Практикум № 11. Правоотношения и правонарушения
Задание 26 № 1
Назовите любые три характерных признака правомерного поведения и проиллюстрируйте их примерами.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Признаки правомерного поведения:
1) представляет собой деяние (действие, бездействие). Например, Иван сел в автобус и оплатил проезд;
2) соответствует требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. Например, Иван воспользовался своим правом на налоговый вычет, которое содержится в Налоговом кодексе РФ и вернул часть средств затраченных на платные образовательные услуги;
3) является общественно-полезной формой поведения. Например, население страны "Х" регулярно и в срок платит налоги, что обеспечивает приток средств в бюджет и реализацию государством своих социальных и иных функций в полном объеме.
·
Задание 27 № 2
17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?
Пояснение.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны содержаться следующие позиции:
1) юноша имел право на совершение данной покупки;
2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.
Задание 1 № 3
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Пояснение.
Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением. Виды проступков:
Гражданский проступок − правонарушение, совершенное сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. К числу таких правонарушений принадлежит неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда.
Административный проступок — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде.
Задание 1 № 4
Запишите слово, пропущенное в таблице.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ
ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Порождённые фактами последствия не зависят от воли людей |
Действия | Правовые последствия фактов зависят от воли людей |
Пояснение.
Юридические факты — обстоятельства и поступки, которым закон придает юридическое значение. Юридические факты делятся на две группы: юридические события и юридические действия.
Ответ: события.
Задание 23 № 5
Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.
Прочитайте текст и выполните задания С1—С4
Право и закон
[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.
В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?
Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...
Н.И. Матузов
Пояснение.
Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
В ответе должны быть:
1) приведен термин, который употребляет автор, — «форма выражения права»;
2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;
3) указаны три других источника права:
- правовой обычай;
- судебный прецедент;
- нормативный договор.
Задание 28 № 6
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
— корректность формулировок пунктов плана
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Законодательный процесс – определение.
2) Стадии законодательного процесса:
а) законодательная инициатива;
б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
в) принятие закона и т. д.
3) Правом законодательной инициативы обладают:
а) Президент РФ;
б) члены Совета Федерации;
в) депутаты Государственной Думы и др.
4) Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.
5) Порядок принятия и утверждения закона:
а) принятие закона Государственной Думой;
б) одобрение закона Советом Федерации;
в) подписание закона Президентом РФ.
6) Порядок опубликования и вступления в силу.
Задание 18 № 7
Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ | | ОТРАСЛИ ПРАВА |
A) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе B) установление наследников Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю Д) сдача офиса в аренду частной фирме Е) получение водительского удостоверения | | 1) административное право 2) гражданское право |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
Гражданское право регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения между гражданами. Административное право — это важная отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства.
A) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица — гражданское право.
Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе — административное право.
B) установление наследников — гражданское право.
Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю — административное право.
Д) сдача офиса в аренду частной фирме — гражданское право.
Е) получение водительского удостоверения — административное право.
Ответ: 212121.
Задание 18 № 8
Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ЗАКОНА | | СТАДИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА |
A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта | | 1) законодательная инициатива 2) обсуждение законопроекта |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Пояснение.
A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства — законодательная инициатива.
Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона — законодательная инициатива.
B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте — обсуждение законопроекта.
Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа — обсуждение законопроекта.
Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта — законодательная инициатива.
Ответ: 11221.
Задание 29 № 9
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
С9.6 Правоведение: «Истинные законы покоятся в человеческой природе; кто действует вопреки им, тот испытывает на себе последствия этого» (А. Эйнзидель).