СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум № 11. Правоотношения и правонарушения

Нажмите, чтобы узнать подробности

вмсимсвом

вадаъ

пщшыопавх

илблэажиьбстчота

чы

 

м жмаопщшвр

Просмотр содержимого документа
«Практикум № 11. Правоотношения и правонарушения»

Практикум № 11. Правоотношения и правонарушения

Задание 26 № 1

Назовите любые три характерных признака правомерного поведения и проиллюстрируйте их примерами.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Признаки правомерного поведения:

1) представляет собой деяние (действие, бездействие). Например, Иван сел в автобус и оплатил проезд;

2) соответствует требованиям и дозволениям, содержащимся в нормах права. Например, Иван воспользовался своим правом на налоговый вычет, которое содержится в Налоговом кодексе РФ и вернул часть средств затраченных на платные образовательные услуги;

3) является общественно-полезной формой поведения. Например, население страны "Х" регулярно и в срок платит налоги, что обеспечивает приток средств в бюджет и реализацию государством своих социальных и иных функций в полном объеме.

·

Задание 27 № 2

17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?

Пояснение.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны содержаться следующие позиции:

1) юноша имел право на совершение данной покупки;

2) указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;

3) указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

Задание 1 № 3

Запишите слово, пропущенное в схеме:

Пояснение.

Проступок — действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью. Проступки — обобщённое название видов правонарушений, имеющих меньшую общественную опасность по сравнению с преступлением. Виды проступков:

Гражданский проступок − правонарушение, совершенное сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений. К числу таких правонарушений принадлежит неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда.

Административный проступок — противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие должностного лица, посягающее на личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье и санитарно-биологическое благополучие населения, общественную нравственность, окружающую среду, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общество и государство, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок — противоправное, виновное неисполнение, или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных в законодательстве о труде.

Задание 1 № 4

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

 

ВИДЫ ЮРИ­ДИ­ЧЕ­СКИХ ФАКТОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА

...

Порождённые фак­та­ми последствия не за­ви­сят от воли людей

Действия

Правовые по­след­ствия фактов за­ви­сят от воли людей

Пояснение.

Юридические факты — об­сто­я­тель­ства и поступки, ко­то­рым закон при­да­ет юридическое значение. Юри­ди­че­ские факты де­лят­ся на две группы: юри­ди­че­ские события и юри­ди­че­ские действия.

 

Ответ: события.

Задание 23 № 5

Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреблен в тексте? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три других источника права.


Прочитайте текст и выполните задания С1—С4

 

 

Право и закон

 

[Существует следующее понимание сущности права]: право — это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

 

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) не могут выражать указанные выше идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять — «правовой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи?

 

Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права... их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

 

 

Н.И. Матузов

Пояснение.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть:

1) приведен термин, который употребляет автор, — «форма выражения права»;

2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;

3) указаны три других источника права:

- правовой обычай;

- судебный прецедент;

- нормативный договор.

Задание 28 № 6

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Законодательный процесс в Российской Федерации». План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана

 

 

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Законодательный процесс – определение.

2) Стадии законодательного процесса:

а) законодательная инициатива;

б) рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);

в) принятие закона и т. д.

3) Правом законодательной инициативы обладают:

а) Президент РФ;

б) члены Совета Федерации;

в) депутаты Государственной Думы и др.

4) Порядок рассмотрения и обсуждения законопроекта.

5) Порядок принятия и утверждения закона:

а) принятие закона Государственной Думой;

б) одобрение закона Советом Федерации;

в) подписание закона Президентом РФ.

6) Порядок опубликования и вступления в силу.

Задание 18 № 7

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми правоотношений и ре­гу­ли­ру­ю­щи­ми их от­рас­ля­ми права: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

ОТРАСЛИ ПРАВА

A) воз­ме­ще­ние ущерба за вред, причинённый иму­ще­ству физического лица

Б) взыс­ка­ние штрафа за без­би­лет­ный проезд в автобусе

B) уста­нов­ле­ние наследников

Г) по­да­ча жалобы на долж­ност­ное лицо его ру­ко­во­ди­те­лю

Д) сдача офиса в арен­ду частной фирме

Е) по­лу­че­ние водительского удостоверения

 

1) ад­ми­ни­стра­тив­ное право

2) граж­дан­ское право

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

Пояснение.

Гражданское право ре­гу­ли­ру­ет имущественные от­но­ше­ния и лич­ные неимущественные от­но­ше­ния между гражданами. Административное право — это важ­ная отрасль права (система пра­во­вых норм), ре­гу­ли­ру­ю­щая общественные от­но­ше­ния в сфере управ­лен­че­ской деятельности го­су­дар­ствен­ных органов и долж­ност­ных лиц по ис­пол­не­нию публичных функ­ций государства.

A) воз­ме­ще­ние ущерба за вред, причинённый иму­ще­ству физического лица — граж­дан­ское право.

Б) взыс­ка­ние штрафа за без­би­лет­ный проезд в автобусе — ад­ми­ни­стра­тив­ное право.

B) уста­нов­ле­ние наследников — граж­дан­ское право.

Г) по­да­ча жалобы на долж­ност­ное лицо его ру­ко­во­ди­те­лю — ад­ми­ни­стра­тив­ное право.

Д) сдача офиса в арен­ду частной фирме — граж­дан­ское право.

Е) по­лу­че­ние водительского удостоверения — ад­ми­ни­стра­тив­ное право.

Ответ: 212121.

Задание 18 № 8

Установите со­от­вет­ствие между действиями, на­прав­лен­ны­ми на со­зда­ние закона, и ста­ди­я­ми за­ко­но­твор­че­ско­го процесса, на ко­то­рых эти дей­ствия осуществляются: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ДЕЙСТВИЯ, НА­ПРАВ­ЛЕН­НЫЕ НА СО­ЗДА­НИЕ ЗАКОНА

 

СТАДИИ ЗА­КО­НО­ТВОР­ЧЕ­СКО­ГО ПРОЦЕССА

A) обращение в ор­га­ны пред­ста­ви­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми по со­вер­шен­ство­ва­нию законодательства

Б) воз­буж­де­ние перед за­ко­но­да­тель­ной ин­стан­ци­ей во­про­са об из­ме­не­нии закона

B) заслушивание до­кла­да о вне­сен­ном законопроекте

Г) чте­ния по за­ко­но­про­ек­ту на за­се­да­нии палат пред­ста­ви­тель­но­го органа

Д) вне­се­ние в за­ко­но­да­тель­ную ин­стан­цию го­то­во­го законопроекта

 

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам: 

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

Пояснение.

A) об­ра­ще­ние в ор­га­ны пред­ста­ви­тель­ной го­су­дар­ствен­ной вла­сти с пред­ло­же­ни­я­ми по со­вер­шен­ство­ва­нию за­ко­но­да­тель­ства — за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва.

Б) воз­буж­де­ние перед за­ко­но­да­тель­ной ин­стан­ци­ей во­про­са об из­ме­не­нии за­ко­на — за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва.

B) за­слу­ши­ва­ние до­кла­да о вне­сен­ном за­ко­но­про­ек­те — об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та.

Г) чте­ния по за­ко­но­про­ек­ту на за­се­да­нии палат пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на — об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та.

Д) вне­се­ние в за­ко­но­да­тель­ную ин­стан­цию го­то­во­го за­ко­но­про­ек­та — за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва.

 

Ответ: 11221.

Задание 29 № 9

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их). При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

 

С9.6 Правоведение: «Истинные за­ко­ны покоятся в че­ло­ве­че­ской природе; кто дей­ству­ет вопреки им, тот ис­пы­ты­ва­ет на себе по­след­ствия этого» (А. Эйнзидель).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!