СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориенированный подход в преподавании математики

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентности подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориенированный подход в преподавании математики»

«Компетентностный подход как основа преподавания математики»  преподаватель: Старикова С.В.

«Компетентностный подход как основа преподавания математики»

преподаватель: Старикова С.В.

Главным условием реализации ФГОСов третьего поколения является формирование компетенций

Главным условием реализации ФГОСов третьего поколения является формирование компетенций

Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность учебы и добиться значительного повышения профессионализма?

Закономерно возникает вопрос: как изменить систему обучения специалистов, чтобы резко повысить эффективность учебы и добиться значительного повышения профессионализма?

Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
  • Компетентностный подход предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии:

Для реализации компетентностного подхода в обучении математики учителя на уроках применяют различные педагогические технологии:

    В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности.

    В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности.

    компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы – новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения.  - излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.  -предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.  -ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.  -даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)  -даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.

    компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера

    Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению

    Для создания проблемной ситуации я использую различные методы и приёмы

    • – новый учебный материал представляю в противоречии с предыдущей темой и предлагаю найти способ его разрешения.
    • - излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекаю к высказываниям личного мнения учащихся и предлагаю в практической деятельности выбрать правильное решение.
    • -предлагаю классу рассмотреть определённые явления с позиций имеющихся знаний, побуждая к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов, умению делать выводы в создавшейся ситуации.
    • -ставлю конкретные вопросы, требующие обобщения, логики рассуждения, обоснования.
    • -даю проблемные теоретические и практические задания исследовательского характера (для учащихся с продуктивным мышлением)
    • -даю задания с заведомо допущенными ошибками по исходным данным.
     Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.  Задачи из практики работы в швейной мастерской. Проем в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см? Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.

    Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.

    Задачи из практики работы в швейной мастерской.

    • Проем в окне имеет высоту 2 м 26 см и ширину 1 м 48 см. Сколько потребуется ткани шириной 85 см для занавески, закрывающей весь проем окна, если на подшивку одного конца занавески требуется 2 см, на продольный шов по 1 см от полосы и на закрытие стен по краям проема 10 см?
    • Окружность груди 96 см для построения чертежа выкройки необходимо найти чему равна четверть полуокружности груди.
    Задачи из практики работы с картоном и жестью. Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см? Сколько коробок без крышек размером 220 мм Ч 105 мм Ч 35 мм можно сделать из картона размером 100 см Ч 70 см?

    Задачи из практики работы с картоном и жестью.

    • Каких размеров потребуется лист картона для изготовления коробки без крышки длиной 19 см, шириной 12 см и высотой 3 см?
    • Сколько коробок без крышек размером 220 мм Ч 105 мм Ч 35 мм можно сделать из картона размером 100 см Ч 70 см?
    Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю четвертый год.Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить студентов получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
    • Оптимальным для меня представился второй путь и над этим я работаю четвертый год.Математика + информатика + ИКТ = учебный проект. Такую формулу я пытаюсь воплотить на своих уроках. При изучении математики учащиеся осваивают инструмент для познания мира и человека, на информатике – умение применять ИКТ для обработки, передачи, хранения информации, а получаемый учебный проект и есть цель образования: научить студентов получать знания, научить работать и зарабатывать на жизнь (компетенции), научить жить (бытие), научить жить вместе.
     Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает студенту прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.

    Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает студенту прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации.

    Сближение теории и практики даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика выигрывает, сама наука развивается под влиянием её.  Чебышев П.Л. Однако в школьных учебниках математики таких задач почти нет. В методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко.  Методик использования таких задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно.  Поэтому я столкнулась с проблемой необходимости составления практико-ориентированных задач и определения их места на уроках математики и внеклассных мероприятиях.

    Сближение теории и практики даёт самые благотворные результаты, и не одна только практика выигрывает, сама наука развивается под влиянием её. Чебышев П.Л.

    Однако в школьных учебниках математики таких задач почти нет. В методических пособиях практико-ориентированные задачи встречаются редко.

    Методик использования таких задач и их составления при обучении математике разработано недостаточно.

    Поэтому я столкнулась с проблемой необходимости составления практико-ориентированных задач и определения их места на уроках математики и внеклассных мероприятиях.

    Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе

    Диагностировать компетентность ученика можно и с помощью проверочных и контрольных работ и тестов, подбирая соответствующие задания, но не все виды компетенций могут быть правильно оценены только по результатам таких работ. Например, трудно определить коммуникативную компетентность ученика по результатам индивидуальной работы, учитывая, что данный вид компетенции включает в себя навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе

    • 1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 279 с.
    • 2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.
    • 3. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. – М.: ЦПРУ «Развитие личности», 1998. – 360 с.
    • 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: Интор, 1996. – 544 с.
    • 5. Далингер В.А. Системно-деятельностный подход к обучению математике // Наука и эпоха: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2011. – С. 230–243.
    • 6. Далингер В.А. Компетентностный подход и образовательные стандарты общего образования // Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография / под ред. О.И. Кирикова. – Книга 2. – Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2009. – С. 7–18.
    • 7. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: учеб. пособие. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 256 с.
    • 8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М., 2008. – 21 с.
    • 9. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 342 с.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!