что бранница – полотенце, в которое заложено пожелание «быть твердым, идти по пути правды, отстаивая истину». На бранницах изображались божества плодородия (пожелание быть таким же успешным в делах, магии земли), рожаницы (быть таким же плодовитым и счастливым на детей), богиня Лада (быть в ладу со всем, что тебя окружает) и т.д.

Длина бранницы, которая состояла из цельного куска ткани, варьировался от размера в рост человека или умноженого на 2 или 3 (в зависимости от обычаев в данной местности.

У печи висели бранницы с изображением знаков огня и солнца – чтоб огонь не ушел из печи (подобное – к – подобному). На Подольщине их называют печники или огневки. Опять же название подсказывает назначение предмета и то, что на нем должно быть изображено.

Для полевых работ творились бранницы с знаками Макоши, семенами, часто в центре изображался календарь или «пшеничное солнце» с восьмью лучами-колосками.

4. 2. 4. «Подорожный» рушник («дорожный» или «путевой». Если вспомнить известную присказку «скатертью дорога», которая имеет сейчас негативное значение, то раньше таким образом, путникам желали счастливого пути. А связано это с особыми, подорожными рушниками. Небольшие, со скромной вышивкой, они давались в дорогу тем, кто покидал родной дом, отправляясь в странствие: воинам, торговцам, путешественникам. Подорожный рушник олицетворял собой пожелание лёгкого пути и скорого возвращения. Среди узоров материнский символ – восьмиконечная звезда, — один из главных символов-оберегов вышивки рушников

4. 2. 5. Вытиральный рушник. У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

4. 2. 6. Дверные рушники – «дворники». Существовали дверные рушники или еще одно их название дворники - длинной всего лишь в локоть, висели они на ручках дверей или же иногда на самой двери.
Обратим внимание на название – «то, что выметает дурное со двора». Основные орнаменты, которые на них встречались – знаки «врат» и «солнца». Были дворники предназначены для того, чтобы в дом не вошло зло (колдунья или колдун, взявшись за такой оберег, должен был «обжечься», а всякое зло уйти), а также затем, чтобы счастье не ушло из дому.

4. 3. Визитные рушники говорили о достатке в доме, оберегали жилье от злых сил. Их вешали в горнице, украшали двери, окна, углы.

4. 3. 1. Хлебный рушник (хлебник). Им накрывали хлеб и тесто для его выпечки. На хлебнике изображены следующие символы: звезда Алатырь (око Рода), символ новой жизни и символ богини-берегини. На него клали хлеб, потому, что положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом.

Во время встречи почетных гостей на нем подносили хлеб – соль. Встретить хлебом и солью означает пожелать гостю божьей милости. Хлеб и соль это символы достатка и благополучия, а соль сама по себе ещё и оберег от зла.

4. 3. 2. Рушник «Накрючник». Накрючник — полотенце для украшения стен избы по праздничным дням в дни совершения обрядовых действий. Накрючник изготавливался из белого тонкого домашнего холста (рис.4), отделывался на концах вышивкой, ткаными узорами, кружевом. Его вывешивали на крюк на стене. Для праздничного убранства использовалось обычно несколько накрючников. Термин " накрючник " использовался в просторечии в Курской, Орловской, Тамбовской и некоторых других областях южной России.

4. 3. 3. Рушник «Набожник» («Божник»). Набожник – ткань (полотенце) для украшения "образов" - икон. Представляет собой узкое, длинное полотнище домотканого холста, украшенное вдоль одной стороны и на концах - вышивкой, тканым орнаментом, кружевом. Набожник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Обычай украшать иконы вышитой тканью (полотенцем) был широко распространён в русских деревнях, особенно в южно - русских областях России.

4. 4. Праздничные рушники. На большие ежегодные праздники вывешивались в избах особые праздничные рушники. Например, на Масленицу в благодарность за угощение хозяев дома одаривали рушником-блинником. Пасхальные рушники предназначались для выпеченных куличей, хлебов и похожи на хлебосольные рушники, но отличаются орнаментом – на них часто присутствуют аббревиатуры ХВ (Христос Воскреси) и символы – яйца.

4. 5. Родильные рушники.

Родился маленький человек. На полотенце повитуха принимала новорожденного, которое любовно вышивала его мать. Им повитуха и роженица вытирала руки после родов. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой.

Это полотенце называется родильным. Полотенце от первенца дарили церкви или повитухе. Полотенце для принятия ребенка осмыслялось как дорога, по которой человек движется в мир. В комплект к полотенцу прилагались: поясок для новорожденного и свивальник.

Поясок для новорожденного

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг - символ солнца и бесконечности.

Распоясался - значит, открылся нечистой силе.

Свивальник

Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник - узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

4.6. Крестильные рушники. Они, как и другие полотенца, предназначенные для малышей, отличаются мягкостью и традиционным размером 70 х 140 см. На полотенце, вышитом светлыми, весёлыми цветами, без единого чёрного стежка, несли ребёнка на крещение. Крёстная мать готовила его заранее. После крёстной купели ребёнка снова заворачивали в полотенце, а сверх него каждый из крёстных родителей непременно клал «крижмо» - золотую или серебряную монету с пожеланием благосостояния. Это полотенце и «крижмо» нельзя было никому передаривать. Считали, что из-за этого сломится дорога жизни.

4.7. Похоронные рушники. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души или вешали на могильные кресты. Также после поминок на окно вывешивали полотенце, чтобы душа по нему поднялась в дом, а потом спустилась обратно. Вышивка рушников такого типа скромна и лаконична (кресты, сдержанные геометрические орнаменты).

Погребальный обряд. И в похоронном обряде нельзя было обойтись без полотенца. Во время поминок еду, и питье раскладывали на полотенце как жертвоприношение предкам. В знак случившегося несчастья его прибивали к углу дома покойного - считалось, что этим полотенцем вытирается душа покойного, первые 40 дней все иконы в доме были украшены полотенцами

4.8. Свадебные рушники.

Свадебных рушников насчитывается около 40. Но главным считались всего пять: родительский рушник, союзный рушник, «божник», венчальный рушник и хлебосольный рушник. Издревле изготовление свадебных рушников считалось обязанностью невесты. Считалось, что вышивая свадебный рушник, невеста вышивала своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением, а в перерывах невесте непременно требовалось произносить молитву

Полотенца в эти дни развешивались вдоль стен на крючки, ими занавешивали окна, накидывали на зеркала, перила изголовья и изножья свадебной кровати.

Обручение – первый свадебный обряд, который имел юридическую силу при венчании, происходило с применением рушников. Обрядовое связывание рук жениха и невесты проводил старший староста. Он накрывал хлеб рушником, на него клал руки жениха, невесты и всех присутствующих родственников, связывал рушником, приговаривая: «Не вяжется узел, а вяжется слово». После этого староста развязывал символический узел, а невеста перевязывала сватов рушниками и одаряла всех присутствующих сорочками, полотном или платками.

4.8.1.Сватовские рушники. Сваты - люди, которые договаривались о свадьбе, перевязывали себя полотенцем через плечо.

4.8.2.Посыльный рушник Когда невеста была подготовлена к свадьбе, её отец передавал в дом жениха посыльный рушник – знак того, что можно ехать за невестой и начинать свадьбу. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего дома, и её пора ввести в дом жениха.

4.8.3.Рушник-ширинка Невеста вытирала им слезы, прощаясь с родителями и родным домом. Такой ширинкой связывали руки жениха и невесты во время венчания – символ крепости семейной жизни. Рушник – ширинку повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из родного дома, взяв за руку, но не касаясь её кожи. Запрет прикасаться к открытой коже невесты символизировал то, что она в этот момент не принадлежит миру живых: из родного дома уже ушла, а в дом мужа ещё не вошла. Ширинка – так не только на Украине, но и в окрестностях Рязани, Казани, Нижнего Поволжья называли полотенце, отрезанное по ширине тканного полотна. Это же название указывается в «Домострое» (с 15в.) и монастырских оброковых списках (с 13в.). Название явно связано с особенностями кроя – по ширине ткани

4.8.4.Рушники «в дар». Дарные полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, украшались меньше, чем рукобитные, и впоследствии они служили утирками. На полотенце вышивали слово «дарю».

Девушка раньше заготовляла к свадьбе не менее12 полотенец, а в состоятельных семьях на свадьбе раздаривалось до 30 и больше.

4.8.5.Тещин рушник. Он с более строгим орнаментом – рисунком. Теща вышивала его таким строгим, чтобы не затмить рукоделие своей дочери.

4.8.6.Рушник «свекрови». Свекровь наоборот хотела превзойти старание невесты, и в то же время заставить ее сделать свой рушник лучше.

4.8.7.Дружные рушники преподносились свидетелям – дружкам (отсюда и пошёл современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо).

4.8.8.«Рукобитный» рушник. После того как «ударят по рукам», т. е. договорятся о свадьбе, его дарили жениху, вешая ему на шею. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей и увешивали спинку свадебной телеги. И все, кто участвовал в поездке, также были ими "намечены": жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям.

.

4.8.9.Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным" рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь. Полотенцем покрывали свадебный каравай.

4.8.10. Отдельно ткали и вышивали рушник родительский или благословенный, которыми родители украшали иконы для благословления своих детей перед венчанием Такое полотенце – особая святыня, которую не показывали посторонним и берегли как зеницу ока, передавая из поколения в поколение. Старый узор потомки воссоздавали на новом полотне как энергетический код рода. Вышивались они красными нитями, богато украшались. Узор рушника должен, иметь три слоя. Первый отображает семью — на нем должно быть дерево рода, рядом птицы. Они символ и свидетельство любви молодожёнов, зарок их верности и искренности, единства интересов. На втором вышивали или зашифровывали пожелания для молодоженов (например изображение листьев хмеля, навеки привязывающего молодого к молодой, в изображение виноградной лозы зашифровались плодовитость, крепкое благополучие и гибкость супругов, а вышитая руками невесты гирлянда из лилий, означает что девушка кличет к себе очарование и долговечную привлекательность для мужа (рис.

На третьем – символ берегини и (или) крест. Крест или знак похожий на него – благословенный символ зарождающейся семьи, в нем и единение женского и мужского начала, и мощь всех стихий света, и мощный защитный оберег семьи, отвращающий все дурные помыслы и наговоры недоброжелателей, завистников. Завершает всё к центру – свадебный венок и первые буквы имен пары. Этот рушник вышивался невестой заранее с одного края, а непосредственно перед свадьбой, дошивается другой край – жениха. . Традиция гласит: сторона невесты, вышитая женскими символами, должна не просто отличаться от стороны жениха, вышитой мужскими символами, а иметь – для полного семейного счастья – не менее 10 отличий. Были такие полотенца обязательной принадлежностью приданого)

"Дорогой" для прохода молодоженов в дом обычно служила "новина" - новый холст белого цвета. Когда молодые проходили по только развернутой "новине", ее тут же скручивали обратно в трубку и клали в сундук.

4.8.11. Во время венчания в церкви они стояли на "подножном", представлявшем собой полотенце или просто кусок холста. Как ритуальный предмет, венчальный ("подножный«) рушник использовался лишь один раз, а затем оставлялся в храме. Рушник под ноги - предвосхищает, как сложится дальнейшая жизнь жениха и невесты. На этом рушнике нельзя вышивать пару птиц, которая символизирует молодых, пожелание "На счастье!", цветы, кольца - когда молодожены стоят на таком рушнике, затопчут всё, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки - геометрический узор или растительный орнамент. На венчании молодые становятся у аналоя на "венчальный" белый рушник - как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака. Желательно, чтобы этот рушник вышивала сама невеста. Если девушка начала вышивать рушник сама, нельзя, чтобы ей помогали мать или сестра - зятя отошьют(отвадят). Само понятие «встать на рушник» означает выйти замуж.

4.8.12. Хлебосольный рушник После венчания, церемонии бракосочетания родители встречали молодых со свадебным караваем. Каравай лежал на «хлебосольном» рушнике с изображением пары жаворонков или голубей, которые символизировали счастливых и влюбленных молодоженов, которые будут верны и искренни по отношению друг к другу и в дальнейшей семейной жизни. По бокам на рушнике вышивались растительные орнаменты как пожелания благополучия и процветания, деревья рода и море цветов, чтобы жизнь новобрачных была успешна счастьем, радостью и цветами. Этот обряд уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу. А так как тогда дома были большие и вместительные, то места там хватало всем: от мала до стара. Поэтому жили молодожены вместе со всей семьей жениха. Так было принято. По традиции, после венчания новобрачные первым делом отправлялись к родителям жениха. И те встречали их хлебом-солью, то есть приветствовали у себя дома как новых жильцов.

4.8.13.Рушник-утренник После первой брачной ночи молодая жена, умывшись, вытирала лицо особым рушником – утренником. При этом отец жены имел право спросить: «Горький утренник или сладкий?» - это так иносказательно спрашивали, хорошо ли с ней обошёлся муж в первую ночь семейной жизни.

4.8.14. Рушник на вожжи «свадебного поезда»

4.8.15. Рушник «на водонос» шел дядьке, который сопровождал молодых на 2 день свадьбы на колодец.

5. Орнамент в славянских вышивках «крестиком», как своеобразное заклинание.

Слово «ОРНАМЕНТ» - это в переводе с латинского означает украшение, состоящее из ряда ритмически упорядоченных элементов. Под ритмом понимается выделение одних (более крупных и значительных) и подчинение им других (более мелких) элементов на основе определенного повтора (раппорт).

Для русского орнамента с древних времен характерно богатство геометрических форм, плетенок, растительных мотивов, а так же изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.

Геометрические линии орнамента имеют особую вибрацию и влияют на человека и окружающий мир особым образом.

Узоры народной вышивки всегда отличались особым разнообразием. (см. Приложение №1)

Поскольку многие явления природы цикличны, это нашло отражение в их специфическом изображении, получившем название орнамента.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал своё представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду. Ромб символически был связан с плодородием. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Крест и круг соотносились с огнём и солнцем. Если такими знаками отмечены фигуры людей, животных или птиц, это свидетельствует об их связи с небом. Волнистая или зубчатая линия представляла стихию воды, игравшей огромную роль в верованиях древних славян. Расположенная не горизонтально, а сверху вниз, она становилась изображением дождя, особо почитаемого нашими предками атмосферного явления. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок

Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышления.

Растительный орнамент

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей, геометризованных растений и т. п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» - это растительный орнамент.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием

У каждого орнамента и рисунка своё предназначение:

- калина – дерево рода, красные ягоды калины символизируют бессмертие рода;

дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, служит оберегом жизненной силы рода;

Листва дуба – мужская сила и прочность;

Жёлуди – семейное счастье; Волнообразные линии обрамления – равновесие и порядок в жизни;

- Виноградная лоза с гроздьями – символ радости и семейного благосостояния;

- лилия – символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и бутон, которые создают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни;

роза – беспрерывное солнечное движение с постоянным обновлением. На рушниках Украины часто встречается узор из веток роз – цветка вечной красы, любви и вдохновения. Символ розы в узорах христиан связан с культом девы Марии и пришел на Русь вместе с христианством из Византии, а до нее в Греции связывался с Афродитой, а Риме - Венерой.

В христианской культуре и масонских ложах этим символом передавалось: молчание, равновесие, счастье, святость и совершенство, возрождение. Парные или взаимно направленные друг на друга ветки роз с бутонами и распустившимися цветами передают единство, счастье и совершенство.

Также часто встречается использование в узорах рушников элементов венка из цветов роз и калины. Использование несомкнутых венков в узоре символизирует бесконечность и постоянность развития всего нового и прекрасного.

Несомкнутые цветочные венцы символизируют связь с божественными, духовными силами, кроме того, венец – делу конец – он подводит итог определенному событию, вот почему подобные венцы всегда располагались над основным узором рушника, ближе к середине (если их несколько) или по центру (если венец один). Иногда над венцами располагались короны – символ того, что все задуманное должно свершится, добро победит зло, знак надежды.

Вьюнок по краю всего полотенца – девичья любовь и верность;

Дерево с птичками – весна и любовь;

листья хмеля, навеки привязывающего молодого к молодой

Дерево, растущее из горшка – жизнь, счастье; Вышитые сверх дерева отдельные цветочки или птички – предки, которые ушли за границу этой жизни, но внимательно наблюдают, чтобы ничто не навредило Родовому дереву. Горизонтальные линии узора могли быть лишь под горшком, но не выше! Линия узора свыше дерева - препятствие к его развитию

Зооморфный орнамент

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относится к этому виду орнамента. Конь, часто появляющийся на вышивках, - мифологический персонаж, связанный с солнцем. Подтверждение тому – конёк на крыше дома. Конь – верный спутник крестьянина – земледельца. У славян – язычников он был символом светозарного солнца, счастья, богатства. Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Любимый рисунок для рушников – птицы. Птицы приносят с собой весеннее тепло, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

На свадебных полотенцах птицы обозначают: павлин – это птица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную энергию;

Петушки – начало нового дня, новой жизни;

Голуби – посланцы Божьего Духа, любви и согласия в семейной жизни;

утицу считали покровительницей дома, семьи.

-соколы, петухи, голуби – символ молодожёнов. Характерной чертой свадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу. Голуби либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи.

Львы и львицы в вышивках – языческие обереги, отпугивающие своим страшным видом зло.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева – птица, человек – конь, мать – земля и др. В северных вышивках нередко центральное положение занимает фигура женщины. Рога, которыми вышивальщицы украшают иногда её голову, - древнейший символ плодородия, а птицы в руках – знак божества. Это изображение великой богини, от которой зависит благополучие всего живого на земле. Ряды женских фигур с ветками в руках напоминают о празднестве в честь весны. Фигура всадника с лучами вокруг головы, или даже с розеткой вместо неё, представляет, по-видимому, солнечное божество.

III. Практическая часть 1. Практическое освоение техники счётной вышивки «крестом», - выполнение образцов символов-узоров рушников.

Для выполнения задуманного проектного продукта, собран материал «Основные приёмы и методы вышивки «крестом». Правила безопасной работы» (Приложение №2). С его использованием вышиты образцы в технике «простой крест».

2.Изготовение альбома-пособия «Узоры для вышивки крестом на полотенцах, декорированных в славянском стиле».

Альбом изготавливался с целью применения его на уроках технологии. ИЗО и в кружковой работе. Несколько страниц оставлены пустыми для продолжения внесения эскизов и иллюстраций (разработанных или найденных в разных источниках) будущими пользователями.

В альбоме:

  1. Разновидности полотенец по назначению и орнаментации.

  2. Эскизы (схемы) мотивов и раппортов орнаментов, составленные для счётной вышивки крестом по образцам старинных вышитых рушников.

  3. Вышитые образцы орнаментов рушников с славянской символикой.

  4. Схемы узоров, скопированные из информационных источников.

  5. Узоры заимствованные с рушников на современные дизайнерские идеи

IV.Заключение

Полотенце, как бельевое изделие играло в народной жизни важную роль. Полотенце «Рушник», всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На нём вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.

В былые времена рушники были частью приданого девушки, символом любви и верности, частичкой родного дома, который путник брал с собой в дорогу. И сейчас вышитый рушник является отличным уместным подарком на любое семейное торжество — будь то новоселье, рождение малыша или юбилей семейной жизни.

В современном мире, когда старинные обычаи и традиции уступают место прогрессу, роль рушника остаётся такой же, как и столетия назад. Он напоминает нам о наших предках, о корнях наших верований, является предметом гордости и оберегом.

Знание символики вышивки, традиций и обычаев использования рушников многим современникам может пригодиться при желании поучаствовать или организовать какой-либо обряд, заняться изготовлением рушников, да и впрочем понимание узоров позволит понять, что хотела пожелать мастерица даря вам или вашим близким какое-либо полотенце.

V. Информационные источники

Литература:

1. Андреева рукоделия. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000

2. Сокольникова искусство. М.: Издательский центр «Академия», 1999

Сайты в Интернете:

1. http://www. *****/Uzory_severnogo_ornamenta. html

2. http://*****/oberegi/ethnography/slavjane. php

3. http://*****/traditsionnaya-simvolika-v-vyshivke. htm

4. http://www. oldladoga. *****/rus/object/index. php? id=18

5 http://*****/compas/obryad

6. http://*****/articles/1262/18/323.html

7. http://www. oldladoga. *****/rus/object/index. ph

8. https://www.stranamam.ru/post/3393014/

9. https://nosok.ru/articles/polotenca-kakie-byvayut-kak-vybirat-i-ukhazhivat-za-nimi.html

10. https://weddy.club/organizatsiya-svadby/traditions/rushnik-svoimi-rukami.html мастер - класс по вышивке свадебных полотенец

11. https://www.livemaster.ru/topic/1929303-brannitsy - про рушники от болезней

VI. Приложения

Приложение №1. Таблица символов-мотивов для вышивки рушников.

Символ

Значение

«Рожаница»

Дерево жизни. Символизирует вечность, бессмертие.

Ярила на коне. Славянский Бог плодородия и жизненных сил природы

Житная баба. Символ плодородия и жизни.

Символ пробуждения природы весной

Символ солнца.

союз Макоши и Лады средний

Символы земли

Символы берегинь

Символы берегинь рода

Крест Перуна

Крест Велеса

Крест Сварога



Образ богини - Макошь


Символ женской доли

Мать родительница и священное дерево

Символ крепкой семьи

Символ богатого человека

Волнистая линия – знак Воды.

Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.

знак союза двух начал (женского и мужского)



Приложение №2. «Основные приёмы и методы вышивки «крестом». Правила безопасной работы.» (прилагается РР-презентация)















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!