ГБОУ ВО Академия социального управления
Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия
Практико-значимая работа
Методика составления рабочей программы по курсу истории России (Всеобщей истории)
выполнил: Гусев А.Н. учитель истории МОУ Икшинская СОШ
Научный руководитель:
Москва
2016
Структура проекта
1.Введение…………………………………………………………………........3
2.Основная часть………………………………………………………………4
3.Заключение……………………………………………………………….......7
4.Список литературы …………………………………………………………8
1.Введение
Работа учителя начинается с составления Рабочей программы. Рабочая программа по истории – это документ, в котором раскрывается содержание образования по истории в каждом классе, определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно- этических идей практических знаний и навыков, которым необходимо овладеть учащимся.
2.Основная часть
Основой для разработки рабочих программ по курсу должна быть разработана в соответствии с:
ФЗ № 273 РФ «Об образовании»
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
на основе Основной образовательной программы основного общего образования школы
авторской программой курса
Также необходимо учитывать сколько часов реально, с учетами праздников и каникул возможно провести.
Структура рабочей программы должна быть разработана в соответствии
с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, рассчитанных на весь период изучения данного предмета определенного уровня и рабочих программ учителя для конкретного класса на учебный год по ФГОС» данное положение разрабатывается для каждой конкретной школе
Рабочая программа должна состоять из состоит из 4-х разделов:
пояснительной записки
содержание курса
результаты изучения курса
календарно-тематическое планирование
учебно- методическое и материально- техническое обеспечение
Назначение пояснительной записки в структуре рабочей программы состоит в том, чтобы конкретизировать цели, задачи, планируемые результаты изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми) на учебный год, дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения планируемых результатов, описать средства их достижения.
Основное содержание программы. В этой части рабочей программы приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем курса и перечня дидактических элементов в рамках каждой темы. По каждому разделу (общей теме) указывается количество учебных часов, выделяемых на ее освоение.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса формулируются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего (начального, основного, среднего) образования школы. Планируемые результаты по каждому содержательному разделу программы должны быть представлены в двух блоках: «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
Календарно-тематическое планирование является одним из самых важных компонентов рабочей программы, так как позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым учебным графиком работы школы.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год. Планирование по полугодиям или четвертям (триместрам) нецелесообразно, так как не позволяет спланировать, обеспечить и проконтролировать прохождение обучающимися рабочей программы в полном объеме.
Календарно-тематический план должен содержать информацию о разделах и темах программы, с указанием объема отводимых на их реализацию учебных часов; темы уроков в рамках прохождения тем и разделов программы, темы практикумов и лабораторных уроков; темы уроков контроля результатов усвоения обучающимися программного материала. Поурочное распределение учебного материала осуществляется последовательно. Плановые сроки прохождения учебных тем указываются по календарю текущего года и пропечатываются на весь учебный год понедельно. В каждом отчетном периоде (четверть, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы должен быть соотнесен с классным журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала. В случае их расхождения, учитель обосновывает данный факт и вносит изменения в календарно-тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.
3.Заключение
Наряду с положительными моментами надо отметить и выявленные затруднения педагогов. Это сам процесс перехода от Рабочей программы, составленной в соответствии с требованиями стандарта 2004 года, к Рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Трудно было перестроиться и уйти от старой системы планирования. Учителя жалуются на отсутствие методических рекомендации по составлению Рабочей программы с учетом требований ФГОС ООО в начале учебного года.
Многих смущал большой объем Рабочей программ, особенно составление Пояснительной записки и необходимости указывать в разделе планирования в каждой теме, какие УУД будут формироваться.
Новый стандарт делает упор на индивидуализацию и дифференциацию обучения. В Рабочей программе планирование домашнего задания для разнообразных групп учащихся также вызвало затруднения. Много времени занимает разработка индивидуальных домашних заданий для отдельных групп учащихся: одаренных детей, а также для тех, кто испытывает учебные затруднения. Если задача стандарта – сформировать у любой категории обучающихся чувство успешности, то учителю приходится уже в Рабочей программе обосновать выбор методических разработок, которые он предполагает использовать, аргументировать новый подход, позволяющий решить поставленные задачи и привести к положительным результатам.
4.Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова.- М.: Просвещение, 2015
2. ПОЛОЖЕНИЕ о структуре, порядке разработки и утверждения
рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, рассчитанных на весь период изучения данного предмета определенного уровня и рабочих программ учителя для конкретного класса на учебный год по ФГОС
в МОУ Икшинская СОШ Приказ № 55/1 от 01.09.2014 г.
3. Коротаева Ю.А. Методика составления Рабочей программы-https://multiurok.ru/uak/blog/mietodika-sostavlieniia-rabochiei-proghrammy.html