СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практико-ориентированный проект "Духовно-нравственное здоровье учителя как основа его профессиональной культуры"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практико-ориентированный проект в помощь педагогам для осмысления духовно-нравственного здоровья учителя и его поддержания в норме

Просмотр содержимого документа
«Практико-ориентированный проект "Духовно-нравственное здоровье учителя как основа его профессиональной культуры"»

Министерство образования Московской области



Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Практико-ориентированный проект

"Духовно-нравственное здоровье учителя как основа его профессиональной культуры"



Выполнила:

Шабаева Елена Викторовна

МОУ СОШ № 16 г. о. Орехово-Зуево

учитель английского языка



Научный руководитель:

к.п.н. Куприянова Светлана Анатольевна











Москва, 2012 г.



Содержание.

Введение.

1.Педагогическая культура и ее компоненты.

2.Аксиологический компонент профессиональной культуры учителя. Его содержание.

3. Духовно-нравственное здоровье. Способы его поддержания.


Заключение

Список литературы






















Введение.

В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание духовности и нравственности, как основы жизнеспособности общества и государства, преемственности поколений.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка. В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

В педагогике уже доказанным является факт, что лучшее воспитание - это , прежде всего, воспитание личным примером. Пример является моделью выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образцом ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Весь учебный процесс, внеучебная и внешкольная деятельность принизаны примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах де­монстрируется устремлённость людей к вершинам духа, пер­сонифицируются, наполняются конкретным жизненным со­держанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Именно поэтому, в рамках духовно-нравственного воспитания школьников, как одной из основных целей образования, едва ли не первостепенным встает вопрос о духовно-нравственном здоровье педагога как основы его профессиональной культуры.



































1. Педагогическая культура и ее компоненты.

Впервые понятие "педагогическая культура" было сформулировано В.А. Сухомлинским в книге "Сердце отдаю Детям", где наиболее важной чертой учителя он называл привязанность к детям, а также эмоциональную культуру учителя, которая проявляется в его общении с учеником.

С началом разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А.В.Барабанщиков, В.Л.Бенин, Е.В.Бондаревская, Н.Д.Никандров, В. А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам: методологическому (В.А. Сластенин, В.В.Краевский, А.Н.Ходусов); гуманитарному (Г.И.Гайсина, Е.Н. Шиянов); этно-педагогическому (В.А. Николаев, В.К. Шаповалов); политехническому (В. А.

Комелина, В.Д. Симоненко); историко-педагогическому (А. К. Колесова, З.И. Равкин); нравственно-эстетическому (Е. Н. Богданов, Н. Б. Крылова); коммуникативному (В.С. Грехнев, Ш.А. Магомедов, А.В. Мудрик); технологическому (М.М. Левина, Н.Г. Руденко); духовному (Е.И. Артамонова, Н.Е. Щуркова, Е. Г. Силяева); физическому (М. Я. Виленский). В работах данных авторов педагогическая культура понимается как важная часть общей культуры учителя , выражаясь в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

В целом длительное время под «педагогической культурой» подразумевалась совокупность норм, правил поведения; проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства; педагогическая грамотность, образованность. Обыденное понимание педагогической культуры, таким образом, затрагивало в основном ее воспитательную функцию, направленную и формирование качеств личности, на оценку и регуляцию поведения.

В работах 1980 - 1990 г. Е.Б. Гармаш, Т.В. Ивановой, Т.Ф. Рязановой и др. содержание профессионально-педагогической культуры

раскрывается как система индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. Педагогическая культура представлена как интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности преподавателя и цель профессионального самосовершенствования.

Таким образом педагогическая культура, являясь системным образованием, включает в себя ряд структурно-функциональных компонентов.

Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры – это совокупность педагогических ценностей.

Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности преподавателя. Ценности педагогической культуры осваиваются и создаются личностью в процессе деятельности, что подтверждает факт неразрывной связи культуры и деятельности.

Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры подразумевает механизм овладения ею и ее воплощения в творческом акте. Процесс присвоения преподавателем педагогических ценностей происходит на личностно-творческом уровне. Осваивая ценности педагогической культуры, преподаватель может преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его научно-педагогической деятельности.

В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е., воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.

Данные структурные компоненты специфически преломляются в функциональных компонентах: гносеологическом, гуманистическом, коммуникативном, образовательном, воспитательном, нормативном и информационном, образуя систему профессионально-педагогической культуры.




2. Аксиологический компонент профессиональной культуры учителя. Его содержание.

В рамках данной работы особое внимание хотелось бы уделить аксеологическому компоненту профессиональной культуры педагога. Основным направлением воспитательной деятельности учителя является воспитание нравственной культуры личности, и результат работы учителя в данном направлении напрямую зависит от тех педагогических ценностей, которые есть у преподавателя.

Основными составляющими аксиологического компонента культуры учителя являются его нравственные ценности, нравственное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность педагога и его нравственное воспитание.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно - нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Принцип  социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно - нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. От учителя требуется наличие особого такта, творчества, выдержанности и общей культуры. Учитель обязан осознавать свою особую роль в обществе. Специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьма хрупким, динамичным "объектом воздействия" — с ребенком, подростком. Отсюда повышенная деликатность, повышенная тактичность, повышенная ответственность.

Одним из элементов нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в действительности– он должен иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.

Этические знания и нравственные взгляды становятся убеждениями личности в процессе социальной практики и под воздействием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде очень важную роль играет взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые должны строиться на основе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными проблемами морали, критериями моральной оценки, раскрывает возможности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.д.

Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не только формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.

Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, среди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных обстоятельств ситуации, условия её возникновения; необходимость выбрать лучший вид поступка в соответствии с нравственно-педагогической нормой.

Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр» учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.



3. Духовно-нравственное здоровье. Способы его поддержания.


Каждый человек, делая свой выбор в пользу педагогической профессии должен четко осознавать, что воспитание других - это, прежде всего, постоянная работа над собой. Для того, чтобы воспитать высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, укорененного в духовных и культурных традициях своего народа, учитель прежде сам должен стать таковым и не формально, а искренне и всерьез. Иначе, дети сразу почувствуют фальшь и подобное действо станет скорее похоже на фарс, чем на воспитательный процесс. Хочешь, чтобы тебе поверили - поверь в себя сам, хочешь воспитать духовно-нравственную личность - стань таковым! Ведь в этом долгом, непростом пути становления личности учитель может помочь ребенку только в том случае, если он уже прошел этот нелегкий путь сам и до сих пор продолжает работать над собой.

Вне зависимости от возраста и накопленного жизненного опыта учитель должен продолжать развивать свое духовно-нравственное начало:

- быть способным организовать свою деятельность, уметь пользоваться информационными источниками,

- владеть опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней,

- обладать основами коммуникативной культуры,

- быть любознательным, интересующимся, активно познающим мир,

- любить свой край и свою Родину,

- выполнять правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость поддерживать и развивать в себе данные качества, а не только учить этому детей.

Исходя из личного опыта, могу отметить, что я и мои коллеги в школе стараемся планировать каникулярное время так, чтобы была возможность вместе ездить на экскурсии в музеи, храмы, на выставки, посещать исторические и святые места, лекции и курсы, тематика которых включает в себя не только вопросы педагогики и методики, но и духовно-нравственных аспектов личности.

Поскольку духовно-нравственное здоровье человека предполагает не только сформированность у него определенного рода мировоззрения и отношения к окружающему миру, но и способности противостоять различного рода жизненным трудностям, мы часто делимся с коллегами опытом использования различных методик релаксации; кроме того, во время длительных педсоветов мы устраиваем "минуты отдыха", которые проводит наш школьный психолог, или сами проводим занимательные занятия, которые помогают нам одновременно раскрепоститься и по-детски увлечься одной из предложенных тем или технологий.

Однако, у нас не всегда есть возможность поддержать друг друга в трудную минуту и в подобные моменты способность учителя самостоятельно "вернуть себя в норму" или "настроиться на нужный лад" является крайне необходимой. К сожалению, порой расслабляющей музыки, рыбок в аквариуме или шума прибоя не бывает достаточно, и тут на помощь приходит техника саморелаксации.

Это помогает расслабиться, прийти в себя. Даже 15 минут в перерыве между уроками достаточно, чтобы устроить себе физическую и эмоциональную разгрузку, настроиться на рабочий лад.

Заключение.

Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба. И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой как она сама. Проведешь один раз черной палочкой - всю душу замараешь...

М. Юхма


Основной целью воспитания является постепенное понимание ребенком окружающего мира. В процессе формирования мировосприятия у учащихся очень важно обращать внимание на состояние души, духовно-нравственное состояние детей. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят ко вступлению во "взрослую" жизнь, привьет им оптимистическое восприятие жизни, добавит желание сделать жизнь еще лучше. Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им самого себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Учитель как человек для которого открывается дверь в храм детской души должен быть сам максимально "чистым", открытым, искренним и доброжелательным и не для того, чтобы сделать значительный вклад в развитие этого человека, а самое главное для того, чтобы там ничего не разрушить. Именно поэтому учитель должен постоянно работать над собой , не только в плане расширения своего духовно-нравственного познания, но также освоения методики регуляции своего эмоционального состояния.

Учитель должен быть всегда готов к тому, чтобы выслушать, посоветовать, помочь учащемуся, но для этого ему самому нужно уметь справляться с жизненными проблемами и сложностями, используя различные методики.


Список литературы.


1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России»

М. «Просвещение» 2009г

3. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога.- Санкт-Петербург.: Просвещение, 2004.- 158 с.

4. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. – 1995. - №2

5. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические произведения. – М.: АПИ,

1952.

6. Е.И. Артамонова вице-президент МАНПО, г. Москва

Доклад «Духовность учителя и уровни его духовной культуры»

7. Зарецкая И.И. Профессиональная культура педагога: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: АПКиППРО, 2005.

8. Исаев И.В. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед.спец./ И.Ф.Исаев.- 2-е изд.- М.: Академия, 2004.- 207 с.

9. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства. – М.: Просвещение,2006.

10. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов

обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х

книгах/ Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых.- Брянск.: Изд-во

Брянского государственного университета, 2003.- Кн.1- 174 с.



Приложение 1.


Релаксационная гимнастика.


Исходное положение "Поза кучера".

Сесть на 2\3 стула , ноги в коленях образуют прямой угол, ступни параллельно на расстоянии 10-15 см, колени не сомкнуты, предплечья рук лежат на бедрах, кисти свободно свисают вниз, спина образует тот угол наклона, который образуют руки, положенные на колени; голова слегка опущена вниз, глаза закрыты.


Упражнение 1 "Маска".

Мышцы лба расслаблены; все морщины на лбу разлажены, брови расслаблены, веки расслаблены, мышцы щек расслаблены, челюсти разжаты, нижняя челюсть опущена вниз, губы расслаблены, на лице лежит печать глубокого, сладкого сна.


Упражнение 2 "Полный физический покой".

Я расслабляюсь. Полный физический покой. Покой, полный физический покой; я расслабляюсь; мышцы шеи расслаблены, плечи расслаблены, мышцы рук расслаблены, предплечья, кисти рук....; руки кажутся плетями, брошенными на колени, мышцы спины расслаблены, живот расслаблен(круг внимания медленно скользит по телу, проверяя все ли мышечные зажимы убраны, опускается по мышцам ног) ноги расслаблены, расслабляются бедра, раскрепощаются коленные суставы, расслабляются мышцы голени, стопы..., каждый мой мускулы расслаблен и вял; покой, покой, полный покой. (вообразить картину отдыха) Я отдыхаю, мне приятно состояние полного физического покоя.


Упражнение 3 "Полный психический покой"

Полный психический покой. Покой как одеялом окутывает меня. Отдых все мысли ушли, только покой, покой как мягкое одеяло окутывает меня. Я совершенно спокойна полный физический покой.


После этих расслабляющих упражнений вводится программа самовнушения.

Требования к программе: формулы должны быть четкими и лаконичными. Формула не должна содержать отрицательной частицы "не". В тексте должна быть соблюдена цепочка: "хочу, могу, буду, есть".


Выход из состояния релаксации.

идет на счет до 10. Каждый раз увеличивается бодрость голоса: "раз, два - я хорошо отдохнула, три, четыре - тяжесть правой руки прошла; пять, шесть - бодрость во всем теле; семь, восемь - настроение бодрое; девять, десять - открыть глаза и улыбнуться.

С полным вдохом поднять руки со сцепленными пальцами над головой, вывернуть их ладонями вверх, потянуться и через стороны с выдохом опустить вниз. Потягивания проводят 2-3 раза.

Программа самовнушения.


Для оптимизации настроения

Я собрана и уравновешена, у меня приподнятое, радостное настроение; я могу быть активной и бодрой; я активна и бодра. Я хочу (могу, буду) чувствовать энергию и бодрость, я жизнерадостна и полна сил, я - оптимистка.


Для настройки на профессиональный стиль поведения на уроке, преодоления беспокойства, страха.


Я совершенно спокойна, я вхожу в класс уверенно, чувствую себя на уроке свободно и раскованно, владею собой; мой голос звучит ровно, уверенно, я могу хорошо провести урок, настроение бодрое, мне самой интересно на уроке; мне интересно учит ребят, мне есть что рассказать детям, я спокойна и уверенна в себе.






10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!