СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект "Там на неведомых дорожках..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект "Там на неведомых дорожках..."»

МОУ Лицей №1
 
 
 
 


 
 
Практико – ориентированный проект
по творчеству А.С. Пушкина
«Там на неведомых дорожках…»
 
 
 
 
 
 
Участники проекта: учащиеся 3 классов
 
 
Автор проекта: учитель начальных классов МОУ Лицей № 1:
Смирнова Е.Ю.








 




\



Паспорт проектной работы

Тема: «Там на неведанных дорожках…»

Авторы проекта:

учитель начальных классов МОУ Лицей №1 Смирнова Е.Ю.

Тип проекта:

По количеству участников – групповой.

По характеру результата - проблемно – ориентированный с элементами исследовательской деятельности

По характеру участия учителей в детском проекте - открытая координация преподавателя

По продолжительности: среднесрочный (19.09. – 31.10. 2020)

Возрастная категория: 3 классы (9-10 лет).

Предметные области:

  1. Литературное чтение

  2. Изобразительное искусство

  3. Технология

  4. Музыка


Материально –техническое и дидактическое оснащение:

сборники сказок А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам, справочная литература, энциклопедии, словари, учебник по литературному чтению, репродукции картин, рисунков, фотографии по биографии А.С Пушкина; аудиозаписи классической музыки; мультипликационные фильмы; методическая литература, компьютер, проектор.


Форма представления продукта проекта
: презентация газеты по сказкам Пушкина

«Там, на неведомых дорожках…»


Информационно – методическое обеспечение:

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях

  • Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях

  • Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005.

  • Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2005.

  • Долгушина М. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Начальная школа. (Первое сентября)-2006 г. № 10 с.8

Главная идея проекта: направленность учебно – познавательной деятельности четвероклассников на результат, получаемый при решении практической и теоретической проблемы. Это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Формы организации детей:

  • Индивидуальная работа

  • Парная работа

  • Групповая работа

Режим работы: урок, внеклассная работа, самостоятельная работа дома

Используемые технологии:

  • Исследование

  • Информационные

  • Театрализация

  • Бумагопластика

  • Работа с разными материалами

Формы продуктов проектной деятельности:

  • Иллюстрации к сказкам

  • Инсталляции к сказкам

  • Инсценировки фрагментов сказок

  • Создание книги с иллюстрациями по сказке «Сказка о царе Салтане…»

  • Создание презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина

  • Создание газет «Жизнь и творчество Пушкина»

  • Создание выставки творческих работ в электронном виде (презентация)

Способ объединения результатов:

Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»

Культурные универсалии: культурное наследие, совместный труд, декоративное творчество

Цель проекта: развить интерес к творчеству А.С. Пушкина.



Задачи:

  • развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина, к литературе;

  • обобщить полученные знания о сказках Пушкина и применить их на практике;

  • формировать устойчивый познавательный интерес к чтению;

  • познакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С. Пушкина;

  • способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

  • формировать навыки поисково-исследовательской деятельности;

  • обогащать и расширять словарный запас детей;

  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

  • развивать у детей познавательную активность;

  • развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;

  • формировать умение инсценировать эпизоды сказок;

  • развивать художественный эстетический вкус;

  • развивать икт-компетенции учащихся;

  • совершенствовать ораторское искусство;

  • формировать навыки сотрудничества.


Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • умение реагировать эмоционально на произведение жанра сказка;

  • умение оценивать свою работу и работу товарищей;

  • умение слушать, уважать мнение товарища;

  • умение работать индивидуально, в парах, в группе;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель деятельности на внеклассном занятии, задачи и планируемые результаты;

  • извлекать необходимую информацию из текста;

  • рассуждать над характерами героев, их поступками, соотносить с собственной жизнью;

  • выражать свои мысли в форме связной грамотной речи;

  • инсценировать фрагмент произведения;

  • составлятьпланрешенияучебнойпроблемысовместносучителем и действовать по плану;

  • пользоватьсясправочной литературой;

  • осуществлятьанализисинтез;

  • оформлятьсвои мысливустнойиписьменнойформе сучётом речевойситуации;

  • высказыватьиобосновыватьсвоюточкузрения;

  • слушать ислышатьдругих,пытатьсяприниматьиную точку зрения,быть готовымкорректироватьсвоюточкузрения;

  • договариватьсяиприходитькобщемурешениювсовместной деятельности;

Предметные:

  • осмысливать последовательность действий в произведении;

  • осмысливать взаимосвязь описываемых в произведении событий;

  • охарактеризовать личность героя и его поступки;

  • формулировать главную мысль произведения.

  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

  • относить произведения к жанру сказки по определённым признакам;

Основные этапы  реализации проекта:

Подготовительный:

  • обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

  • подбор  художественной литературы , иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта;

  • подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

  • составление плана работы.

Основной :

    Раздел программы

                          Тема занятия

Ответственный  

 

Литературное чтение

  1. Биография А.С.Пушкина

  2. Изучение сказки Пушкина « Сказка о царе Салтане…»

  3. Заучивание отрывков из сказки

  4. Создание книги с иллюстрациями по сказке

 

классные руководители

 

Внеклассная работа

  1. Литературная викторина по сказкам

  А.С. Пушкина.

  1. Инсценировка фрагментов сказок

  2. Исследовательские работы о жизни А.С. Пушкина

  3. Создание презентаций о творчестве и жизни А.С. Пушкина

  4. Создание газет «Жизнь и творчество Пушкина»

 Технология

Инсталляция к сказкам Пушкина


Изобразительное искусство

Внеклассная работа

Иллюстрирование сказок Пушкина

 

учитель изобразительно-го искусства

 

 

 Музыка

1.Слушание произведений:

  • М.И.Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

  • Н.А.Римский-Корсаков отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»: чудо первое «Белка», чудо второе «Тридцать три богатыря», чудо третье «Царевна лебедь»

 

учитель музыки



Заключительный этап:

  • Оформление выставки творческих работ в электронном виде;

  • Фестиваль презентаций газет по сказкам Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»

Продукт – Газета «Там, на неведомых дорожках…»

  • Рефлексия

Сценарий фестиваля презентаций газет

по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»


Продолжительность 45 – 50 мин.


Участники – ученики 3-ых классов МОУ Лицей № 1, учителя


Место проведения – кабинет нач. классов


Представление «Фестиваль презентаций газет по сказкам А. С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках…»


Материально – техническое оснащение

  • Компьютер

  • Презентация работ учащихся (рисунки, инсталляции, фрагменты инсценировок)

  • Сборник иллюстраций к «Сказка о царе Салтане …» А. Пушкина

  • Газеты «Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

  • Аудио записи: М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Н. А. Римский-Корсаков отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»: чудо первое «Белка», чудо второе «Тридцать три богатыря», чудо третье «Царевна лебедь»


Цели Фестиваля презентаций

  • Завершить создание коллективной сводной газеты «Там, на неведомых дорожках…», как итогового результата проектной деятельности;

  • Развивать интерес к творчеству А. Пушкина, к литературе;

  • Развивать у детей познавательную активность;

  • Развивать умение обобщать полученные знания, применять их на практике;

  • Обогащать и расширять словарный запас детей;

  • Совершенствовать ораторское искусство;

  • Формировать навыки сотрудничества.

  • Формировать навыки сотрудничества.



Вступительное слово учителя

Здравствуйте, дорогие гости, коллеги, ребята.

Сегодня мы собрались на фестиваль презентаций газет по сказкам А. Пушкина «Там на неведомых дорожках…», который является заключительным этапом нашего долгосрочного проекта. Все учащиеся 4-х классов проявили интерес, активность в процессе работы. Ребята занимались поисково-исследовательской деятельностью при создании газет, проявили незаурядное творчество в групповых работах по реализации замысла в инсталляциях к сказкам А. Пушкина с применением различных материалов, готовили иллюстрации для создания сборника к «Сказке о царе Салтане…»

Мы учились выразительности чтения, речи, глубокому пониманию слова при инсценировании отрывков сказок. И вот настало время заключительного этапа.


Мы разобьёмся на группы в соответствии с количеством сказок.

- Для этого, ребята, Вам надо взять жетон с изображением предмета из сказки и занять место за соответствующим столом.

На подносе жетоны с изображением «яблоко» - Сказка о мертвой царевне…; «бочка» - Сказка о царе Салтане…; «петушок» - Сказка о золотом петушке ; «чертёнок» - Сказка о попе …; «рыбка» - Сказка о золой рыке.

Ребята наугад берут жетоны и занимают места за столами сказок.


I. Вступительная часть.

1. Сценка.

Действующие лица: персонажи учебника «Литературное чтение» -

профессор Николай Александрович, ученики Оля и Игорь

К профессору подбегают Оля и Игорь

Оля: - Здравствуйте, Николай Александрович.

Игорь: - Здравствуйте, профессор.

Ник. Алекс.: - Здравствуйте, уважаемые сударь и сударыня. Готовы ли вы к путешествию?

Дети: - Конечно готовы! А куда мы отправляемся?

Профессор: - Сегодня мы совершим необычное путешествие. Мы отправимся в пушкинскую эпоху. Времени у нас очень мало, поэтому – поторопимся.

Все садятся в кресла «Машины времени». Гаснет свет, играет музыка взлета.

Всё стихает. Дети открывают глаза и видят перед собой обычный класс и детей сверстников

своего времени.

Дети между собой ведут недоуменную беседу

Оля: - Ой, где это мы?

Игорь: - Не знаю, Оля. Наверное машина сломалась.

Оля (к профессору) – Николай Александрович, а ведь мы не в Пушкинской эпохе?

Профессор: - Верно, дорогие мои друзья. Ведь для того, чтобы узнать больше о культурном наследии Александра Сергеевича Пушкина не обязательно отправляться в 19 век!!! А помогут нам сегодня четвероклассники лицея

№ 101.

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, у нас сегодня еще одни гости! Проходите пожалуйста, мы Вам очень рады. (Гости проходят)


2. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.


Учитель: - Дорогие ребята, уважаемые наши гости, мы проделали большую работу, связанную со сказками А. Пушкина Всё это вы видите на нашей газете.

- Ребята, для чего же сегодня мы вновь с вами собрались?

Ответы детей. Формулирование темы и цели занятия.


3. Определение задач занятия.


Учитель: - Ребята, перед вами на столах лежат конверты с заданиями. Сформулируйте, какие задачи стоят перед Вами.

Ответы детей. Формулирование задач. (- раскрыть историю создания сказки; - составить словарь устаревших слов, крылатых выражений; - сформулировать «добрым молодцам урок»)


Оля и Игорь: - Это здорово! Это интересно! Можно мы тоже присоединимся к вам?

Учитель: - Конечно, дорогие гости, проходите к ребятам, включайтесь в нашу работу.


II Основная часть.


Учитель: - Задач у нас много. Чтобы их выполнить, необходимо разбиться на пары (по желанию учащихся), выбрать одно из заданий и выполнить его. На подготовку выступления вашей группы 10 – 12 минут. Желаю вам удачи. Приступайте к работе.

Задания к каждой сказке даны в Приложениях

Каждая группа самостоятельно готовит сообщения по трем пунктам:

1. История создания сказки

2. Словарь устаревших слов, крылатые выражения сказки

3. Нравственные уроки сказки


По мере готовности ученики выступают и дополняют газету «По неведомым дорожкам…» полученной информацией.

Учитель: - Оцените свою работу (все было понятно, испытали некоторые затруднения, не совсем справились с заданием, потому что…)


III. Рефлексия.

1. Сценка.

Профессор Николай Александрович подзывает к себе ребят Олю и Игоря.

- Милостивые сударь и сударыня, нам пора возвращаться.

Оля: - Так быстро?

Игорь: - Здесь так интересно! Мы узнали столько нового для себя. Посмотрите, какая удивительная газета получилась.

Оля: - Она, словно мозаика. Одна – большая, а каждый вложил кусочек своего труда.

Профессор: - Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы ещё очень много. Сколько ещё откроют нам эти «неведомые дорожки»… Культурное наследие Пушкина переоценить невозможно. В любом уголке мира знают и почитают нашего великого поэта.

Оля и Игорь: - Спасибо, друзья, за замечательную работу. Нам было очень интересно и познавательно с вами.

Герои занимают места в «машине времени» и покидают класс.


2. Подведение итогов занятия.

Учитель: - Профессор Николай Александрович, Оля и Игорь дали свою оценку нашей встрече. А что думаете вы?


Ребята подводят итог фестивалю презентаций:

- Мне особенно понравилось…;

- Во время занятия я приобрел(а)…;

- Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;

- Я испытывал(а) трудности…;

- Меня удивило…;

- Я приобрел/ я научился…;

- Я почувствовал(а), что…

- У меня получилось…;

- Мне захотелось…


Учитель: Спасибо Вам ребята за работу. Вы замечательно потрудились, показали своё умение работать сообща, вместе; продемонстрировали способности работы с текстом, со словом; умение выступать, презентовать работу команды.

До новых встреч на уроках!

Приложение 1

Задание 1

Прочитайте текст. Найдите информацию только об истории происхождения сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».Оформите рассказ на отдельном листе.


Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении почти всего своего творчества.

Цикл сказок — цикл 1831—1834 гг., начинающийся „Сказкой о царе Салтане“ и завершающийся „Сказкой о золотом петушке“, — занимает совершенно исключительное и особое место в творчестве Пушкина.

Мы знаем, что летом 1831 года в Царском Селе проходило своеобразное поэтическое соревнование: А.С.Пушкин и В.А. Жуковский решили написать по сказке в народном духе. Так появилась “Сказка о царе Салтане” и “Сказка о царе Берендее”. Само же соревнование обернулось литературным спором, в который оказались втянуты многие современники.
Ребята, кто же вышел победителем в этом соревновании? (А.С.Пушкин)

А.С.Пушкин очень широко использовал цвет в своих произведениях. По насыщенности красками сказки занимают одно из первых мест во всей русской литературе. В сказках очень много золота. (“Весь сиял в злате”, “ в чешуе златой”, “злотоглавый город”, “золотой петушок”, “золотая рыбка”, яблочко “румяно-золотисто” и т.д.)

В самом произведении использовались персонажи, заимствованные из народных сказок. Такие например, как волшебный образ царевны Лебеди, имеющий отклик в образе Василисы Премудрой.

Очень любопытно, что ни в одном из этих источников, как ни в одной пушкинской записи, нет образа царевны Лебеди. Этот образ отсутствует обычно и в русских фольклорных редакциях данного сюжета. Образ царевны Лебеди изобретен Пушкиным и что в создании его отразилось личное чувство Пушкина к жене. 

В 1831 году работа над «Сказкой о царе Салтане» была завершена.

Бабушка поэта и его няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русским народным творчеством. Она рассказывала маленькому Саше сказки, пела колыбельные песни. Они запомнились ему на всю жизнь.

При написании «Сказки о царе Салтане» Пушкин и обратился к своим заметкам, сделанным в ссылке. В основе сказки, вне сомнения, лежало древнее предание, повествовавшее об островном государстве, состоявшем из города-крепости, которое охранялось береговой стражей и вело международную торговлю.

Очень труден вопрос об источниках „Сказки о царе Салтане“.



Задание 1

Прочитайте текст. Найдите информацию только об истории происхождения сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Оформите рассказ на отдельном листе.



Пушкин Александр Сергеевич (1799 — 1837), поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.

С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин жил в ссылке в псковском имении своих родителей селе Михайловском, где жила его няня.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок Пушкин использует потом при создании своих литературных сказок.

В 1829-1834 годах Пушкин создал пять сказок: Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказку о рыбаке и рыбке, Сказку о золотом петушке, Сказку о царе Салтане и Сказку о попе и о работнике его Балде.

Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».

Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.

Прошли годы, Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихотворений о свободе, любви, дружбе, о природе.



Задание 1

Прочитайте текст. Найдите информацию только об истории происхождения сказки А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке». Оформите рассказ на отдельном листе.

Новый период фольклорного творчества начинается в 1831 г. В 1831 г. Пушкин пишет „Сказку о царе Салтане“ и „Сказку о попе и работнике его Балде“, в 1833 г. — „Сказку о рыбаке и рыбке“ и „Сказку о мертвой царевне“, в 1834 г. — „Сказку о золотом петушке“.

Как учат нас сказки Пушкина, героев каждой из них обогащают определенные радости, подстерегают определенные опасности, им приуготовлено конкретное будущее и конкретное отношение со стороны людей.

В 1834 году Александр Сергеевич Пушкин написал в Болдине свою последнюю сказку – «Сказка о золотом петушке». Она была впервые опубликована в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения» с цензурными купюрами. Источником сюжета послужила новелла «Легенда об арабском звездочёте» из книги «Сказки Альгамбры» В. Ирвинга, опубликованная в Лондоне в 1832 году.

С 1830 по 1834 г. Пушкиным было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной.

На сегодняшний день в пушкиноведении не сложилось единого, общепринятого представления об авторском замысле и художественном смысле «Сказки о золотом петушке».

Царь Дадон, владения которого периодически подвергаются неожиданным набегам недругов, за обещание исполнить любое желание, получает от мудреца-звездочёта золотого петушка, который затем исправно сообщает о приближении неприятеля.

А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года.  Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, читал по-французски, но особая любовь у него была к русской речи.



Задание 1

Прочитайте текст. Найдите информацию только об истории происхождения сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Оформите рассказ на отдельном листе.

  В 1829-1834 годах Пушкин создал пять сказок: Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказку о рыбаке и рыбке, Сказку о золотом петушке, Сказку о царе Салтане и Сказку о попе и о работнике его Балде.

Как появилась “Сказка о рыбаке и рыбке”?

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Прадедом поэта по матери был африканец Абрам Петрович Ганнибал, являвшийся воспитанником и слугой царя Петра I.
Очень долго эту сказку считали “самой народной” у Пушкина. Многие думали, что Александр Сергеевич заимствовал ее сюжет из фольклора, обработал и “возвратил народу алмаз в форме бриллианта чистейшей воды”. Но среди русских сказок нет сюжета, аналогичного пушкинскому! В народных сказках желания исполняют чудесное дерево, святой, живущий на дереве, птичка-дрозд, коток - золотой лобок. Завершается сюжет всегда превращением старика и старухи в зверей – медведей, свиней; быка и свинью. И ни в одной сказке нет ни рыбки, ни моря.

В семье, кроме Александра Сергеевича было еще несколько детей- сын Лев и дочь Ольга. С 1805 по 1810 год Пушкин проводил много времени (особенно летом) у своей бабушки в подмосковном селе Захарове.

Пушкинская же сказка близка к европейской традиции, всего более – к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм о рыбе камбале.

Как и у братьев Гримм, у Пушкина желание исполняет рыбка, сохраняется последовательность желаний. Однако русский поэт отступает от европейского источника. Он различает характеры старика и старухи – одну делает властной и жестокой, другого покорным (а у братьев Гримм старик и старуха вместе пользовались благами, полученными от рыбки). Изменив сюжет, Пушкин придает сказке русский, а не европейский колорит.

В 1811 году Пушкин учился в Царскосельском Лицее.

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения»



Задание 1

Прочитайте текст. Найдите информацию только об истории происхождения сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Оформите рассказ на отдельном листе.

Среди записей сказок, сделанных самим Пушкиным, находится и запись «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Это когда-то лично слышанная Пушкиным сказка и послужила непосредственным источником для поэтической обработки. В 1829-1834 годах Пушкин создал пять сказок: Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказку о рыбаке и рыбке, Сказку о золотом петушке, Сказку о царе Салтане и Сказку о попе и о работнике его Балде.

Главным источником были сказки сборника Братьев Гримм, и только в незначительной части он воспользовался своей собственной записью.

«Сказка о мертвой царевне» была написана Пушкиным вскоре же после «Сказки о рыбаке и рыбке» осенью 1833 г., напечатана в 1834 г.

Сюжет „Мертвой царевны“ был известен Пушкину не только по сказке Братьев Гримм   «Белоснежка»  и собственной записи, но и по имевшемуся в его библиотеке сборнику сказок.   

Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.

  Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так...

В своей Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкин почти ничего не выдумал — он использовал мотивы фольклора, главным образом русской сказки, записанной имении в Михайловском со слов Арины Родионовны.

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» поэт просто и трогательно рассказывает историю царевны и ее мачехи — царицы. Хотя героиня сказки не простая девушка, а царская дочь, ей тоже пришлось перенести много горя, как и всем героиням народных сказок, которые остались без матери.



Приложение 2

Задание 2


Составьте из данного материала «Словарь устаревших слов», относящихся к «Сказке о попе и работнике его Балде».



Авось- в надежде на случайную удачу.

« Да понадеялся он на русский авось».


Аршин, -а. Старинная мера длины ( 0,71м).

«Сына бог им дал в аршин».


Баять,- ю, - ешь. Говорить, рассказывать.

«Правду ль бают или лгут,

Чуда я не вижу тут».


Враженок,- а. Уменьш. от враг, неприятель.

«Задам тебе, враженок, задачу».


Верста,- ы. Старинная русская мера длины (1,06 км.).

«Кобылу подыми-тка ты,

Да неси ее полверсты».


Ветхий,- ая. Разрушающийся, негодный от старости, дряхлый.

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года».


Грамота, -ы. Документ, письмо.

«И в суму его пустую

Суют грамоту другую».


Дозор, -а. Обход для осмотра.

«Чтобы остров тот хранить // И дозором обходить


Д ьяк,- а, м. р. На Руси должностное лицо в государственных учреждениях.

«И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть».


Зыбь,-и, ж. р. Лёгкая рябь на водной поверхности.

«Бьется лебедь средь зыбей».


Корчить- чу, чишь. Сводить судорогой.

«Да вот веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить».


Колесница,- ы, ж. р. Большой колёсный экипаж.

«Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей».

Курган,-а, м. р. Древний могильный холм.

«Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон».


Невод,- а, м. р. Большая углублённая сеть.

«Старик ловил неводом рыбу».


Откуп, -а. Плата за освобождение себя от чего то.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп».


Недоимка- ж. р. Неуплаченный в срок налог.

« Лучшего б не надобно дохода,

Да есть на них недоимки за три года».


Оброк- а, м. Денежный сбор с крестьян.

« Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти».


Оторопеть, -ешь. Недоумевать, испугаться, прийти в замешательство.

Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел…


О чи,-ей. Глаза.

«Вот открыл царевич очи…

И дивясь, перед собой

Видит город он большой».


Палата, - ы, ж. р. Большое богатое здание.

«Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце»


Повадлив, -а, повадливый. Склонный к чему-либо (чаще нежелательному, плохому).

Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости повадлив.


Подворье,- я, ср. р. Двор, хозяйство при доме.

«Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердие и проворье».


Проворье, -я, ср. Проворность, ловкость, расторопность.


Полба,- ы, ж. р. 1. Злак пшеницы. 2.Пшеничная каша.

« Есть же мне давай вареную полбу»



Задание 2


Составьте из данного материала «Словарь устаревших слов», относящихся к «Сказке о мертвой царевне …».



Аль ( али). - простореч. Или.

« Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?»


Авось- в надежде на случайную удачу.

« Да понадеялся он на русский авось».


Булат- а, м. Старинная узорчатая сталь для клинков; стальной меч, клинок.


Бунтовать,- ешь. Поднимать бунт, выражать недовольство.

«Опять моя старуха бунтует».


Воротиться,-чусь, -ишься. Вернуться.

«Издалече наконец // Воротился царь-отец».


Горница,- ы, ж. р. Чистая половина избы у крестьян, в основном на 2 этаже.

«Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице…»


Дозор, -а. Обход для осмотра.

«Чтобы остров тот хранить // И дозором обходить».


Издалеча- нар. Издалека.

« Издалече наконец воротился

Воротился царь-отец».


Колесница,- ы, ж. р. Большой колёсный экипаж.

«Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей».


Курган,-а, м. р. Древний могильный холм.

«Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана

Не встречает царь Дадон».


Ломливый,- ая, ломлива. Та, которая любит кривляться, поясничать , не имея на это причину.

«Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива».


Отрекаться,-юсь, -ешься. Отказываться.

«От зеленого вина

Отрекалася она».


Перст, м. р. То же, что и палец.

«И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами».


Побоище,- а, ср. р. Битва с большими жертвами.

«Ни побоища, ни стана…

Не встречает царь Дадон».


Подбочась. - Выпрямиться, подперев бока руками.

«И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь».


Рогатка,-и, ж. р. Деревянный ошейник с гвоздями, мог быть использован для наказания.

«………. . Царица злая,

Ей рогаткой угрожая,

Приказала иль не жить,

Иль царевну погубить».


Чернавка,- и, ж. р. Служанка, занятая грязной работой.

«Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела…»


Сенная(девушка)- ж. р. Прислуга в барском доме.

«Позвала к себе Чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей».


Трезвонить,- ишь. Распускать слухи.

«И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала».


Усач,- а, м. р. Человек, который носит усы.

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей».


Чинить, -ю, - ишь. Устраивать.

«Лишь ее похоронили,

Свадьбу тотчас учинили».


Задание 2.


Составьте из данного материала «Словарь устаревших слов», относящихся к «Сказке о золотой рыбке».



Белена,- ы, ж. Ядовитое травянистое растение.

«Что ты, баба, белены объелась?»


Бранить,-ю,-ишь. Выражать своё недовольство в грубых словах.

«Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!»


Бунтовать,- ешь. Поднимать бунт, выражать недовольство.

«Опять моя старуха бунтует».


Брань, -и, ж. Война, битва. Прил. Бранный - военный, боевой.

«Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны

Иль набега силы бранной…»


Ветхий,- ая. Разрушающийся, негодный от старости, дряхлый.

«Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года».


Верста,- ы. Старинная русская мера длины (1,06 км.).

«Кобылу подыми-тка ты,

Да неси ее полверсты».


Взашей - наречие. Выгонять, толкая в шею.

«Подбежали бояре и дворяне,

Старика взашеи затолкали».


Вздуриться,- ишься. Начать поступать неразумно.

«Еще пуще старуха вздурилась»


Гонец- м. р. В старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочными известиями.

«Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца».


Душегрейка,- и, ж. р. Женская тёплая кофта без рукавов.

«На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке».


Землянка,- и,ж.р. Углубление в земле для житья.

«Жили они в ветхой землянке…»


Зыбь,-и, ж. р. Лёгкая рябь на водной поверхности.

«Бьется лебедь средь зыбей».


Казна,-ы, ж. р. Деньги, имущество, принадлежащее государству.

«Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский».


Кликать,- ешь. Звать.

«Стал он кликать золотую рыбку»


Латы, лат. Металлическая доспехи, броня.

«Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат».


Невод,- а, м. р. Большая углублённая сеть.

«Старик ловил неводом рыбу»


Откуп, -а. Плата за освобождение себя от чего то.

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп».


Оброк- а, м. Денежный сбор с крестьян.

« Слушай: платить обязались черти

Мне оброк по самой моей смерти».


Побоище,- а, ср. р. Битва с большими жертвами.

«Ни побоища, ни стана…

Не встречает царь Дадон».


Светёлка,-и, ж. р. Небольшая комната, обычно в верхней части дома.

«Перед ним изба со светелкой».


Смиловаться, - ешься. Проявить милосердие, сжалиться.

« Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою».


Сочельник, -а, м. Канун церковного праздника Рождества, а также Крещения.

« Вот в Сочельник самый, в ночь

Бог дает царице дочь».


Толокно,- а, с.р. Мука из поджаренно овса.

« Жил-был поп, //Толоконный лоб».


Удалец,- а,м. р. Храбрый человек.

«И за ними во дворец

Полетел наш удалец».


Чупрун,- а,м. р. Спускающаяся на лоб часть волос, чуб.

«Она бьет их, за чупрун таскает».



Задание 2.


Составьте из данного материала «Словарь устаревших слов, относящихся к «Сказке о царе Салтане …».



Аршин, -а. Старинная мера длины ( 0,71м).

«Сына бог им дал в аршин»


Белена,- ы, ж. Ядовитое травянистое растение.

«Что ты, баба, белены объелась?»


Боярин, -а, м. Крупный землевладелец, принадлежащий к высшим слоям общества.

«Царь велел своим боярам,

Времени не тратя даром,

И царицу, и приплод

Тайно бросить в бездну вод».


Брег,-а, (устар.), то же, что и берег.

«И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря».


Венчать, -ешь. Возлагать венец, присваивать высокое звание.

«И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашают над собой».


Гонец- м. р. В старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочными известиями.

«Шлет с письмом она гонца,

Чтоб обрадовать отца».


Горница,- ы, ж. р. Чистая половина избы у крестьян, в основном на 2 этаже.

«Дверь тихонько отворилась,

И царевна очутилась

В светлой горнице…»


Грамота, -ы. Документ, письмо.

«И в суму его пустую

Суют грамоту другую».


Диво,- а,ср. р. То,что вызывает удивление.

« Где-то есть …

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка».


Дозор, -а. Обход для осмотра.

«Чтобы остров тот хранить //

И дозором обходить».


Душегрейка,- и, ж. р. Женская тёплая кофта без рукавов.

«На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке».


Дьяк,- а, м. р. На Руси должностное лицо в государственных учреждениях.

«И приставлен дьяк приказный

Строгий счет орехам весть».


Зыбь,-и, ж. р. Лёгкая рябь на водной поверхности.

«Бьется лебедь средь зыбей».


Кликать,- ешь. Звать.

«Стал он кликать золотую рыбку».


Князь, -я. Предводитель войска и правитель области, удела.

«В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон».


Колесница,- ы, ж. р. Большой колёсный экипаж.

«Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей».


Лихо,- а, ср. р. То же, что и зло.

« Смотрит-видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней».


Молвить, -ю, -ишь. Говорить.

«Кабы я была царица,-

Третья молвила девица...»


Отсель, нареч. Отсюда.

«Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель».


Очи,-ей. Глаза.

«Вот открыл царевич очи…

И дивясь, перед собой

Видит город он большой».


Палата, - ы, ж. р. Большое богатое здание .

«Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце»



Задание 2


Составьте из данного материала «Словарь устаревших слов», относящихся к «Сказке о золотом петушке»



Авось- в надежде на случайную удачу.

«Да понадеялся он на русский авось».


Брань, -и, ж. Война, битва. (прил. Бранный - военный, боевой)

«Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны

Иль набега силы бранной…»


Булат- а, м. Старинная узорчатая сталь для клинков; стальной меч, клинок.


Бунтовать,- ешь. Поднимать бунт, выражать недовольство.

«Опять моя старуха бунтует».


Воевода,- ы, м. Начальник войска.

«Воеводы не дремали.

Но никак не успевали…»


Выдь - повел.накл. от глагола выйти.

«Кто же? Выдь и покажися…»


Дерзить,-ишь. Говорить непочтительно, перечить, возражать.

«Не дерзнул поперек слова молвить».


Дозор, -а. Обход для осмотра.

«Чтобы остров тот хранить

И дозором обходить».


Казна,-ы, ж. р. Деньги, имущество, принадлежащее государству.

«Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский».


Колесница,- ы, ж. р. Большой колёсный экипаж.

«Все бегут за колесницей,

За Дадоном и царицей».


Латы, лат. Металлическая доспехи, броня.

«Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат».

Мурава,- ы, ж. р. Молодая трава.

«Бродят кони их средь луга,

По притоптанной траве,

По кровавой мураве».


Отрекаться,-юсь, -ешься. Отказываться.

«От зеленого вина

Отрекалася она».


Отсель, нареч. Отсюда.

«Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель».


Побоище,- а, ср. р. Битва с большими жертвами.

«Ни побоища, ни стана…

Не встречает царь Дадон».


Пожаловать, -ю, -ешь. Наградить.


Рать,- и, ж. р. 1. Войско. 2. Битва, война. // прил. ратный: боевой, военный.

«Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел».


Спуд, -а, м. р. Тайник, хранилище сосуд, ведро.

«Девки сыплют изумруд

В кладовые, да под спуд».


Стан,-а, м. р. Лагерь, место стоянки войска.

«Ни побоища, ни стана…


Супостат- м. р. Противник, недруг.


Удел,-а, м. Земли, принадлежащие царской семье.

«Да спокойно в свой удел

Через море полетел».


Честной, - ая. Почтенный, уважаемый.

«А потом честные гости…»


Шатёр, -а, м.р. Большая палатка, крытая тканью, коврами.

«И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер»


Шелом,-а, м. р. Шлем, старинный металлический воинский головной убор, защищиющий от ударов и стрел.

«Без шеломов и без лат

Оба мертвые лежат».


Яство,- а, ср. р. Еда, кушанье.

«Там за стол его сажала,

Всяким яством угощала».



Приложение 3

Задание 3


А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Напишите о нравственном уроке произведения «Сказка о царе Салтане …»


Не замышляй недоброго, …


Задание 3


А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Напишите о нравственном уроке произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»


Не задавайся, не проси лишку, а то останешься у разбитого корыта. Судьба наказывает того, кто…


Задание 3


А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Напишите о нравственном уроке произведения «Сказка о мертвой царевне …»


Если хочешь спасти дорогого человека, …


Задание 3


А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Напишите о нравственном уроке произведения «Сказка о золотом петушке»


Нельзя достичь успехов «лежа на боку» …


Задание 3


А. С. Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Напишите о нравственном уроке произведения «Сказка о попе и работнике его Балде»


Хитрость и жадность к добру не приведут, а помогут …






26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!