СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для детей-воспитанников ЦПД и их родителей "Семейная иерархия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практикум для детей-воспитанников ЦПД и их родителей "Семейная иерархия"  подходит для совместной работы с детьми и их родителями, а также как отдельная работа с родительской группой.

Просмотр содержимого документа
«Практикум для детей-воспитанников ЦПД и их родителей "Семейная иерархия"»

Практикум для детей-воспитанников ЦПД и их родителей "Семейная иерархия"



Цель: Восстановление детско-родительских отношений и подготовка семьи к дальнейшему возврату ребенка.


Инструментарий: листы бумаги (формат А 4), фломастеры, ластик, «волшебная палочка», фотоаппарат, штатив.


1. Разминка.

Упражнение «Вертушка"

Цель: Формирование положительной мотивации на общение, позитивного отношения к себе и членам группы.

Инструкция: "Вы стоите так, что у каждого из вас есть пара. Вам нужно сказать что-нибудь приятное своему партнеру и пожать друг другу руки. По моей команде, те, кто стоит во внешнем круге, смещаются влево (по часовой стрелке) на одного человека. Задание повторяется в новых парах. И до тех пор, пока вы не вернетесь к тому человеку, с которым вы в паре сейчас" (10 мин.).

Диагностика "Семейный велосипед"

Цель: Диагностика семейной системы участников занятия, формирование представления о необходимости корректировки.

Инструкция: "Нарисуйте велосипед для вашей семьи так, чтобы каждому члену семьи нашлось на нем место".

Обсуждение:

- Всем ли комфортно на выбранном вами месте?

-Кто рулит? Крутит педали? Принимает решение о необходимости движения? Решает куда ехать? Мешает движению?

Интерпретация общая.


2. Основная часть.

Беседа "Семейная иерархия. Причины ее нарушения, последствия для детей"

Цель: информационное обогащение членов группы, формирование условий для активного поиска родителями и детьми причин отклоняющегося поведения детей, совместный поиск путей для коррекции семейной системы".


Игра «Родители и дети»

Цель: взрослым - попытаться понять чувства и переживания детей, детям – чувства и переживания взрослых.

Инструкция: «А сейчас, взмахну волшебной палочкой и поменяю вас местами. Теперь родители превратились в детей, а дети в родителей. Родители, вы очень любите своего ребенка, хотите, чтобы он вырос хорошим человеком, и поэтому даете ему советы, каким ему следует быть (аккуратным, вежливым, послушным…). Дети в роли родителей (по очереди) начинают давать советы родителям (детям). (10 мин.)

Обсуждение чувств, возникших во время выполнения упражнения.


Упражнение "Маг и карлик"

Инструкция: Я хочу рассказать вам одну притчу. Жил на свете великий Маг. Он мог все - раздвигать горы и повелевать ветрами, создавать города и разрушать вселенные, превращать и превращаться во что и в кого угодно. И только одно не мог Великий маг - он не мог заставить своего любимого Карлика перестать шуметь, когда Маг ложится спать.

Сейчас вы разыграете эту притчу. Один из вас станет Великим магом (он сядет на стул). А другой - Карликом (ему нужно изобразить шумящего Карлика).

Магу нужно уговорить Карлика перестать веселиться и шуметь. А карлику нужно активно сопротивляться. Вы можете согласиться с Магом лишь в том случае, если сами захотите этого.

После выполнения упражнения поменяйтесь ролями. На каждый раунд отводится 5 минут.

Обсуждение: Как вы себя чувствовали в роли Мага/Карлика? Когда было комфортнее и почему? Удалось ли Магу заставить Карлика перестать шуметь? Если да, то каким образом, если нет, то почему?

Резюме. Получается, что даже могучий Маг не может заставить Карлика делать то, что он не хочет. И действительно, каждый человек сам выбирает, каким ему быть, как ему поступать. Если мы хотим, чтобы кто-то другой изменился, мы должны учитывать, что тон изменится, только если сам захочет этого, ел и поймет, что ему самому это нужно.


Упражнение «Коридор власти» (пары – родитель и ребенок сидят рядом за столами)

Цель: Структурирование семейной системы, создание условий бесконфликтного решения спорных вопросов со всеми членами семьи.

Инструкция: Вспомните те конфликтные ситуации, которые часто происходили в вашей семье. Давайте поработаем над причинами конфликтов: сейчас ваша задача совместно заполнить коридор власти (Приложение 1) своим содержанием. Постарайтесь сделать систему рабочей для вашей конкретной семьи для дальнейшего использования по возвращении домой. (20 мин.)

Обсуждение упражнения.

- Что в данной методике было труднее всего? Почему?

- Какие сложности возникли при составлении коридора? (10 мин).


3. Завершение группы

Упражнение «Семейная фотография»

Цель: Создание положительного образа семьи, настроя на позитивный путь решения семейных сложностей, формирование положительного опыта внутрисемейного взаимодействия.

Инструкция: Каждому члену семьи хочется видеть в ее структуре что-то свое, особенное, свое место в жизнедеятельности семьи. Поэтому сейчас я прошу одного из членов семьи расставить своих родственников таким образом, чтобы всем членам семьи было комфортно на вашей семейной фотографии. Остальные по очереди, если потребуется, внесите свои изменения в семейный портрет.

Затем каждую семью фотографируем для дальнейшего заполнения книги жизни каждого воспитанника.

Подведение итогов занятия. Обмен чувствами, впечатлениями от занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!